Мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:48, реферат

Краткое описание

Развивающиеся процессы в мировой экономике с конца ХХ и начала ХХ1 веков (в сферах реального сектора, коммуникаций, торговли, движения потоков прямых и портфельных инвестиций и в мировой финансовой системы) обусловливают преобразование мировой хозяйственной системы в единый, целостный организм – мировое хозяйство, которое обладает способностью к саморазвитию, к самовоспроизводству, а также свойством устойчивости.

Файлы: 1 файл

мир хоз. рефер 2.doc

— 247.50 Кб (Скачать)
 
 
 

      Вставка № 7.

 

      Что касается объемов  поставок российской нефти, то, несмотря на ожидаемое увеличение потребности в этом энергоносителе внутри страны, прогнозируется значительный рост экспорта российской нефти к 2006 году, как по I, так и по II варианту (на 22-36% к уровню 2002 года), что будет связано с необходимостью обеспечения притока иностранной валюты в экономику страны, в том числе, и для обслуживания и погашения государственного внешнего долга.

 

      Исходные  базовые условия внешнеэкономической  деятельности в ближайшей и среднесрочной  перспективе являются относительно неблагоприятными для России и характеризуются следующим:

      сохраняющейся нестабильной и вялой мировой  общехозяйственной и товарной конъюнктурой, оказывающей в целом сдерживающее влияние на развитие экспорта;     

      высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров в структуре российского экспорта, что делает экономику страны особенно чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры;

      достижением предельных уровней экспортных поставок в ряде отраслей первичного передела продукции, тогда как экспорт  готовых изделий сдерживается прогрессирующим  старением материально-технической  базы и фактическим свертыванием НИОКР;

      ухудшением  конкурентных позиций России на некоторых традиционных рынках, в частности,  в связи с расширением ЕС, а также ограничений в других странах;

      значительным  увеличением физических объемов  импорта в условиях устойчивого  расширения внутреннего спроса и сдвигом в структуре потребления в сторону увеличения доли импортных товаров и реального удорожания рубля.

      Кроме того, прогнозируемое приращение ВВП  и промышленного производства приведет к расширению внутреннего потребления  экспортируемых сырья и материалов, что в условиях ограниченности ресурсно-производственной базы не позволит значительно увеличить объемы экспортных поставок этой продукции.

      Неизбежное  в условиях продолжения структурных  реформ и роста внешней открытости российской экономики повышение цен на энергоносители, тарифов на продукцию и услуги естественных монополий приведет к росту производственных издержек и снижению ценовой конкурентоспособности широкого круга товаров, прежде всего продукции обрабатывающей промышленности, если не будет проводиться политика энергосбережения.

      В предстоящем периоде в российском экспорте в страны дальнего зарубежья, по-прежнему основную роль будут играть топливно-энергетические товары, химические товары и удобрения, черные и цветные металлы, лесобумажная продукция, а также машинно-технические изделия.

      Что касается объемов поставок российской нефти, то, несмотря на ожидаемое увеличение потребности в этом энергоносителе внутри страны, прогнозируется значительный рост экспорта российской нефти к 2006 году на 22-36% к уровню 2002 года, что будет связано с необходимостью обеспечения притока иностранной валюты в экономику страны, в том числе, и для обслуживания и погашения государственного внешнего долга.

      Ситуация  на мировом рынке нефтепродуктов в целом отражает конъюнктуру рынка сырой нефти. На объемы экспорта российских нефтепродуктов будет оказывать влияние налоговая политика импортеров, направленная на ограничение импорта нефтепродуктов с высоким содержанием серы, а также переход восточноевропейских стран на стандарты качества, действующие в ЕС.

      Ожидается, что спрос на природный газ будет расти несколько более высокими темпами, чем на нефть, и его доля в мировом спросе на энергоносители уже в ближайшие годы может возрасти до 24-25 процентов. В частности, ожидается, что увеличение спроса в основных европейских странах-потребителях российского природного газа составит 2-3% в год. Цены будут, по-видимому, умеренно высокими с отставанием (примерно на 4-6 месяцев) от мировых цен на нефть.

      Не  ожидается существенных изменений  в динамике экспорта угля. Объемы экспорта в страны дальнего зарубежья в 2004-2006 гг. могут составить 39–41 млн. тонн. Это объясняется как относительно слабыми конкурентными  позициями российских экспортеров (высокие транспортные издержки), так и перспективами развития внутреннего рынка. Япония и Турция по-прежнему сохранят ведущие позиции среди основных импортеров российского угля.

      В прогнозируемый период ожидается рост экспорта черных металлов в страны дальнего зарубежья. Увеличению экспорта будет способствовать значительное повышение конкурентоспособности и качества металлопродукции в результате мер, принятых предприятиями по улучшению технического и технологического уровня производства, что позволяет им успешно конкурировать на мировых рынках с ведущими зарубежными металлургическими компаниями. Кроме того, следует учитывать и действия, предпринятые в последнее время Правительством Российской Федерации для защиты интересов  российских экспортеров металла на внешних рынках. 

      Одновременно  следует учитывать, что внешние  условия для сбыта российской металлопродукции в прогнозируемый период будут оставаться достаточно сложными. Значительное сокращение спроса на сталь на североамериканском рынке и нестабильная экономическая ситуация в Европе не позволяют надеяться на существенное увеличение сбыта в этих регионах. В этих условиях прогнозируется увеличение объемов поставок черных металлов в страны азиатско-тихоокеанского региона (особенно в Китай).

      В прогнозируемый период в структуре  российского экспорта доля цветных металлов сохранится на высоком уровне. При этом ожидается рост экспорта из цветных металлов более глубокой степени обработки.

      Состояние мирового рынка химической продукции в ближайшие годы будет находиться под влиянием множества факторов, в том числе от общеэкономической ситуации в промышленно развитых странах. Основным  ценообразующим фактором на этом рынке будут по-прежнему мировые цены на основные виды сырья (нефть, нефтепродукты, природный газ). Кроме того, на состояние мирового рынка химических товаров и динамику их цен будет оказывать влияние ожидаемое увеличение объемов производства традиционными продуцентами и выход на рынок новых производителей из стран Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии, а также КНР и Индии. 

      Факторами, сдерживающими экспорт российской химической продукции, являются увеличение себестоимости продукции и снижение ее конкурентоспособности из-за роста цен на продукцию и услуги естественных монополий, изношенность основных производственных фондов, сохранение экспортных пошлин на отдельные виды продукции.

      Определяющими условиями развития экспорта продукции лесопромышленного комплекса будут являться мировая конъюнктура, состояние запасов и качество поставляемой продукции. Предполагается, что увеличение спроса на древесину будет умеренным, при этом конъюнктура рынков будет подвержена сезонным колебаниям.

      При благоприятной конъюнктуре внешнего рынка и снижении до нулевых значений вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины ожидается  увеличение поставок на экспорт всех видов российской лесобумажной продукции за исключением деловой древесины.

 
 
 

    Приложение   № 1.

      Научно-техническая  сфера и инновационная  деятельность

                        (из  Правительственной Программы  развития 2004-2006 г.г.)

 
 
 

      Главной целью государственной политики в научно-технической сфере в  среднесрочной перспективе является сохранение и развитие научного потенциала на основе укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки.

      Для достижения этой цели в среднесрочной перспективе предполагается реализация комплекса мероприятий государственной политики в области развития науки и технологий: развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; совершенствование государственного регулирования развития науки и технологий; формирование национальной инновационной системы; повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности; интеграция науки и образования; развитие международного научно-технического сотрудничества.

      В среднесрочной перспективе предполагается дальнейшее совершенствование механизмов государственного регулирования развития науки и технологий.

      Предполагается  разработка новых подходов к формированию государственного оборонного заказа и проведению исследований и разработок гражданского назначения для удовлетворения государственных нужд.

      В период до 2006 года будут реализовываться  федеральные целевые программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы, "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы, "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)".

      Одновременно  с реализацией этих программ будут  проводиться научные исследования и экспериментальные разработки в рамках других федеральных целевых программ: "Мировой океан", "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы, "Глобальная навигационная система",  "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, "Электронная Россия” (2002-2010 годы)", "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" и другие.

      Продолжится финансирование важнейших инновационных  проектов государственного значения. В настоящее время проводится организация работ по реализации 11 мегапроектов. Их основу составляют научно-технические и технологические разработки высокого уровня, соответствующие мировым тенденциям развития науки и техники. В течение 2-3 лет на их базе будут созданы крупномасштабные высокотехнологичные и высокорентабельные производства наукоемкой конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции. Не менее важно, что в процессе исполнения этих проектов предполагается создание высококлассных менеджерских команд.

      В 2004 году будет проведена корректировка приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечня критических технологий с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники, а также состояния российской экономики.

      Важнейшей задачей в среднесрочной перспективе является реформирование государственного сектора научно-технического комплекса с учетом имеющихся финансовых, кадровых и иных ресурсов. Для объективной характеристики состояния научно-технического комплекса России в 2002-2003 гг. была проведена инвентаризация научных организаций и на ее основе  сформирован реестр научных организаций. Результаты проведенной инвентаризации научных организаций станут информационной основой при подготовке предложений по оптимизации структуры государственного научно-технического комплекса и повышению эффективности управления его имуществом.

      Реформирование  сети научных организаций позволит повысить эффективность их деятельности, сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, исключить неоправданное дублирование тематики, улучшить структуру кадров и материальное положение этих организаций. Использование площадей и имущества ликвидируемых организаций даст возможность улучшить условия труда и укрепить материально-техническую базу действующих научных организаций.

      В среднесрочной перспективе будет  продолжена работа по адаптации  академического сектора науки к рыночным условиям с учетом особенностей организации  фундаментальных и прикладных исследований в стране и созданию соответствующей институциональной структуры науки. Будет совершенствоваться деятельность государственных научных центров Российской Федерации (ГНЦ РФ) на основе интеграции академического и вузовского секторов науки и производства для создания конкурентоспособной наукоемкой продукции.

      При реализации государственной научно-технической  политики повышается роль и значение регионального аспекта. Предусматривается осуществление интеграции научного потенциала субъектов Российской Федерации на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, дальнейшее развитие муниципальных образований с высоким научно-техническим потенциалом, имеющих статус наукоградов Российской Федерации.

      В среднесрочной перспективе на Правительственной  комиссии по научно-инновационной политике предстоит рассмотреть ряд претендентов на получение статуса наукограда Российской Федерации. Среди этих претендентов г. Пущино Московской обл., г. Сосновый бор Ленинградской обл., г. Жуковский Московской обл., г. Красноармейск Московской обл., г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, г. Троицк Московской обл. и другие.

Информация о работе Мировое хозяйство