Микроэкономические проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание. Отношения общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы – монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения научно-технического прогресса (НТП). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические вопросы микроэкономических проблем в современных условиях……………………………………………………………….…..5
Факторы формирования микроэкономических проблем. Методы оценки микроэкономических проблем …………………………..…….16
Способы преодоления микроэкономических проблем………..………26
Заключение…………………………………………………………………..41
Список использованной литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.41 Кб (Скачать)

 

- компенсации затрат, произведенных  и документально подтвержденных  субъектами малого и среднего  предпринимательства, на оплату  консультационных услуг.

 

 Кроме того, в Законе  №209-ФЗ отдельно определены особенности  оказания поддержки по определенным  направлениям деятельности [2, cт.21-25]:

 

- поддержка в области  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров;

 

- поддержка в области  инноваций и промышленного производства;

 

- поддержка в области  ремесленной деятельности;

 

- поддержка субъектов,  осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность;

 

- поддержка субъектов,  осуществляющих сельскохозяйственную  деятельность.

 

 Вместе с тем п. 3 ст. 16 Закона №209-ФЗ определено, что  субъекты Российской Федерации  вправе наряду с установленными  этим Законом формами поддержки  самостоятельно оказывать иные  формы поддержки за счет средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации.

 

 Вместе с тем стоит  отметить, что, несмотря на то  что данный Закон адаптирован  под существующие условия российской  экономики, он носит рамочный  характер.

 

 Для того чтобы нормы  данного Закона работали и  предприятия малого и среднего  бизнеса в РФ могли получать  реальную помощь от государства,  должна быть проведена серьезная  работа на всех уровнях власти (федеральном, региональном и  местном).

 

 Большинство норм Закона  отсылают получателей поддержки  к федеральным, региональным и  муниципальным программам развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства, которые должны  быть еще разработаны, а также  к Постановлениям Правительства  РФ, которые должны быть приняты  во исполнение норм Закона  №209-ФЗ.

 

 Вступивший в действие  Федеральный закон №209-ФЗ можно  считать первым шагом. Надеемся, что вновь избранная Государственная  Дума пятого созыва будет регулярно  принимать поправки, дополняющие  и конкретизирующие положения  этого закона, а также поправки  в НК РФ, в "Закон о бухгалтерском  учете" и в другие кодексы,  законы и подзаконные нормативные  акты в целях максимального  содействия развитию малого и  среднего предпринимательства, в  особенности в сфере промышленного,  перерабатывающего и сельскохозяйственного  производства, чтобы, по крайней  мере, на законодательном уровне  были устранены все препятствия  к дальнейшему ускоренному экономическому  развитию нашей страны.

 

 Прежде всего о преимуществах,  которыми пользуются малые предприятия.  Для них Минфин России разработал  отдельные типовые рекомендации  по бухгалтерскому учету [3]. Хотя  документ действует с 1998 года, он актуален и сейчас.

 

 Как сказано в рекомендациях,  некоторые малые предприятия  могут вести учет по упрощенной  форме. Хотя они и обязаны  применять обычный План счетов, им дано право не вести аналитические  счета учета имущества или  обязательств. То есть, например, какие-либо  ценности отражают на счетах 01 "Основные средства", 08 "Вложения  во внеоборотные активы", 10 "Материалы" и т.д. без разбивки по субсчетам. Причем от некоторых счетов можно и вовсе отказаться.

 

 Так, Минфин рекомендует  вести учет нематериальных активов  не на одноименном счете 04, а непосредственно на счете  01, а готовой продукции (счет 43 "Готовая продукция") - на счете  41 "Товары". Правда, такой учет  допустим в тех компаниях, у  которых незначительное количество  хозопераций (до 100 в месяц). Тем фирмам, у которых операций еще меньше (до 30 в месяц), разрешено не вести регистры бухгалтерского учета. Им достаточно заполнять лишь специальную Книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности (приложение 1 к рекомендациям).

 

 Сразу оговоримся, что  дейтсвующее налоговое законодательство подобных послаблений не предусматривает. Малые предприятия, как и обычные компании, должны вести налоговый учет в полном объеме.

 

 Большинство фирм ведут  бухгалтерский учет по методу  начисления. Это означает, что компания  отражает доходы и расходы  в том периоде, когда они  фактически возникли. Факт поступления  выручки или оплаты расходов  значения не имеет. Для малых  предприятий сделано исключение. Они имеют право вести бухгалтерский  учет по кассовому методу, т.е.  отражать доходы после поступления  денег, а расходы - после их  оплаты.

 

 Это очень удобно  для тех фирм, которые перешли  на "упрощенку" или рассчитывают  налог на прибыль так же - по  кассовому методу. Отметим, что  компании, применяющие УСН, и вовсе  не обязаны вести учет. Однако  многие это делают. Ведь если  предприятие потеряет право на  спецрежим, ей придется восстанавливать данные учета в полном объеме (если он не велся).

 

 Еще один большой  плюс малых предприятий. Они  могут не применять некоторые  положения по бухгалтерскому  учету. Среди них:

 

- Условные факты хозяйственной  деятельности (ПБУ 8/01). Его должны  использовать лишь те малые  предприятия, которые эмитируют  ценные бумаги для публичного  размещения;

 

- Информация об афиллированных лицах (ПБУ 11/2008);

 

- Информация по сегментам  (ПБУ 12/2000);

 

- Учет расчетов по налогу  на прибыль (ПБУ 18/02).

 

 Тот факт, что фирма  не применяет эти положения,  закрепляют в ее учетной политике.

 

 Таким образом, можно  выделить следующие льготы и  преимущества, которыми пользуются  малые предприятия:

 

- Ведение бухгалтерского  учета в упрощенном порядке; 

 

- Можно не применять  некоторые ПБУ; 

 

- Сокращенный состав бухгалтерской  отчетности;

 

- Можно не сдавать ряд  форм статотчетности;

 

- Можно заключать срочные  трудовые договоры с любыми  сотрудниками.

 

 Задачами государственной  политики на среднесрочную перспективу  в сфере развития малого предпринимательства  являются:

 

- сокращение административных  барьеров при осуществлении малыми  предприятиями предпринимательской  деятельности;

 

- упрощение доступа к  финансовым ресурсам;

 

- упрощение налоговой  отчетности;

 

- совершенствование налогообложения  и таможенного регулирования; 

 

- развитие инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства. 

 

 Для реализации поставленных  задач необходимо:

 

- запретить приостановление  деятельности предприятий без  судебного решения; 

 

- реструктурировать действующую  систему государственной поддержки  малого предпринимательства; 

 

- максимально вовлечь  в хозяйственный оборот имущество,  находящееся в государственной  и муниципальной собственности; 

 

- обеспечить открытость  информации о наличии объектов  недвижимого имущества, находящихся  в государственной и муниципальной  собственности, их статусе, состоянии  и цене;

 

- содействовать развитию  микрокредитования малого бизнеса; 

 

- способствовать созданию  для малых предприятий в высокотехнологичной  сфере технопарков и бизнес-инкубаторов; 

 

- упростить для субъектов  малого предпринимательства налоговую  отчетность;

 

- продолжить совершенствование  налогового законодательства на  основании анализа практики применения  действующих систем налогообложения  субъектов малого бизнеса. 

 

Одним из способов преодоления  современных микроэкономических проблем  является антимонопольное регулирование.

 

 Необходимость использования  антимонопольного законодательства  диктуется общественными интересами, поскольку только так можно  добиться обеспечения потребителей  качественными товарами по относительно  приемлемой цене.

 

 Главный орган проведения  антимонопольной политики в РФ  претерпел целый ряд преобразований. В сентябре 1998 года Государственный  антимонопольный комитет (ГАК  России) был переименован в Министерство  РФ по антимонопольной политике  и поддержке предпринимательства  (МАП). Весной 2004 года МАП был преобразован  в Федеральную антимонопольную  службу (Постановление Правительства  РФ №189 от 7.04.2004) [13, 51]. Его права  и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению  аналогичных органов в других странах с рыночной экономикой. Основными законами, регулирующими монополии, являются принятый в 1991 году Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Закон «О естественных монополиях» (принят 17.08.1995, №147-ФЗ), в 2006 году - Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции".

 

 Со вступлением в  силу Закона о защите конкуренции  26 октября 2006 г. антимонопольное  законодательство претерпело существенные  изменения. Так, основополагающие  нормативные акты, которыми общества  и иные лица руководствовались  с начала девяностых годов  прошлого столетия, прекратили свое  действие. Полностью утратил силу  ФЗ РФ "О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг"  №117-ФЗ от 23.06.1999, а Закон РСФСР  "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках" N 948-I от 22.03.1991 (далее - Закон РСФСР), сыгравший  значительную роль в развитии  российского антимонопольного законодательства, прекратил действие, за исключением  положений, регулирующих понятие  аффилированных лиц.

 

 Эффективность применения  Закона во многом зависит от  ужесточения санкций за нарушение  его положений, что, в свою  очередь, связано с соответствующими  изменениями Кодекса РФ об  административных правонарушениях  (далее - КоАП РФ) и Уголовного  кодекса РФ (далее - УК РФ).

 

 Так, в соответствии  со ст.1 Закона антимонопольное  законодательство основывается (помимо  Конституции РФ) и на Гражданском  кодексе РФ (далее - ГК РФ). Это  очень важное положение подтверждает  теоретический тезис о том,  что конкурентное право (т.е.  право на защиту от монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции) является подотраслью гражданского права, а право конкурента - это прежде всего субъективное гражданское право на свободу конкуренции, защищаемой от негативных последствий монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Вместе с тем упомянутое положение по тексту Закона не всегда соблюдено. В ст.2 установлено, что отношения по защите конкуренции могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа (Федеральной антимонопольной службы - ФАС) в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

 

 Таким образом, помимо  Закона о защите конкуренции,  подзаконные нормативные акты  Правительства РФ и ФАС России  должны обеспечить эффективное  регулирование антимонопольных  отношений.

 

 К сожалению, на настоящий  момент отсутствует постановление  Правительства РФ и подведомственные  акты ФАС России, упоминаемые  в гл. 7 Закона о защите конкуренции.  С момента вступления в силу  Закона о защите конкуренции  ФАС России утвердил только  согласно ч. 4 ст. 31 указанного закона  форму представления перечня  лиц, входящих в одну группу  лиц, с указанием оснований,  по которым такие лица входят  в эту группу.

 

 До настоящего момента  отсутствует нормативный акт  Правительства РФ, который устанавливал  бы один из важных критериев  осуществления контроля за экономической  концентрацией на финансовых рынках, а именно - величину стоимости активов финансовой организации, в отношении которой совершается юридически значимое действие (сделка). Необходимость согласования определенных действий (сделок) с финансовыми организациями законодатель поставил под условие размера стоимости активов финансовой организации, а не размера ее уставного капитала, как регулировалось до 26.11.2006 ФЗ РФ "О защите конкуренции на финансовом рынке". Тем не менее, как и ФЗ РФ "О защите конкуренции на финансовом рынке", Закон о защите конкуренции только указывает на объективную сторону критерия и за его детализацией отсылает к акту Правительства РФ. Таким образом, применение Закона о защите конкуренции в части согласования действий (сделок) в отношении финансовых организаций находится под условием принятия определенного акта Правительства РФ. До того момента, пока не будет устранено указанное препятствие для реализации закона в определенной части, лица вправе совершать касательно финансовых организаций любые действия без согласования их с антимонопольным органом, не беспокоясь за применение к ним государством в дальнейшем каких-либо санкций. В то же время все желающие пройти процедуру согласования действий (сделок), указанных в ст. 29 Закона о защите конкуренции, могут обратиться с ходатайством в ФАС России (ее территориальные органы), и их заявления будут рассмотрены.

 

 Что касается контроля  за экономической концентрацией  на товарных рынках, то Закон  о защите конкуренции закрепил  необходимые условия для определения  согласования действий (сделок) лиц  на товарном рынке. По процедуре  согласования лицами действий (сделок) на товарном рынке с антимонопольным  органом отмечаем, что до настоящего  момента также не принят порядок  представления ходатайств и уведомлений  в соответствии с требованиями  Закона о защите конкуренции,  поэтому продолжает действовать  многим известное Положение, утвержденное  приказом МАП РФ от 13.08.1999 №276 "Об  утверждении Положения о порядке  представления антимонопольным  органом ходатайств и уведомлений  в соответствии с требованиями  ст. 17 и 18 Закона РФ "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" в части, не противоречащей  Закону о защите конкуренции  [28, c.19].

Информация о работе Микроэкономические проблемы