Мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:02, лекция

Краткое описание

Понятие “Мировое хозяйство”. Процесс становления мирового хозяйства. Перемещение товаров и факторов производства между странами. Мировой рынок и мировое хозяйство.
Основные этапы развития мирового хозяйства. Современные этапы развития мирового хозяйства: интернационализация, глобализация, Транс национализация. Регионализация и интеграция в мировом хозяйстве. Либерализация хозяйственной жизни. Причины и формы проявления глобализации экономики. Противоречия процесса глобализации хозяйственных процессов.

Файлы: 1 файл

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ.doc

— 442.00 Кб (Скачать)

Подобные различия характерны не только для основных групп стран в мировом хозяйстве, но и внутри них, среди национальных хозяйств. Пять крупнейших развитых стран сосредотачивают 77% расходов на научные исследования и разработки в мире. Только на одни США приходится порядка 40% мировых расходов на НИОКР. В развитых странах сосредоточены основные центры научных ис­следований в мире.

Помимо ведущих развитых стран только одна развивающаяся страна входит в 10 крупнейших по масштабам расходов на исследо­вания — КНР (2,3% мирового объема НИОКР в долларовом выра­жении).

 

Вопросы для самоконтороля

1.  Проанализируйте масштабы НИОКР в мире.

2.  Охарактеризуйте распространение научно-технических достиже­ний в основных группах мирового хозяйства.

3.  Каков характер распространения НТП в различных группах на­циональных хозяйств.

4.  Раскройте влияние НИОКР на мировое хозяйство.

 

Основная и дополнительная литература

 

Основная литература:

  1. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник – 2-е изд., испр. – М.:  

ИНФРА – М, 2004. – 336 с.

  1. Халевенская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические

отношения: Учебник / Е.Д.Халевенская. – М.: Экономистъ, 2003. – 303 с. 

  1. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. Под ред А.С Булатова – 2-е изд., перераб. И доп. – М: Экономист, 2007, -860 с
  2. Д.А.Черникова. – М.: Дрофа, 2003. – 432 с.

 

Дополнительная литература:

  1. Л.В. Новокшонова, Ю.В.Трифонов. Мировое хозяйство. Учебное пособие. – М.: Юристь, 2000. – 312 с.
  2. Малкова И.В. Шпаргалка по мировой экономике: Учеб.пособие. – М.: ТК Велби, 2005. – 40 с.
  3. Пузакова Е.П. Мировая экономика. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 480 с.
  4. Спиридонов И.А. Мировая экономика:Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп.- М.: ИНФРА – М, 2004. – 272 с.
  5. Тэор Т.Р. Мировая экономика. – СПб: Питер, 2002. – 224 с.
  6. Федосеева Г.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Практикум. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 352 с.

Периодическая литература

Журналы:

«Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Финансы Казахстана», «Банки Казахстана», «Саясат», «Аль Пари», «Транзитная экономика» и др.

Газеты:

«Казахстанская правда», «Деловая неделя» и др.

 

 

 

Тема 7 Мировое промышленное производство

 

Цель: Рассмотреть мировое промышленное производство.

Ключевые слова: олигополия, монополия, экономическая политика, великая депрессия,

экономической стратегии,   магический четырехугольник, стабильный экономический рост, высокая занятость, устойчивость цен, равновесие платежного баланса.

 

План лекции

 

7.1 Проблемы развития химической промышленности

7.2 ТЭК – основа мировой  экономики

7.3 Металлургический комплекс

7.4 Машиностроение – главная  отрасль мировой         промышленности

 

В развитых странах одновременно существуют и взаимодейст­вуют два организующих начала — свободно рыночные и регулирующие (частное, олигопольно-монопольное государственное), которые отличаются друг от друга методами воз­действия на хозяйство и зонами действия. Сложение векторов их действия происходит при осуществлении долгосрочных и кратко­срочных целей, что находит выражение в экономической политике как целенаправленной деятельности субъектов экономических от­ношений. Экономическая политика является составной частью внутренней и внешней политики и в своем развитии отражает за­кономерности функционирования хозяйственной системы. Она яв­ляется не только объектом воздействия экономических императи­вов, но и сама оказывает сильное обратное влияние на экономику, что определяет ее активную роль в хозяйственном развитии.

Экономическая политика, рассматриваемая как практическая хозяйственная деятельность, содержит в себе как цели политики, так и средства их достижения. Нередко сами средства и их развитие становятся одной из целей политики. Цели политики делятся на основные, стратегические и текущие, конъюнктурные. Экономиче­ская стратегия и политика формируются под воздействием внут­ренних и внешних условий, в первую очередь сдвигов в производи­тельных силах, уровня международного разделения труда и обобще­ствления производства и капитала, т.е. того, что определяет общие условия воспроизводства. Важную роль играют изменения в миро­вом развитии, включая расстановку основных социально-экономи­ческих и политических сил.

Усиление роли              Изменение   политической   и   социальной

государства              обстановки в мире после Второй мировой войны, условий воспроизводства, связанных с сокращением сфер влияния западных стран, обострением социальной напряженности, оказали глубокое воздействие на экономическую политику и стра­тегию развитых стран. Перед промышленными странами встали задачи стабилизации экономической и политической обстановки внутри них и укрепления их позиций в мире. Эти задачи могли ре­шаться при усилении роли государства, мобилизации с его помо­щью общенациональных ресурсов.

Успехи Советского Союза в индустриализации страны, полити­ки США в преодолении «великой депрессии», опыт послевоенного восстановления и реконструкции хозяйств подтвердили преимуще­ства активной роли государства. Идеи смешанной экономики объе­динили взгляды различных политических и социальных групп, что способствовало их утверждению. В смешанной экономике цены и объем предложения товаров и услуг устанавливаются преимущественно рынком, но государство как совокупный предприниматель и перераспределитесь доходов осуществляет регулирование воспроизводственных процессов с целью решения задач, которые рынок не выполнил бы или выполнял недостаточно быстро. Государство не­сет ответственность за обеспечение наиболее разумного использо­вания всех национальных ресурсов. Его ответственность за эффек­тивное функционирование национальной экономики обусловлена, и частности, тем, что от этой эффективности зависит объем средств, поступающих на общественные нужды.

В развитии смешанной экономики рабочее движение увидело способ борьбы с пороками капитализма, а предприниматели надея­лись, что таким образом можно создать атмосферу сотрудничества с наемной рабочей силой, способствующей быстрому росту произ­водства. Программы восстановления и реконструкции целого ряда западноевропейских стран включали проведение национализации базовых промышленных отраслей, организацию планирования, соз­дание специальных структур, поощряющих участие работников в управлении на национальном, отраслевом уровнях, на уровне от­дельного предприятия, осуществление государственных инвестиций в перестройку национальных хозяйств.

Основные направления      На авансцену экономической стратегии экономической стратегии        выдвинулись четыре направления, получившие название «магического четырехугольника». Они преду­сматривали достижение стабильного экономического роста, высокой занятости, устойчивости цен и равновесия платежного баланса.

Выработка основных направлений экономической политики опиралась на теоретические построения Дж.М. Кейнса, согласно которым рыночный капитализм нестабилен в своей основе и не существует никакого автоматического механизма, который мог бы обеспечивать занятость и равновесие между производством и по­треблением. Для устранения этой нестабильности теория Кейнса,ставаясь верной общим рыночным принципам, отводит важную контролирующую и направляющую роль государству. Она дополни­ла концепцию микростатического равновесия рыночной системы макроэкономическим, опирающимся на активное и всеобщее регу­лирование государственной власти.

Важнейшее место в хозяйственной жизни заняла стратегия ус-корения экономического роста. Обеспечение занятости и благосос­тояния населения требовали поддержания достаточных темпов эко- номического роста в долгосрочной перспективе. Увеличение мас­штабов производства создавало материальные условия для обеспе­чения населения товарами массового спроса, занятости, сокраще- ния рабочего времени. Роль государства не сводилась только к не­посредственному регулированию роста, для его обеспечения оно должно было устранить преграды на пути долгосрочного развития.

В 1950—1960-е годы экономический рост был не только более быстрым по сравнению с предыдущими периодами, но и приобрел значительную стабильность. В этот период на экономику воздейст­вовали две силы — внутренний спрос и антициклическая политика, являвшиеся приоритетными для правительств. Они приводили к ! десинхронизирующему эффекту, выравнивающему движение цикла. В 1960-е годы многие экономисты и политические деятели пришли к мысли о том, что экономические кризисы остались в прошлом.

Обеспечение экономического роста выдвигало задачу распреде­ления его результатов. В 1960-е годы наряду с поддержанием высо­ких темпов роста одной из основных целей политики многих стран стало строительство государства «всеобщего благоденствия». Поли­тика государства благоденствия распространяет ответственность государства за благосостояние индивидов. Ее цель — предоставить всем членам общества различные социальные права путем «спра­ведливого» распределения доходов. Индивидуальное благосостояние выдвинулось в качестве одной из основных проблем социально-экономического развития. Обязанностью общества становится кон­троль за мерой труда и потребления, сокращения неравенства в до­ходах. Были приняты законы о фиксированном минимуме заработ­ной платы, введены налоги на наследуемое имущество, установлена прогрессивная шкала налогообложения прибыли. Во многих стра­нах значительные средства стали направляться на рост социального благосостояния.

Государственные расходы на социальные цели во второй поло­вине столетия значительно возросли. В 1990 г. при значительных колебаниях по странам они достигли 23,2% ВВП стран — членов ОЭСР (15,4% — на социальное обеспечение и 7,8% — на здравхранение) против 10,9% в 1960 г. В последующие годы их рост значительно замедлился.

На макроэкономическом уровне социальное обеспечение явля­ется одним из факторов, определяющих цену рабочей силы. Дохо­ды, перераспределяемые в пользу детей и молодежи, являются ка­питаловложениями в человеческий фактор и во все большей мере выступают в качестве ключевой предпосылки экономического рос­та. Социальные выплаты способствуют уменьшению неуверенности и завтрашнем дне и рассматриваются в качестве одного из компо­нентов регулирования спроса, который способствовал развитию экономики индустриальных стран в 1950—1960-е годы.

В 1960-е годы основным компонентом доходов населения стала заработная плата и другие виды оплат. В 1970 г. их доля составила 60% доходов семей. В низших по доходам группах населения на­личные выплаты, трансферты составили более половины доходов.

В тесной связи со стратегией государства благосостояния разви­валась политика «полной занятости». Для ликвидации безработицы увеличивали государственные расходы, чтобы возместить недоста­точную склонность к потреблению частных лиц и довести общий объем эффективного спроса до уровня «полной занятости». При этом достижение «полной занятости» не исключало существование безработицы. В отдельных странах были установлены определенные ее уровни: в США — 3—4%, в Британии — 1—1,5% рабочей силы.

Политика занятости включала воздействие на качественные ха­рактеристики рабочей силы, повышение образовательной и профес­сиональной подготовки. Значительно увеличилось число учебных заведений, возникли государственные центры подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации лиц, оказавшихся без работы.

Политика «полной занятости» имела ограниченные возможности, но она способствовала повышению социальной мобильности, сни­жала масштабы безработицы. Ее возможности определялись соотно­шением экономических, социальных и политических интересов.

Обеспечение и поддержка экономической политики развития, выполнение постав­ленных социальных задач требовало координации действий всех хозяйствующих субъектов.

• Многие страны в этих целях использовали инструментарий экономического планирования. Успехи Советского Союза, достигнутые на основе пятилетних планов, оказали определенное влияние на за­падные страны. Это направление начало развиваться в 1940-е и заня­ло приоритетные позиции в 1950—1960-е годы. Планирование рас­сматривалось как социально-экономический процесс, в котором достигается политическая и социальная согласованность при определе­нии целей, приоритетов и инструментов реализации плана. Появле­ние практики планирования и прогнозирования явилось отражением возрастания экономической роли государства.

•     Важное место в приоритетах экономической политики отво­дилось государственному развитию НИОКР — один из основных факторов экономического роста, важнейший элемент, определяю­щий конкурентоспособность компаний и национальных экономик в целом. Были созданы государственные лаборатории и институты, а также особые государственные и полугосударственные компании, занимающиеся не только оказанием государственной помощи, но и внедрением новшеств, созданных в государственных лабораториях и институтах. В 1960—1970-е годы на долю государства приходилось более половины всех национальных расходов на НИОКР. Основ­ными получателями государственных средств выступали промыш­ленные компании и университеты. За счет государственных средств в основном финансировались фундаментальные и военные разра­ботки, включая атомную энергетику и ракетную технику.

•     В тесной связиiC развитием планирования формировалась по­литика цен и доходов, которая представляла собой одно из средств централизованного регулирования общего размера и распределения национального дохода. Она имела цель установить верхний предел роста номинальной заработной платы с тем, чтобы создать долго­срочные благоприятные для национального воспроизводства соот­ношения доходов домашних хозяйств, компаний и государства с другими народнохозяйственными показателями. Обычно рост дохо­дов связывался с увеличением ВВП и производительности труда. Исходили из того, что, если номинальная заработная плата подни­мается вместе с производительностью труда, доли факторов доходов будут сохраняться, не вызывая инфляции. Если рабочие попытают­ся увеличить заработную плату выше уровня производительности труда, цены начнут расти.

Информация о работе Мировое хозяйство