Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:19, курсовая работа
Нами выделены такие наиболее острые проблемы в микроэкономике в настоящий момент, как теневой бизнес, часть которого можно назвать криминальным; проблема развития малого предпринимательства в нашей стране и проблема соотношения конкуренции и монополии.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические вопросы микроэкономических проблем в современных условиях……………………………………………………………….…..5
2. Факторы формирования микроэкономических проблем. Методы оценки микроэкономических проблем …………………………..…….16
3. Способы преодоления микроэкономических проблем………..………26
Заключение…………………………………………………………………..41
Список использованной литературы……………………………………….42
К числу причин подобного положения можно отнести:
- коррумпированность контролирующих и правоохранительных органов;
- неэффективность деятельности контролирующих и правоохранительных органов в связи с ресурсными и иными ограничениями (деятельность в расчете на бездействие государства и безнаказанность);
- несовершенство законодательства, препятствующее выявлению, расследованию, пресечению деятельности, привлечению к ответственности виновных.
Выделим
некоторые наиболее значимые сферы
теневой экономики в
1. Кредитно-финансовая система.
В кредитно-финансовой системе получили распространение хищения, в том числе мошеннические операции в банковской сфере, мошенничества в инвестиционной сфере. Все более широкое распространение получают преступления с использованием информационных технологий (кардинг, компьютерная преступность).
2.
Государственные и
В
сфере государственных и
3.
Внешнеэкономическая
В сфере внешнеэкономической
деятельности проявления
4. Рынок ценных бумаг.
На рынке ценных бумаг теневая экономика проявляется в виде мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах.
5. Страховое дело.
В сфере страхового дела получили распространение следующие нарушения законодательства:
- осуществление нелицензированной деятельности,
- мошенничество участников страховых отношений.
Особо опасными являются такие правонарушения как незаконные выплаты, выплаты по фальшивым свидетельствам, инсценирование страхового случая, завышение страховых сумм, финансовые операции, связанные с ложным банкротством.
6. Малое предпринимательство.
В сфере малого предпринимательства теневые экономические отношения получили значительное развитие. При этом теневой сектор здесь неоднороден и представлен тремя основными категориями участников [13, c.18]:
а)
криминальные предприятия, изначально
создаваемые с преступными
б) предприниматели, осуществляющие законную деятельность в целях минимизации налогов и иных обязательств перед государством.
в)
предприниматели без
Многие характерные
Первая проблема - это неблагоприятное состояние ресурсных рынков [21, c.29]:
1) Рынок недвижимости. Едва ли не самой значимой для малого бизнеса является ситуация на рынке недвижимости, нехватка производственных площадей. Крупные предприятия не торопятся включать в рыночный оборот неиспользуемые производственные помещения. Рынок недвижимости в значительной степени монополизирован. Владельцы собственности (муниципальные органы) чаще всего строят свои отношения с мелкими предпринимателями на основе договоров краткосрочной аренды и, как правило, диктуют неблагоприятные для предпринимателей условия. Проведение открытых торгов практикуется редко, а число выставляемых на продажу объектов несопоставимо мало с числом тех, что выделяются целевым назначением. Процедура подбора инвесторов плохо регламентирована. Все это ограничивает конкуренцию и создает предпосылки для «теневых» сделок между органами власти и отдельными предпринимателями;
2) Рынок средств производства. Дефицит специализированного отечественного и импортного оборудования, который особенно ощущался на начальном этапе развития малого бизнеса (в конце 1980-х – начале 1990-х гг.), когда производители ориентировались главным образом на удовлетворение потребностей крупных государственных предприятий, был преодолен по мере развития рыночных преобразований и активизации внешней торговли. Сейчас не ощущается недостатка в предложениях поставить самое современное отечественное и зарубежное оборудование – недостаток ощущается в средствах на его приобретение. Как уже говорилось выше, большинству малых предприятий хронически недостает денег на развитие, а средства производства между тем отнюдь не дешевеют;
3) Рынок сырья и вспомогательных материалов. Рост цен на продукцию базовых отраслей, используемую малыми предприятиями, постоянно опережает рост цен на продукцию малого бизнеса, что постоянно ухудшает и без того шаткое экономическое положение;
4) Рынок финансов. Проблема кредитования одна из самых острых проблем развития малых предприятий в условиях нынешнего мирового финансового кризиса настоящее время. В настоящее время в кредитах им чаще всего отказывают, ссылаясь на частые изменения процента рефинансирования, повышенный риск, а также высокую потребность в займах, а если и предоставляют ссуду, то под слишком высокий процент;
5) Рынок труда. На этом рынке отмечаются серьезные региональные и отраслевые диспропорции. Трудовые ресурсы недостаточно мобильны. Относительная их дешевизна определяется недостаточной квалифицированностью. Особенно скверно отражается на развитии малого предпринимательства нехватка грамотных маркетологов и экономистов;
6) Рынок информации развивается хаотично и не радует потребителя высоким качеством (актуальностью) и разумными ценами на данные. Мелкие предприниматели черпают сведения из неформальных источников (личные связи, знакомства) и сработанных баз данных, которые составлены по материалам печати и рекламы;
7) Рынок сбыта колоссально сузился вследствие обнищания широких масс россиян и неплатежеспособности большинства предприятий. Исследования показывают, что пауперизация России набирает темпы: 30% населения (50 млн. чел.) располагают доходом, который ниже прожиточного минимума.
Обнищание
россиян в совокупности с безудержным
вторжением на отечественный потребительский
рынок иностранных
Второй проблемой являются административные барьеры, которые связаны со злоупотреблением представителей исполнительной власти, с превышением ими своих полномочий при регулировании от имени государства деятельности хозяйствующих субъектов
Третья - несовершенство правовой базы.
Ко времени перехода к рыночной экономике государство неоднократно заявляло, что оно всячески поддерживает не только крупное, но и малое предпринимательство. В подтверждение этого был принят Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Год за годом в этот закон вносились поправки, в результате которых статьи этого закона одна за другой утрачивали силу и к 2006 г. осталась только одна статья (ст. 5), хоть как-то облегчающая жизнь малым предприятиям, на основании которой разрешается представлять в налоговые органы меньшее количество отчетных форм, чем предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства.
С 1 января 2008 г. отменяется Федеральный закон №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и на смену ему введен в действие Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно
этому закону к субъектам малого
и среднего бизнеса могут относиться
должным образом
Во-первых, организации и физические
лица (предприниматели без
Во-вторых, число работников не должно превышать 250 чел. Предприятия относятся к средним с числом работников от 100 до 250 чел. и к малым, число работников в которых не более 100 чел. В малых предприятиях выделяются микропредприятия, в которых заняты не более 15 чел.
В-третьих, выручка от
Как видно, в течение 2008 и
2009 гг. ни одно предприятие не
может быть отнесено к
Почему нельзя было временно до 2010 г. "позаимствовать" критерии из соответствующей статьи Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), определяющей условия, которым должна удовлетворять организация, чтобы иметь право перейти на упрощенную систему налогообложения? Если критерии из НК РФ отнести к малым предприятиям, то разумно установить для них, что выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год не должна превышать 20 млн. руб. (в ст. 346.12 НК РФ говорится о 15 млн. руб. за девять предшествующих месяцев). Или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 100 млн. руб. Для субъектов среднего предпринимательства "планку" соответствующих пороговых значений можно установить "на высоте" в 2,5 раза большей (соответственно максимальному количеству работающих), т.е. 50 млн. руб. для годовой выручки и 250 млн. руб. для балансовой стоимости активов. Для микропредприятий - 3 млн. руб. для годовой выручки и 15 млн. руб. для балансовой стоимости активов.
К сожалению, Федеральный
Следующей проблемой развития малого предпринимательства является нестабильная политическая обстановка.
Политическая обстановка в России, весьма далекая от стабильности, также не лучшим образом влияет на малый бизнес, инвестиционную активность предпринимателей и не допускает стратегического планирования на микроуровне. Нет сомнения в том, что именно политическая нестабильность является главным препятствием для притока иностранного капитала в российскую экономику, в том числе в сферу малого бизнеса.