До настоящего момента отсутствует
нормативный акт Правительства
РФ, который устанавливал бы один из
важных критериев осуществления контроля
за экономической концентрацией на финансовых
рынках, а именно - величину стоимости
активов финансовой организации, в отношении
которой совершается юридически значимое
действие (сделка). Необходимость согласования
определенных действий (сделок) с финансовыми
организациями законодатель поставил
под условие размера стоимости активов
финансовой организации, а не размера
ее уставного капитала, как регулировалось
до 26.11.2006 ФЗ РФ "О защите конкуренции
на финансовом рынке". Тем не менее,
как и ФЗ РФ "О защите конкуренции на
финансовом рынке", Закон о защите конкуренции
только указывает на объективную сторону
критерия и за его детализацией отсылает
к акту Правительства РФ. Таким образом,
применение Закона о защите конкуренции
в части согласования действий (сделок)
в отношении финансовых организаций находится
под условием принятия определенного
акта Правительства РФ. До того момента,
пока не будет устранено указанное препятствие
для реализации закона в определенной
части, лица вправе совершать касательно
финансовых организаций любые действия
без согласования их с антимонопольным
органом, не беспокоясь за применение
к ним государством в дальнейшем каких-либо
санкций. В то же время все желающие пройти
процедуру согласования действий (сделок),
указанных в ст. 29 Закона о защите конкуренции,
могут обратиться с ходатайством в ФАС
России (ее территориальные органы), и
их заявления будут рассмотрены.
Что касается контроля за экономической
концентрацией на товарных рынках,
то Закон о защите конкуренции закрепил
необходимые условия для определения
согласования действий (сделок) лиц на
товарном рынке. По процедуре согласования
лицами действий (сделок) на товарном рынке
с антимонопольным органом отмечаем, что
до настоящего момента также не принят
порядок представления ходатайств и уведомлений
в соответствии с требованиями Закона
о защите конкуренции, поэтому продолжает
действовать многим известное Положение,
утвержденное приказом МАП РФ от 13.08.1999
№276 "Об утверждении Положения о порядке
представления антимонопольным органом
ходатайств и уведомлений в соответствии
с требованиями ст. 17 и 18 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" в
части, не противоречащей Закону о защите
конкуренции [28, c.19].
В
Законе о защите конкуренции определены
границы понятия
монополистической деятельности.
Определение монополистической
деятельности в Законе РСФСР
"О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности
на товарных рынках" было сформулировано
довольно широко: "противоречащие антимонопольному
законодательству действия (бездействие)
хозяйствующих субъектов, направленные
на недопущение, ограничение или устранение
конкуренции". При этом в законодательстве
имелось противоречие: в дефиниции противоправными
названы лишь противоречащие антимонопольному
законодательству действия (бездействие)
хозяйствующих субъектов, а в ст. 7 указанного
акта к запрещенным также причислены ограничивающие
конкуренцию акты, действия, соглашения
(согласованные действия) органов власти.
В Законе о защите конкуренции
указаны следующие виды нарушений,
которые подпадают под понятие
монополистической деятельности: "злоупотребление
хозяйствующим субъектом, группой
лиц своим доминирующим положением
на товарном рынке, соглашения или
согласованные действия, запрещенные
антимонопольным законодательством, а
также иные действия (бездействие), признанные
в соответствии с федеральными законами
монополистической деятельностью".
Остается неясным, что следует понимать
под "иными действиями". В главе 2
"Монополистическая деятельность. Недобросовестная
конкуренция" регулируются только вопросы
злоупотребления хозяйствующим субъектом
доминирующим положением и соглашений
(согласованных действий), ограничивающих
конкуренцию, а также соответственно недобросовестная
конкуренция.
Укажем отдельные новеллы в
регулировании монополистической
деятельности.
1. В прежнем законодательстве, помимо
упоминавшегося положительного
эффекта, не было изъятий из
действия антимонопольных ограничений
при монополистической деятельности.
В соответствии с Законом о защите конкуренции
Правительство РФ имеет право определять
виды соглашений (согласованных действий),
которые не будут рассматриваться как
ограничительные (общие исключения).
2. В Законе о защите конкуренции
сделана попытка урегулировать вопрос
доступа к товарам субъектов естественных
монополий. Теперь Правительство РФ будет
устанавливать правила доступа к таким
товарам, чтобы предупредить создание
дискриминационных условий (п. 2 ст. 5). В
настоящее время такие правила действуют
в газовой промышленности, электроэнергетике,
на железнодорожном транспорте.
3. В соответствии со ст. 12 Закона
о защите конкуренции допускаются
"вертикальные" соглашения в
письменной форме, за исключением
"вертикальных" соглашений между
финансовыми организациями, если эти соглашения
являются договорами коммерческой концессии.
В Федеральном законе "О защите
конкуренции на рынке финансовых
услуг" имеется ст. 7 "Соглашения
или согласованные действия финансовых
организаций, не подлежащие запрету".
Под ее действие подпадают соглашения
или согласованные действия финансовых
организаций в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
а также соглашения или согласованные
действия финансовых организаций, условия
которых своей целью имеют [14, c.16]:
а) унификацию стандартов деятельности
финансовых организаций - участников
соглашений;
б) проведение совместных научных
исследований и разработок;
в) совместную закупку технических
средств для осуществления основной
деятельности;
г) использование единых программных
и технических средств обработки
информации и баз данных.
В
заключение приходится констатировать
тот неутешительный факт, что разработчикам
нового Закона о защите конкуренции
не удалось подготовить нормативный
правовой акт, который действительно улучшил
бы конкурентный правопорядок в нашей
стране. А по некоторым аспектам, особенно
в сфере пресечения недобросовестной
конкуренции, продолжилось сползание
от плохого к худшему с точки зрения эффективности
защиты конкуренции на товарных и финансовых
рынках.
Заключение
Анализ
первой главы курсовой работы позволил
изучить теоретические вопросы микроэкономических
проблем в современных условиях. Было
выявлено, что основными микроэкономическими
проблемами в современных условиях являются:
теневой бизнес, проблемы малых предприятий
и проблема соотношения конкуренции и
монополий.
Во
второй главе были выявлены факторы
формирования микроэкономических проблем
и причины возникновения этих проблем.
Так, к факторам и причинам возникновения
«теневого бизнеса» можно отнести:
-
коррумпированность контролирующих
и правоохранительных органов;
-
неэффективность деятельности контролирующих
и правоохранительных органов
в связи с ресурсными и иными
ограничениями (деятельность в расчете
на бездействие государства и безнаказанность);
-
несовершенство законодательства,
препятствующее выявлению, расследованию,
пресечению деятельности, привлечению
к ответственности
Основными
проблемами, мешающими развитию нормальных
рыночных отношений и частного предпринимательства
в целом, являются: неблагоприятное состояние
ресурсных рынков, административные барьеры,
несовершенство правовой базы.
Было
выявлено, что монополии возникают
не только вследствие концентрации производства
и капитала, но и на основе их централизации
В
третьей главе были изучены способы
преодоления микроэкономических проблем.
В
заключение следует отметить, что
одним из решающих условий углубления
проводимых в России экономических
реформ, способных вывести страну
из кризиса, обеспечить ослабление монополизма,
добиться эффективного функционирования
производства и сферы услуг, является
развитие малого предпринимательства
и государственное регулирование существующих
проблем.
Список
использованной литературы
- Федеральный
закон от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»
(с изм. от 30 июня 2008 г. // Российская
газета, 2008, №140.
- Федеральный
закон от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации» (с изм. от
22 июля 2008 г. // Российская газета, 2007, №237.
- Приказ Минфина
РФ от 21 декабря 1998 г. №64н «О Типовых рекомендациях
по организации бухгалтерского учета
для субъектов малого предпринимательства»
// Российская газета, 2000, №20.
- Приказ Минфина
РФ от 27 января 2000 г. №11н 2Об утверждении
Положения по бухгалтерскому учету «Информация
по сегментам» ПБУ 12/2000» (с изм. от 18 сентября
2006 г.) // Финансовая газета, 2006, №46.
- Приказ Минфина
РФ от 28 ноября 2001 г. №96н «Об утверждении
Положения по бухгалтерскому учету «Условные
факты хозяйственной деятельности» ПБУ
8/01» (с изм. от 20 декабря 2007 г.) // Российской
газете, 2008, №18.
- Приказ Минфина
РФ от 19 ноября 2002 г. №114н «Об утверждении
Положения по бухгалтерскому учету «Учет
расчетов по налогу на прибыль организаций»
ПБУ 18/02» (с изм. от 11 февраля 2008 г.) // Российская
газета, 2008, №55.
- Приказ Минфина
РФ от 29 апреля 2008 г. №48н «Об утверждении
Положения по бухгалтерскому учету «Информация
о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008)» // Российская
газета, 2008, №119.
- Бекряшев
А. К., Белозеров И. П. Теневая экономика
и экономическая преступность: Учебник.
– М.: ИНФРА-М, 2003.
- Еременко
В.И. Конкурентное право Российской Федерации.
- М.: ИНИЦ Роспатента, 2001.
- Есипов В.М.
Теневая экономика: Учебное пособие. Изд.2
- М.: ОНиРИО Московского института
МВД России, 2007.
- Муравьев,
А.И., Игнатьев А.М, Крутик А.Б. Предпринимательство:
учебник. – СПб.: Лань, 2001.
- Улыбин К.
Теневая экономика. Изд.2 - М.: Экономика,
2003.
- Белоусова
М.В. О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации // Бухгалтер и
закон, 2008, №1.
- Варламова
А.Н. Новый закон о конкуренции // Законодательство,
2006, №11.
- Дадашев,
А. Ресурсная эффективность малых предприятий
// Экономист, 2006, №6.
- Дерябина
М. Реформирование естественных монополий:
теория и практика // Вопросы экономики,
2006, №2.
- Еременко
В.И. О реформировании российского антимонопольного
законодательства // Адвокат, 2008, №1.
- Еременко
В.И. Теоретические аспекты российского
конкурентного права // Государство и право,
2002, №2.
- Карелин
И.Ю. Теневая экономика: проблемы, тенденции
// Экономика и управление, 2006, №2.
- Мартыненко
Г. Правовое регулирование конкуренции
и ограничения монополистической деятельности
// Право и экономика, 2007, №8.
- Орлов, А.
Перспективы развития малого предпринимательства
в России // Вопросы экономики, 2002, №7.
- Салимжанов
И. Конкуренция и ценообразование // Финансы,
2005, №8.
- Самсонов
Р. Институциональны монополизм: сущность
и особенности регулирования // Вопросы
экономики, 2007, №1.
- Сумина О.
Новый виток борьбы с теневыми зарплатами
// Консультант, 2006, №19.
- Талалаева
И. Государственная поддержка малого и
среднего бизнеса // Малая бухгалтерия,
2008, №1.
- Трикоз Е.Н.
«Теневое право»: миф или реальность //
Законодательство и экономика, 2005, №1.
- Цапелик
В.Е. Естественные монополии в России:
история и перспективы развития системы
регулирования // Вопросы экономики, 2005,
№11.
- Юдина Е.
Закон о защите конкуренции и вопросы
его применения // Акционерный вестник,
2007, №4.