Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:16, курсовая работа
В настоящее время Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера, потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Эта модель экономического развития не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Поэтому необходимо перейти к «несырьевой» модели экономики, так как во-первых, «сырьевая» модель экономики характеризуется нестабильностью, периодически приводящей к финансовым и даже социально-политическим кризисам, во-вторых, «сырьевая» модель экономики не обеспечивает нормального развития России хотя бы потому, что запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует все более ется налогообложение малого бизнеса и его интеграция в мировую экономику
В России в результате структурных преобразований в экономике ряд отраслей потеряли свой инновационный характер. Поэтому так важен анализ особенностей развития тех отраслей российской экономики, в которых традиционно существуют инновационные направления. Создание условий для развития инновационных отраслей экономики - одна из важнейших стратегических задач государственной политики России, поскольку только инновационная экономика может быть конкурентоспособной.
18 мая 2009 года на заседании Президиума Правительства РФ рассмотрен проект «Развитие малого и среднего предпринимательства» из перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года.
Как сообщается в материалах, подготовленных Минэкономразвития, развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики, и предложено выделить две цели реализации проекта:
Ключевая проблема среднего и малого бизнеса по итогам ежемесячного мониторинга состояния бизнеса, проводимого общественной организацией «Опора России» и Торгово-промышленной палатой РФ, - спад спроса на продукцию. Вследствие этого, первой задачей определено обеспечение спроса на продукцию, производимую малыми и средними предприятиями через государственный заказ. Целью в этой сфере является увеличить более чем в 2 раза (до 35%) доли государственного заказа, заказа естественных монополий и государственных корпораций.
На
период до 2012 года необходимо реализовать
комплекс требований законодательства
РФ: упростить ведение
Предполагается, что эти меры снизят в два раза издержки в выручке компаний на преодоление административных барьеров.
Также востребованной со стороны предпринимателей стала программа субсидирования процентных ставок по кредитам. В этой связи ожидается поддержка в размере 25 млрд. рублей на развитие малого и среднего бизнеса.
Предполагается к 2012 году снизить затраты для начинающих бизнес в 3 раза. В 2009 году в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса существенно увеличен объем средств, направленных на грантовую поддержку начинающих предпринимателей. Ее смогут получить 7000-10000 предпринимателей.
Ожидается, что к 2012 году Россия сможет приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать свое дело, - 10-20%, что превысит существующий уровень примерно 4 раза.
Итак, для формирования и развития малого и среднего бизнеса необходимы экономические, социальные, правовые и другие условия.
К экономическим условиям можно отнести:
- предложение товаров и спрос на них;
- объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;
- избыток или недостаточность рабочих мест, влияющих на уровень заработной платы работников, т.е. на их покупательную способность.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, величина заемных средств, необходимых для финансирования деловых операций27.
Вплотную
к экономическим примыкают
Любая
предпринимательская
В современных условиях развития экономики, которая определяется высоким темпом технологических изменений, характерны диверсифицированные рынки, непредсказуемый спрос и переход от массового производства к гибкому производству.
Вокруг крупных компаний группируются малые предприятия, которые пользуются финансовой и технической помощью ведущей корпорации, оказывая при этом узкоспециализированные услуги и выполняя следующие работы: мелкосерийное высокотехнологичное производство с высокой долей квалифицированного ручного труда, включая научное приборостроение и оборудование по индивидуальным заказам, исследования, разработки, испытания и коммерциализация нововведений, не требующих крупномасштабных капиталовложений, такие как нано- и биотехнологии, программное обеспечение, новые материалы, ресурсосбережение, узкоспециализированное производство деталей и узлов для крупных компаний, квалифицированные и высокотехнологичные услуги в области маркетинга, коммерциализации результатов НИОКР, консультационных, финансовых, кадровых услуг, и обслуживания техники и зданий.
В свою очередь, крупные компании стараются восполнить недостаточную гибкость и мобильность своей деятельности, окостенение производственной структуры при помощи постоянных связей с малым и средним бизнесом на основе кооперации, а не конкуренции. Как правило, малый бизнес характеризуется высокой жизнеспособностью в новой глобальной информационной экономике, предприятия малого бизнеса выступают агентами инновации и источниками создания новых рабочих мест.
Характерной тенденцией развития современной экономики, по мнению М. Кастельса, является кризис традиционной корпорационной организационной модели, основанной на вертикальной интеграции и функциональном управлении линейно-аппаратной («staff and line») системой строгого технического и социального разделения труда на фирме33.
На смену данной организационной модели приходит сетевое предприятие.
Государственная поддержка может быть прямой (целевая поддержка) либо косвенной. Для оценки ее эффективности выявляются основные направления финансирования инновационной деятельности, используемые в развитых странах34:
- прямое финансирование государством значительной части НИОКР в системе государственных исследовательских организаций и вузов;
- оплата госзаказами на НИОКР частных и других негосударственных исследовательских организаций и промышленных корпораций;
- оплата государством исследований, связанных с выполнением частными компаниями правительственных заказов на ту или иную продукцию;
- финансовая помощь государства фирмам, проводящим исследования в перспективных, с точки зрения государства, направлениях и сферах.
Так, например, в Японии, помимо кредитов под низкие проценты, предусматривается особая форма государственного финансирования, сочетающая в себе черты кредитования и субсидирования: корпорациям, ведущим важные исследования и разработки, государство оплачивает 50% расходов на НИОКР.
Во Франции существует специальный фонд, цель которого оказывать помощь предприятиям, впервые начинающим осуществлять собственные расходы на НИОКР.
В Великобритании и США правительство финансирует НИОКР по приоритетным направлениям на основе решений специальных советов, в состав которых входят представители правительства, научных и промышленных кругов. Главными целями являются стимулирование предприятий к обмену технологиями, информацией, опытом управления, а также создание благоприятного климата по использованию крупными корпорациями и объединениями достижений и научного потенциала мелких и средних фирм и льготное налогообложение. Например, в США существует «инвестиционный налоговый кредит», представляющий собой скидку с налога на прибыль в размере 6-10% общей стоимости капвложений в новое оборудование. Она вычитается из общей суммы налога на прибыль и, таким образом, остается в распоряжении предприятий, за счет этого фонда фирма увеличивает расходы на НИОКР.
Существует также налоговая скидка на частные вложения в НИОКР, которая осуществляется в размере 25% от прибыли и является самой крупной льготой по сравнению с другими странами; освобождение от таможенных сборов на ввозимое оборудование для научных организаций;
предоставление беспроцентных банковских ссуд малым инновационным предприятиям, отдельным изобретателям и исследователям; создание сети технологических полисов и технологических парков и освобождение от налогов на землю и собственность научных организаций.
В России государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых и адресных инвестиционных программ, порядок разработки и реализации которых утверждены Постановлениями Правительства РФ.
Данные программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации35.
Для успешного выполнения программ в области высоких технологий в период с 2008 по 2010 годы предусмотрены ассигнования на сумму в 600 млрд. рублей. Также утверждена пятилетняя программа фундаментальных научных исследований стоимостью более 250 млрд. рублей. Она должна привести к существенному росту потенциала отечественной науки и ее конкурентоспособности, увеличить эффективность использования достижений в интересах социально-экономического развития и укрепления безопасности страны36.
Привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику сталкивается с рядом проблем, обусловленных низким международным рейтингом, связанным с нестабильностью экономического и законодательного обеспечения инновационной деятельности в стране.
Основные
формы инвестиций иностранного капитала
в отечественную экономику
инвестиции
в форме государственных
инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских организаций;
инвестиции
в форме вложения в ценные бумаги,
в том числе государственные,
а также корпоративных и
финансовые кредиты российским организациям;
лизинговые
кредиты, позволяющие отечественной
экономике (организациям) получить наиболее
современную технику и
Основными типами иностранных инвесторов являются:
частные инновационные фонды, чаще всего в виде паевых инновационных фондов,
венчурные
фонды Европейского банка реконструкции
и развития, инвестирующие средства
в акционерный капитал в
межправительственные организации, инвестирующие средства в российские организации со стоимостью активов не более 10 млн. экю с целью помощи мелкому и среднему бизнесу;
промышленные компании (стратегические инвесторы), заинтересованные в развитии собственного бизнеса, в расширении рынка сбыта.
Привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику способствует сотрудничество России с такими международными организациями как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и другие международные финансовые организации.
Информация о работе Место и роль предприятий среднего бизнеса в современном приборостроении