Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:19, курсовая работа
Нами выделены такие наиболее острые проблемы в микроэкономике в настоящий момент, как теневой бизнес, часть которого можно назвать криминальным; проблема развития малого предпринимательства в нашей стране и проблема соотношения конкуренции и монополии.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические вопросы микроэкономических проблем в современных условиях……………………………………………………………….…..5
2. Факторы формирования микроэкономических проблем. Методы оценки микроэкономических проблем …………………………..…….16
3. Способы преодоления микроэкономических проблем………..………26
Заключение…………………………………………………………………..41
Список использованной литературы……………………………………….42
Прогрессирующее социальное расслоение исключает образование в России достаточно многочисленного среднего класса. А значит, малый бизнес лишается главного потребителя своей продукции и важнейшего источника предпринимательских кадров.
Небывало размаха достиг разгул преступности. По некоторым данным, криминальный мир контролирует 41 тыс. крупных и средних хозяйственных субъектов, в том числе 1,5 тыс. государственных предприятий, 4 тыс. акционерных обществ и около 600 банков. Согласно другим экспертным оценкам, к «теневой» экономике в той или иной степени причастны 90% малых предприятий.
У предпринимателей вымогают деньги как преступные группировки, так и коррумпированные чиновники, которые нередко передают конфиденциальные сведения криминальным элементам. Утечка информации происходит и через коммерческие банки. Специалисты с тревогой отмечают «интеллектуализацию» преступной деятельности, использование все более сложных финансово-хозяйственных данных и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов.
Малый бизнес очень чутко реагирует на флуктуации макроэкономической среды и внешние воздействия. Те трудности, которые крупными предприятиями могут быть преодолены за счет использования внутренних ресурсов и возможностей экономического и политического давления на внешнюю среду, для малого предпринимательства представляют угрозу самому существованию.
Можно утверждать, что многие проблемы развития малого бизнеса порождены именно недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры макроэкономической среды.
Определяя факторы формирования микроэкономических проблем, необходимо выявить также причины возникновения монополий.
Они
связаны, прежде всего, с изменениями в
технологическом способе производства.
Предпосылкой таких изменений была промышленная
революция конца XVIII - начала XIX в., возникновение
новых отраслей промышленности и быстрое
развитие производства во многих из них,
прежде всего, в легкой промышленности
вследствие появления важных технических
изобретений.
I. Концентрация производства
II. Централизация капитала и производства
Первое предприятие Второе предприятие Третье
предприятие
Объединяются в одно
Рис.
2.1 Механизм образования монополий [9,
с.131]
Изменения
в технологическом способе
Каждый из этих процессов развивается по своим законам. Так, концентрация производства выражает внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между развитием производительных сил и процессом концентрации, вследствие действия которых происходит растущее сосредоточение факторов производства (вещественных и личных) на крупных предприятиях. Действие этого закона с различной степенью интенсивности проявляется на всех этапах развития капитализма, движущая сила которого - конкурентная борьба. Чтобы выжить в этой борьбе, получить большую прибыль, предприниматели вынуждены внедрять новую технику, расширять масштабы производства. При этом из массы мелких и средних предприятий постепенно выделяется несколько наиболее крупных.
Рано или поздно конкуренты оказываются перед альтернативой: или дальше продолжать между собой изнурительную борьбу, или достичь согласия относительно масштабов производства, цен на продукцию, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй путь, заключая между собой гласные и негласные соглашения, что является одной из наиболее характерных черт монополизированной экономики. Таким образом, возникновение предприятий-монополистов - закономерный результат развития производительных сил, эволюции рынка, действия законов конкуренции.
Монополии
возникают не только вследствие концентрации
производства и капитала, но и на
основе их централизации. Централизация
производства - это увеличение масштабов
производства продукции в результате
объединения нескольких отдельных предприятий
в одно с установлением единого управления.
Централизация капитала - это увеличение
размеров капитала вследствие объединения
или слияния ранее самостоятельных капиталов.
Типичный пример такого объединения -
акционерные компании [23, c.34].
3.
Способы преодоления
В экономической науке одной из самых актуальных задач считается разработка методов расчета объемов теневой экономики. Измерить точно теневую экономику - задача сложная и неоднозначная. В развитых странах для ее оценки используют косвенные методы - например, "метод спроса на наличность", т.е. когда оборот избыточной наличности, который сложно объяснить обычными причинами, сопоставляют с наличием факторов, заставляющих предприятия уходить в тень. В развивающихся странах пользуются "методом физических затрат", сравнивая потребление электроэнергии и объем выпуска продукции. "Избыточное" потребление электроэнергии говорит о присутствии в экономике теневого сектора. В таком случае может оказаться, что огромная энергоемкость и материалоемкость отечественной продукции являются результатом недоучета масштабов теневой экономики. На Западе для теневиков существует проблема легализации полученных доходов, а у нас 90 % предприятий в тех или иных размерах обналичивают деньги, переводя легальный "безнал" в "черный нал"."
Правительству РФ необходимо знать размер теневой экономики, так как теневая экономика представляет интерес прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, "нормальных", экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования, становления налоговой системы и экономического роста в целом.
В зависимости от характера решаемых задач и поставленных целей методы выявления и оценки криминальной экономической деятельности, могут быть выделены:
- Учетно-статистические методы [8, c.69]:
а) метод специфических индикаторов;
б) структурный метод;
в) метод мягкого моделирования;
г) экспертный метод;
д) смешанные методы.
- Методы открытой проверки.
-
Специальные экономико-
а) метод документального анализа;
б) метод бухгалтерского анализа;
в) метод экономического анализа.
С целью укрепления дисциплины, выявления, предупреждения и пресечения налоговых правонарушений налоговые органы принимают все предусмотренные законодательством меры, направленные на усиление контроля за выполнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом и повышение на этой основе собираемости налогов.
Налоговое ведомство вновь активизировало работу по повышению собираемости сумм единого социального налога. Для этого Федеральная налоговая служба создала комиссии по выявлению "альтернативной" заработной платы в компаниях и обнаружению схем по уклонению от уплаты ЕСН.
До недавнего времени успехи
налоговых органов в борьбе
с так называемыми теневыми
зарплатами были
В 2006 году в регионах были
созданы межведомственные
Инспекторы определили
1. С физическим лицом заключают
гражданско-правовой договор
2. Согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ,
компания вправе не начислять
ЕСН на суммы выплат и
3. Часть заработной платы или
премии выдается под видом
представительских расходов, тем
самым денежные суммы
4. Заработная плата выдается "в конвертах".
5. Оплата труда производится под видом страховой премии.
6. Из налогообложения
7. Используются положения статьи 238 НК РФ по исключению ряда выплат в пользу физических лиц из налоговой базы по ЕСН.
Практика выдачи вознаграждения
"в конвертах" получила
Для
дальнейшего развития экономики
России Правительству необходимо разработать
детальную программу
- благоприятные для бизнеса изменения право- хозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;
- четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.
- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;
- установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.
Важными стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать: совершенствование правовой основы и формирование здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса; более либеральное налоговое законодательство; ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях; приравнивание коррупции и взяточничества к наиболее тяжким преступлениям.
Не менее важными направлениями являются проведение политики глубоких административных реформ с целью упорядочения организационных структур власти, правоохранительных органов, координации их деятельности; реформирование корпуса госслужащих, развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью; усиление воспитательной функции государства в формировании этической основы предпринимательства.
В
целях же преодоления такой
В соответствии с Законом №209-ФЗ поддержка малого и среднего бизнеса оказывается в следующих формах:
1) Финансовая поддержка - может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [2, cт.17].
2) Имущественная поддержка - осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Статьей 18 установлен также ряд ограничений и запретов, связанных с оказанием имущественной поддержки [2, cт.18].