Место и роль предприятий среднего бизнеса в современном приборостроении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера, потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Эта модель экономического развития не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Поэтому необходимо перейти к «несырьевой» модели экономики, так как во-первых, «сырьевая» модель экономики характеризуется нестабильностью, периодически приводящей к финансовым и даже социально-политическим кризисам, во-вторых, «сырьевая» модель экономики не обеспечивает нормального развития России хотя бы потому, что запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует все более ется налогообложение малого бизнеса и его интеграция в мировую экономику

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

     На  уровне предприятия источниками  финансирования инновационных программ являются: собственные средства (имеющаяся  в распоряжении прибыль, амортизационные  отчисления и другие источники); привлеченные средства (безвозмездно полученные средства, пожертвования, средства, вырученные от продажи акций), заемные средства в виде различного рода кредитов, целевое финансирование (целевая поддержка).

     Обобщая вышеизложенное, можно сделать важный вывод: для преодоления проблем отрасли приборостроения, для повышения конкурентоспособности ее продукции и, следовательно, инвестиционной привлекательности, необходима долгосрочная инновационная стратегия их развития.

     Проблема  очень сложная и, очевидно, неразрешимая на микроуровне, т. е. на уровне предприятия.

     Решение данной проблемы предполагает комплексный  подход, предполагающий согласование действий на всех уровнях - федеральном, региональном, отраслевом и уровне предприятий. Так, например, целесообразность разработки инновационной стратегии отрасли существует только при условии ориентации региона на инновационный путь развития. Это предполагает первоначально разработку четкой и реально выполнимой региональной программы, предполагающей признание приоритета реструктуризации экономики региона в целом со всеми вытекающими отсюда условиями37.

     Процесс формирования, научного обоснования  и реализации инновационной стратегии  отрасли приборостроения в общем виде можно представить поэтапно, определяя основные этапы данного процесса. Так, на первом этапе в рамках Министерства промышленности, транспорта и связи осуществляется сбор и анализ информации о состоянии инновационного потенциала в приборостроительной отрасли, факторов, ресурсов и проблем, влияющих на инновационную активность. На этом же этапе определяются перспективные предприятия, чей производственный потенциал позволяет осуществить реструктуризацию, а также инновационно-активные предприятия и организации, т. е. те, которые самостоятельно проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках отраслевой специфики. По результатам данного анализа составляется обобщающий обзорно-оценочный доклад.

     Второй  этап - подготовка научно обоснованного прогноза инновационного развития отрасли на долгосрочную и краткосрочную перспективы с учетом результатов проведенного на первом этапе комплексного анализа информации.

     На  третьем этапе осуществляется разработка концепции инновационного развития отрасли при соблюдении сроков, определенных на предыдущем этапе. Разработка концепции предполагает определение стратегических целей и идей инновационной политики, основных направлений, путей и средств, обеспечивающих успешную ее реализацию.

     С учетом прогноза и концепции инновационного развития отрасли разрабатываются  целевые инновационные программы - в этом смысл следующего этапа инновационной стратегии. Следует отметить, что целевым инновационным программам отводится особая роль в механизме реализации инновационной стратегии отрасли. Данные программы разрабатываются по двум направлениям (в зависимости от цели).

     Первое  направление предполагает программы  реструктуризации предприятий отрасли, т. е. ориентированные на качественное обновление основных фондов (замена не только физически, но и морально устаревшего оборудования и, соответственно, технологий производства), выбранных на первом этапе. Программы второго направления преследуют цель активизации процесса инновационных разработок теми предприятиями и организациями, которые проводят НИОКР, соответствующие специфике отрасли.

     Следующим этапом в реализации инновационной стратегии отрасли является размещение регионального заказа среди инновационно-активных предприятий-исполнителей, которые отбираются на конкурсной основе. С исполнителями заказа должны быть заключены контракты. И, наконец, результаты законченных инновационных разработок проходят этап их приемки и внедрения с возможной продажей этих результатов на аукционах потенциальным покупателям.

     Представленные этапы отраслевой стратегии инновационного развития позволяют полнее представить взаимосвязь и последовательность работ по формированию и реализации инновационной политики. Тем не менее, предложенные этапы можгут упрощаться, уточняться, корректироваться в зависимости от масштабов и сложности решаемых задач, количества показателей, объемов работ и т. д.

     Очевидно, что реализация стратегии инновационного развития отрасли возможна только при  наличии определенных условий. Во-первых, изначально должна сформироваться группа профессионалов-управленцев во властных региональных структурах, способная обозначить приоритетность развития инновационной деятельности с последующим осуществлением стратегии инновационного развития. Речь идет, прежде всего, о том, что пока на данном уровне необходимость инновационного преобразования производства не будет принята как осознанная необходимость, вряд ли можно говорить о возможности успешной реализации названной стратегии.

     Вторым  условием реализации данной стратегии  является формирование инфраструктуры регионального рынка инноваций. Выполнение этого условия возможно только при консолидации возможностей всех потенциальных участников данного рынка - предприятий, фирм, организаций и учреждений региона, разрабатывающих научную и научно-техническую продукцию, оказывающих услуги, связанные с проведением инновационного процесса и обменом инновационной продукцией38.

     Таким образом, на отраслевом уровне насущной задачей является создание и развитие широкой сети предприятий, учреждений и организаций, непосредственно участвующих в инновационном процессе или обслуживающих этот процесс, заполняя свободные ниши инновационного рынка.

     Следующим условием развития инновационной стратегии  отрасли является консолидация и наращивание мощи ее инновационного потенциала. В этой связи необходима разработка и реализация единого комплекса мероприятий, направленных на консолидацию опыта кадров, материальных и финансовых ресурсов всех предприятий и организаций, функционирующих в рамках машиностроительной отрасли региона, а также создание в отрасли эффективной системы оперативного внедрения инноваций непосредственно в практику и обмена передовым опытом в сфере НИОКР.

     Инновационный потенциал может развиваться  в полной мере на основе финансовых ресурсов, привлекаемых многообразными по своей деятельности банками (сберегательными, ипотечными, обществами взаимного кредита, кредитной кооперации и пр.). В перспективе банки в интересах повышения эффективности своей деятельности в инновационной сфере, с другой стороны, могут функционировать как группы, объединяющие страховые, аудиторские, информационные общества, биржи, лизинговые и факторинговые компании39.

     В ходе проведенного исследования были определены несколько обоснований  подтверждающих необходимость выделения  субъектов среднего бизнеса и  построения на их базе путем интеграции высокотехнологичных предприятий отрасли приборостроения. Проведенная научная работа позволила рассмотреть и определить место и роль предприятий относящихся к среднему бизнесу в современном приборостроении. Автором дано самостоятельное определение приборостроения, которое является ключевым в рассматриваемых вопросах. Сформулированное понятие может способствовать совершенствованию развития отрасли приборостроения

 

     Список использованных источников

 
  1. Закон о  доброкачественности пищевых продуктов  и медицинских препаратов. [Электронный каталог]-[http://nkozlov .ru/library /s42/s331/ d2670 /print / ?resultpage=17];
  2. Закон о добросовестной практике взимания долгов [Электронный каталог]-[http://nkozlov.ru/library/s42/s331/d2671/print/?resultpage=21];
  3. Закон об отражении истины на упаковке и в маркировке товаров [Электронный каталог]-[http:// nkozlov.ru/library /s42/s331/d2671/print/ ?res ultpage=13] ;
  4. Концепция развития национальной системы стандартизации. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.02.2006 г. № 266-р. Приборы. 2006. №6. С.147;
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  6. Оценка УГТИ-УПИ.;
  7. Статьи «Будущее российской экономики: экспорт сырья, диверсификация или высокие технологии?»[Электронный каталог]-[http://www .perspektivy .info/rus/gos/buduschee_rossiiyskoiy _ekonomiki_ eksport  _syrya _div ersifikaciya _ ili_vysokie_tehnologii_doklad];
  8. Статья стратегии «Перспектива Российской экономики в условиях глобальной конкуренции» -[Электронный ресурс]-[http://institutiones.com/strategies/169-2008-06-17-07-55-58.html];
  9. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия М.: Экономические стратегии. 2008. № 2.  С.216;.
  10. Антилов А.И.. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике. М.: Актуальные проблемы современной науки. 2006. №6. С.132;
  11. Антишина М.А.Комментарии к федеральному закону от 24.07.2007 № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров».М.: ЮрИздат. 2007. С.490;.
  12. Архипова М.Ю. Статистический анализ основных тенденций создания и использования передовых технологий //Вопросы статистики. 2007. № 7.С.91;
  13. Баранникова Г.Н. Основы предпринимательства: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Издательство ВГУ. 2005. С. 199;
  14. Беляева Ж.С. Управление стратегическими решениями транснациональных корпораций: учебное пособие/ Ж. С. Беляева. Екатеринбург: УГТУ-УПИ. 2008. С.254;
  15. Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса.//Экономат, 1999г. №2. С.121;
  16. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1970. Т.23;
  17. Бутлетов В.С. Семинар Введение в экономику. М.: Когруд. 2007. С. 609;
  18. Бутова Т.В, Ерхов М.В.. Власть и бизнес в современном обществе. – М.:Маросейка, 2007. С.178;
  19. Василенко В.О. Шматько В.Г. Инновационный менеджмент. - К.: ЦУЛ, Феникс. 2003. С..398;
  20. Выгодное партнерство под общей ред. А.А.Неизадина. М-СПТ.: Вершина 2006. С. 362;
  21. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. - М.: Маркет ДС. 2008. С. 413;
  22. Горбинский С.В. Малое предпринимательство в России. М.: Росстат.2006. С.365;
  23. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А., Туманов Э. В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».М.: Юркомпани. 2009. С.212;
  24. Грязнова А.Г, Думная Н.Н.. Макроэкономика: теория и российская практика. М.:Кнорус. 2006.С. 412;
  25. Данные института экономики УрО РАН;
  26. Жидков О.А. "Антитрестовский" закон Шермана и монополии в США. Томск: Томский университет. 1959. С. 581;
  27. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.- М.: ГУ-ВШЭ. 2000.С.465;
  28. Ким С.В. Малое предпринимательство в России. М.: Росстат. 2006. С.342;
  29. Крутиков В.Н.. О состоянии и развитии работ в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации. Приборы.2006. №8. С. 117;
  30. Малис Н.Н.. Малый бизнес имеет налоговый потенциал. М.: Финансы.2006. №7. С.89;
  31. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.С.363;
  32. Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России. Инновации. 2006. №9. С.101;
  33. Почукаева О.В. Анализ инновационной активности в промышленности. М.: Проблемы прогнозирования. 2008. № 4. С.77;
  34. Словарь русского языка в 4-х томах М.: Русский язык. 1999. Т.3;
  35. Современное приборостроение. Приборы. 2000. №1.С.78;
  36. Технологии  машиностроения.  Ежемесячный  журнал.  М.:  Издательский  центр «Технологии  машино строения», 2004-2008.;
  37. Фишер П. Прямые иностранные  инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. – М.:  Финансы и статистика, 2002. С. 270;
  38. Центр исследований и статистики науки Минпромнауки России и РАН. Аналитический вестник Совета Федерации РФ.;
  39. Цурелин А.В. Предпринимательский ресурс как стратегический параметр развития производственной сферы. // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. Вып. 41. Ростов на Дону: ГОУВПО «Ростовский госуниверситет». 2006.С.324;
  40. Шкуратов С.Е. Разработка модели стратегического управления малым инновационным предприятием в РФ: актуальность  задачи, критика существующего опыта, возможные направления  развития. //  Стратегическое  планирование  и  развитие  предприятий: сборник статей седьмого всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (16-18 апреля 2006 года). – М.: ЦЭМИ РАН. 2006. С. 570.

Информация о работе Место и роль предприятий среднего бизнеса в современном приборостроении