Методы анализа рынка труда. Сегментация рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Среди экономистов нет единства в оценке рынка труда и механизма его функционирования.
В западных экономических теориях рынок труда — это рынок, где реализуется лишь один из прочих ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализа функционирования современного рынка труда. В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживаются в основном неоклассики (П. Самуэльсон. М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. ГилдерЯ А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т. е. основным рыночным регулятором служит цена — в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие. Поскольку всерьез говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, тем более об отсутствии безработицы, не приходится, сторонники этой концепции ссылаются на некие несовершенства рынка, которые и приводят к несоответствию их теорий с жизнью. К ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации и т. п.

Оглавление

Введение
Теоретическая часть
Рынок труда.
Основные характеристики рынка труда
Участники рынка труда
Анализ рынка труда
Сегментация рынка труда
2.1 Критерии и признаки сегментации рынка труда
2.2. Сегментация спроса на рабочую силу
2.3. Сегментация предложения рабочей силы
2.4. Цели сегментации рынка труда
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Расчетная часть

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 842.00 Кб (Скачать)

     Большинство исследователей приходят к выводу о  двойственности современного рынка  труда, где функционируют по крайней мере два неконкурирующих друг с другом рынка труда, или два сегмента единого рынка труда: : а) рынок первичных (независимых и подчиненных) рабочих мест и б) рынок вторичных рабочих мест и групп рабочих.

     Первичный рынок труда – это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивные технологии, система управления, сильные и эффективные профсоюзы и т.п. Первичные независимые рабочие места занимают специалисты с высшим и средним специальным образованием, управляющие и администраторы всех звеньев и высококвалифицированные рабочие. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости. Первичные подчиненные рабочие места занимают техники, административно-вспомогательный персонал и рабочие средней квалификации. Здесь также относительно высоки уровень заработной платы и гарантии занятости.

     Вторичный рынок труда характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвижения, роста квалификации, наличием отсталой техники и технологий и отсутствием профсоюзов. Вторичные рабочие места, как правило, не требуют специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Они концентрируются преимущественно в небольших фирмах и на второстепенных предприятиях.

Основные  особенности первичного и вторичного рынков труда

    Особенности       Первичный  

рынок труда

Вторичный

рынок труда

1. Уровень оплаты труда Высокий Низкий 
2. Важнейшие зарплатообразующие факторы Должность, стаж, квалификация, мера ответственности Выработка, дисциплинированность
3. Специфика систем заработной платы Высокая доля единовременных выплат, индивидуальный характер оплаты труда Ведущая роль основной заработной платы, коллективная форма  оплаты труда
4. Содержание  труда Творческий, высококвалифицированный  труд Исполнительский, рутинный труд
5. Условия труда Хорошие Плохие 
6. Степень ответственности  за конечные результаты производства Высокая Низкая 
7. Поддержка со стороны  профсоюзов Большая Слабая 
8. Характер занятости Стабильный  Прерывный
9. Особенности рабочего времени Нормальная  или ненормированная продолжительность  рабочего дня, недели, года Неполный рабочий  день, неделя; сезонная и временная  работа
10. Продолжительность трудовых контрактов Долгосрочная  Краткосрочная
11. Развитость  нормирования труда Низкая  Высокая
12. Доля женщин, молодежи, людей предпенсионного  возраста, других лиц, особо нуждающихся  в социальной защите Низкая  Высокая
13. Степень социальной защищенности Высокая Низкая 
14. Объем вложений в образование и профессиональную подготовку Большой Малый
15. Возможности продвижения  по службе Широкие Ограниченные 
16. Степень участия  работников в управлении производством Высокая Низкая 
 
 
 

2.4  Сегментация  рынка труда способствует достижению  нескольких целей. 

     1. Прежде всего она проводится для анализа рыночных возможностей. Методы сегментации позволяют выявить имеющиеся возможности со стороны предложения рабочей силы и спроса на нее и оценить открывающиеся перспективы для развития рынка труда. Эти результаты выступают основой для последующего замера существующей емкости рынка труда и прогноза спроса на рабочую силу. Анализ отдельных сегментов рынка труда дает возможность не только глубже изучить состояние рынка труда, но и детально обосновать перспективы его развития по отдельным признакам и критериям, образующим сегменты рынка. Тем самым сегментация позволяет формировать общую модель функционирования и развития рынка труда.

     2. Сегментация открывает возможности  в изучении рынка труда как  с точки зрения его величины, так и с точки зрения исследования его характера. Для этого необходимо осуществить группировку рынка труда по его отдельным сегментам, а затем провести отбор целевых сегментов. Группировки, как и само выделение сегментов рынка, осуществляются по различным признакам и критериям. В результате могут быть достаточно достоверно оценены, например, трудодифицитные и трудонасыщенные географические районы; группы населения по различным возрастным критериям, уровню профессиональной и квалификационной подготовки; лица, нуждающиеся в мероприятиях специальной программы содействия занятости; группы населения, представляющие разнообразные мотивы поведения в выборе вакансий рабочих мест, отношения к процессам высвобождения рабочей силы, переподготовки и другим процессам в сфере занятости.

     3. Отбор сегментов рынка труда  позволяет обосновать проведение  мероприятий политики занятости  с учетом интересов различных  групп населения, работодателей,  государства и других общественных  институтов. Тем самым, создаются  возможности для ранжирования  этих мероприятий, что особенно важно для формирующегося рынка труда России при ограниченности финансовых возможностей развития занятости в условиях экономического кризиса в стране.

     4. Как следствие отбора целевых  рынков следует рассматривать  обоснование программ подготовки и переподготовки кадров, сохранения и расширения рабочих мест, географической мобильности, разработки методов стимулирования труда и спроса на рабочую силу в наиболее выгодном для данного момента направлении развития рынка труда. Не менее значимой представляется возможность решения при помощи сегментирования рынка труда таких задач, как обоснование наиболее эффективного подхода в распределении финансовых средств, обеспечивающих осуществление политики занятости.

     5. Результаты сегментирования позволяют решать вопросы позиционирования на целевых рынках труда (например, рынках труда отдельных географических районов, отдельных специальностей, отраслей производства и т. п.). Позиционирование на рынке - это обеспечение товару (применительно к рынку труда - услугам труда, рабочей силе) четко отличного от другого места на рынке.

     6. Сегментация рынка труда имеет  значение и с точки зрения  стимулирования активности определенного  контингента работников. Ведь конкуренция  на рынке труда носит дифференцированно избирательный характер и проявляется в рамках отдельных сегментов.

     Выбор типа и базиса сегментации осуществляется исследователем-маркетологом и является ключевым, решающим для успешного  проведения всего маркетингового исследования. Специалисты признают, что в настоящее время нет единого алгоритма сегментации и выбора целевого рынка. Эта процедура в значительной степени представляет собой творческий и трудоемкий процесс, обусловленный тем, что сегментация может проводиться разнообразными методами, по множеству признаков, с учетом различных факторов.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Рынок  труда это не только отношения между наемными работниками  как  субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие  по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда  испытывает  колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и  профсоюзы, отстаивающие интересы  наемных  работников,  и  государство,  поддерживающее интересы,    как    работников,    так    и    работодателей     посредством

специализированных  организаций  и  законодательного  регулирования  трудовых

отношений,  и  предпринимательские объединения,  создающиеся в противовес

профсоюзам.

      В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором  и

активным  вмешательством  в  рыночные   процессы   говорить   о   построении

эффективной социальной экономики рано. Этому способствует  и  несовершенство

правовой базы, и налогового  законодательства,  и  коррупция  в  руководящем

составе. Словом, чтобы начать эффективно решать  проблемы  на  рынке  труда,

нужно  сначала  реформировать  все  сферы  экономической,   политической   и

социальной жизни  общества.

      В период радикальных преобразований, связанных с  разгосударствлением,

приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением  рыночных  реформ  в

экономике, происходит  ломка  традиционных  структур  занятости.  Переход  к

новой   экономической   системе   требует    крупномасштабных    перемещений

работников,  высвобождаемых  из  распадающихся  структур.  Для  значительных

контингентов   рабочих   и   служащих   массовых   профессий,    вытесняемых

свертыванием  или технологизацией производства,  недостаточно  одного  только

изыскания новых  рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов  узкого

профиля, частичных  работников, высвобождающихся  при  ликвидации  устаревших

хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных  секторов

экономики на частнопредпринимательской  основе.  Не  все  они  находят  себе

новое  место  работы,  но  общество  рассматривает   многих   из   них   как

потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет  использован при  дальнейшем

расширении  и  совершенствовании  производства  и  услуг,   когда   общество

выработает материально  подтвержденные, в  том  числе  и  в  денежной  форме,

потребности, а  экономика будет  готова  создать  новые  эффективные  рабочие

места.  Поддерживать  полную  занятость  всех,  кого  высвобождают   высокие

технологии  и  рыночные  формы  хозяйствования,  кто  не  может   эффективно

работать на приватизированных предприятиях становится все труднее.  Создание

новых  рабочих  мест  требует   крупных   капиталовложений,   а   спрос   на

дополнительных  работников определяется эффективностью использования  рабочей

силы на производстве.

      Человек,  потерявший  работу  и  готовый  к  ней  приступить   вновь,

безусловно, имеет  право на содействие в трудоустройстве  и  переквалификации,

ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь.  Это  аксиома

рынка труда.

      Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он  диктует  свои

непреложные  законы.  Эти  законы  достаточно  просты.   Они   гласят,   что

заработная плата  должна быть не ниже прожиточного минимума,  что  работающие

по найму должны иметь нормальную  продолжительность  рабочего  времени,  что

тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен  получить  трудовую  и

материальную  помощь.  Законы  рынка  труда  действуют  на  уровне  здравого

смысла, опираясь на них человек может добиться  в  жизни  того,  на  что  он

действительно способен, не  полагаясь  особо  на  государство.  Если  законы

рынка труда  действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает  их

требованиям, а  экономика дает материальное обеспечение рабочей силе  в  виде

разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути  к  процветанию.

Даже содержание нетрудоспособных  и  безработных  не  представляется  ему  в

тягость: эффективное  хозяйство, основанное на свободном  и  заинтересованном

труде  позволяет  содержать  освобожденных  от   труда,   предоставлять   им

необходимую поддержку. Для  общества  экономически  выгоднее  и  нравственно

честнее поступать  таким образом,  чем  прилаживать  к  делу  без  надобности

каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не  способный  работать  по

объективным причинам не должен мешать трудящимся, что  естественно  вытекает

из законов  рынка труда. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования. М, 2004
  2. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг. Учебное пособие. 1999
  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]|//Официальная Россия/Фед. органы исп. власти РФ.-М.: Режим доступа к сайту: http://www.gks.ru/
  4. Агеев Д.Ж. Отношения на рынке труда. Журнал Деньги 5 2004 г.
  5. Завельский М. Г. "Экономика и социология труда". М, 2002 г.
  6. Зотов В.Б. Территориальное управление: методология, теория, практика. - М, 2003 г.
  7. Лакушина Л. - "Напряжённость на российском рынке труда и механизм её преодоления " - Вопросы экономики 2/2005 г.
  8. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М, 2004 г.
  9. Четвернина Т.К. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2, 2004 г.
  10. Коновалова ЕВ Институциональный подход в исследовании модели сегментированного рынка труда//Пробл. новой полит. экономики.-1999.-№2-С.105-115.
  11. Основные принципы сегментирования рынка труда//Материалы ежегодной научной сессии эк. Факультета РГУ, секция «Полит. Экономии и эк. Политики»-Ростов-на-Дону.-1997.
  12. Смоляков Н.В. Структурно-функциональный анализ рынка труда. Саратов,2003 
     

Информация о работе Методы анализа рынка труда. Сегментация рынка труда