Мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:48, реферат

Краткое описание

Развивающиеся процессы в мировой экономике с конца ХХ и начала ХХ1 веков (в сферах реального сектора, коммуникаций, торговли, движения потоков прямых и портфельных инвестиций и в мировой финансовой системы) обусловливают преобразование мировой хозяйственной системы в единый, целостный организм – мировое хозяйство, которое обладает способностью к саморазвитию, к самовоспроизводству, а также свойством устойчивости.

Файлы: 1 файл

мир хоз. рефер 2.doc

— 247.50 Кб (Скачать)
 
 

        Вставка № 2.

    

    В основе глобализации лежит интернационализация  воспроизводственного процесса в масштабах  мировой экономики, т.е. вынос воспроизводственного цикла* в целом или в отдельных его фазах за национальные рамки с целью достижения оптимальности затрат и максимализации прибыли. В основе интернационализации  лежит международное разделение труда, и чем дальше углубляется исторический  процесс международного разделения труда, тем все более отчетливой и настоятельной становится потребность тесного взаимодействия  национальных (страновых) хозяйственных комплексов, тем неизбежнее их постепенное интегрирование в региональные, а в дальнейшем и единое мировое хозяйство.  Характерным  выступает и то обстоятельство,  что интернационализация сама по себе не предполагает принципиального, революционного изменения (способа) технологии производства, или технологического цикла, а лишь вынос за национальные рамки с целью или снижения издержек производства или трансакционных расходов, приближения к источникам сырья и/ или рынкам сбыта товаров, ускорения предоставления услуг послереализационного сервиса или захвата новых ниш и рыночных сегментов исторически традиционной продукцией компании. В основе данного явления лежит сравнительный анализ стоимости факторов производства, издержек производства и реализации товаров, базирующийся на международном разделении и кооперировании труда. Дифференциация  материального производства, дробление самого технологического процесса изготовления товара на отдельные самостоятельные операции приобретает перманентный, иногда ускоренный и широкообъемлющий характер. Торговля опосредствует этот процесс и  выступает в качестве  «обратной стороны»  постоянного углубления международного разделения труда. Поступательное  развитие интернационализации воспроизводственного процесса в целом  обусловливает снижение эффекта при национально-государственной форме организации производства. Поиск идет первоначально по пути формирования региональных комплексов отдельных стран, близких не только территориально, но  и по уровню своего экономического и культурного развития, а также (что очень важно) по типу хозяйствования. Так в развитии мировой  экономики мы видим постепенную интеграцию экономических и социо-культурных организмов, их взаимопроникновение и сращивание в более менее целостный, региональный хозяйственный, социальный и культурный комплекс. Так, по выражение Ю.Шишкова  «рождается новый исторический феномен: моногосударственные экономические и социальные организмы (национальные хозяйства), которые постепенно трансформируются в полигосударственные комплексы, которые по форме остаются межгосударственными, а по содержанию все более превращаются в единый хозяйственный и социально-культурный организм»15. Доказательством выступают создаваемые,  практически, во всех регионах мира интеграционные группировки и объединения, логическими фазами роста которых должны стать экономические и политические союзы. С развитием крупных региональных интеграционных социально-экономических организмов подойдет к логическому завершению, по мнению Ю.Шишкова, тысячелетняя драматическая эпоха насильственного перераспределения природных ресурсов и продуктов производства.16 Рост таких структур вширь и позволит сформировать единую глобальную систему мирового хозяйства.  Однако мы полагаем, что это пока перспектива очень далеких времен, поскольку не решенными остаются вопросы социального и экономического неравенства как на уровне отдельного индивидуума,  регионов и территорий национальных хозяйств, так и в рамках мирового хозяйства в целом. Приводимый  же в качестве примера Евросоюз, свидетельствует как раз о том, что в условиях благоприятного экономического развития интегрирование идет поступательно, но при ухудшении экономической ситуации в Западной Европе, прием в состав ЕС 10-ти новых, требующих высокой экономической помощи государств Евросоюза, наличие глубоких экономических диспропорций территориального развития – все это отодвинуло не только формирование политического союза, но даже обсуждение единой конституции (ожидалось ее принятие уже в 2003-2004 г.г.).  Сам же процесс глобализации набирает обороты, поскольку возрастает степень интернационализации воспроизводственного процесса, объективная потребность в которой усугубляется именно в период кризисного или рецессионного состояния мировой и национальных экономик промышленно развитых стран ( Западная Европа, Япония в первую очередь). Важнейшим субъектом процесса интернационализации производства выступают транснациональные компании (или многонациональные корпорации – по определению авторов книги «Global Transformation»17 , доминирующие на рынках нефти, полезных ископаемых, продовольствия и сельхозпроизводства. Но именно эти субъекты хозяйственных связей в современных условиях отдают предпочтение контрактным отношениям как формы экономической экспансии на рынки других стран ( франчайзинг, кооперация, распределительные сети, портфельные инвестиции в малый и средний бизнес и пр.). В свою очередь такие предпочтения при высоком уровне развития информационно-коммуникационных технологий, облегчающих эволюционизирование по пути глобальности товарных и финансовых рынков, вовлекли в процесс интернационализации производства малые и средние предприятия, сформировав устойчивые трансграничные взаимосвязи. В ряде отраслей малый и средний бизнес проявил способность к постоянному обновлению, сформировав атмосферу гиперконкуренции, где ТНК вынуждены были перейти к оборонительной тактике.18 Конкурентные преимущества в глобальной экономике связаны уже не только с продуктами и технологиями, но и со скоростью внедрения инноваций, системами производства и распределения продукта. Ускорение конкуренции подстегивается информационной революцией, способствующей развитию трансграничных производственно-распределительных сетей с участием более подвижного и гибкого в плане управления малого и среднего бизнеса. Вместе с тем в современных условиях существует определенный ограничитель процесса поступательности интернационализации производства – свобода доступа на многие национальные виды рынков19,  регулируемая национальными правительствами, для которых задачи национального государственного развития в интересах граждан должны быть приоритетными против корпоративных, но что не всегда обеспечивается в реалиях.

 
 
 
 

        Вставка № 3..

     Информационные  технологии и формирование единого  информационного пространства мирового хозяйства способствует с одной стороны получению доступа к знаниям и образованию, находясь вдали  от лучших университетов мира и других учебных центров. Например, крупнейшие медицинские центры мира работают сегодня в режиме “on-line” с периферийными клиниками как внутри отдельных стран, так и преодолевая национальные границы. Все это способствует повышению качества медицинского обслуживания населения, территориально удаленного от медицинских центров. За счет использования в интернете английского  языка, фактически ликвидируются преграды общения людей, говорящих на разных языках мира.        Однако именно информатизация общества породила один из важнейших глобальных вызовов – недоступность  “de facto”  народонаселения развивающихся и ряда трансформирующихся стран к глобальной паутине, а тем более в постоянном режиме коммуникации. Например Китай, государство с быстро развивающейся экономикой, темпы роста которой превышают среднемировые, где формируются условия более широкого использования компьютерных технологий и так называемого киберпространства, имеет более 600 млн.чел. безграмотных,  проживающих по оценке ООН почти чуть превышая порог бедности ( 1 доллар в день на душу населения), естественно о какой постоянной доступности к знаниям и информатизации может идти речь. Хотя общий уровень нищеты в мире и имеет тенденцию снижения по оценкам экспертов ООН, все же в 1998 г. он составлял 23% населения земного шара ( т.е. выше 1/5 населения Земли), а общее число людей, живущих в бедности составляет около 1,2 млрд.чел.20 Полагаем, что информатизация в мировой экономике обостряет сложившуюся в мировом хозяйстве диспропорциональность развития отдельных стран, регионов и территорий, обусловленную не глобализацией, как объясняют многие, а самим способом воспроизводства валового продукта.  Именно он базируется на товарном производстве, основными принципами которого являются  свобода спроса и предложения, свобода предпринимательства и конкуренция - основные движители развития.  Но именно конкуренция, реализуемая в современных условиях, в форме слияний, поглощений, направленная на рационализацию производственного процесса, приводит к разорению отдельных производителей, к ликвидации рабочих мест, к повышению уровня безработицы. При этом возрастает дифференциация в уровнях жизни тех, кто работает, и тех, кто хочет работать, но не имеет реального шанса и хочет выступать в роли наемного работника. Однако именно конкуренция рационализируя производственный процесс, повышая его эффективность, настойчиво требует выполнения бизнесом «социальной функции» , направленной на ликвидацию различий в обществе за счет снижения нагрузки на государство и возможности перераспределения средств государственного бюджета на развитие интеллектуально-духовной компоненты, на формирование так называемого «социального общества». Однако, на наш взгляд, это возможно лишь при соответствующей государственной стратегии в содержательной части функций государства в современных условиях.  Таким образом товарное производство обусловливает  неравномерность уровней развития, а следовательно и имущественное неравенство, которое  усугубляется неспособностью национальных государств обеспечить соблюдение и реализацию  интересов наций и народов, его населяющих, и именно оно формирует разрыв всеобщего потребления, относимый многими исследователями21 к «порокам» глобализации.22

        Вставка № 4.

    Мы  не разделяем той точки зрения, что экономика стран, вовлеченных  в процесс движения капиталопотоков  ( преимущественно в виде прямых инвестиций), осуществляемых ТНК, становится все более транснациональной, а значит зависимой в большей степени от внешних факторов, чем от внутренних,23 от экспорта и импорта товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, от притока или оттока капитала из страны. Такого рода  вывод опровергается действительностью. США, к примеру на протяжении всех 90-х годов прошлого века являлись основным реципиентом иностранных  прямых инвестиций, основная доля слияний и поглощений ( так называемый процесс “М & А”) по линии именно ТНК приходилась на компании США,  а на внутреннем рынке потребляемый продукт на 70% был реально импортированным, и лишь на 30% - произведенным внутри страны. Это свидетельствует о падении конкурентоспособности продукции продуцентов США.  При этом наблюдалась довольно устойчивая тенденция стабилизации курса доллара по отношению к другим иностранным валютам. США даже приветствовали введение в наличный оборот «евро» - коллективной валюты ЕС,  предшественнице процесса политического объединения стран Евросоюза.   2002 год явился переломным для экономики США в части привлечения иностранных инвестиций, они передвинулись на ступень ниже против Китая , стран АТР и  «новых»  развивающихся государств Латинской Америки как по динамике, так и по фактически вложенным средствам со стороны иностранных инвесторов. Но такое поведение инвесторов явилось лишь отражением неэффективности национальной экономической стратегии развития, отсутствия конкретных мероприятий по реструктуризации отраслей группы А ( производства средств производства ), по демилитаризации экономики США в условиях прекратившейся холодной войны,  а так же  о потере международной конкурентоспособности  производимой в США продукции. Как одна из первоочередных спасательных мер со стороны США было введение повышенных пошлин на импорт стали признанное в конце 2003 г. ВТО неправомерным. Политика резкого снижения учетных ставок, доведенных практически почти до нулевой отметки, способствовала развертыванию внутренней инвестиционной деятельности при постоянном росте государственного долга. В результате Америка имеет сегодня потребление на внутреннем рынке : 60% - импорт, 40 % - внутреннее производство. Экспортабельность американских товаров на мировом рынке существенно возросла, при этом ( за счет падения курса доллара и ревальвации евро и иены)  резко снизилась у производителей  Японии и Евросоюза, экспортирующих в США. Характерной чертой проведения политики, соответствующей национальным экономическим интересам, выступает то обстоятельство, что США предусмотрели налоговые льготы для американских компаний Западной Европы, экспортирующих в США свою продукцию, что еще в большей степени обострило торговые противоречия между США и Евросоюзом.

 
 
 
 

    Вставка № 5.

   Однако,  нельзя согласиться с тем утверждением, что фактически эти операции исключены  из правового поля национального банковского регулирования  и не подлежат контролю со стороны органов правительственного надзора отдельных стран. Существенное место в системе трансграничного перемещения капиталов  вследствие развертывания в мировой экономике в начале 90-х годов процесса трансформации хозяйственных систем стран-членов СЭВ, России и СНГ, имеют операции, связанные с отмыванием «грязных» денег, переводами незаконных средств в иностранные банки. Чтобы поставить под контроль эти операции, например между СЩА и Мексикой, (в том числе посредством контрабанды валюты из США, телеграфных переводов, использования транзитных счетов, которые позволяют банку выписать чеки за границей от имени своего филиала, а затем оплатить их через счет банка-корреспондента в США. Чеки, выданные со счета, открытого  мексиканским банком в банке США, широко используются для регистрации отмытых капиталов в США, так как их не нужно декларировать. Обменные пункты, открытые вдоль всей границы США, часто используются для отмывания капиталов, так как, обменивая валюту и осуществляя телеграфные переводы, они могут "растворить" средства, имеющие незаконное происхождение, в законных сделках.), на конференции министров стран региона в декабре 1995 г., в которой принимали участие представители 34 стран, отмечались важные инициативы в борьбе с международным отмыванием капиталов. Страны-участницы договорились о применении следующих мер:

  • издание закона о наложении штрафов за отмывание капиталов, происхождение которых связано с серьезными правонарушениями;
  • разработка механизмов полицейского преследования операций по отмыванию денег;
  • пересмотр законов о соблюдении тайны банковских вкладов, с целью расширения доступа компетентных органов к информации о счетах финансовых организаций;
  • разработка программы по декларации банков о сомнительных или необычных операциях;
  • распространение среди стран-участниц информации, помогающей расследовать операции по отмыванию капиталов;
  • прямой обмен финансовой информацией между странами;
  • создание специальных подразделений для сбора и анализа сообщаемой финансовой информации.

          До  сих пор законодательство Швейцарии  относительно регистрации вкладов  остается наиболее либеральным, хотя в последнее время в него вносятся определенные изменения. Подписанная в 1977 г. и обновленная в 1992 г. Конвенция о бдительности (Convention de diligence) предписывает банкам обязанность следить за происхождением вкладываемых средств. Под угрозой уголовного наказания банки должны контролировать активные  депозитные счета и идентифицировать своих клиентов.  С 1 августа 1994 г. швейцарские банки могут сообщать судебным органам о подозреваемых клиентах, не опасаясь обвинений в нарушении банковской тайны. В 1990 г. в Швейцарии под давлением США был принят закон о борьбе с отмыванием денег.

       Несмотря  на эти меры, Женева играет для капиталов из восточноевропейских стран, включая Россию, роль международного финансового центра, гораздо более важного, чем Вена, Лондон и Кипр. Именно в Швейцарию хлынули имеющие весьма сомнительное происхождение капиталы 2 тыс. российских банков, которые в 1990 г. получили право иметь вклады в зарубежных банках. В настоящее время Федеральная комиссия по банкам Швейцарии обладает списком, включающим около 250 российских бизнесменов с сомнительной репутацией. Кроме того, комиссия ведет довольно жесткие переговоры с российскими властями относительно возможности и условий открытия в Швейцарии представительств или отделений российских банков.

        В частных беседах лишь немногие из швейцарских банкиров признаются, что  имеют дело с российскими капиталами. Как заявил один из них, его банк управляет средствами крупных российских предприятий, которые предпочитают держать эти средства, предназначенные для оплаты импорта за границей, чтобы избежать излишне бюрократизированных процедур валютного контроля и последствий частых изменений законодательных норм в России. В конечном счете, полагает анонимный швейцарский банкир, эти средства вернутся в Россию, хотя и под "иностранным флагом": "в Швейцарии межбанковская ставка не превышает 5%, тогда как российские клиенты предлагают 25%, прося при этом перемесить их капиталы в Россию, сохранив анонимность". Швейцарский банкир признает, что такие операции незаконны, хотя и не носят "мафиозного характера".

 
 
 

    Вставка № 6.

В качестве возможных критериев оценки своего рода «добросовестности», т. е. отсутствия превалирования идеологических и политических детерминант,   процесса регионализации ряда стран могут служить:    

1.соотношения  ВВП государств, входящих в региональную  группу,  союз, объединение. Характерно то обстоятельство, что только тогда взаимодействие экономик государств-членов объединения будет взаимовыгодным и равноправным, когда отношение ВВП на душу населения в каждой стран не будет расходиться более, чем в три раза24, в противном случае региональное партнерство будет носит характер подчиненности более сильному субъекту более слабых экономик, в связи с чем об устойчивости и поступательности развития в длительной перспективе, снижении социальной напряженности и более справедливом распределении общественных благ говорить не приходится.

2.Конвертируемость (ограниченная, в рамках региона  или в целом) национальных(ой) валют(ы), а также уровень взаимосогласованности политик центральных банков, использование ими монетарных, общеэкономических, а также административных регуляторов в целях проведения едино направленной экономической политики регионального объединения.

3.Уровень звамодополняемости  за счет активизации внешнеторговой  деятельности товарами, услугами, правами  интеллектуальной собственности  в рамках региона, в т.ч. доля взаимного импорта и экспорта ( достаточным является значение 40%), а так же  доля промышленной, инновационной  продукции, товаров обрабатывающих отраслей. Последнее свидетельствует о потенциале экспортной экспансии регионального объединения, о наличии внутренних, региональных возможностей саморазвития, об устойчивости и способности  решения за счет консолидации внутренних ресурсов и политической воли триединой задачи: динамизма длительного развития, восстановления экологии и развития человека. При этом должно обеспечиваться за счет грамотного проведения региональных программ выравнивания уровней жизни территорий сдерживание миграционных потоков, которые повышают уровень нагрузки на национальные и местные бюджеты  и негативно влияют на социальную стабильность в обществе.

4.Доля экспорта  и импорта в ВВП каждой страны  и регионального объединения  в целом. Свидетельствует об открытости экономик, но с другой стороны существуют пороговые значения ( примерно  20-30%% для разных сегментов рынка), превышение которых повышает зависимость страны, регионального объединения от конъюнктуры, цикличности мирового рынка, подрывают устои национальной экономической безопасности.

5.Отношение объема  внешних долгов стран  к  объему их ВВП, к экспортной  выручке, а также отношение государственных средств, направляемых на обслуживание внешних долгов, к величине прироста ВВП.

. Данные показатели  говорят о способности стран  погасить объем внешних обязательств  путем развития национальных  экономик, не нанося ущерба социально- экономическим, социально значимым для региона программам, о наличии потенциала повышения качества и улучшения структуры экспорта, и о международной конкурентоспособности как стран в отдельности, так и регионального объединения в целом.

6.Отношение сумм золотовалютных резервов, текущих доходов бюджетов и экспортной выручки к объему краткосрочной задолженности.  Превышение значения больше единицы говорит о стабильности экономического развития, о невозможности объявления дефолта, о благоприятности развития инвестиционного климата в регионе в целом, о целесообразности инвестирования в экономику региона зарубежными инвесторами, а также и предсказуемости развития правовой среды и социально-экономической стабильности.

 

Информация о работе Мировое хозяйство