Международные экономические связи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Тенденция к всё большей открытости национальных хозяйств является характерной чертой современного развития международного разделения труда. По степени вовлеченности в международной разделение труда (степени открытости) национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа:
1) Полностью замкнутое (автократическое) Под замкнутой (автократической) понимается экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяйствами минимальны.

Оглавление

Теория оценки 3
Международные экономические связи 12
1. Мировое сообщество: различие составляющих его государств. 12
2. Мировое хозяйство и его особенности в современных условиях 15
3. Мировой рынок 17
4. Интеграция как форма современного международного сотрудничества 20
5. Прямые зарубежные инвестиции 23
6. Мультипликатор внешней торговли 26
7. Научно-технический прогресс и структура экспорта 28
8. Мировой кризис задолженности 30
9. Формы вывоза капитала 31
10. Всемирная инфраструктура 31
11. Международное разделение труда 32
12. Интеграционные и транснациональные факторы хозяйственного сближения. 33
13. Международная кооперация 34
14. Концепция взаимозависимости 35
15. Теория модернизации 35
16. Международная валютная система и валютный курс 36
Таможня: внешнеэкономические функции на основе теории оценки. 43
Литература 51

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 113.06 Кб (Скачать)

К негосударственной относится частная собственность со всеми модификациями (акционерная, кооперативная, корпоративная). Эта система отношений признаёт за конкретным субъектом  право выбора путей использования объекта собственности и полученного в результате этого полезного эффекта.

Государственная собственность  как система отношений обеспечивает жизнеспособность всей экономической  системы, т. е. при  принятии учитываются интересы нации в целом.

В зависимости от того, какая  форма собственности составляет основу экономической системы, различают  следующие её типы:

  1. Экономическая система с централизованным управлением.
  2. Рыночная система.
  3. Смешанная экономическая система.

Экономическая система с  централизованным управлением функционирует  в условиях государственной собственности  при полном отсутствии частной. Государство  выступает как распорядитель  высшего уровня в лице государственных  чиновников; государственно-административная бюрократия – как распорядители; рабочая сила – как пользователи-производители.

Поскольку для принятия решений  государственный чиновники должны располагать большим объёмом  информации относительно потребностей в товарно-материальных запасах, в  запасах сырья, производственных мощностей  и производственной продукции, то необходима многочисленная дорогостоящая государственно-административная бюрократия, которая будет собирать необходимую информацию, обрабатывать её, составлять текущие и перспективные  планы, согласовывать их между собой, пересматривать, контролировать выполнение. Отношения распоряжения осуществляются на внеэкономическом, основанном на искусственной  монополии методе, поскольку материальными  средствами производства, землёй и  капиталом номинально владеет государство. При этом интерес производителя  угасает, как только он оставлен перед  необходимостью исполнять распоряжения бюрократии. Поиск метода, максимизирующего  полезный эффект, с его стороны с его стороны невозможен, поскольку функции строго регламентированы государственной бюрократией. В результате в процесс производства закладывается метод, обречённый на устарение и неэффективное использование факторов производства. Производительность труда падает, экономическая система в целом становится неэффективной.

Экономическая система, основанная на принципах рынка, функционирует  на основ классической формы частной собственности и её модификаций, пользование объектами которой исторически формирует производителя, имеющего конкретный экономический интерес. Выступая на рынке продавцом товара, но, по существу, предлагает оценить свой метод пользования, приносящий конкретный полезный результат. В данной системе отсутствует монополия распоряжения, ограничивающая функции производителя и не позволяющая осуществлять поиск наиболее эффективных методов пользования  объектами собственности. Высокая прибыль является признанием наиболее эффективного и прогрессивного метода; низкая прибыль свидетельствует  о его устаревании, снижении результата и о необходимости начать поиски более эффективного метода пользования, т.е. изменить технологию производства.

Смешанная экономическая  система сочетает преимущества рынка  с использованием административно-иерархической  координации экономической деятельности. Специфическая черта такого типа экономики – ограничение экономических  функций государства. Его экономическая  активность ограничивается предоставлением  благ или производством, которое  не может осуществляться на основе конкуренции.

Модель смешанной экономики  наиболее адекватна современным  рыночным системам. Она имеет оттенок  “социальной рыночной экономики”, поскольку  государство не допускает экономического поведения, характер которого определяется  национальны получением прибыли. Считается, что такое поведение может спровоцировать национальный конфликт, привести к ухудшению социального климата и пошатнуть доверие к правительству, снизить показатели общественной безопасности, что незамедлительно отразится на экономической ситуации в целом. В этой модели признаётся фактически, а не декларативно единство социального и экономического развития, а именно абсолютное большинство экономических проблем носит социальный характер, в то время как социальные проблемы  всегда имеют экономический аспект решения. Поэтому в социальной рыночной экономике выработаны принципы упорядочения  и регулирования свободы экономической деятельности, которые охватывают, прежде всего, трудовую деятельность и направлены на сохранение социального компромисса.

В XX в. была разработана теория социального конфликта. Она положила начало поискам компромиссных социальных решений и построению моделей компромиссного социального поведения. Тем не менее, социальные противоположности и противоречия продолжают оставаться источником развития и совершенствования  социальных отношений. Содержание социальных противоречий и возможности их решения лежат в экономике, но нация не может осуществлять экономический прогресс, не разрешив текущих социальных противоречий. Продвигаясь вперёд по экономическим пирамидам и игнорируя социальные показатели, нация тормозит своё развитие, обедняет его содержание.

Таким образом, в национальной экономике присутствуют экономическая  и социальная составляющие. Объективные  факторы определяют условия стартовый  уровень функционирования экономической  системы, однако, содержание и цели её развития задаёт субъективный фактор, который концентрируется в социальных параметрах развития.

Если социальная составляющая экономической доктрины и экономической  политики игнорируется, то развитие нации  будет затруднено необходимостью возвратов  назад к нерешённым социальным  противоречиям, что в целом снизит показатели экономического роста и повысит трансакционные издержки по спецификации и защите прав собственности.

В странах со смешанной  экономикой оценили высокую стоимость  таких просчётов, поэтому всю  предложенную систему мероприятий  по реализации экономической политики ( экономическую программу) дополняют превентивные и корректирующие меры, направленные на нейтрализацию негативных последствий экономических механизмов, задействованных в процессе исполнения экономической программы.

В целом, учитывая экономическую  и социальную составляющую, в экономической  политике выделяются активная, созидающая часть и консервативная, стабилизирующая  часть, взаимосвязь которых очевидна. Стабилизирующая часть создаёт основу для реализации активной части, соответственно по мере реализации активной части экономической политики проявляются направления, в которых необходимы закрепление позитивных результатов и нейтрализация негативных.

Реализация экономической  доктрины посредством экономической  политики создаёт в национальной экономике Экономический порядок, задачей которого является создание и обеспечение  способности национальной экономики к функционированию.

Экономический порядок формирует  весь жизненный уклад граждан  конкретного государства, обеспечивает связь между поколениями, является основой исторического прогресса  и создаёт условия для стабильного  развития нации.

Международное разделение труда  вызвало к жизни необходимость  обмена товарами, произведёнными  в отдельных странах. Таким образом, возникает первая форма внешнеэкономических связей – международная торговля. Это заставляет государство принимать меры для регулирования процесса международного обмена товарами, финансами и услугами. Внешнеторговая политика – комплекс мер, используемых государством для регулирования торговых связей и отношений с другими странами. Хотя, эти меры  направлены на торговлю, они не могут не затрагивать непосредственных производителей и потребителей внутри страны.

Исторически сформировались 2 типа внешнеторговой политики – протекционизм  и фритредерство. Между ними постоянно  идёт своеобразное соперничество, так  как оба типа имеют преимущества и недостатки, и в зависимости  от конкретно-исторических условий  преобладает один из них.

Протекционистская политика – это политика защиты субъектов  национального производителя и  потребителя. С точки зрения производителя, такие меры необходимы для поддержки  вновь созданных, молодых отраслей, защиты их от конкуренции иностранных  фирм, имеющих определённые  преимущества в данной области. В периоды обострения международной напряженности протекционистские меры используются для защиты всей экономики и прежде всего для производства особо важных для населения товаров.

Второй вид внешнеторговой политики – фритредерство – строится на невмешательстве государства  во внешнюю торговлю. Считается, что  фритредерство более полно реализует на практике теорию  относительных преимуществ, способствует эффективному распределению ресурсов в мировом хозяйстве, стимулирует конкуренцию между производителями различных стран.

В целом, протекционистская  политика, защищая национальных производителей, создаёт новые проблемы. Прежде всего, на внутреннем рынке растут цены, сокращается  спрос и потребление. Кроме того, отсутствие иностранной конкуренции  сокращает стимулы совершенствования  производства, увеличивает привилегии отдельных отраслей и производств, способствует развитию застоя в производстве.

Сторонники принципов  свободной торговли считают, что  те цели, которые ставит собой протекционизм, обходятся странам слишком дорого, а за счёт развития свободной торговли те же проблемы можно решить с меньшими затратами.

В то же время, протекционистская  политика препятствует неограниченному  доступу в страну иностранных  товаров и вытеснения ими отечественных. Это даёт возможность отечественному производителю выпускать свои товары. Такая политика не допускает полного  краха национального производства.

Несмотря на развито теоретическое  обоснование свободной торговли, на практике эта политика используется крайне редко. Каждая страна должна строить  свою политику на комбинировании тех  или иных методов с учётом задач  её развития.

Международные экономические  связи 1. Мировое сообщество: различие составляющих его государств.

Современное мировое хозяйство  представляется неоднородным. Роль в  нём отдельных национальных экономик  и регионов мира существенно различаются.

Стратегические данные ООН  наглядно свидетельствуют, что среди  лидеров мировой экономики находятся  страны Северной Америки (США и Канада), страны Западной Европы (прежде всего, Великобритания, Германия, Италия и  Франция), Япония и некоторые государства  Восточной Азии. Прежде всего, это динамично прогрессирующая группа новых индустриальных экономик (НИЭ), в том числе  “азиатские тигра” (Республика Корея, Тайвань, Сингапур и другие).

Всё ещё на этапе перехода к рынку остаётся ряд государств Восточной Европы и бывшего СССР, за которыми располагается обширная развивающаяся зона, насчитывающая  на современном этапе свыше ста  стран мира.

Об удельном весе в мировом  хозяйстве каждой из подсистем и  отдельных национальных экономик с  достаточной степенью уверенности  можно судить по приведённым ниже статистическим данным.

Доля стран и регионов в мировом ВВП (%)

Страны, регионы

1985

1990

1991

1992

1993

1994

1995

Весь мир

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Страны с переходной экономикой

в том числе:

14,5

14,6

14,3

14,0

14,3

14,3

14,7

бывший СССР

6,4

5,8

5,4

4,5

3,9

3,3

3,0

отдельно Россия

3,9

3,6

3,4

2,8

2,5

2,1

1,9

ЦВЕ

2,6

2,2

1,9

1,8

1,7

1,7

1,8

Китай

5,2

6,4

6,8

7,5

8,4

9,1

9,7

Страны с рыночной экономикой

в том числе:

85,5

85,4

85,7

86,0

85,7

85,7

85,3

США

23,2

22,1

21,6

22,3

22,2

22,2

21,8

Канада

2,1

2,0

1,9

1,9

1,9

1,9

1,9

Европа

24,5

24,4

24,4

24,0

23,4

23,2

23,1

включая

             

Великобритания

3,6

3,6

3,5

3,3

3,3

3,3

3,3

Германия

5,2

5,2

5,4

5,3

5,1

5,0

5,0

Италия

3,7

3,6

3,6

3,5

3,4

3,4

3,3

Франция

3,9

3,9

3,9

3,8

3,7

3,7

3,6

Япония

8,2

8,6

8,9

8,7

8,6

8,3

8,1

Латинская Америка

6,1

5,7

5,8

5,8

5,9

6,0

6,0

Африка (без ЮАР)

3,8

3,8

3,8

3,7

3,7

3,7

3,7

Информация о работе Международные экономические связи