Международный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы было оценить роль международного кредитования в развитии экономики Республики Беларусь и возможность применения кредитов для улучшения экономической ситуации в стране.
Задачами данной работы были:
- изучить сущность и роль международного кредита;
- рассмотреть формы международного кредита;
- рассмотреть механизм международного кредитования;
- оценить объем международных резервных активов Беларуси;
- оценить размер валового внешнего долга Беларуси и рассмотреть возможности его уменьшения;
- рассмотреть положительные и отрицательные стороны международного кредитования.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

В МВФ посчитали, что ситуация с платежеспособностью Беларуси должна улучшиться в случае реализации в Беларуси предложенного фондом дополнительного пакета мер. Если страна согласится на их выполнение, то отношение внешнего долга к ВВП в текущем году превысит 70 % ВВП, но зато к 2016 году уменьшится до 55 %. Отметим, что в 2009—2010 годах Беларусь погасила резервный кредит МВФ в размере около 80 млн долларов. Сейчас Беларусь расплачивается по кредиту в 3,4 млрд долларов, который в режиме «stand by» МВФ начал выделять в 2009 году. В  ближайшее время Беларусь может получить от фонда еще один кредит от 3 млрд до 7 млрд долларов.

Для получения данного кредита необходимо выполнить некоторые условия:

1) Ужесточить бюджетные ограничения в секторе сельского хозяйства. Нереформированное и неэффективно функционирующее сельское хозяйство Беларуси является бременем для государственного бюджета. Удельный вес сектора в ВВП составляет 8 процентов; при этом он получает до 5 процентов ВВП в виде государственной поддержки. Сектор является в значительной мере нерентабельным и характеризуется наличием предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности, что создает значительные фискальные риски. Программа реформирования сельского хозяйства требует реализации совокупности взаимосвязанных фискальных и структурных реформ, включая сокращение государственной поддержки и субсидирования  сельскохозяйственной отрасли. 
          2) Обеспечить финансовую устойчивость энергетических услуг. 

Рост цен на энергоносители, импортируемые из России, оказывает серьезное воздействие на энергетический рынок. Бюджетные расходы в результате заниженных энергетических тарифов составляют около 2 процентов ВВП. Энергетические субсидии являются в значительной степени несправедливыми, снижают стимулы для повышения энергоэффективности и лишают сектор тех финансовых средств, которые необходимы для инвестиций и осуществления текущих мероприятий по техническому обслуживанию. Результаты анализа подтверждают необходимость комплексного реформирования энергетической политики посредством реформирования тарифов и укрепления регуляторной среды энергетического сектора с целью создания более благоприятных условий для частных инвестиций и конкуренции.

3) Повысить адресную направленность расходов на социальную помощь.

В Республике Беларусь функционирует одна из наиболее масштабных систем социальной помощи в регионе, общий объем расходов на которую составляет 2,7 процентов ВВП при охвате почти половины населения страны. В программах социальной помощи преобладают категориальные трансферты, тогда как на долю программ, основанных на оценке нуждаемости, приходится незначительная часть расходов. В результате, значительную часть пособий получают домашние хозяйства, которые не  являются малообеспеченными. В системе социальной помощи необходимо перераспределение средств от неадресных на адресные программы. 
           4) Поддержать устойчивость пенсионной системы.

Старение населения будет увеличивать нагрузку на пенсионную систему Беларуси. Вследствие этого, согласно прогнозам, уже в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом на фоне снижения коэффициентов замещения для будущих пенсионеров. Основной задачей пенсионной системы в Беларуси является сохранение финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе в контексте прогнозируемых демографических изменений. Основными мерами по реформированию являются повышение пенсионного возраста, замена индексации пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен, снижение ставок взносов и введение условно-накопительных счетов.

  В Нацбанке и правительстве уже знают, как будут платить по счетам в ближайшем будущем. Помимо естественных источников пополнения бюджета, ожидается, что в ближайшие годы потребности Беларуси во внешнем финансировании, в том числе для осуществления выплат по ранее привлеченным внешним заимствованиям, будут закрываться за счет увеличения притока прямых иностранных инвестиций. При этом не стоит забывать и о таком источнике, как приватизация госимущества. Отметим, что недавнее выделение стабилизационного кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС также предусматривает продажу белорусских активов на сумму не менее $ 7,5 млрд. в течение ближайших трех лет. В частности, переговоры о покупке «Газпромом» оставшихся 50 % акций «Белтрансгаза» за $ 2,5 млрд. могут завершиться уже до конца нынешнего года.

 Белорусская сторона рассматривает продажу акций «Белтрансгаза» в качестве гарантии использования мощностей газотранспортной системы Беларуси после запуска Россией газопровода «Северный поток». Среди других белорусских активов, которые в ближайшие годы могут быть приватизированы, можно выделить «Беларуськалий», «МАЗ», «БелАЗ», «Белинвестбанк», «Паритетбанк». Названия этих компаний не раз фигурировали в списке тех стратегических проектов, которые могут поспособствовать привлечению иностранных инвестиций. В правительстве считают возможным источником привлечения капитала и создание новых совместных предприятий с участием иностранных инвесторов.

Не стоит  также забывать и о внешней торговле. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы намечается выход на положительное сальдо внешней торговли к концу пятилетки. Для этого требуется увеличить экспорт отечественных товаров и услуг за пятилетку более чем в 2 раза. Это осуществляется в следующем порядке.

Для начала, следует  обратить внимание на такие страны, как Венесуэла, Бразилия, Объединенные арабские эмираты и Турцию. Потенциальный  совокупный прирост экспорта в эти  страны к 2015 г. прогнозируется в размере 14 млрд. долл. Для этого необходимо повысить качество нашей продукции и эффективность производственного процесса, а также создать и развить договорно-правовую базу экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Основные товарные группы, обеспечивающие прирост экспорта в данные регион: пиломатериалы и прочая продукция деревообрабатывающей промышленности; продукция Белорусского металлургического завода; сухое молоко, молоко и сливки сгущенные; готовые пищевые продукты; тракторы, грузовые автомобили; шины; изделия из черных металлов; пластмассы и изделия из них; фармацевтическая продукция; продукты органической химии; синтетические волокна и льняные ткани; рапсовое масло.

По предварительным  расчетам, при развитии благоприятной ситуации в торговых отношениях с Россией, к 2015 г. существует потенциальная возможность увеличить экспорт белорусских товаров в Россию в 2 раза. Это позволит обеспечить ежегодный прирост общего объема экспорта Беларуси на 8-10 % только за счет рынка России.

Возможность увеличения экспорта Республики Беларусь дополнительно  на    2-4 % ежегодно обуславливается, исходя из прогноза темпов роста ВВП в странах, имеющих ёмкие рынки сбыта. Высокими темпами в 2011-2015 гг. вырастет экономика Китая — 158,0 % и Индии — 143,4 %, поэтому необходимо стремится увеличить свое присутствие на этих обширных рынках. К 2015 г. доля рынков стран Восточной Азии может реально вырасти до 2 %, Южной и Центральной – до 8 % и Западной Азии — до 4 % в экспорте Республики Беларусь.

Внешняя торговля услугами в Республике Беларусь на протяжении ряда лет имеет положительное  сальдо, которое частично компенсирует дефицит во внешней торговле товарами. Однако до конца потенциал торговли услугами ещё не задействован. Поэтому  следует рассмотреть некоторые перспективные проекты по расширению спектра услуг:

  1. В области транспортных услуг:
    1. Создание совместно с Россией и другими государствами ЕврАзЭС общего транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг;
    2. Увеличение объема сервисных услуг, предоставляемых на объектах, расположенных вдоль основных магистралей и на пограничных пунктах пропуска;
    3. Замена физически и морально устаревших транспортных средств на технику нового поколения с качественно новыми эксплуатационными характеристиками;
    4. Модернизация инфраструктуры международных транспортных коридоров в границах страны;
    5. Совершенствование системы оплаты транзитных услуг, технологии таможенного контроля и оформления современных технических средств.
  2. В области строительных услуг:
    1. Заключение межправительственных соглашений по реализации комплексных услуг по осуществлению проектов, финансируемых из бюджетов соответствующих государственных программ РФ, а также сотрудничество в данном направлении с другими государствами (Венесуэла, Ливия, Туркменистан, Казахстан);
    2. Оказание сервисных услуг в области добычи нефти и газа, а также переработки нефти на белорусских НПЗ;
    3. Строительство за рубежом заводов по производству техники МАЗ и МТЗ, строительных материалов; центров по ремонту и обслуживанию дорожно-строительной, коммунальной и сельскохозяйственной техники и автобусов.
  3. В области образовательных услуг:
    1. Расширение числа вузов, имеющих международные сертификаты системы менеджмента качества соответствия международному стандарту ИСО 9001;
    2. Увеличение перечня специальностей с возможностью обучения на английском языке;
    3. Постепенный переход на европейскую систему образования.
  4. В области торговых услуг:
    1. Активное развитие услуг логистического сервиса;
    2. Расширение электронной торговли, снижение стоимости интернет-услуг, увеличение скорости трафика;
    3. Активизация развития взаимного товарооборота с государствами — участниками СНГ и иными странами на основе гармонизации действующей и разрабатываемой законодательной базы, использования унифицированных торгово-логистических технологий в соответствии с требованиями и параметрами, установленными международными конвенциями и соглашениями.
  5. В области информационных и телекоммуникационных услуг:
    1. Формирование комплекса новых отраслей, в первую очередь информационного профиля — мобильной телесвязи, услуг по обработке потоков разнообразной информации, управлению и обслуживанию информационных систем;
    2. Разработка программного обеспечения, информационно-коммуникационных и иных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности отраслей экономики Республики Беларусь, основанных на высоких технологиях;
    3. Продолжение работы по участию в реализации программы обеспечения системы информационного обслуживания поставок товаров на рынки СНГ и других государств; принятие законодательных актов, регулирующих деятельность в сфере предоставления электронных финансовых услуг и определяющих условия и правила заключения электронных сделок.
  6. В области туристических услуг:
    1. Модернизация туристической инфраструктуры, расширение многообразия и географии маршрутов и туров;
    2. Развитие смежных отраслей экономики, привлечение инвестиций в индустрию туризма и обеспечение выгодных условий для развития малого предпринимательства;
    3. Разработка экономических стимулов внедрения новых высокоэффективных технологий и инноваций, совершенствование статистики туризма и обеспечение ее сопоставимости на международном уровне.

По расчетам, комплекс этих мер позволит за пятилетку  увеличить объем экспорта услуг  в 3 раза и выйти на положительное  сальдо внешней торговли.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1) Международный кредит — это предоставление ресурсов в денежной или товарной форме во временное пользование на условиях срочности, возвратности и платности в сфере международных экономических отношений.

2) С каждым годом роль международного кредита растет, т.к. он способствует сбалансированию взаимного товарооборота и регулированию сальдо платежных балансов стран, позволяет рационально использовать временно свободные ресурсы, способствует международному разделению труда, помогает странам преодолеть последствия кризисов.

В то же время, международный  кредит может привести и к отрицательным  последствиям, т.к. велики риски, связанные  с ним. Последствия для страны-заемщика, вовремя не погасившей кредит, могут быть фатальны. Поэтому следует тщательно всё обдумать, оценить все плюсы и минусы, а потом только решаться на взятие международного кредита. Также следует отметить, что кредитуются в основном наиболее прибыльные отрасли, в которых происходит перепроизводство товаров, в то время как менее прибыльные отрасли недополучают необходимых им средств, т.е. создается дисбаланс экономики, который приводит к неустойчивости национальной экономики.

3) В целях укрепления позиций ведущих стран, банки и государства периодически проводят политику кредитной дискриминации и кредитной блокады по отношению к определенным странам, которые проводят неугодную им политику. Кредитной дискриминацией называется установление худших условий получения, использования или погашения международного кредита в целях оказания на них политического или экономического давления. Основные методы кредитной дискриминации – кредитные ограничения, повышение кредитных ставок, комиссионных и сборов и т. д. Кредитная блокада – отказ предоставлять кредиты той или иной стране.  Чаще всего она проводится неофициально в виде отказа предоставить кредит по различным мотивам.

4) Формы международного кредита разнообразны. Основными являются банковский, товарный, государственный, торговый и т.д.

5) Механизмы международного кредита разнообразны и зависят непосредственно от форм его предоставления.

6) В национальном определении международные резервные активы Республики Беларусь, на 1 ноября 2012 года по предварительным данным, составили 6 173,4 млн долларов США. По сравнению с 2011 г., этот показатель снизился на 191,5 млн долларов и увеличились на 1431,8 млн долларов по сравнению с 1 ноября 2010 г. [8].

7) На 1 ноября 2010 г. резервные активы в соответствии с методологией МВФ составляли 4 434,5 млн долл. К первому ноября  2011 г. они возросли на 1 413,7 млн долларов (31,88 %) и составили 5 848,2 млн долл. По предварительным данным, на 1 ноября 2011 г. резервные активы составляют 4 631,0 млн долл., т.е. сократились на 20,8 %, [8].

  1. С 2010 г. началось резкое увеличение валового внешнего долга. Так, если на 1 января 2010 г. внешний долг составлял 15 154,1 млн долл., то к 1 января 2011 г. он вырос на 6 906,2 млн долл. (54,4 %).
  2. Для уменьшения внешнего долга следует увеличить количество экспортируемых товаров и услуг, сделать их более конкурентоспособными; рассмотреть возможности размещения облигаций, процент по которым частично компенсирует сумму внешнего долга; создать выгодные условия для привлечения иностранного капитала и т.д.
  3. Подчеркнём, что приток иностранного капитала в Беларусь на протяжении последних нескольких лет значительно возрос благодаря высокой динамике международного валютного и кредитного рынка. Эти средства направляются на строительство совместных предприятий, способствующих укреплению международных связей с другими странами.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Булатов, А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А.С. Булатова. — М.: Магистр, 2008. — 654 с.

2 Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2004-2010 гг. / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Минск, 2010-2012. — Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/Annual/ — Дата доступа: 10.11.2012.

3 Выплаты по  внешнему долгу за 2 года составят $4,6 млрд / Биржевой лидер [Электронный ресурс] — 2005-2012. – Режим доступа: http://www.profi-forex.org/ — Дата доступа: 15.11.2012.

4 Гусаков, Н.П., Белова И.Н., Стренина М. А. Международные валютно-кредитные отношения: учебник / Под общ. ред. Н.П. Гусакова. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 314 с.

           5 Дайнеко, А. Внешнеэкономический дисбаланс и рост внешнего долга Беларуси / А. Дайнеко // Бухгалтерский вестник. — 2012. — № 19 (528). — С. 5-11.

          6 Жуков, Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: учебник / Под ред.Е.Ф. Жукова. — М.: Вузовский учебник, 2004. — 491 с.

           7 Кравцова, Г.И. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Г.И. Кравцова [и др.]; под общей ред. Г.И. Кравцовой. —2-е изд. — Минск: БГЭУ, 2007. — 444 с.

         8 Красавина, Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 608 с.

Информация о работе Международный кредит