Микроэкономические проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание. Отношения общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы – монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения научно-технического прогресса (НТП). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические вопросы микроэкономических проблем в современных условиях……………………………………………………………….…..5
Факторы формирования микроэкономических проблем. Методы оценки микроэкономических проблем …………………………..…….16
Способы преодоления микроэкономических проблем………..………26
Заключение…………………………………………………………………..41
Список использованной литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.41 Кб (Скачать)

 

 У предпринимателей  вымогают деньги как преступные  группировки, так и коррумпированные  чиновники, которые нередко передают  конфиденциальные сведения криминальным  элементам. Утечка информации  происходит и через коммерческие  банки. Специалисты с тревогой  отмечают «интеллектуализацию»  преступной деятельности, использование  все более сложных финансово-хозяйственных  данных и технических средств  прослушивания, слежки, подделки  документов.

 

 Малый бизнес очень  чутко реагирует на флуктуации  макроэкономической среды и внешние  воздействия. Те трудности, которые  крупными предприятиями могут  быть преодолены за счет использования  внутренних ресурсов и возможностей  экономического и политического  давления на внешнюю среду,  для малого предпринимательства  представляют угрозу самому существованию. 

 

 Можно утверждать, что  многие проблемы развития малого  бизнеса порождены именно недостатками  государственной экономической  политики, определяющей основные  параметры макроэкономической среды. 

 

 Определяя факторы  формирования микроэкономических  проблем, необходимо выявить также  причины возникновения монополий. 

 

 Они связаны, прежде  всего, с изменениями в технологическом  способе производства. Предпосылкой  таких изменений была промышленная  революция конца XVIII - начала XIX в., возникновение новых отраслей  промышленности и быстрое развитие  производства во многих из  них, прежде всего, в легкой  промышленности вследствие появления  важных технических изобретений.

 

I. Концентрация производства

 

 

II. Централизация капитала  и производства

 

 

I

 

II

 

III

 

 

Первое предприятие Второе предприятие Третье предприятие

 Объединяются в одно

 

Рис. 2.1 Механизм образования  монополий [9, с.131]

 

 

Изменения в технологическом  способе производства привели к  концентрации производства, наряду с  которой интенсивно развивался процесс  концентрации капитала.

 

 Каждый из этих процессов  развивается по своим законам.  Так, концентрация производства  выражает внутренне необходимые,  устойчивые и существенные связи  между развитием производительных  сил и процессом концентрации, вследствие действия которых  происходит растущее сосредоточение  факторов производства (вещественных  и личных) на крупных предприятиях. Действие этого закона с различной  степенью интенсивности проявляется  на всех этапах развития капитализма,  движущая сила которого - конкурентная  борьба. Чтобы выжить в этой  борьбе, получить большую прибыль,  предприниматели вынуждены внедрять  новую технику, расширять масштабы  производства. При этом из массы  мелких и средних предприятий  постепенно выделяется несколько  наиболее крупных.

 

 Рано или поздно  конкуренты оказываются перед  альтернативой: или дальше продолжать  между собой изнурительную борьбу, или достичь согласия относительно  масштабов производства, цен на  продукцию, рынков сбыта и т.д.  Как правило, они выбирают второй  путь, заключая между собой гласные  и негласные соглашения, что является  одной из наиболее характерных  черт монополизированной экономики.  Таким образом, возникновение  предприятий-монополистов - закономерный  результат развития производительных  сил, эволюции рынка, действия  законов конкуренции. 

 

 Монополии возникают  не только вследствие концентрации  производства и капитала, но и  на основе их централизации.  Централизация производства - это  увеличение масштабов производства  продукции в результате объединения  нескольких отдельных предприятий  в одно с установлением единого  управления. Централизация капитала - это увеличение размеров капитала  вследствие объединения или слияния  ранее самостоятельных капиталов.  Типичный пример такого объединения  - акционерные компании [23, c.34].

3. Способы преодоления  микроэкономических проблем

В экономической науке  одной из самых актуальных задач  считается разработка методов расчета  объемов теневой экономики. Измерить точно теневую экономику - задача сложная и неоднозначная. В развитых странах для ее оценки используют косвенные методы - например, "метод  спроса на наличность", т.е. когда  оборот избыточной наличности, который  сложно объяснить обычными причинами, сопоставляют с наличием факторов, заставляющих предприятия уходить  в тень. В развивающихся странах  пользуются "методом физических затрат", сравнивая потребление  электроэнергии и объем выпуска  продукции. "Избыточное" потребление  электроэнергии говорит о присутствии  в экономике теневого сектора. В  таком случае может оказаться, что  огромная энергоемкость и материалоемкость отечественной продукции являются результатом недоучета масштабов  теневой экономики. На Западе для  теневиков существует проблема легализации полученных доходов, а у нас 90 % предприятий в тех или иных размерах обналичивают деньги, переводя легальный "безнал" в "черный нал"."

 

 Правительству РФ необходимо  знать размер теневой экономики,  так как теневая экономика  представляет интерес прежде  всего с точки зрения всего  влияния на протекание большинства  обычных, "нормальных", экономических  явлений процессов: формирование  и распределение дохода, торговли, инвестирования, становления налоговой  системы и экономического роста  в целом.

 

 В зависимости от  характера решаемых задач и  поставленных целей методы выявления и оценки криминальной экономической деятельности, могут быть выделены:

 

- Учетно-статистические  методы [8, c.69]:

 

 а) метод специфических индикаторов;

 

 б) структурный метод;

 

 в) метод мягкого моделирования;

 

 г) экспертный метод;

 

 д) смешанные методы.

 

- Методы открытой проверки.

 

- Специальные экономико-правовые  методы:

 

 а) метод документального анализа;

 

 б) метод бухгалтерского анализа;

 

 в) метод экономического анализа.

 

 С целью укрепления  дисциплины, выявления, предупреждения  и пресечения налоговых правонарушений  налоговые органы принимают все  предусмотренные законодательством  меры, направленные на усиление  контроля за выполнением налогоплательщиками  своих обязательств перед бюджетом  и повышение на этой основе  собираемости налогов.

 

 Налоговое ведомство  вновь активизировало работу  по повышению собираемости сумм  единого социального налога. Для  этого Федеральная налоговая  служба создала комиссии по  выявлению "альтернативной" заработной  платы в компаниях и обнаружению  схем по уклонению от уплаты  ЕСН.

 

 До недавнего времени  успехи налоговых органов в  борьбе с так называемыми теневыми  зарплатами были незначительными. "Серая" заработная плата  - это неофициальные выплаты работникам, которые не учитываются при  налогообложении. Как правило,  чтобы скрыть реальный заработок,  деньги выдают "в конвертах"  или в виде страховых премий  и представительских расходов.

 

 В 2006 году в регионах  были созданы межведомственные  комиссии по работе с руководителями  компаний. У каждого региона своя  практика их создания и наделения  полномочиями. Комиссии не обладают  функциями контролирующих, надзорных  органов, не имеют права давать  обязательные для исполнения  указания, издавать распоряжения  и нормативно-правовые акты. Их  основная задача заключается  в выявлении факта сокрытия  выплат реальных окладов сотрудникам  и вывода заработных плат из  тени, что в конечном итоге  должно привести к увеличению  собираемости зарплатных налогов.

 

 Инспекторы определили  основные способы, которые компании  используют для того, чтобы уйти  от уплаты ЕСН [24, c.28]:

 

1. С физическим лицом  заключают гражданско-правовой договор  вместо трудового. Это позволяет  не перечислять взносы в ФСС  (п. 3 ст. 238 НК РФ).

 

2. Согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ, компания вправе не  начислять ЕСН на суммы выплат  и вознаграждений сотрудникам,  которые организация не относит  к расходам, уменьшающим базу  по налогу на прибыль.

 

3. Часть заработной платы  или премии выдается под видом  представительских расходов, тем  самым денежные суммы полностью  выводятся из-под налогообложения.

 

4. Заработная плата выдается "в конвертах".

 

5. Оплата труда производится  под видом страховой премии.

 

6. Из налогообложения  исключаются суммы выплат в  пользу физических лиц, которые  не являются инвалидами, но работают  в общественных организациях  инвалидов (подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ).

 

7. Используются положения  статьи 238 НК РФ по исключению  ряда выплат в пользу физических  лиц из налоговой базы по  ЕСН.

 

 Практика выдачи вознаграждения "в конвертах" получила наибольшее  распространение среди работодателей.  И именно этой проблеме инспекторы  уделяют большое внимание в  процессе контроля/

 

 Для дальнейшего развития  экономики России Правительству  необходимо разработать детальную  программу легализации теневого  капитала, которая, на мой взгляд, должна базироваться на следующих  принципах [26, c.17]:

 

- благоприятные для бизнеса  изменения право- хозяйственных  условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем  изменения, носящие упреждающий  характер к необходимому усилению  карательных мер; 

 

- четкое разграничение  капиталов криминальных элементов  и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

 

- укрепление доверия к  власти, предполагающего в качестве  одной из мер демонстрацию  эффективной защиты населения  от финансовых мошенничеств, защиты  сбережений, капиталов и самого  института частной собственности; 

 

- установление общественного  контроля за деятельностью хозяйствующих  субъектов в границах правового  поля. Механизм такого контроля  должен быть основан на данных  о правонарушениях в сфере  экономики, что облегчает выбор  партнера в деловых отношениях.

 

 Важными стратегическими  направлениями борьбы с экономической  преступностью следует считать:  совершенствование правовой основы  и формирование здоровой регулируемой  рыночной экономики, условия которой  стали бы невыгодными для теневого  бизнеса; более либеральное налоговое  законодательство; ужесточение наказания  за использование служебного  положения в личных целях; приравнивание  коррупции и взяточничества к  наиболее тяжким преступлениям. 

 

 Не менее важными  направлениями являются проведение  политики глубоких административных  реформ с целью упорядочения  организационных структур власти, правоохранительных органов, координации  их деятельности; реформирование  корпуса госслужащих, развитие  межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью; усиление воспитательной функции государства в формировании этической основы предпринимательства.

 

 В целях же преодоления  такой микроэкономической проблемы, как становление малого предпринимательства,  Правительством РФ был принят  Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации", вступивший в силу  с 1 января 2008 г. и признающий  утратившим силу положения Закона  №88-ФЗ.

 

 В соответствии с  Законом №209-ФЗ поддержка малого  и среднего бизнеса оказывается  в следующих формах:

 

1) Финансовая поддержка  - может осуществляться в соответствии  с законодательством Российской  Федерации за счет средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации, средств местных бюджетов  путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий по  обязательствам субъектов малого  и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [2, cт.17].

 

2) Имущественная поддержка  - осуществляется в виде передачи  во владение и (или) в пользование  государственного или муниципального  имущества, в том числе земельных  участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных  средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной  основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться  по целевому назначению. Статьей  18 установлен также ряд ограничений  и запретов, связанных с оказанием  имущественной поддержки [2, cт.18].

 

3) Информационная поддержка  - осуществляется в виде создания  федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [2, cт.19].

 

4) Консультационная поддержка  - осуществляется в виде [2, cт.20]:

 

- создания организаций,  образующих инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства и оказывающих  консультационные услуги субъектам  малого и среднего предпринимательства,  и обеспечения деятельности таких  организаций;

Информация о работе Микроэкономические проблемы