Выделим некоторые
наиболее значимые сферы теневой
экономики в современной России:
1. Кредитно-финансовая система.
В кредитно-финансовой
системе получили распространение
хищения, в том числе мошеннические
операции в банковской сфере,
мошенничества в инвестиционной
сфере. Все более широкое распространение
получают преступления с использованием
информационных технологий (кардинг,
компьютерная преступность).
2. Государственные и муниципальные
финансы.
В сфере государственных
и муниципальных финансов наиболее
опасные проявления теневой экономики
связаны с налоговыми преступлениями,
незаконным получением возмещения
от НДС, хищением бюджетных
средств, их нецелевым использованием.
3. Внешнеэкономическая деятельность.
В сфере внешнеэкономической
деятельности проявления теневой
экономики связаны нелегальным
обращением и перемещением через
таможенную границу финансовых,
товарных, интеллектуальных, трудовых
ресурсов. Велика роль внешнеэкономической
сферы в незаконном вывозе
капитала и уклонении от уплаты
налогов и других обязательных
платежей. При этом активно используются
возможности оффшорных юрисдикций.
4. Рынок ценных бумаг.
На рынке ценных
бумаг теневая экономика проявляется
в виде мошенничества, фальсификации
документов, недобросовестной котировки
ценных бумаг и заключения
незаконных сделок с ценными
бумагами, использования служебной
(конфиденциальной) информации при
совершении сделок с ценными
бумагами, сокрытия эмиссионного
дохода, хищения финансовых средств
в крупных и особо крупных
размерах.
5. Страховое дело.
В сфере страхового
дела получили распространение
следующие нарушения законодательства:
- осуществление нелицензированной
деятельности,
- мошенничество участников
страховых отношений.
Особо опасными являются
такие правонарушения как незаконные
выплаты, выплаты по фальшивым
свидетельствам, инсценирование страхового
случая, завышение страховых сумм, финансовые
операции, связанные с ложным банкротством.
6. Малое предпринимательство.
В сфере малого предпринимательства
теневые экономические отношения
получили значительное развитие.
При этом теневой сектор здесь
неоднороден и представлен тремя
основными категориями участников
[13, c.18]:
а) криминальные предприятия,
изначально создаваемые с преступными
целями (мошенничество, отмывание денег,
незаконная предпринимательская деятельность).
б) предприниматели, осуществляющие
законную деятельность в целях минимизации
налогов и иных обязательств перед государством.
в) предприниматели без образования
юридического лица и наемные работники.
Значительную часть этой группы составляют
лица, для которых нерегистрируемая деятельность
является вынужденной.
Многие характерные
особенности становления малого
предпринимательства в России
напрямую связаны с основными
проблемами, мешающими развитию
нормальных рыночных отношений
и частного предпринимательства
в целом
Первая проблема - это
неблагоприятное состояние ресурсных
рынков [21, c.29]:
1) Рынок недвижимости. Едва
ли не самой значимой для
малого бизнеса является ситуация
на рынке недвижимости, нехватка
производственных площадей. Крупные
предприятия не торопятся включать
в рыночный оборот неиспользуемые
производственные помещения. Рынок
недвижимости в значительной
степени монополизирован. Владельцы
собственности (муниципальные органы)
чаще всего строят свои отношения
с мелкими предпринимателями
на основе договоров краткосрочной
аренды и, как правило, диктуют
неблагоприятные для предпринимателей
условия. Проведение открытых
торгов практикуется редко, а
число выставляемых на продажу
объектов несопоставимо мало
с числом тех, что выделяются
целевым назначением. Процедура
подбора инвесторов плохо регламентирована.
Все это ограничивает конкуренцию
и создает предпосылки для
«теневых» сделок между органами
власти и отдельными предпринимателями;
2) Рынок средств производства.
Дефицит специализированного отечественного
и импортного оборудования, который
особенно ощущался на начальном
этапе развития малого бизнеса
(в конце 1980-х – начале 1990-х
гг.), когда производители ориентировались
главным образом на удовлетворение
потребностей крупных государственных
предприятий, был преодолен по
мере развития рыночных преобразований
и активизации внешней торговли.
Сейчас не ощущается недостатка
в предложениях поставить самое
современное отечественное и
зарубежное оборудование – недостаток
ощущается в средствах на его
приобретение. Как уже говорилось
выше, большинству малых предприятий
хронически недостает денег на
развитие, а средства производства
между тем отнюдь не дешевеют;
3) Рынок сырья и вспомогательных
материалов. Рост цен на продукцию
базовых отраслей, используемую
малыми предприятиями, постоянно
опережает рост цен на продукцию
малого бизнеса, что постоянно
ухудшает и без того шаткое
экономическое положение;
4) Рынок финансов. Проблема
кредитования одна из самых
острых проблем развития малых
предприятий в условиях нынешнего
мирового финансового кризиса
настоящее время. В настоящее
время в кредитах им чаще
всего отказывают, ссылаясь на
частые изменения процента рефинансирования,
повышенный риск, а также высокую
потребность в займах, а если
и предоставляют ссуду, то под
слишком высокий процент;
5) Рынок труда. На этом
рынке отмечаются серьезные региональные
и отраслевые диспропорции. Трудовые
ресурсы недостаточно мобильны.
Относительная их дешевизна определяется
недостаточной квалифицированностью.
Особенно скверно отражается
на развитии малого предпринимательства
нехватка грамотных маркетологов
и экономистов;
6) Рынок информации развивается
хаотично и не радует потребителя
высоким качеством (актуальностью)
и разумными ценами на данные.
Мелкие предприниматели черпают
сведения из неформальных источников
(личные связи, знакомства) и сработанных
баз данных, которые составлены
по материалам печати и рекламы;
7) Рынок сбыта колоссально
сузился вследствие обнищания
широких масс россиян и неплатежеспособности
большинства предприятий. Исследования
показывают, что пауперизация России
набирает темпы: 30% населения (50 млн.
чел.) располагают доходом, который
ниже прожиточного минимума.
Обнищание россиян
в совокупности с безудержным
вторжением на отечественный
потребительский рынок иностранных
производителей, не сдерживаемых
сколько-нибудь последовательной
протекционистской политикой государства,
и значительным ростом издержек
вызвало массовое «затоваривание».
Второй проблемой являются
административные барьеры, которые
связаны со злоупотреблением
представителей исполнительной
власти, с превышением ими своих
полномочий при регулировании
от имени государства деятельности
хозяйствующих субъектов
Третья - несовершенство
правовой базы.
Ко времени перехода
к рыночной экономике государство
неоднократно заявляло, что оно
всячески поддерживает не только
крупное, но и малое предпринимательство.
В подтверждение этого был
принят Федеральный закон от 14.06.1995
№88-ФЗ "О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Российской Федерации".
Год за годом в
этот закон вносились поправки,
в результате которых статьи
этого закона одна за другой
утрачивали силу и к 2006 г.
осталась только одна статья (ст.
5), хоть как-то облегчающая жизнь
малым предприятиям, на основании
которой разрешается представлять
в налоговые органы меньшее
количество отчетных форм, чем
предприятиям, не относящимся к
субъектам малого предпринимательства.
С 1 января 2008 г. отменяется
Федеральный закон №88-ФЗ "О
государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации" и на смену ему
введен в действие Федеральный
закон от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии
малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации".
Согласно этому закону
к субъектам малого и среднего
бизнеса могут относиться должным
образом зарегистрированные индивидуальные
предприниматели и организации,
удовлетворяющие определенным условиям.
Во-первых, организации
и физические лица (предприниматели
без образования юридического
лица), у которых доля участия
в уставном капитале третьих
лиц не превышает 25%. Под третьими
лицами подразумеваются государственные
органы, иностранные организации
и граждане, а также общественные
и религиозные организации и
прочие юридические лица, не являющиеся
субъектами малого и среднего
предпринимательства.
Во-вторых, число работников
не должно превышать 250 чел.
Предприятия относятся к средним
с числом работников от 100 до 250
чел. и к малым, число работников
в которых не более 100 чел.
В малых предприятиях выделяются
микропредприятия, в которых заняты не
более 15 чел.
В-третьих, выручка
от реализации товаров (работ,
услуг) без учета налога на
добавленную стоимость или балансовая
стоимость активов (остаточная
стоимость основных средств и
нематериальных активов) за предшествующий
календарный год не должна
превышать некоторых предельных
значений, которые с 1 января 2010 г.
будут устанавливаться Правительством
РФ для каждой категории субъектов
малого и среднего предпринимательства
(п. 2 ст. 4 Федерального закона №209-ФЗ).
Как видно, в течение
2008 и 2009 гг. ни одно предприятие
не может быть отнесено к
субъектам малого или среднего
бизнеса, так как законодательно
не определен третий критерий
отнесения предприятий к субъектам,
на которые должно распространяться
действие Федерального закона
№209-ФЗ. Следовательно, предприниматели
не смогут фактически в полной
мере воспользоваться положениями
этого закона еще два года.
Почему нельзя было
временно до 2010 г. "позаимствовать"
критерии из соответствующей
статьи Налогового кодекса РФ
(далее - НК РФ), определяющей условия,
которым должна удовлетворять
организация, чтобы иметь право
перейти на упрощенную систему
налогообложения? Если критерии
из НК РФ отнести к малым предприятиям,
то разумно установить для них, что выручка
от реализации товаров за предшествующий
календарный год не должна превышать 20
млн. руб. (в ст. 346.12 НК РФ говорится о 15
млн. руб. за девять предшествующих месяцев).
Или балансовая стоимость активов (остаточная
стоимость основных средств и нематериальных
активов) за предшествующий календарный
год не должна превышать 100 млн. руб. Для
субъектов среднего предпринимательства
"планку" соответствующих пороговых
значений можно установить "на высоте"
в 2,5 раза большей (соответственно максимальному
количеству работающих), т.е. 50 млн. руб.
для годовой выручки и 250 млн. руб. для балансовой
стоимости активов. Для микропредприятий
- 3 млн. руб. для годовой выручки и 15 млн.
руб. для балансовой стоимости активов.
К сожалению, Федеральный
закон №209-ФЗ носит "рамочный"
характер: остальные статьи этого
закона имеют декларативное содержание
и пока мало полезны предпринимателю,
так как в них в основном
говорится о том, что нужно
предпринять органам государственной
власти и местного самоуправления
для развития малого и среднего
предпринимательства, а не какими
правами, гарантированными законом,
могут воспользоваться субъекты
малого и среднего бизнеса.
Следующей проблемой
развития малого предпринимательства
является нестабильная политическая
обстановка.
Политическая обстановка
в России, весьма далекая от
стабильности, также не лучшим
образом влияет на малый бизнес,
инвестиционную активность предпринимателей
и не допускает стратегического
планирования на микроуровне.
Нет сомнения в том, что именно
политическая нестабильность является
главным препятствием для притока
иностранного капитала в российскую
экономику, в том числе в
сферу малого бизнеса.
Прогрессирующее социальное
расслоение исключает образование
в России достаточно многочисленного
среднего класса. А значит, малый
бизнес лишается главного потребителя
своей продукции и важнейшего
источника предпринимательских
кадров.
Небывало размаха достиг
разгул преступности. По некоторым
данным, криминальный мир контролирует
41 тыс. крупных и средних хозяйственных
субъектов, в том числе 1,5 тыс.
государственных предприятий, 4 тыс.
акционерных обществ и около
600 банков. Согласно другим экспертным
оценкам, к «теневой» экономике
в той или иной степени причастны
90% малых предприятий.