Методы анализа рынка труда. Сегментация рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Среди экономистов нет единства в оценке рынка труда и механизма его функционирования.
В западных экономических теориях рынок труда — это рынок, где реализуется лишь один из прочих ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализа функционирования современного рынка труда. В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживаются в основном неоклассики (П. Самуэльсон. М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. ГилдерЯ А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т. е. основным рыночным регулятором служит цена — в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие. Поскольку всерьез говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, тем более об отсутствии безработицы, не приходится, сторонники этой концепции ссылаются на некие несовершенства рынка, которые и приводят к несоответствию их теорий с жизнью. К ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации и т. п.

Оглавление

Введение
Теоретическая часть
Рынок труда.
Основные характеристики рынка труда
Участники рынка труда
Анализ рынка труда
Сегментация рынка труда
2.1 Критерии и признаки сегментации рынка труда
2.2. Сегментация спроса на рабочую силу
2.3. Сегментация предложения рабочей силы
2.4. Цели сегментации рынка труда
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Расчетная часть

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 842.00 Кб (Скачать)
    1. Анализ рынка труда

   Анализ рынка проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности субъектов рынка рабочей силы. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением емкости рынка, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

   Объектами рыночного исследования являются тенденции  и процессы развития рынка рабочей силы, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, социальных, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика занятости населения, барьеры рынка рабочей силы, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.

   Исследование  потребителей рабочей силы позволяли  определить и исследовать весь комплекс факторов, которыми руководствуются  работодатели при выборе рабочей  силы. В качестве объектов исследования выступают потребители - организации (предприятия, фирмы), индивидуальные наниматели рабочей силы. Предметом исследования является мотивация поведения нанимателя на рынке рабочей силы и определяющие ее факторы. Изучается структура производства, обеспеченность рабочей силой, тенденциями спроса на нее.

   В связи  с тем, что рынок труда это  особый рынок, где не только удовлетворяется  потребность в рабочей силе, но и сам работник подыскивает себе удовлетворяющее его рабочее  место, то предметом исследования должна стать мотивация потребительского поведения на рынке самой рабочей силы. Исследуются структура существующих рабочих мест, их качественные характеристики, тенденции в занятости этих мест.

   Разработками  здесь являются типология потребителей рабочей силы и рабочих мест, моделирование  их поведения на рынке труда, прогноз ожидаемого спроса. Цель такого исследования - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов рынка.

   Основная  задача исследования конкурентов заключается  в том, чтобы получить необходимые  данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов. Результатом таких исследований становятся выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке труда относительно конкурентов.

   Изучение  структуры рынка проводится с  целью получения сведений о возможных  посредниках, с помощью которых  можно подобрать необходимую  рабочую силу или найти место  работы.

   Главной целевой установкой исследования товара "рабочая сила" является определение соответствия характеристик работников, обращающихся на рынках рабочей силы, запросам и требованиям работодателей, а также анализ их конкурентоспособности. Исследование товара "рабочая сила" позволяет получить сведения относительно того, что хочет иметь потребитель - работодатель, какие качественные характеристики работника он более всего ценит. Результаты исследования дают возможность: предприятиям разрабатывать программы подбора и развития персонала; учебным учреждениям формировать соответствующие тенденциям развития рынка рабочей силы учебные программы.

   Исследование  цены рабочей силы (заработной платы) направлено на определение стоимости  рабочей силы, затрат единовременных и текущих и тенденций в формировании цены на конкретные виды рабочей силы.

   Изучение  форм и методов регулирования  распределения рабочей силы преследует цель - определить наиболее эффективные  пути и способы трудоустройства. Главными объектами анализа становятся каналы трудоустройства, посредники, формы и методы трудоустройства. Такие исследования позволяют разработать критерии выбора каналов распределения, разработать приемы "продажи" рабочей силы конечным потребителем - работодателям.

   Исследование  системы коммуникаций предполагает изучение стимулирования спроса и предложения рабочей силы, проводимой рекламной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сегментация рынка труда

   Сегментация рынка труда - это объективно обусловленный процесс его структурирования, при котором под воздействием политико-экономических и социальных факторов развития общества возникает естественное разделение труда и формируются отдельные субрынки, или сегменты, отличающиеся различными характеристиками, исходя из особенности каждой категории работников.

   Сегментация позволяет конкретно оценивать состояние рынка труда по каждой категории работников с точки зрения занятости и безработицы, конкуренции между наемными работниками и между работодателями, т.е. установить частное условие равновесия внутри субрынка.

   Сегментация рынка труда представляет собой процесс разбивки предложения рабочей силы и спроса на нее на группы, выражающие совокупности, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости.  Единого принципа сегментации рынка труда не существует. Возможны варианты сегментирования на основе различных переменных параметров одного или нескольких сразу.

   2.1. Критерии и факторы сегментации рынка труда

   Разработки  конкретной модели сегментации требуют  набора зависимых и независимых  переменных, формирующих базис для сегментации. В качестве таких переменных выступают критерии и признаки (факторы) сегментации.

   Критерий  - способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).

   Признак - это способ выделения данного сегмента на рынке.

   При обосновании  наиболее распространенных критериев  сегментации следует учитывать  следующие методологические подходы.

   1. Каждый из выбираемых сегментов должен быть достаточно четко очерчен. Это создает уверенность в том, что для рассматриваемых сегментов будет существовать необходимая информационная база исследования и методология его измерения. В противном случае затраты на сбор необходимой информации и разработки могут превысить результаты от данных исследовательских мероприятий. Например, молодежный сегмент рынка труда можно четко отделить от других сегментов, которые длительно заняты на рынке труда или уходят из него. \

   2. Сегмент должен иметь определенные количественные параметры, т.е. обладать определенной емкостью. Например, он должен представлять четкую информацию о том, сколько работников могут быть трудоустроены на данном сегменте, с какой заработной платой, какое имеется число потенциальных работодателей и вакансий, как территориально они размещены и т. п. Исходя из этих параметров, можно оценить процесс подготовки специалистов, сформировать его профессионально квалификационную структуру с учетом потребностей рынка.

   3. Следует  оценивать и такой критерий, как  существенность сегмента, т.е. определить, насколько реально ту или иную группу предприятий ли незанятых можно рассматривать как сегменты рынка, насколько она устойчива по своим признакам. Важно определить, является ли данный сегмент растущим, устойчивым или уменьшающимся (например, группы руководящих работников различного ранга), стоит ли ориентировать на этот сегмент рынка его участников или, напротив, следует перепрофилировать их на другие сегменты.

   4. Выделяемый  сегмент должен быть доступен  для работодателей и наемных  работников по использованию  каналов информации (в том числе государственной службы занятости) для обеспечения незанятых рабочих мест, трудоустройства безработных и т.д. С этой позиции сегментация дает возможность нацелить работу службы занятости на более эффективное использование имеющихся и открытие новых информационных каналов рынка труда.

   5. Сегмент  должен характеризоваться неудовлетворенной  потребностью (представлять вакансии, выражать желание найма или  перемены работы и т.п.). Это  делает его привлекательным для  участников рыночных отношений  и оправдывает целесообразность его выделения..

   6. Критерий  выражает совместимость сегмента  с рынком основных конкурентов.  По нему следует определять, насколько  действия на выбранном сегменте  затронут интересы других конкурентов  (других работодателей или других  наемных работников), оценивать, к каким последствиям может привести совпадение интересов различных конкурирующих сторон.

   7. Выбираемый  сегмент должен быть защищенным  от конкурентов. Этот критерий  тесно связан с предыдущим. Важно  оценить возможность выстоять  в конкурентной борьбе с возможными конкурентами на выбранном сегменте. Учет потенциальных конкурентов, перспектив их развития позволяет развивать свои собственные достоинства и работать над устранением недостатков. К примеру, для отдельного работника подобный критерий может быть реализован через обретение дополнительных знаний (иностранные языки, владение компьютером), обеспечивающих ему усиление его конкурентоспособного положения на рынке. Для целевых сегментов (рынок труда женщин, инвалидов, пенсионеров и т.д.) мерами защиты будут выступать формы финансовой помощи, что обеспечивает функционирование этих сегментов на рынке труда. С позиций данного критерия должно проверяться наличие опыта работы на выбранном сегменте, ее ресурсное обеспечение, оценка того, что препятствует успешной и эффективной деятельности.

   Однако  для характеристики сегмента недостаточно информации только о его критериях. Поэтому выбор сегментов осуществляется не только по критериям, но и по признака (факторам): географическим, демографическим, экономическим, психографическим, поведенческим. [Классификация признаков (факторов) сегментации рынка труда см. Приложение 1]

   Разработанные переменные позволят осуществить сегментацию  ранка труда как с позиций  предложения (т.е. анализируя, какими именно параметрами должен обладать работник в целях обеспечения большей конкурентоспособности и привлекательности своей рабочей силы), так и с точки зрения спроса на рабочую силу (т.е. анализа того, что происходит со спросом на рабочую силу на различных сегментах рынка труда). Для сегментации предложения среди экономических факторов решающее значение имеют такие показатели, как образование, виды профессий, трудовой стаж и т.д., от которых во многом зависят различные требования, предъявляемые при найме на работу к ее характеру, условиям и оплате. Для работодателей среди экономических факторов важны такие показатели, как характеристики динамики развития региона, где работодатели располагаются, область специализации, размер ресурсов и объемов производства, т.е. параметры, определяющие возможности выражения устойчивого или меняющегося спроса на рабочую силу.  

   Применительно к рынку труда используют 2 типа сегментации:

  1. Сегментация спроса на рабочую силу
  2. Сегментация предложения рабочей силы.

      2.3. Сегментация спроса на рабочую силу

   Спрос на труд. Зависимость спроса на труд от заработной платы определяют два фактора, которые получили название "эффект масштаба" и "эффект замещения". Механизм их действия следующий:

1) Эффект масштаба. Если в силу каких-либо причин произошел рост заработной платы, то следствием этого будет рост издержек производства, рост цены продукции и падение спроса на нее. Последнее вызывает сокращение масштабов производства и, следовательно, сокращение спроса на труд. При снижении заработной платы описанный механизм действует в обратном направлении, что приводит к росту спроса на труд.

2) Эффект замещения. Рост заработной платы, означающий удорожание факторов труда, дает импульс для перехода к более капиталоинтенсивным технологиям, т.е. к замене относительно более дорогого фактора - труда - относительно более дешевым - капиталом. В результате происходит сокращение спроса на труд. Снижение заработной платы в силу тех же причин ведет, наоборот, к росту спроса на труд. Оба эффекта действуют в одном направлении и обуславливают обратную зависимость спроса на труд от заработной платы и количества труда.

     Сегментация спроса на рабочую силу:

- рынок специалистов  наиболее высокой квалификации;

- рынок квалифицированных  кадров;

- рынок труда  рабочих профессий;

- рынок труда малоквалифицированных работников и сферы услуг;

- остаточный  рынок труда. 

2.3 Сегментация  предложения рабочей силы

     Предложение труда. Кривая рыночного предложения труда отражает его прямую зависимость от заработной платы. Рост заработной платы на определенном рынке труда привлекает на него как работников, занятых в других областях экономики, так и лиц, которые ранее не выходили на рынок труда.

   Сегментация предложения рабочей силы:

  • профессии высококвалифицированного, творческого и интеллектуального труда,
  • массовые сквозные профессии межотраслевого применения стабильного спроса: потребность производства в этих работниках определяется тенденциями экономики;
  • непривлекательные профессии тяжелого, малоквалифицированного ручного и вредного труда, не соответствующие социально-культурным и психофизическим требованиям современной рабочей силы. До сих пор они характеризовались острым дефицитом кадров и низким качеством трудового потенциала;
  • профессии, потребность производства в которых падает в результате структурной и технологической перестройки, и высвобождающиеся работники должны пройти переподготовку и переквалификацию;
  • непристижные и малооплачиваемые профессии.

Информация о работе Методы анализа рынка труда. Сегментация рынка труда