Микроэкономические проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание. Отношения общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы – монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения научно-технического прогресса (НТП). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические вопросы микроэкономических проблем в современных условиях……………………………………………………………….…..5
Факторы формирования микроэкономических проблем. Методы оценки микроэкономических проблем …………………………..…….16
Способы преодоления микроэкономических проблем………..………26
Заключение…………………………………………………………………..41
Список использованной литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.41 Кб (Скачать)

 

 Выделим некоторые  наиболее значимые сферы теневой  экономики в современной России:

 

1. Кредитно-финансовая система. 

 

 В кредитно-финансовой  системе получили распространение  хищения, в том числе мошеннические  операции в банковской сфере,  мошенничества в инвестиционной  сфере. Все более широкое распространение  получают преступления с использованием  информационных технологий (кардинг, компьютерная преступность).

 

2. Государственные и муниципальные  финансы.

 

 В сфере государственных  и муниципальных финансов наиболее  опасные проявления теневой экономики  связаны с налоговыми преступлениями, незаконным получением возмещения  от НДС, хищением бюджетных  средств, их нецелевым использованием.

 

3. Внешнеэкономическая деятельность.

 

 В сфере внешнеэкономической  деятельности проявления теневой  экономики связаны нелегальным  обращением и перемещением через  таможенную границу финансовых, товарных, интеллектуальных, трудовых  ресурсов. Велика роль внешнеэкономической  сферы в незаконном вывозе  капитала и уклонении от уплаты  налогов и других обязательных  платежей. При этом активно используются  возможности оффшорных юрисдикций.

 

4. Рынок ценных бумаг.

 

 На рынке ценных  бумаг теневая экономика проявляется  в виде мошенничества, фальсификации  документов, недобросовестной котировки  ценных бумаг и заключения  незаконных сделок с ценными  бумагами, использования служебной  (конфиденциальной) информации при  совершении сделок с ценными  бумагами, сокрытия эмиссионного  дохода, хищения финансовых средств  в крупных и особо крупных  размерах.

 

5. Страховое дело.

 

 В сфере страхового  дела получили распространение  следующие нарушения законодательства:

 

- осуществление нелицензированной  деятельности,

 

- мошенничество участников  страховых отношений. 

 

 Особо опасными являются  такие правонарушения как незаконные  выплаты, выплаты по фальшивым  свидетельствам, инсценирование страхового случая, завышение страховых сумм, финансовые операции, связанные с ложным банкротством.

 

6. Малое предпринимательство.

 

 В сфере малого предпринимательства  теневые экономические отношения  получили значительное развитие. При этом теневой сектор здесь  неоднороден и представлен тремя  основными категориями участников [13, c.18]:

 

 а) криминальные предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность).

 

 б) предприниматели, осуществляющие законную деятельность в целях минимизации налогов и иных обязательств перед государством.

 

 в) предприниматели без образования юридического лица и наемные работники. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной.

 

 Многие характерные  особенности становления малого  предпринимательства в России  напрямую связаны с основными  проблемами, мешающими развитию  нормальных рыночных отношений  и частного предпринимательства  в целом

 

 Первая проблема - это  неблагоприятное состояние ресурсных  рынков [21, c.29]:

 

1) Рынок недвижимости. Едва  ли не самой значимой для  малого бизнеса является ситуация  на рынке недвижимости, нехватка  производственных площадей. Крупные  предприятия не торопятся включать  в рыночный оборот неиспользуемые  производственные помещения. Рынок  недвижимости в значительной  степени монополизирован. Владельцы  собственности (муниципальные органы) чаще всего строят свои отношения  с мелкими предпринимателями  на основе договоров краткосрочной  аренды и, как правило, диктуют  неблагоприятные для предпринимателей  условия. Проведение открытых  торгов практикуется редко, а  число выставляемых на продажу  объектов несопоставимо мало  с числом тех, что выделяются  целевым назначением. Процедура  подбора инвесторов плохо регламентирована. Все это ограничивает конкуренцию  и создает предпосылки для  «теневых» сделок между органами  власти и отдельными предпринимателями;

 

2) Рынок средств производства. Дефицит специализированного отечественного  и импортного оборудования, который  особенно ощущался на начальном  этапе развития малого бизнеса  (в конце 1980-х – начале 1990-х  гг.), когда производители ориентировались  главным образом на удовлетворение  потребностей крупных государственных  предприятий, был преодолен по  мере развития рыночных преобразований  и активизации внешней торговли. Сейчас не ощущается недостатка  в предложениях поставить самое  современное отечественное и  зарубежное оборудование – недостаток  ощущается в средствах на его  приобретение. Как уже говорилось  выше, большинству малых предприятий  хронически недостает денег на  развитие, а средства производства  между тем отнюдь не дешевеют;

 

3) Рынок сырья и вспомогательных  материалов. Рост цен на продукцию  базовых отраслей, используемую  малыми предприятиями, постоянно  опережает рост цен на продукцию  малого бизнеса, что постоянно  ухудшает и без того шаткое  экономическое положение;

 

4) Рынок финансов. Проблема  кредитования одна из самых  острых проблем развития малых  предприятий в условиях нынешнего  мирового финансового кризиса  настоящее время. В настоящее  время в кредитах им чаще  всего отказывают, ссылаясь на  частые изменения процента рефинансирования, повышенный риск, а также высокую  потребность в займах, а если  и предоставляют ссуду, то под  слишком высокий процент;

 

5) Рынок труда. На этом  рынке отмечаются серьезные региональные  и отраслевые диспропорции. Трудовые  ресурсы недостаточно мобильны. Относительная их дешевизна определяется  недостаточной квалифицированностью. Особенно скверно отражается  на развитии малого предпринимательства  нехватка грамотных маркетологов  и экономистов; 

 

6) Рынок информации развивается  хаотично и не радует потребителя  высоким качеством (актуальностью)  и разумными ценами на данные. Мелкие предприниматели черпают  сведения из неформальных источников (личные связи, знакомства) и сработанных  баз данных, которые составлены  по материалам печати и рекламы;

 

7) Рынок сбыта колоссально  сузился вследствие обнищания  широких масс россиян и неплатежеспособности  большинства предприятий. Исследования  показывают, что пауперизация России  набирает темпы: 30% населения (50 млн.  чел.) располагают доходом, который  ниже прожиточного минимума.

 

 Обнищание россиян  в совокупности с безудержным  вторжением на отечественный  потребительский рынок иностранных  производителей, не сдерживаемых  сколько-нибудь последовательной  протекционистской политикой государства,  и значительным ростом издержек  вызвало массовое «затоваривание».

 

 Второй проблемой являются  административные барьеры, которые  связаны со злоупотреблением  представителей исполнительной  власти, с превышением ими своих  полномочий при регулировании  от имени государства деятельности  хозяйствующих субъектов 

 

 Третья - несовершенство  правовой базы.

 

 Ко времени перехода  к рыночной экономике государство  неоднократно заявляло, что оно  всячески поддерживает не только  крупное, но и малое предпринимательство.  В подтверждение этого был  принят Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ "О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Российской Федерации".

 

 Год за годом в  этот закон вносились поправки, в результате которых статьи  этого закона одна за другой  утрачивали силу и к 2006 г.  осталась только одна статья (ст. 5), хоть как-то облегчающая жизнь  малым предприятиям, на основании  которой разрешается представлять  в налоговые органы меньшее  количество отчетных форм, чем  предприятиям, не относящимся к  субъектам малого предпринимательства.

 

 С 1 января 2008 г. отменяется  Федеральный закон №88-ФЗ "О  государственной поддержке малого  предпринимательства в Российской  Федерации" и на смену ему  введен в действие Федеральный  закон от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации".

 

 Согласно этому закону  к субъектам малого и среднего  бизнеса могут относиться должным  образом зарегистрированные индивидуальные  предприниматели и организации,  удовлетворяющие определенным условиям.

 

 Во-первых, организации  и физические лица (предприниматели  без образования юридического  лица), у которых доля участия  в уставном капитале третьих  лиц не превышает 25%. Под третьими  лицами подразумеваются государственные  органы, иностранные организации  и граждане, а также общественные  и религиозные организации и  прочие юридические лица, не являющиеся  субъектами малого и среднего  предпринимательства.

 

 Во-вторых, число работников  не должно превышать 250 чел.  Предприятия относятся к средним  с числом работников от 100 до 250 чел. и к малым, число работников  в которых не более 100 чел.  В малых предприятиях выделяются  микропредприятия, в которых заняты не более 15 чел.

 

 В-третьих, выручка  от реализации товаров (работ,  услуг) без учета налога на  добавленную стоимость или балансовая  стоимость активов (остаточная  стоимость основных средств и  нематериальных активов) за предшествующий  календарный год не должна  превышать некоторых предельных  значений, которые с 1 января 2010 г.  будут устанавливаться Правительством  РФ для каждой категории субъектов  малого и среднего предпринимательства  (п. 2 ст. 4 Федерального закона №209-ФЗ).

 

 Как видно, в течение  2008 и 2009 гг. ни одно предприятие  не может быть отнесено к  субъектам малого или среднего  бизнеса, так как законодательно  не определен третий критерий  отнесения предприятий к субъектам,  на которые должно распространяться  действие Федерального закона  №209-ФЗ. Следовательно, предприниматели  не смогут фактически в полной  мере воспользоваться положениями  этого закона еще два года.

 

 Почему нельзя было  временно до 2010 г. "позаимствовать" критерии из соответствующей  статьи Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), определяющей условия,  которым должна удовлетворять  организация, чтобы иметь право  перейти на упрощенную систему  налогообложения? Если критерии из НК РФ отнести к малым предприятиям, то разумно установить для них, что выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год не должна превышать 20 млн. руб. (в ст. 346.12 НК РФ говорится о 15 млн. руб. за девять предшествующих месяцев). Или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 100 млн. руб. Для субъектов среднего предпринимательства "планку" соответствующих пороговых значений можно установить "на высоте" в 2,5 раза большей (соответственно максимальному количеству работающих), т.е. 50 млн. руб. для годовой выручки и 250 млн. руб. для балансовой стоимости активов. Для микропредприятий - 3 млн. руб. для годовой выручки и 15 млн. руб. для балансовой стоимости активов.

 

 К сожалению, Федеральный  закон №209-ФЗ носит "рамочный" характер: остальные статьи этого  закона имеют декларативное содержание  и пока мало полезны предпринимателю,  так как в них в основном  говорится о том, что нужно  предпринять органам государственной  власти и местного самоуправления  для развития малого и среднего  предпринимательства, а не какими  правами, гарантированными законом,  могут воспользоваться субъекты  малого и среднего бизнеса.

 

 Следующей проблемой  развития малого предпринимательства  является нестабильная политическая  обстановка.

 

 Политическая обстановка  в России, весьма далекая от  стабильности, также не лучшим  образом влияет на малый бизнес, инвестиционную активность предпринимателей  и не допускает стратегического  планирования на микроуровне.  Нет сомнения в том, что именно  политическая нестабильность является  главным препятствием для притока  иностранного капитала в российскую  экономику, в том числе в  сферу малого бизнеса.

 

 Прогрессирующее социальное  расслоение исключает образование  в России достаточно многочисленного  среднего класса. А значит, малый  бизнес лишается главного потребителя  своей продукции и важнейшего  источника предпринимательских  кадров.

 

 Небывало размаха достиг  разгул преступности. По некоторым  данным, криминальный мир контролирует 41 тыс. крупных и средних хозяйственных  субъектов, в том числе 1,5 тыс.  государственных предприятий, 4 тыс.  акционерных обществ и около  600 банков. Согласно другим экспертным  оценкам, к «теневой» экономике  в той или иной степени причастны  90% малых предприятий.

Информация о работе Микроэкономические проблемы