Мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:02, лекция

Краткое описание

Понятие “Мировое хозяйство”. Процесс становления мирового хозяйства. Перемещение товаров и факторов производства между странами. Мировой рынок и мировое хозяйство.
Основные этапы развития мирового хозяйства. Современные этапы развития мирового хозяйства: интернационализация, глобализация, Транс национализация. Регионализация и интеграция в мировом хозяйстве. Либерализация хозяйственной жизни. Причины и формы проявления глобализации экономики. Противоречия процесса глобализации хозяйственных процессов.

Файлы: 1 файл

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ.doc

— 442.00 Кб (Скачать)

Увеличение доли периферийных стран произошло главным об­разом за счет Африки и Индии. Доля промышленно развитых стран сократилась с 32 до 15,3%. Подобные сдвиги усилили дифферен­циацию между размещением населения и производительных сил. На развивающиеся страны приходится 85% населения и свыше 20% ВМП (47,7% по ППС). В этой группе расположены самые крупные по населению страны (свыше 100 млн человек). В их число входят КНР, Индия, Индонезия, Бразилия, РФ, Пакистан, Бангладеш, Нигерия.

 

Вопросы для самоконтороля

1. Охарактеризуйте роль демографического фактора

2. Каковы основные проблемы современного демографического развития

3. Сформулируйте собственное отношение к возможным способам решения демографических проблем

Основная и дополнительная литература

 

Основная литература:

  1. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник – 2-е изд., испр. – М.:  

ИНФРА – М, 2004. – 336 с.

  1. Халевенская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические

отношения: Учебник / Е.Д.Халевенская. – М.: Экономистъ, 2003. – 303 с. 

  1. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. Под ред А.С Булатова – 2-е изд., перераб. И доп. – М: Экономист, 2007, -860 с
  2. Д.А.Черникова. – М.: Дрофа, 2003. – 432 с.

 

Дополнительная литература:

  1. Л.В. Новокшонова, Ю.В.Трифонов. Мировое хозяйство. Учебное пособие. – М.: Юристь, 2000. – 312 с.
  2. Малкова И.В. Шпаргалка по мировой экономике: Учеб.пособие. – М.: ТК Велби, 2005. – 40 с.
  3. Пузакова Е.П. Мировая экономика. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 480 с.
  4. Спиридонов И.А. Мировая экономика:Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп.- М.: ИНФРА – М, 2004. – 272 с.
  5. Тэор Т.Р. Мировая экономика. – СПб: Питер, 2002. – 224 с.
  6. Федосеева Г.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Практикум. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 352 с.

Периодическая литература

Журналы:

«Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Финансы Казахстана», «Банки Казахстана», «Саясат», «Аль Пари», «Транзитная экономика» и др.

Газеты:

«Казахстанская правда», «Деловая неделя» и др.

 

 

Тема 5. Финансовые ресурсы

 

Цель: Рассмотреть финансовые ресурсы.

Ключевые слова: инфраструктура, единого национального рынка, информационная;

трубопроводный транспорт, глобальная информационная, телекоммуника­ций,

эффективность производственной инфраструктуры, текущие затраты, коэффициент приведения единовременных затрат, единовременные затраты основных и оборотных фондов.

План лекции

 

5.1 Эволюция фондовых бирж и фондового рынка

5.2 Международные финансовые  рынки. «Чистые рынки».

5.3 Евровалюты. Институциональная  структура мирового  финансового рынка

 

 

Выявляя сущность инфраструктуры, следует прежде всего отме­тить, что она не является специфической экономической категории той или иной формы собственности.

основные положения понятия «инфраструктура»:

- инфраструктура не создает готовой продукции или виды энергии (тепло, пар, электричество, атомную энергию) в отличие от производ­ства, а только обеспечивает общие необходимые условия его нормаль­ного функционирования;

- производственная инфраструктура обеспечивает непрерывность расширенного воспроизводства путем синхронизации материальных потоков общественного продукта по их величине, составу, месту и срокам производства материальных компонентов;

- тем самым производственная "инфрастуктура обеспечивает эффективность всего общественного производства и экономичность его отдельных процессов.

специфической общественной функцией сферы обращения средств производства.

Под производственной инфраструктурой, нам представляется, следует понимать особый вид общественно-полезной деятельности, осуществляемый комплексом структурных подразделений, элементов и технических устройств, конечным результатом функционирования которых является не непосредственный выпуск продукции, предназначенной для производственного и  непроизводственного потребления, а обеспечение основной деятельности предприятий, организаций и отраслей материального производства и реализации функций товарного обращения.

Роль и место инфраструктуры в мировом рынке

Рыночная инфраструктура - это комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к доведению про­дукции от производителей к потребителям. Иначе говоря, рыночная инфраструктура представляет собой совокупность материально-технических, организационных и экономических условий, без которых нормальное функционирование сферы товарного, и денежного обраще­ния и актов купли-продажи становится невозможным. Развитая инфра­структура рынка создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости.

Формирование единого национального рынка, его вхождение в ре­гиональный и мировой рынок, естественно, невозможны без надлежащим образом сформированной транспортной сети, телекоммуникационных, энергетических, институциональных систем, научно-исследовательских, опытно-конструкторских комплексов, социально-культурной сферы и др.

В орбиту рыночной инфраструктуры втянуты все сферы человече­ской деятельности: производственная, непроизводственная, финансо­вая, духовная.

Каждая из них формирует элементы огромного рынка, представ­ляющего в практической деятельности единое целое. Так, например, производственная и непроизводственная сферы формируют рынки средств производства, потребительский, услуг, труда. На рынке средств производства реализуются основные и оборотные фонды и земля. Потребительский рынок реализует товары народного потребле­ния. Важными инфраструктурными элементами рыночных отношений являются системы, обеспечивающие функционирование рынков капи­талов, ценных бумаг и др. (банки, биржи и т.д.)

Рынок духовных благ превращает в объект купли-продажи техноло­гии и результаты интеллектуальной деятельности, идеи, стимулируя материальное их рождение, распространение и использование. Все это предполагает образование целой системы инфраструктурных звеньев и подразделений, которые призваны осуществлять следующие основные функции:

1) информационная;

2) посредническая;

3) ценообразующая;

4) регулирующая;

5) санирующая.

Информационная — через постоянные цены процентной ставки на кредитный рынок участникам производства поставляется на рынок объективная информация; об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве их товаров и услуг.

Посредническая - экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.

Ценообразующая - на рынок обычно поступают продукты и услуги одного назначения, содержащие неодинаковое количество материаль­ных и трудовых затрат, но рынок признает только ОНЗ.

Регулирующая - самая важная функция, она связана с воздействием рынка на сферы экономики и, прежде всего, на производство.

Санирующая - с помощью конкуренции рынок отчищает от эконо­мически неустойчивых нежизнеспособных хозяйственных единиц.

Такой подход к расширению инфраструктурных проблем международного и внутригосударственного значения обусловлен всем ходом развития мировой рыночной системы, поскольку темпы роста общест­венного производства, повышения его экономической эффективности во многом зависят от развития инфраструктуры и уровня обслужива­ние его потребителей.

Приоритетной отраслью инфраструктурного комплекса становится транспорт, а транспортный ресурс - один из ведущих ресурсов его производственного потенциала, поэтому для современной рыночной экономики характерна все большая транспортная зависимость.

Все более возрастают транспортные связи. Международные грузовые перевозки составляют 65-90% общего грузооборота индустриаль­ных стран.

В мировой торговле перевозка товаров выполняется различными видами транспорта: водным (морским и речным), железнодорожным, авиационным, автомобильным и трубопроводным.

На автомобильном, воздушном и водном транспорте возможно выполнение перевозки за границу в рамках договора, заключенного по внутренним правилам страны отправления, при наличии разрешения органов другого государства на пересечение границы.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом производится между соседними странами или внутри континентов. В меньшей сте­пени развиты межконтинентальные перевозки, а также смешанные (морские  железнодорожные).

Отличительной чертой этого транспорта является стабильность фиксированных тарифов и заблаговременное извещение об их измене­ниях. Рынок морских перевозок (мировой фрахтовый рынок) охватывает значительный объем перевозок грузов во внешней торговле. Его делят на нефтеналивной, сухогрузный и линейный фрахтовый.

Нефтеналивной флот осуществляет перевозку различных видов топлива. Состояние рынка перевозок публикуется во многих журналах и газетах, осуществляющих проблемы мировой проблемы торговли неф­тепродуктами.

Сухогрузный флот обеспечивает рынок массовых сухих грузов (ру­ды, уголь, зерно). Конъюнктуру и ставки фрахта освещают отраслевые журналы.

Линейное судоходство, созданное объединением судовладельцев, обеспечивает перевозки грузов по конкретным направлениям и обслу­живает главным образом международную торговлю готовыми изделиями и полуфабрикатами. Наем и оплата судов осуществляется раз­личными видами.

маршруты перевозок железнодорожным транспортом ограничены предопределенными путями, и этот вид транспорта характеризуется наиболее высокой долей, приходящейся в общей величине эксплуата­ционных расходов на затраты по содержанию постоянных устройств. Несмотря на сравнительно высокий уровень издержек на перевозки полными отправками по магистральным линиям, этому виду транспор­та в большей степени свойственны проблемы эксплуатационного по­рядка, что нередко приводит к задержкам а доставке грузов;

• морской транспорт характеризуется относительно высокими затратами по содержанию постоянных устройств, что ограничивает его конкурентоспособность на коротких маршрутах, однако, при перевозках на дальние расстояния морской транспорт отличают наиболее низ­кие издержки по сравнению с любым другим видом транспорта;

• на автомобильном транспорте эксплуатационные расходы являют­ся наиболее высокими, однако затраты на содержание постоянных уст­ройств относительно невелики, что обеспечивает этому виду транспор­та конкурентоспособность при перевозках на короткие расстояния. Наибольшая гибкость этого вида транспорта в отношении возможно­сти выбора альтернативного маршрута перевозки обеспечивает ему главенствующую роль в качестве средства доставки товаров непосред­ственно потребителю;

* трубопроводный транспорт самый экономичный. Транспортиров­ка нефти по трубопроводам обходится втрое дешевле, чем по железной дороге и вдвое - водным транспортом, а перекачка газа, как правило, осуществляется только по трубопроводам.

Доставка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам является не только экономичнее, но и технически более совершенной по сравнению с другими видами транспорта. Размещение трасс трубопроводов существенно отличается от направлений железнодорожной сети и автомобильных дорог, т.к. оно лишь в очень малой степени зависит от рельефа местности. Это позволяет протягивать трассу трубопровода по кратчайшему расстоянию между пунктами отправления и назначения и, следовательно, обеспечивает значительное сокращение транспорт­ной работы. Еще одно достоинство трубопроводного транспорта состоит в том, что здесь обеспечивается высокая производительность труда и, кроме того, меньше расходуется топлива и электроэнергии. Особое место в рыночной инфраструктуре занимают телекоммуни­кационные системы.

XXI век должен стать веком глобального информационного общества. Его основой станет Глобальная Информационная Инфраструкту­ра (GJJ), составляющей которой будут мощные сети телекоммуника­ций, предоставляющие информацию пользователям. Информационные технологии становятся сегодня главным ресурсом планеты, меняя пси­хологию людей и наций, становясь важнейшим фактором мировой экономики и политики. Подсчитано, что через 4-5 лет мировой инфор­мационный рынок превысит по своему объему такие богатые отрасли, как нефтяная и энергетическая, и уже к началу третьего тысячелетия почти 70 % работающих будут заняты в информационно-коммуникационной сфере.

Оценка эффективности деятельности инфраструктурной системы Достижения науки и техники за последние десятилетия обусловили невиданные до сих пор возможности для развития инфраструктуры.

Характерной особенностью структурных сдвигов в мировой эконо­мике на современном этапе является быстрый рост инвестиций в инфраструктурную систему. Так, в странах Западной Европы за последнее десятилетие вложения в эту сферу составляют 45-50% общих инвестиций, в Японии - 48, в Кана­де - почти 78%. Большая часть капиталовложений в отрасли инфра­структуры финансируется за счет средств государственного бюджета.

Информация о работе Мировое хозяйство