Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:02, лекция
Понятие “Мировое хозяйство”. Процесс становления мирового хозяйства. Перемещение товаров и факторов производства между странами. Мировой рынок и мировое хозяйство.
Основные этапы развития мирового хозяйства. Современные этапы развития мирового хозяйства: интернационализация, глобализация, Транс национализация. Регионализация и интеграция в мировом хозяйстве. Либерализация хозяйственной жизни. Причины и формы проявления глобализации экономики. Противоречия процесса глобализации хозяйственных процессов.
Увеличение доли периферийных стран произошло главным образом за счет Африки и Индии. Доля промышленно развитых стран сократилась с 32 до 15,3%. Подобные сдвиги усилили дифференциацию между размещением населения и производительных сил. На развивающиеся страны приходится 85% населения и свыше 20% ВМП (47,7% по ППС). В этой группе расположены самые крупные по населению страны (свыше 100 млн человек). В их число входят КНР, Индия, Индонезия, Бразилия, РФ, Пакистан, Бангладеш, Нигерия.
Вопросы для самоконтороля
1. Охарактеризуйте роль демографического фактора
2. Каковы основные проблемы современного демографического развития
3. Сформулируйте собственное отношение к возможным способам решения демографических проблем
Основная и дополнительная литература
Основная литература:
ИНФРА – М, 2004. – 336 с.
отношения: Учебник / Е.Д.Халевенская. – М.: Экономистъ, 2003. – 303 с.
Дополнительная литература:
Журналы:
«Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Финансы Казахстана», «Банки Казахстана», «Саясат», «Аль Пари», «Транзитная экономика» и др.
Газеты:
«Казахстанская правда», «Деловая неделя» и др.
Тема 5. Финансовые ресурсы
Цель: Рассмотреть финансовые ресурсы.
Ключевые слова: инфраструктура, единого национального рынка, информационная;
трубопроводный транспорт, глобальная информационная, телекоммуникаций,
эффективность производственной инфраструктуры, текущие затраты, коэффициент приведения единовременных затрат, единовременные затраты основных и оборотных фондов.
План лекции
5.1 Эволюция фондовых бирж и фондового рынка
5.2 Международные финансовые рынки. «Чистые рынки».
5.3 Евровалюты. Институциональная структура мирового финансового рынка
Выявляя сущность инфраструктуры, следует прежде всего отметить, что она не является специфической экономической категории той или иной формы собственности.
основные положения понятия «инфраструктура»:
- инфраструктура не создает готовой продукции или виды энергии (тепло, пар, электричество, атомную энергию) в отличие от производства, а только обеспечивает общие необходимые условия его нормального функционирования;
- производственная инфраструктура обеспечивает непрерывность расширенного воспроизводства путем синхронизации материальных потоков общественного продукта по их величине, составу, месту и срокам производства материальных компонентов;
- тем самым производственная "инфрастуктура обеспечивает эффективность всего общественного производства и экономичность его отдельных процессов.
специфической общественной функцией сферы обращения средств производства.
Под производственной инфраструктурой, нам представляется, следует понимать особый вид общественно-полезной деятельности, осуществляемый комплексом структурных подразделений, элементов и технических устройств, конечным результатом функционирования которых является не непосредственный выпуск продукции, предназначенной для производственного и непроизводственного потребления, а обеспечение основной деятельности предприятий, организаций и отраслей материального производства и реализации функций товарного обращения.
Роль и место инфраструктуры в мировом рынке
Рыночная инфраструктура - это комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к доведению продукции от производителей к потребителям. Иначе говоря, рыночная инфраструктура представляет собой совокупность материально-технических, организационных и экономических условий, без которых нормальное функционирование сферы товарного, и денежного обращения и актов купли-продажи становится невозможным. Развитая инфраструктура рынка создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости.
Формирование единого национального рынка, его вхождение в региональный и мировой рынок, естественно, невозможны без надлежащим образом сформированной транспортной сети, телекоммуникационных, энергетических, институциональных систем, научно-исследовательских, опытно-конструкторских комплексов, социально-культурной сферы и др.
В орбиту рыночной инфраструктуры втянуты все сферы человеческой деятельности: производственная, непроизводственная, финансовая, духовная.
Каждая из них формирует элементы огромного рынка, представляющего в практической деятельности единое целое. Так, например, производственная и непроизводственная сферы формируют рынки средств производства, потребительский, услуг, труда. На рынке средств производства реализуются основные и оборотные фонды и земля. Потребительский рынок реализует товары народного потребления. Важными инфраструктурными элементами рыночных отношений являются системы, обеспечивающие функционирование рынков капиталов, ценных бумаг и др. (банки, биржи и т.д.)
Рынок духовных благ превращает в объект купли-продажи технологии и результаты интеллектуальной деятельности, идеи, стимулируя материальное их рождение, распространение и использование. Все это предполагает образование целой системы инфраструктурных звеньев и подразделений, которые призваны осуществлять следующие основные функции:
1) информационная;
2) посредническая;
3) ценообразующая;
4) регулирующая;
5) санирующая.
Информационная — через постоянные цены процентной ставки на кредитный рынок участникам производства поставляется на рынок объективная информация; об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве их товаров и услуг.
Посредническая - экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.
Ценообразующая - на рынок обычно поступают продукты и услуги одного назначения, содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат, но рынок признает только ОНЗ.
Регулирующая - самая важная функция, она связана с воздействием рынка на сферы экономики и, прежде всего, на производство.
Санирующая - с помощью конкуренции рынок отчищает от экономически неустойчивых нежизнеспособных хозяйственных единиц.
Такой подход к расширению инфраструктурных проблем международного и внутригосударственного значения обусловлен всем ходом развития мировой рыночной системы, поскольку темпы роста общественного производства, повышения его экономической эффективности во многом зависят от развития инфраструктуры и уровня обслуживание его потребителей.
Приоритетной отраслью инфраструктурного комплекса становится транспорт, а транспортный ресурс - один из ведущих ресурсов его производственного потенциала, поэтому для современной рыночной экономики характерна все большая транспортная зависимость.
Все более возрастают транспортные связи. Международные грузовые перевозки составляют 65-90% общего грузооборота индустриальных стран.
В мировой торговле перевозка товаров выполняется различными видами транспорта: водным (морским и речным), железнодорожным, авиационным, автомобильным и трубопроводным.
На автомобильном, воздушном и водном транспорте возможно выполнение перевозки за границу в рамках договора, заключенного по внутренним правилам страны отправления, при наличии разрешения органов другого государства на пересечение границы.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом производится между соседними странами или внутри континентов. В меньшей степени развиты межконтинентальные перевозки, а также смешанные (морские железнодорожные).
Отличительной чертой этого транспорта является стабильность фиксированных тарифов и заблаговременное извещение об их изменениях. Рынок морских перевозок (мировой фрахтовый рынок) охватывает значительный объем перевозок грузов во внешней торговле. Его делят на нефтеналивной, сухогрузный и линейный фрахтовый.
Нефтеналивной флот осуществляет перевозку различных видов топлива. Состояние рынка перевозок публикуется во многих журналах и газетах, осуществляющих проблемы мировой проблемы торговли нефтепродуктами.
Сухогрузный флот обеспечивает рынок массовых сухих грузов (руды, уголь, зерно). Конъюнктуру и ставки фрахта освещают отраслевые журналы.
Линейное судоходство, созданное объединением судовладельцев, обеспечивает перевозки грузов по конкретным направлениям и обслуживает главным образом международную торговлю готовыми изделиями и полуфабрикатами. Наем и оплата судов осуществляется различными видами.
маршруты перевозок железнодорожным транспортом ограничены предопределенными путями, и этот вид транспорта характеризуется наиболее высокой долей, приходящейся в общей величине эксплуатационных расходов на затраты по содержанию постоянных устройств. Несмотря на сравнительно высокий уровень издержек на перевозки полными отправками по магистральным линиям, этому виду транспорта в большей степени свойственны проблемы эксплуатационного порядка, что нередко приводит к задержкам а доставке грузов;
• морской транспорт характеризуется относительно высокими затратами по содержанию постоянных устройств, что ограничивает его конкурентоспособность на коротких маршрутах, однако, при перевозках на дальние расстояния морской транспорт отличают наиболее низкие издержки по сравнению с любым другим видом транспорта;
• на автомобильном транспорте эксплуатационные расходы являются наиболее высокими, однако затраты на содержание постоянных устройств относительно невелики, что обеспечивает этому виду транспорта конкурентоспособность при перевозках на короткие расстояния. Наибольшая гибкость этого вида транспорта в отношении возможности выбора альтернативного маршрута перевозки обеспечивает ему главенствующую роль в качестве средства доставки товаров непосредственно потребителю;
* трубопроводный транспорт самый экономичный. Транспортировка нефти по трубопроводам обходится втрое дешевле, чем по железной дороге и вдвое - водным транспортом, а перекачка газа, как правило, осуществляется только по трубопроводам.
Доставка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам является не только экономичнее, но и технически более совершенной по сравнению с другими видами транспорта. Размещение трасс трубопроводов существенно отличается от направлений железнодорожной сети и автомобильных дорог, т.к. оно лишь в очень малой степени зависит от рельефа местности. Это позволяет протягивать трассу трубопровода по кратчайшему расстоянию между пунктами отправления и назначения и, следовательно, обеспечивает значительное сокращение транспортной работы. Еще одно достоинство трубопроводного транспорта состоит в том, что здесь обеспечивается высокая производительность труда и, кроме того, меньше расходуется топлива и электроэнергии. Особое место в рыночной инфраструктуре занимают телекоммуникационные системы.
XXI век должен стать веком глобального информационного общества. Его основой станет Глобальная Информационная Инфраструктура (GJJ), составляющей которой будут мощные сети телекоммуникаций, предоставляющие информацию пользователям. Информационные технологии становятся сегодня главным ресурсом планеты, меняя психологию людей и наций, становясь важнейшим фактором мировой экономики и политики. Подсчитано, что через 4-5 лет мировой информационный рынок превысит по своему объему такие богатые отрасли, как нефтяная и энергетическая, и уже к началу третьего тысячелетия почти 70 % работающих будут заняты в информационно-коммуникационной сфере.
Оценка эффективности деятельности инфраструктурной системы Достижения науки и техники за последние десятилетия обусловили невиданные до сих пор возможности для развития инфраструктуры.
Характерной особенностью структурных сдвигов в мировой экономике на современном этапе является быстрый рост инвестиций в инфраструктурную систему. Так, в странах Западной Европы за последнее десятилетие вложения в эту сферу составляют 45-50% общих инвестиций, в Японии - 48, в Канаде - почти 78%. Большая часть капиталовложений в отрасли инфраструктуры финансируется за счет средств государственного бюджета.