Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:02, лекция
Понятие “Мировое хозяйство”. Процесс становления мирового хозяйства. Перемещение товаров и факторов производства между странами. Мировой рынок и мировое хозяйство.
Основные этапы развития мирового хозяйства. Современные этапы развития мирового хозяйства: интернационализация, глобализация, Транс национализация. Регионализация и интеграция в мировом хозяйстве. Либерализация хозяйственной жизни. Причины и формы проявления глобализации экономики. Противоречия процесса глобализации хозяйственных процессов.
Подобные различия характерны не только для основных групп стран в мировом хозяйстве, но и внутри них, среди национальных хозяйств. Пять крупнейших развитых стран сосредотачивают 77% расходов на научные исследования и разработки в мире. Только на одни США приходится порядка 40% мировых расходов на НИОКР. В развитых странах сосредоточены основные центры научных исследований в мире.
Помимо ведущих развитых стран только одна развивающаяся страна входит в 10 крупнейших по масштабам расходов на исследования — КНР (2,3% мирового объема НИОКР в долларовом выражении).
Вопросы для самоконтороля
1. Проанализируйте масштабы НИОКР в мире.
2. Охарактеризуйте распространение научно-технических достижений в основных группах мирового хозяйства.
3. Каков характер распространения НТП в различных группах национальных хозяйств.
4. Раскройте влияние НИОКР на мировое хозяйство.
Основная и дополнительная литература
Основная литература:
ИНФРА – М, 2004. – 336 с.
отношения: Учебник / Е.Д.Халевенская. – М.: Экономистъ, 2003. – 303 с.
Дополнительная литература:
Журналы:
«Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Финансы Казахстана», «Банки Казахстана», «Саясат», «Аль Пари», «Транзитная экономика» и др.
Газеты:
«Казахстанская правда», «Деловая неделя» и др.
Тема 7 Мировое промышленное производство
Цель: Рассмотреть мировое промышленное производство.
Ключевые слова: олигополия, монополия, экономическая политика, великая депрессия,
экономической стратегии, магический четырехугольник, стабильный экономический рост, высокая занятость, устойчивость цен, равновесие платежного баланса.
План лекции
7.1 Проблемы развития химической промышленности
7.2 ТЭК – основа мировой экономики
7.3 Металлургический комплекс
7.4 Машиностроение – главная отрасль мировой промышленности
В развитых странах одновременно существуют и взаимодействуют два организующих начала — свободно рыночные и регулирующие (частное, олигопольно-монопольное государственное), которые отличаются друг от друга методами воздействия на хозяйство и зонами действия. Сложение векторов их действия происходит при осуществлении долгосрочных и краткосрочных целей, что находит выражение в экономической политике как целенаправленной деятельности субъектов экономических отношений. Экономическая политика является составной частью внутренней и внешней политики и в своем развитии отражает закономерности функционирования хозяйственной системы. Она является не только объектом воздействия экономических императивов, но и сама оказывает сильное обратное влияние на экономику, что определяет ее активную роль в хозяйственном развитии.
Экономическая политика, рассматриваемая как практическая хозяйственная деятельность, содержит в себе как цели политики, так и средства их достижения. Нередко сами средства и их развитие становятся одной из целей политики. Цели политики делятся на основные, стратегические и текущие, конъюнктурные. Экономическая стратегия и политика формируются под воздействием внутренних и внешних условий, в первую очередь сдвигов в производительных силах, уровня международного разделения труда и обобществления производства и капитала, т.е. того, что определяет общие условия воспроизводства. Важную роль играют изменения в мировом развитии, включая расстановку основных социально-экономических и политических сил.
Усиление роли Изменение политической и социальной
государства обстановки в мире после Второй мировой войны, условий воспроизводства, связанных с сокращением сфер влияния западных стран, обострением социальной напряженности, оказали глубокое воздействие на экономическую политику и стратегию развитых стран. Перед промышленными странами встали задачи стабилизации экономической и политической обстановки внутри них и укрепления их позиций в мире. Эти задачи могли решаться при усилении роли государства, мобилизации с его помощью общенациональных ресурсов.
Успехи Советского Союза в индустриализации страны, политики США в преодолении «великой депрессии», опыт послевоенного восстановления и реконструкции хозяйств подтвердили преимущества активной роли государства. Идеи смешанной экономики объединили взгляды различных политических и социальных групп, что способствовало их утверждению. В смешанной экономике цены и объем предложения товаров и услуг устанавливаются преимущественно рынком, но государство как совокупный предприниматель и перераспределитесь доходов осуществляет регулирование воспроизводственных процессов с целью решения задач, которые рынок не выполнил бы или выполнял недостаточно быстро. Государство несет ответственность за обеспечение наиболее разумного использования всех национальных ресурсов. Его ответственность за эффективное функционирование национальной экономики обусловлена, и частности, тем, что от этой эффективности зависит объем средств, поступающих на общественные нужды.
В развитии смешанной экономики рабочее движение увидело способ борьбы с пороками капитализма, а предприниматели надеялись, что таким образом можно создать атмосферу сотрудничества с наемной рабочей силой, способствующей быстрому росту производства. Программы восстановления и реконструкции целого ряда западноевропейских стран включали проведение национализации базовых промышленных отраслей, организацию планирования, создание специальных структур, поощряющих участие работников в управлении на национальном, отраслевом уровнях, на уровне отдельного предприятия, осуществление государственных инвестиций в перестройку национальных хозяйств.
Основные направления На авансцену экономической стратегии экономической стратегии выдвинулись четыре направления, получившие название «магического четырехугольника». Они предусматривали достижение стабильного экономического роста, высокой занятости, устойчивости цен и равновесия платежного баланса.
Выработка основных направлений экономической политики опиралась на теоретические построения Дж.М. Кейнса, согласно которым рыночный капитализм нестабилен в своей основе и не существует никакого автоматического механизма, который мог бы обеспечивать занятость и равновесие между производством и потреблением. Для устранения этой нестабильности теория Кейнса,ставаясь верной общим рыночным принципам, отводит важную контролирующую и направляющую роль государству. Она дополнила концепцию микростатического равновесия рыночной системы макроэкономическим, опирающимся на активное и всеобщее регулирование государственной власти.
Важнейшее место в хозяйственной жизни заняла стратегия ус-корения экономического роста. Обеспечение занятости и благосостояния населения требовали поддержания достаточных темпов эко- номического роста в долгосрочной перспективе. Увеличение масштабов производства создавало материальные условия для обеспечения населения товарами массового спроса, занятости, сокраще- ния рабочего времени. Роль государства не сводилась только к непосредственному регулированию роста, для его обеспечения оно должно было устранить преграды на пути долгосрочного развития.
В 1950—1960-е годы экономический рост был не только более быстрым по сравнению с предыдущими периодами, но и приобрел значительную стабильность. В этот период на экономику воздействовали две силы — внутренний спрос и антициклическая политика, являвшиеся приоритетными для правительств. Они приводили к ! десинхронизирующему эффекту, выравнивающему движение цикла. В 1960-е годы многие экономисты и политические деятели пришли к мысли о том, что экономические кризисы остались в прошлом.
Обеспечение экономического роста выдвигало задачу распределения его результатов. В 1960-е годы наряду с поддержанием высоких темпов роста одной из основных целей политики многих стран стало строительство государства «всеобщего благоденствия». Политика государства благоденствия распространяет ответственность государства за благосостояние индивидов. Ее цель — предоставить всем членам общества различные социальные права путем «справедливого» распределения доходов. Индивидуальное благосостояние выдвинулось в качестве одной из основных проблем социально-экономического развития. Обязанностью общества становится контроль за мерой труда и потребления, сокращения неравенства в доходах. Были приняты законы о фиксированном минимуме заработной платы, введены налоги на наследуемое имущество, установлена прогрессивная шкала налогообложения прибыли. Во многих странах значительные средства стали направляться на рост социального благосостояния.
Государственные расходы на социальные цели во второй половине столетия значительно возросли. В 1990 г. при значительных колебаниях по странам они достигли 23,2% ВВП стран — членов ОЭСР (15,4% — на социальное обеспечение и 7,8% — на здравхранение) против 10,9% в 1960 г. В последующие годы их рост значительно замедлился.
На макроэкономическом уровне социальное обеспечение является одним из факторов, определяющих цену рабочей силы. Доходы, перераспределяемые в пользу детей и молодежи, являются капиталовложениями в человеческий фактор и во все большей мере выступают в качестве ключевой предпосылки экономического роста. Социальные выплаты способствуют уменьшению неуверенности и завтрашнем дне и рассматриваются в качестве одного из компонентов регулирования спроса, который способствовал развитию экономики индустриальных стран в 1950—1960-е годы.
В 1960-е годы основным компонентом доходов населения стала заработная плата и другие виды оплат. В 1970 г. их доля составила 60% доходов семей. В низших по доходам группах населения наличные выплаты, трансферты составили более половины доходов.
В тесной связи со стратегией государства благосостояния развивалась политика «полной занятости». Для ликвидации безработицы увеличивали государственные расходы, чтобы возместить недостаточную склонность к потреблению частных лиц и довести общий объем эффективного спроса до уровня «полной занятости». При этом достижение «полной занятости» не исключало существование безработицы. В отдельных странах были установлены определенные ее уровни: в США — 3—4%, в Британии — 1—1,5% рабочей силы.
Политика занятости включала воздействие на качественные характеристики рабочей силы, повышение образовательной и профессиональной подготовки. Значительно увеличилось число учебных заведений, возникли государственные центры подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, оказавшихся без работы.
Политика «полной занятости» имела ограниченные возможности, но она способствовала повышению социальной мобильности, снижала масштабы безработицы. Ее возможности определялись соотношением экономических, социальных и политических интересов.
Обеспечение и поддержка экономической политики развития, выполнение поставленных социальных задач требовало координации действий всех хозяйствующих субъектов.
• Многие страны в этих целях использовали инструментарий экономического планирования. Успехи Советского Союза, достигнутые на основе пятилетних планов, оказали определенное влияние на западные страны. Это направление начало развиваться в 1940-е и заняло приоритетные позиции в 1950—1960-е годы. Планирование рассматривалось как социально-экономический процесс, в котором достигается политическая и социальная согласованность при определении целей, приоритетов и инструментов реализации плана. Появление практики планирования и прогнозирования явилось отражением возрастания экономической роли государства.
• Важное место в приоритетах экономической политики отводилось государственному развитию НИОКР — один из основных факторов экономического роста, важнейший элемент, определяющий конкурентоспособность компаний и национальных экономик в целом. Были созданы государственные лаборатории и институты, а также особые государственные и полугосударственные компании, занимающиеся не только оказанием государственной помощи, но и внедрением новшеств, созданных в государственных лабораториях и институтах. В 1960—1970-е годы на долю государства приходилось более половины всех национальных расходов на НИОКР. Основными получателями государственных средств выступали промышленные компании и университеты. За счет государственных средств в основном финансировались фундаментальные и военные разработки, включая атомную энергетику и ракетную технику.
• В тесной связиiC развитием планирования формировалась политика цен и доходов, которая представляла собой одно из средств централизованного регулирования общего размера и распределения национального дохода. Она имела цель установить верхний предел роста номинальной заработной платы с тем, чтобы создать долгосрочные благоприятные для национального воспроизводства соотношения доходов домашних хозяйств, компаний и государства с другими народнохозяйственными показателями. Обычно рост доходов связывался с увеличением ВВП и производительности труда. Исходили из того, что, если номинальная заработная плата поднимается вместе с производительностью труда, доли факторов доходов будут сохраняться, не вызывая инфляции. Если рабочие попытаются увеличить заработную плату выше уровня производительности труда, цены начнут расти.