Микроэкономические проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Нами выделены такие наиболее острые проблемы в микроэкономике в настоящий момент, как теневой бизнес, часть которого можно назвать криминальным; проблема развития малого предпринимательства в нашей стране и проблема соотношения конкуренции и монополии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические вопросы микроэкономических проблем в современных условиях……………………………………………………………….…..5
2. Факторы формирования микроэкономических проблем. Методы оценки микроэкономических проблем …………………………..…….16
3. Способы преодоления микроэкономических проблем………..………26
Заключение…………………………………………………………………..41
Список использованной литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

КУРСОВА Микроэкономика.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

       До настоящего момента отсутствует  нормативный акт Правительства  РФ, который устанавливал бы один из важных критериев осуществления контроля за экономической концентрацией на финансовых рынках, а именно - величину стоимости активов финансовой организации, в отношении которой совершается юридически значимое действие (сделка). Необходимость согласования определенных действий (сделок) с финансовыми организациями законодатель поставил под условие размера стоимости активов финансовой организации, а не размера ее уставного капитала, как регулировалось до 26.11.2006 ФЗ РФ "О защите конкуренции на финансовом рынке". Тем не менее, как и ФЗ РФ "О защите конкуренции на финансовом рынке", Закон о защите конкуренции только указывает на объективную сторону критерия и за его детализацией отсылает к акту Правительства РФ. Таким образом, применение Закона о защите конкуренции в части согласования действий (сделок) в отношении финансовых организаций находится под условием принятия определенного акта Правительства РФ. До того момента, пока не будет устранено указанное препятствие для реализации закона в определенной части, лица вправе совершать касательно финансовых организаций любые действия без согласования их с антимонопольным органом, не беспокоясь за применение к ним государством в дальнейшем каких-либо санкций. В то же время все желающие пройти процедуру согласования действий (сделок), указанных в ст. 29 Закона о защите конкуренции, могут обратиться с ходатайством в ФАС России (ее территориальные органы), и их заявления будут рассмотрены.

       Что касается контроля за экономической  концентрацией на товарных рынках, то Закон о защите конкуренции закрепил необходимые условия для определения согласования действий (сделок) лиц на товарном рынке. По процедуре согласования лицами действий (сделок) на товарном рынке с антимонопольным органом отмечаем, что до настоящего момента также не принят порядок представления ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции, поэтому продолжает действовать многим известное Положение, утвержденное приказом МАП РФ от 13.08.1999 №276 "Об утверждении Положения о порядке представления антимонопольным органом ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17 и 18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части, не противоречащей Закону о защите конкуренции [28, c.19].

     В Законе о защите конкуренции определены границы понятия монополистической деятельности.

       Определение монополистической  деятельности в Законе РСФСР  "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках" было сформулировано довольно широко: "противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции". При этом в законодательстве имелось противоречие: в дефиниции противоправными названы лишь противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, а в ст. 7 указанного акта к запрещенным также причислены ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения (согласованные действия) органов власти.

       В Законе о защите конкуренции  указаны следующие виды нарушений,  которые подпадают под понятие  монополистической деятельности: "злоупотребление  хозяйствующим субъектом, группой  лиц своим доминирующим положением  на товарном рынке, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью". Остается неясным, что следует понимать под "иными действиями". В главе 2 "Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция" регулируются только вопросы злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию, а также соответственно недобросовестная конкуренция.

       Укажем отдельные новеллы в  регулировании монополистической  деятельности.

      1. В прежнем законодательстве, помимо  упоминавшегося положительного  эффекта, не было изъятий из  действия антимонопольных ограничений при монополистической деятельности. В соответствии с Законом о защите конкуренции Правительство РФ имеет право определять виды соглашений (согласованных действий), которые не будут рассматриваться как ограничительные (общие исключения).

      2. В Законе о защите конкуренции сделана попытка урегулировать вопрос доступа к товарам субъектов естественных монополий. Теперь Правительство РФ будет устанавливать правила доступа к таким товарам, чтобы предупредить создание дискриминационных условий (п. 2 ст. 5). В настоящее время такие правила действуют в газовой промышленности, электроэнергетике, на железнодорожном транспорте.

      3. В соответствии со ст. 12 Закона  о защите конкуренции допускаются  "вертикальные" соглашения в  письменной форме, за исключением  "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.

       В Федеральном законе "О защите  конкуренции на рынке финансовых  услуг" имеется ст. 7 "Соглашения  или согласованные действия финансовых  организаций, не подлежащие запрету". Под ее действие подпадают соглашения или согласованные действия финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также соглашения или согласованные действия финансовых организаций, условия которых своей целью имеют [14, c.16]:

       а) унификацию стандартов деятельности  финансовых организаций - участников  соглашений;

       б) проведение совместных научных  исследований и разработок;

       в) совместную закупку технических  средств для осуществления основной деятельности;

       г) использование единых программных  и технических средств обработки  информации и баз данных.

     В заключение приходится констатировать тот неутешительный факт, что разработчикам  нового Закона о защите конкуренции  не удалось подготовить нормативный правовой акт, который действительно улучшил бы конкурентный правопорядок в нашей стране. А по некоторым аспектам, особенно в сфере пресечения недобросовестной конкуренции, продолжилось сползание от плохого к худшему с точки зрения эффективности защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Анализ  первой главы курсовой работы позволил изучить теоретические вопросы микроэкономических проблем в современных условиях. Было выявлено, что основными микроэкономическими проблемами в современных условиях являются: теневой бизнес, проблемы малых предприятий и проблема соотношения конкуренции и монополий.

     Во  второй главе были выявлены факторы формирования микроэкономических проблем и причины возникновения этих проблем. Так, к факторам и причинам возникновения «теневого бизнеса» можно отнести:

     - коррумпированность контролирующих  и правоохранительных органов;

     - неэффективность деятельности контролирующих  и правоохранительных органов  в связи с ресурсными и иными  ограничениями (деятельность в расчете на бездействие государства и безнаказанность);

     - несовершенство законодательства, препятствующее выявлению, расследованию,  пресечению деятельности, привлечению  к ответственности

     Основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом, являются: неблагоприятное состояние ресурсных рынков, административные барьеры, несовершенство правовой базы.

     Было  выявлено, что монополии возникают  не только вследствие концентрации производства и капитала, но и на основе их централизации

     В третьей главе были изучены способы преодоления микроэкономических проблем.

     В заключение следует отметить, что  одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических  реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие  малого  предпринимательства и государственное регулирование существующих проблем.

     Список  использованной литературы 

  1. Федеральный закон от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм.  от 30 июня 2008 г. //  Российская газета,  2008, №140.
  2. Федеральный закон от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. от  22 июля 2008 г. // Российская газета, 2007, №237.
  3. Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. №64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» // Российская газета, 2000, №20.
  4. Приказ Минфина РФ от 27 января 2000 г. №11н 2Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000» (с изм. от 18 сентября 2006 г.) // Финансовая газета, 2006, №46.
  5. Приказ Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. №96н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01» (с изм. от 20 декабря 2007 г.) // Российской газете, 2008, №18.
  6. Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. №114н  «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02» (с изм. от 11 февраля 2008 г.) // Российская газета, 2008, №55.
  7. Приказ Минфина РФ от 29 апреля 2008 г. №48н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008)» // Российская газета, 2008, №119.
  8. Бекряшев А. К., Белозеров И. П. Теневая экономика и экономическая преступность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  9. Еременко В.И. Конкурентное право Российской Федерации. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2001.
  10. Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие. Изд.2 -  М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 2007.
  11. Муравьев, А.И., Игнатьев А.М, Крутик А.Б. Предпринимательство: учебник. – СПб.: Лань, 2001.
  12. Улыбин К. Теневая экономика. Изд.2 - М.: Экономика, 2003.
  13. Белоусова М.В. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Бухгалтер и закон, 2008, №1.
  14. Варламова А.Н. Новый закон о конкуренции  // Законодательство, 2006, №11.
  15. Дадашев, А. Ресурсная эффективность малых предприятий // Экономист, 2006, №6.
  16. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики, 2006, №2.
  17. Еременко В.И. О реформировании российского антимонопольного законодательства // Адвокат, 2008, №1.
  18. Еременко В.И. Теоретические аспекты российского конкурентного права // Государство и право, 2002, №2.
  19. Карелин И.Ю. Теневая экономика: проблемы, тенденции // Экономика и управление, 2006, №2.
  20. Мартыненко Г. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности // Право и экономика, 2007, №8.
  21. Орлов, А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики, 2002,  №7.
  22. Салимжанов И. Конкуренция и ценообразование // Финансы, 2005, №8.
  23. Самсонов Р. Институциональны монополизм: сущность и особенности регулирования // Вопросы экономики, 2007, №1.
  24. Сумина О. Новый виток борьбы с теневыми зарплатами // Консультант, 2006, №19.
  25. Талалаева И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Малая бухгалтерия, 2008, №1.
  26. Трикоз Е.Н. «Теневое право»: миф или реальность //  Законодательство и экономика, 2005, №1.
  27. Цапелик В.Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования // Вопросы экономики, 2005, №11.
  28. Юдина Е. Закон о защите конкуренции и вопросы его применения // Акционерный вестник, 2007, №4.

Информация о работе Микроэкономические проблемы