Международный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы было оценить роль международного кредитования в развитии экономики Республики Беларусь и возможность применения кредитов для улучшения экономической ситуации в стране.
Задачами данной работы были:
- изучить сущность и роль международного кредита;
- рассмотреть формы международного кредита;
- рассмотреть механизм международного кредитования;
- оценить объем международных резервных активов Беларуси;
- оценить размер валового внешнего долга Беларуси и рассмотреть возможности его уменьшения;
- рассмотреть положительные и отрицательные стороны международного кредитования.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Кроме того, есть долг банковского сектора (например, по кредитным линиям зарубежных банков), есть долг субъектов хозяйствования, которые взяли кредит за рубежом. За эти долги бюджет никаким образом не отвечает. Это не государственный внешний долг, а долг субъектов хозяйствования.

Таким образом, совокупный внешний долг включает в  себя государственный внешний долг (то есть долг центрального правительства) и внешний долг субъектов хозяйствования.

Министерство  финансов Беларуси контролирует только госдолг, внешние займы банков - Национальный банк. Все внешние заимствования  Беларуси как элемент макроэкономической стабильности отслеживает и контролирует Министерство экономики. Именно Минэкономики разрабатывает критерии, пределы экономической безопасности, пути выхода из той или иной сложной ситуации.

В структуре  внешнего государственного долга Беларуси кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 98,1 % ($9269,4 млн.), кредиты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков, - 1,9 % ($181,9 млн.).

В условиях мирового финансового кризиса в Беларуси возросла потребность в привлечении  внешних займов для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса и пополнения золотовалютных резервов. В этих целях Беларусь получила кредитные ресурсы от Российской Федерации и кредиты Международного валютного фонда по программе "стэнд-бай".

На займы  международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 39,2 % внешнего государственного долга, на займы иных иностранных кредиторов - 60,8 %. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы МВФ (36,2 %), России (32,3 %), еврооблигации (10,6 %), кредиты Китая        (8 %). Несвязанные кредитные ресурсы составляют 90,6 %, связанные - 9,4 %.

Республика  Беларусь с 1992 года является членом следующих  международных финансовых организаций:

  1. Международного валютного фонда (МВФ).

Республика  Беларусь стала членом МВФ в 1992 году и внесла взнос в счет причитающейся ей квоты, составляющей 280,4 млн СДР (около 393,4 млн долларов США), которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн СДР (около 542,1 млн долларов США).

На протяжении всего периода членства сотрудничество с Фондом было сфокусировано на реализации рекомендаций по проведению экономической политики в рамках ежегодных консультаций по Статье IV Статей соглашений МВФ.

Также совместно  с экспертами МВФ в рамках оказания технического содействия проводилась  работа по совершенствованию подходов к проведению бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, усилению эффективности использования ее инструментов, обеспечению финансовой стабильности. Результатом совместной работы стало существенное развитие системы инструментов банковского надзора, макропруденциального анализа, стресс-тестирования кредитного риска и риска ликвидности.

В 1993 и 1995 гг. Беларусь пользовалась ресурсами МВФ в  рамках механизма финансирования системных  преобразований для поддержки программы  экономических реформ Правительства.

В 1995 г. была одобрена программа «стэнд-бай», средства по которой были предназначены для  реализации Правительственной программы  реформ и экономического развития на 1995-1996 гг.

Конструктивный  характер взаимоотношений с Фондом приобрел особую значимость в период мирового финансового кризиса.

В январе 2009 года Фондом утверждена программа «стэнд-бай», рассчитанная на 15 месяцев, в размере 2,46 млрд долларов США. В июне 2009 года объем финансовой поддержки со стороны МВФ был увеличен до 3,5 млрд долларов США.

В марте 2010 года Республика Беларусь завершила программу  финансовой поддержки «стэнд-бай». В апреле Фонд перечислил последний  транш стабилизационного кредита, общая сумма которого составила 3,5 млрд долларов США.

Благодаря согласованным  с МВФ стабилизационным мероприятиям, Беларусь успешно преодолела кризис, а исполнение экономической программы, как отмечено исполнительным директором МВФ В. Кикенсом на заседании Исполнительного совета директоров 26 марта 2010 года, является одним из самых лучших среди государств региона СНГ.

В своих отчетах  Международный валютный фонд неоднократно подчеркивал, что реализация программы  является положительной, отмечал соответствие курсовой и бюджетно-налоговой политики целям программы, фиксировал стабилизацию объемов экспорта, улучшение конкурентоспособности, рост доверия среди населения к национальной валюте.

Традиционно сотрудничество с Фондом продолжает реализовываться  в сфере предоставления Республике Беларусь технического и консультационного  содействия в области совершенствования подходов к формированию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, поддержанию финансовой стабильности. Взаимодействие с Фондом по указанным направлениям способствует адекватной оценке макроэкономической ситуации в Беларуси, а также позволяет согласованно решать структурные задачи по укреплению экономического роста.

2) Группы Всемирного  банка, в том числе:

  1. Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
  2. Международной финансовой корпорации (МФК);
  3. Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ);
  4. Международного центра по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР).

В 1992 году Республика Беларусь стала членом организаций  группы Всемирного банка. За период членства Советом Исполнительных директоров Всемирного банка были одобрены шесть программ по сотрудничеству с Беларусью (1993 г., 1997 г., 1999 г., 2002 г., 2004 г., 2008 г.)

Сотрудничество  Республики Беларусь с Всемирным  банком осуществляется в рамках Стратегии  сотрудничества Всемирного банка с  Республикой Беларусь на 2008 – 2011 финансовые годы. С момента вступления Республики Беларусь в члены этой организации республике Банком выделено около 635,3 млн долларов США на реализацию 10 проектов; около 13 национальных программ получили грантовую поддержку на общую сумму 18 млн долларов США.

В настоящее  время Банком реализуются в Республике Беларусь 4 проекта, направленные на повышение  энергоэффективности, качества систем водоснабжения, эффективности обращения  с отходами и улучшения инфраструктуры в районах, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, на общую сумму 250 млн долларов США. В течение оставшегося периода действия Стратегии Банком предполагается выделение средств на сумму около 310 млн долларов США, в т.ч. на проекты по обращению с твёрдыми бытовыми отходами, реконструкцию участка автомобильной дороги, реабилитацию районов, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС.

В декабре 2009 года Банком в рамках пересмотра программы  кредитования и с учетом достигнутого республикой прогресса в области  структурных реформ одобрен и выделен займ на цели развития в сумме 200 млн. долларов США. Займ поддерживает программу реформ, ориентированных на укрепление программ Правительства Республики Беларусь в усилении адресной социальной помощи бедным слоям населения, а также либерализацию цен, уменьшению регулирования и дальнейшее совершенствование налоговой политики для стимулирования инвестиций и восстановления устойчивого роста. Как отмечено директором отдела Украины, Беларуси и Молдовы Банка Мартином Райзером при одобрении Советом исполнительных директоров Банка займа: «К настоящему времени Беларусь накопила положительный опыт реализации проектов с группой Всемирного банка. Для Всемирного банка открылась возможность поддержать углубление структурных реформ в Беларуси. Мы надеемся, что договоренность, достигнутая с властями Беларуси, также послужит сигналом для частных инвесторов о том, что Беларусь становится более открытой».

По итогам проведенной  в 2008 году Банком оценки системы государственных  расходов и финансовой подотчетности государственная финансовая система республики продемонстрировала устойчивое функционирование и соответствует передовой практике в регионе Европы и Центральной Азии. Беларусь имеет рейтинг выше среднего по 5 из 6 параметров в сопоставлении с 13 странами региона, а также рейтинг выше среднего по этим же параметрам в сопоставлении с 17 странами с верхним средним уровнем доходов по 4 регионам. Республика имеет хорошие показатели по достоверности, полноте и прозрачности бюджета, контролю исполнения и предсказуемости бухгалтерского учета и отчетности, а также внешнему контролю и аудиту.

3) Европейского  банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Республика  Беларусь является членом Европейского банка реконструкции и развития с 1992 года Сотрудничество с ЕБРР осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития от 19 февраля 1992 года и Страновой стратегии для Беларуси.

В настоящее  время к постоянному приоритету банка по финансированию частного сектора, в особенности малых и средних предприятий, добавился ряд новых направлений, которые отвечают интересам нашего государства и расширяют операции ЕБРР в республике. Расширение направлений сотрудничества стало возможно после одобрения Советом директоров ЕБРР новой Стратегии сотрудничества на период 2010 – 2012 гг. в декабре 2009 года.

К числу новых  приоритетных направлений деятельности банка относятся:

- расширение программ кредитования малого бизнеса и содействия развитию торговли для коммерчески ориентированных государственных банков;

- оказание технической помощи и финансовой поддержки деятельности по подготовке к приватизации, и ее проведению;

- повышение энергоэффективности и разработка новых устойчивых энергоресурсов;

- оказание поддержки в реформировании и технической модернизации экологической инфраструктуры и муниципальных услуг.

За период с 1994 года по 2009 год общая стоимость  реализованных с участием ЕБРР 29 проектов в Республике Беларусь составила около 390 млн евро, из них финансирование ЕБРР составляет около 292 млн евро.

В начале августа  текущего года наша страна успешно  осуществила дебютное размещение государственных  облигаций на сумму $600 млн. на международном  финансовом рынке, причем спрос на данные ценные бумаги составил около $1,5 млрд. 23 августа 2010 года была завершена операция по доразмещению к первичному выпуску облигаций на сумму $400 млн.

Кроме того, внешние  государственные займы в 2009-2010 годах  привлекались для финансирования проектов, имеющих социальную направленность, и для реализации инвестиционных проектов в сфере энергетики и промышленности строительных материалов.

Все внешние  государственные займы, входящие в  долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными.

Долговой портфель характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой стоимостью обслуживании. Так, средний срок до погашения по внешним государственным займам составляет 6 лет. Средняя процентная ставка - 3,69 % годовых.

Ежегодно в  законе о бюджете Республики Беларусь устанавливается лимит внешней задолженности государства и основные направления использования привлеченных средств. На 2011 г. лимит внешнего государственного долга Беларуси утвержден в размере 14 млрд долларов США [2].

На протяжении последних 5 лет в Республике Беларусь происходит увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса. Поэтому Беларусь вынуждена осуществлять ежегодные заимствования. Это вылилось в рост совокупного валового внешнего долга нашей страны, который на 1 января 2012 г. составил 28,5 млрд долл., или 52,4 % ВВП, произведенного в 2011 г. По методологии МВФ, предельное значение данного показателя равняется 60 %. Это показывает, что у Беларуси скоро могут начаться серьезные проблемы с экономикой.

На обслуживание внешнего долга в 2011 г. было направлено 5 166 млн долл. США, что составило 9,5 % ВВП. Из указанной суммы 4 563 млн долл. США составили выплаты по основному долгу, 602 млн долл. США – платежи по процентам.

В соответствии с данными таблицы 3, с 2010 г. началось резкое увеличение валового внешнего долга. Так, если на 1 января 2010 г. внешний долг составлял 15 154,1 млн долл., то к 1 января 2011 г. он вырос на 6 906,2 млн долл. (54,4 %). В структуре валового внешнего долга с 2010 г. можно заметить рост задолженности органов государственного управления в 2,3 раза по сравнению с 2009 г. Органы денежно-кредитного управления активизировали  привлечение внешних заемных ресурсов: только в 2011 г. наблюдался рост в 4,4 раза по сравнению с 2010 г. Банки в 2011 г. также привлекли на 62 % больше внешних заимствований по сравнению с предыдущим годом. В целом наибольшие темпы прироста валового внешнего долга наблюдаются в 2010 и 2011 гг.- 45,5 и 29,2 % соответственно к уровню прошлого года [5, c.8].

По оценке МВФ, валовой внешний долг Беларуси будет продолжать расти и в 2012 г. составит 57 % ВВП, в 2013 г. – 62 %, а в 2016 г. достигнет 75 % ВВП [5, c. 9]. Министерство финансов Беларуси заявило, что в 2012-2013 гг. республика должна выплатить по внешнему государственному долгу 4,6 млрд долларов В следующем году выплаты – тело кредита и проценты – составят $ 1,6 млрд., в 2014 году – еще  3 млрд долларов Для сравнения – в нынешнем году обязательства Беларуси по погашению и обслуживанию внешних долгов составят приблизительно 700 млн.

В 2013 году Минск должен вернуть 420 млн. Международному валютному фонду и на 250 млн. погасить 2-летние государственные облигации, которые были размещены в России в конце 2010 года. Кроме того, Минск должен выплатить проценты по государственному долгу в объеме 910 млн долларов

В 2013 году Беларусь начнет рассчитываться за кредит, взятый у МВФ в 2009-2010 гг. (3,6 млрд долларов) – возврату подлежат  1,54 млрд долларов.

Эксперты МВФ оценивают внешний долг Беларуси в нынешнем году в объеме 35,6 % от ВВП, в следующем – 41,2 %, в 2014 году – 45,1 % [3].

По данным Нацбанка Беларуси, за первое полугодие нынешнего года валовой внешний долг Беларуси увеличился на 4,7 млрд долларов, или 16,5 % и к 1 июля достиг 33,101 млрд долларов или 56,3 % ВВП, т.е. на душу населения у нас сегодня приходится 3,488 тыс долларов внешнего долга. В структуре валового внешнего долга Беларуси более 14 млрд долларов составляет краткосрочный долг и почти 19 млрд долларов — долгосрочный. При этом на органы государственного управления приходится 12 млрд долларов и почти столько же — на банки.

Информация о работе Международный кредит