Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:22, реферат
Целью данной работы было оценить роль международного кредитования в развитии экономики Республики Беларусь и возможность применения кредитов для улучшения экономической ситуации в стране.
Задачами данной работы были:
- изучить сущность и роль международного кредита;
- рассмотреть формы международного кредита;
- рассмотреть механизм международного кредитования;
- оценить объем международных резервных активов Беларуси;
- оценить размер валового внешнего долга Беларуси и рассмотреть возможности его уменьшения;
- рассмотреть положительные и отрицательные стороны международного кредитования.
В МВФ посчитали, что ситуация с платежеспособностью Беларуси должна улучшиться в случае реализации в Беларуси предложенного фондом дополнительного пакета мер. Если страна согласится на их выполнение, то отношение внешнего долга к ВВП в текущем году превысит 70 % ВВП, но зато к 2016 году уменьшится до 55 %. Отметим, что в 2009—2010 годах Беларусь погасила резервный кредит МВФ в размере около 80 млн долларов. Сейчас Беларусь расплачивается по кредиту в 3,4 млрд долларов, который в режиме «stand by» МВФ начал выделять в 2009 году. В ближайшее время Беларусь может получить от фонда еще один кредит от 3 млрд до 7 млрд долларов.
Для получения данного кредита необходимо выполнить некоторые условия:
1) Ужесточить бюджетные
ограничения в секторе сельского хозяйства. Нереформированное и неэффективно
функционирующее сельское хозяйство Беларуси
является бременем для государственного
бюджета. Удельный вес сектора в ВВП составляет
8 процентов; при этом он получает до 5 процентов
ВВП в виде государственной поддержки.
Сектор является в значительной мере нерентабельным
и характеризуется наличием предприятий
со стремительно растущим уровнем задолженности,
что создает значительные фискальные
риски. Программа реформирования сельского
хозяйства требует реализации совокупности
взаимосвязанных фискальных и структурных
реформ, включая сокращение государственной
поддержки и субсидирования сельскохозяйственной
отрасли.
2) Обеспечить финансовую
устойчивость энергетических услуг.
Рост цен на энергоносители, импортируемые из России, оказывает серьезное воздействие на энергетический рынок. Бюджетные расходы в результате заниженных энергетических тарифов составляют около 2 процентов ВВП. Энергетические субсидии являются в значительной степени несправедливыми, снижают стимулы для повышения энергоэффективности и лишают сектор тех финансовых средств, которые необходимы для инвестиций и осуществления текущих мероприятий по техническому обслуживанию. Результаты анализа подтверждают необходимость комплексного реформирования энергетической политики посредством реформирования тарифов и укрепления регуляторной среды энергетического сектора с целью создания более благоприятных условий для частных инвестиций и конкуренции.
3) Повысить адресную направленность расходов на социальную помощь.
В Республике Беларусь функционирует
одна из наиболее масштабных систем социальной
помощи в регионе, общий объем расходов
на которую составляет 2,7 процентов ВВП
при охвате почти половины населения страны.
В программах социальной помощи преобладают
категориальные трансферты, тогда как
на долю программ, основанных на оценке
нуждаемости, приходится незначительная
часть расходов. В результате, значительную
часть пособий получают домашние хозяйства,
которые не являются малообеспеченными.
В системе социальной помощи необходимо
перераспределение средств от неадресных
на адресные программы.
4) Поддержать устойчивость
пенсионной системы.
Старение населения будет увеличивать нагрузку на пенсионную систему Беларуси. Вследствие этого, согласно прогнозам, уже в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом на фоне снижения коэффициентов замещения для будущих пенсионеров. Основной задачей пенсионной системы в Беларуси является сохранение финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе в контексте прогнозируемых демографических изменений. Основными мерами по реформированию являются повышение пенсионного возраста, замена индексации пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен, снижение ставок взносов и введение условно-накопительных счетов.
В Нацбанке и правительстве уже знают, как будут платить по счетам в ближайшем будущем. Помимо естественных источников пополнения бюджета, ожидается, что в ближайшие годы потребности Беларуси во внешнем финансировании, в том числе для осуществления выплат по ранее привлеченным внешним заимствованиям, будут закрываться за счет увеличения притока прямых иностранных инвестиций. При этом не стоит забывать и о таком источнике, как приватизация госимущества. Отметим, что недавнее выделение стабилизационного кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС также предусматривает продажу белорусских активов на сумму не менее $ 7,5 млрд. в течение ближайших трех лет. В частности, переговоры о покупке «Газпромом» оставшихся 50 % акций «Белтрансгаза» за $ 2,5 млрд. могут завершиться уже до конца нынешнего года.
Белорусская сторона рассматривает продажу акций «Белтрансгаза» в качестве гарантии использования мощностей газотранспортной системы Беларуси после запуска Россией газопровода «Северный поток». Среди других белорусских активов, которые в ближайшие годы могут быть приватизированы, можно выделить «Беларуськалий», «МАЗ», «БелАЗ», «Белинвестбанк», «Паритетбанк». Названия этих компаний не раз фигурировали в списке тех стратегических проектов, которые могут поспособствовать привлечению иностранных инвестиций. В правительстве считают возможным источником привлечения капитала и создание новых совместных предприятий с участием иностранных инвесторов.
Не стоит также забывать и о внешней торговле. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы намечается выход на положительное сальдо внешней торговли к концу пятилетки. Для этого требуется увеличить экспорт отечественных товаров и услуг за пятилетку более чем в 2 раза. Это осуществляется в следующем порядке.
Для начала, следует обратить внимание на такие страны, как Венесуэла, Бразилия, Объединенные арабские эмираты и Турцию. Потенциальный совокупный прирост экспорта в эти страны к 2015 г. прогнозируется в размере 14 млрд. долл. Для этого необходимо повысить качество нашей продукции и эффективность производственного процесса, а также создать и развить договорно-правовую базу экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Основные товарные группы, обеспечивающие прирост экспорта в данные регион: пиломатериалы и прочая продукция деревообрабатывающей промышленности; продукция Белорусского металлургического завода; сухое молоко, молоко и сливки сгущенные; готовые пищевые продукты; тракторы, грузовые автомобили; шины; изделия из черных металлов; пластмассы и изделия из них; фармацевтическая продукция; продукты органической химии; синтетические волокна и льняные ткани; рапсовое масло.
По предварительным расчетам, при развитии благоприятной ситуации в торговых отношениях с Россией, к 2015 г. существует потенциальная возможность увеличить экспорт белорусских товаров в Россию в 2 раза. Это позволит обеспечить ежегодный прирост общего объема экспорта Беларуси на 8-10 % только за счет рынка России.
Возможность увеличения экспорта Республики Беларусь дополнительно на 2-4 % ежегодно обуславливается, исходя из прогноза темпов роста ВВП в странах, имеющих ёмкие рынки сбыта. Высокими темпами в 2011-2015 гг. вырастет экономика Китая — 158,0 % и Индии — 143,4 %, поэтому необходимо стремится увеличить свое присутствие на этих обширных рынках. К 2015 г. доля рынков стран Восточной Азии может реально вырасти до 2 %, Южной и Центральной – до 8 % и Западной Азии — до 4 % в экспорте Республики Беларусь.
Внешняя торговля услугами в Республике Беларусь на протяжении ряда лет имеет положительное сальдо, которое частично компенсирует дефицит во внешней торговле товарами. Однако до конца потенциал торговли услугами ещё не задействован. Поэтому следует рассмотреть некоторые перспективные проекты по расширению спектра услуг:
По расчетам, комплекс этих мер позволит за пятилетку увеличить объем экспорта услуг в 3 раза и выйти на положительное сальдо внешней торговли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Международный кредит — это предоставление ресурсов в денежной или товарной форме во временное пользование на условиях срочности, возвратности и платности в сфере международных экономических отношений.
2) С каждым годом роль международного кредита растет, т.к. он способствует сбалансированию взаимного товарооборота и регулированию сальдо платежных балансов стран, позволяет рационально использовать временно свободные ресурсы, способствует международному разделению труда, помогает странам преодолеть последствия кризисов.
В то же время, международный
кредит может привести и к отрицательным
последствиям, т.к. велики риски, связанные
с ним. Последствия для страны-
3) В целях укрепления позиций ведущих стран, банки и государства периодически проводят политику кредитной дискриминации и кредитной блокады по отношению к определенным странам, которые проводят неугодную им политику. Кредитной дискриминацией называется установление худших условий получения, использования или погашения международного кредита в целях оказания на них политического или экономического давления. Основные методы кредитной дискриминации – кредитные ограничения, повышение кредитных ставок, комиссионных и сборов и т. д. Кредитная блокада – отказ предоставлять кредиты той или иной стране. Чаще всего она проводится неофициально в виде отказа предоставить кредит по различным мотивам.
4) Формы международного кредита разнообразны. Основными являются банковский, товарный, государственный, торговый и т.д.
5) Механизмы международного кредита разнообразны и зависят непосредственно от форм его предоставления.
6) В национальном определении международные резервные активы Республики Беларусь, на 1 ноября 2012 года по предварительным данным, составили 6 173,4 млн долларов США. По сравнению с 2011 г., этот показатель снизился на 191,5 млн долларов и увеличились на 1431,8 млн долларов по сравнению с 1 ноября 2010 г. [8].
7) На 1 ноября 2010 г. резервные активы в соответствии с методологией МВФ составляли 4 434,5 млн долл. К первому ноября 2011 г. они возросли на 1 413,7 млн долларов (31,88 %) и составили 5 848,2 млн долл. По предварительным данным, на 1 ноября 2011 г. резервные активы составляют 4 631,0 млн долл., т.е. сократились на 20,8 %, [8].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Булатов, А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А.С. Булатова. — М.: Магистр, 2008. — 654 с.
2 Валовой внешний долг Республики
Беларусь в разрезе секторов экономики
и финансовых инструментов за 2004-2010 гг.
/ Национальный банк Республики Беларусь
[Электронный ресурс] — Минск, 2010-2012. —
Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/
3 Выплаты по внешнему долгу за 2 года составят $4,6 млрд / Биржевой лидер [Электронный ресурс] — 2005-2012. – Режим доступа: http://www.profi-forex.org/ — Дата доступа: 15.11.2012.
4 Гусаков, Н.П., Белова И.Н., Стренина М. А. Международные валютно-кредитные отношения: учебник / Под общ. ред. Н.П. Гусакова. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 314 с.
5 Дайнеко, А. Внешнеэкономический дисбаланс и рост внешнего долга Беларуси / А. Дайнеко // Бухгалтерский вестник. — 2012. — № 19 (528). — С. 5-11.
6 Жуков, Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: учебник / Под ред.Е.Ф. Жукова. — М.: Вузовский учебник, 2004. — 491 с.
7 Кравцова, Г.И. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Г.И. Кравцова [и др.]; под общей ред. Г.И. Кравцовой. —2-е изд. — Минск: БГЭУ, 2007. — 444 с.
8 Красавина, Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 608 с.