Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:16, курсовая работа
В настоящее время Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера, потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Эта модель экономического развития не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Поэтому необходимо перейти к «несырьевой» модели экономики, так как во-первых, «сырьевая» модель экономики характеризуется нестабильностью, периодически приводящей к финансовым и даже социально-политическим кризисам, во-вторых, «сырьевая» модель экономики не обеспечивает нормального развития России хотя бы потому, что запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует все более ется налогообложение малого бизнеса и его интеграция в мировую экономику
На уровне предприятия источниками финансирования инновационных программ являются: собственные средства (имеющаяся в распоряжении прибыль, амортизационные отчисления и другие источники); привлеченные средства (безвозмездно полученные средства, пожертвования, средства, вырученные от продажи акций), заемные средства в виде различного рода кредитов, целевое финансирование (целевая поддержка).
Обобщая вышеизложенное, можно сделать важный вывод: для преодоления проблем отрасли приборостроения, для повышения конкурентоспособности ее продукции и, следовательно, инвестиционной привлекательности, необходима долгосрочная инновационная стратегия их развития.
Проблема очень сложная и, очевидно, неразрешимая на микроуровне, т. е. на уровне предприятия.
Решение данной проблемы предполагает комплексный подход, предполагающий согласование действий на всех уровнях - федеральном, региональном, отраслевом и уровне предприятий. Так, например, целесообразность разработки инновационной стратегии отрасли существует только при условии ориентации региона на инновационный путь развития. Это предполагает первоначально разработку четкой и реально выполнимой региональной программы, предполагающей признание приоритета реструктуризации экономики региона в целом со всеми вытекающими отсюда условиями37.
Процесс формирования, научного обоснования и реализации инновационной стратегии отрасли приборостроения в общем виде можно представить поэтапно, определяя основные этапы данного процесса. Так, на первом этапе в рамках Министерства промышленности, транспорта и связи осуществляется сбор и анализ информации о состоянии инновационного потенциала в приборостроительной отрасли, факторов, ресурсов и проблем, влияющих на инновационную активность. На этом же этапе определяются перспективные предприятия, чей производственный потенциал позволяет осуществить реструктуризацию, а также инновационно-активные предприятия и организации, т. е. те, которые самостоятельно проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках отраслевой специфики. По результатам данного анализа составляется обобщающий обзорно-оценочный доклад.
Второй этап - подготовка научно обоснованного прогноза инновационного развития отрасли на долгосрочную и краткосрочную перспективы с учетом результатов проведенного на первом этапе комплексного анализа информации.
На третьем этапе осуществляется разработка концепции инновационного развития отрасли при соблюдении сроков, определенных на предыдущем этапе. Разработка концепции предполагает определение стратегических целей и идей инновационной политики, основных направлений, путей и средств, обеспечивающих успешную ее реализацию.
С учетом прогноза и концепции инновационного развития отрасли разрабатываются целевые инновационные программы - в этом смысл следующего этапа инновационной стратегии. Следует отметить, что целевым инновационным программам отводится особая роль в механизме реализации инновационной стратегии отрасли. Данные программы разрабатываются по двум направлениям (в зависимости от цели).
Первое направление предполагает программы реструктуризации предприятий отрасли, т. е. ориентированные на качественное обновление основных фондов (замена не только физически, но и морально устаревшего оборудования и, соответственно, технологий производства), выбранных на первом этапе. Программы второго направления преследуют цель активизации процесса инновационных разработок теми предприятиями и организациями, которые проводят НИОКР, соответствующие специфике отрасли.
Следующим этапом в реализации инновационной стратегии отрасли является размещение регионального заказа среди инновационно-активных предприятий-исполнителей, которые отбираются на конкурсной основе. С исполнителями заказа должны быть заключены контракты. И, наконец, результаты законченных инновационных разработок проходят этап их приемки и внедрения с возможной продажей этих результатов на аукционах потенциальным покупателям.
Представленные этапы отраслевой стратегии инновационного развития позволяют полнее представить взаимосвязь и последовательность работ по формированию и реализации инновационной политики. Тем не менее, предложенные этапы можгут упрощаться, уточняться, корректироваться в зависимости от масштабов и сложности решаемых задач, количества показателей, объемов работ и т. д.
Очевидно, что реализация стратегии инновационного развития отрасли возможна только при наличии определенных условий. Во-первых, изначально должна сформироваться группа профессионалов-управленцев во властных региональных структурах, способная обозначить приоритетность развития инновационной деятельности с последующим осуществлением стратегии инновационного развития. Речь идет, прежде всего, о том, что пока на данном уровне необходимость инновационного преобразования производства не будет принята как осознанная необходимость, вряд ли можно говорить о возможности успешной реализации названной стратегии.
Вторым условием реализации данной стратегии является формирование инфраструктуры регионального рынка инноваций. Выполнение этого условия возможно только при консолидации возможностей всех потенциальных участников данного рынка - предприятий, фирм, организаций и учреждений региона, разрабатывающих научную и научно-техническую продукцию, оказывающих услуги, связанные с проведением инновационного процесса и обменом инновационной продукцией38.
Таким образом, на отраслевом уровне насущной задачей является создание и развитие широкой сети предприятий, учреждений и организаций, непосредственно участвующих в инновационном процессе или обслуживающих этот процесс, заполняя свободные ниши инновационного рынка.
Следующим условием развития инновационной стратегии отрасли является консолидация и наращивание мощи ее инновационного потенциала. В этой связи необходима разработка и реализация единого комплекса мероприятий, направленных на консолидацию опыта кадров, материальных и финансовых ресурсов всех предприятий и организаций, функционирующих в рамках машиностроительной отрасли региона, а также создание в отрасли эффективной системы оперативного внедрения инноваций непосредственно в практику и обмена передовым опытом в сфере НИОКР.
Инновационный потенциал может развиваться в полной мере на основе финансовых ресурсов, привлекаемых многообразными по своей деятельности банками (сберегательными, ипотечными, обществами взаимного кредита, кредитной кооперации и пр.). В перспективе банки в интересах повышения эффективности своей деятельности в инновационной сфере, с другой стороны, могут функционировать как группы, объединяющие страховые, аудиторские, информационные общества, биржи, лизинговые и факторинговые компании39.
В
ходе проведенного исследования были
определены несколько обоснований
подтверждающих необходимость выделения
субъектов среднего бизнеса и
построения на их базе путем интеграции
высокотехнологичных
Информация о работе Место и роль предприятий среднего бизнеса в современном приборостроении