Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:48, курсовая работа
Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Международная миграция рабочей силы………………………5
1.1. Международная миграция рабочей силы: суть понятия …….5
1.2. Основные центры притяжения рабочей силы ………………..7
1.3. Количественные показатели межстранового перемещения трудовых ресурсов…………………………………11
Глава 2. Государственное регулирование миграции………………………...13
Механизмы контроля миграции…………………………....13
Регулирование иммиграции...……………………………....15
Стимулирование реэмиграции…………………………..….19
Правовое регулирование миграции………………….……..21
Глава 3.Последствия миграции для национальных рынков труда…..…25
Дискриминация мигрантов……………………………..…...25
Что происходит в Европе……………………………..……..26
3.3. Что происходит в России……………………………...……..28
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованной литературы……………………………………..34
Приложение ………………………………………………………………..35
К отрицательным моментам относится: возникновение социальной напряженности в обществе при борьбе за рабочие места; межнациональная неприязнь...
Для стран экспортирующих рабочую силу:
Отрицательная
сторона - «утечка умов», отток квалифицированных
кадров, необходимых национальной экономике.
1.3.Количественные показатели межстранового перемещения трудовых ресурсов
Наиболее
приемлемые количественные показатели
межстранового перемещения
Трудовой доход (выплаты занятым) – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К частным лицам-нерезидентам относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в т.ч. сезонные рабочие, рабочие из приграничных зон, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств.
Перемещения мигрантов - оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент – по данной статье.
Переводы работников - пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость.
Принципиальная разница между этими статьями в том, что в статье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, а в двух других статьях – доходы и расходы резидентов, т.е. мигрантов, уехавших из страны более чем на 1 год. Последние две статьи объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов.
Частные неоплаченные переводы – оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину.
Учет
ведется на момент пересечения границы,
и если даже потом выяснится, что
запись была произведена неверно
ее обычно не пересматривают (например,
человек поехал на временные заработки,
но задержался за рубежом на срок более
года, став мигрантом, или наоборот, человек,
выехавший на ПМЖ возвращается на родину
раньше, чем через 1 год).
Глава
2. Государственное регулирование
миграции
По
мере того, как развивалось международное
движение рабочей силы, создавались
и совершенствовались методы государственного
управления миграционными потоками.
Городничий – местная государственная
власть, - как видно, решал проблему
размещения солдат, мигрирующих с одного
места службы на другое, просто: приказывал
купцам принять их на постой, и все. В наше
время государственное регулирование
миграции, разумеется, обзавелось более
изощренными механизмами, главный из них
остается прежним – закон, то есть государственный
приказ.
2.1.Механизмы контроля миграции
В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию. Миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Одно из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером является, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.
Проблемы,
которые несет с собой
Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно и (или) не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то, что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции.
Обычно
государственное регулирование
осуществляется через принятие финансируемых
из бюджета программ, направленных
на ограничение притока
2.2.Регулирование
миграции
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
Проблемами
трудовой иммиграции занимаются государственные
институты принимающих стран, действующие
на основе национального
В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.
Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
Профессиональная квалификация.
Законодательства
всех принимающих стран
Ограничения личного характера.
Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.
Количественное квотирование.
Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.
Экономическое регулирование.
Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственных бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.
Временные ограничения.
Законодательства
большинства стран
Географические приоритеты.
Практически
каждая страна, принимающая иммигрантов,
законодательно устанавливает географическую
и национальную структуру иммиграции.
Она обычно регулируется с помощью
количественных квот на въезд иммигрантов
из определенных стран. Иногда, чтобы
избежать обвинений в предвзятости и нарушении
прав человека, правительства проводят
в рамках географических квот лотереи
на право иммигрировать между представителями
разных стран из одного географического
региона.