Место и роль предприятий среднего бизнеса в современном приборостроении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера, потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Эта модель экономического развития не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Поэтому необходимо перейти к «несырьевой» модели экономики, так как во-первых, «сырьевая» модель экономики характеризуется нестабильностью, периодически приводящей к финансовым и даже социально-политическим кризисам, во-вторых, «сырьевая» модель экономики не обеспечивает нормального развития России хотя бы потому, что запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует все более ется налогообложение малого бизнеса и его интеграция в мировую экономику

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

     Разумеется, в кратком обзоре основных групп  приборов и средств автоматизации различного назначения и различных принципов действия возможно дать лишь общее представление об отечественной приборостроительной промышленности, создающей и выпускающей приборы общего профиля, ее особенностях и возможностях обеспечения своей продукцией нарастающих потребностей страны в настоящее время.

     Отечественные специализированные приборостроительные  предприятия имеют достаточно развитый производственно-технологический потенциал, способный обеспечивать серийное и массовое производства изделий точной механики, современной электроники, средств программного управления, практически всех видов средств измерения, уникальные научные приборы. Научная и конструкторская база приборостроений, несмотря на большие потери в последние годы, имеет квалифицированные кадры, системы автоматизированного проектирования, опытно-экспериментальную и испытательную базу по всем основным группам приборостроительной продукции, современную информационную базу. В последние годы многие наши предприятия сумели приспособиться к условиям рыночной экономики и, несмотря на острую конкуренцию зарубежных фирм на российском рынке, развивают и совершенствуют свое производство5.

     Таким образом, подводя итог проведенному научному исследованию можно сделать  вывод о том, что без изменения курса экономического развития, Россия имеет все шансы попасть под влияние тех стран которые, минимально используя свою сырьевую базу, а основной упор в своем экономическом развитии ставят на разработку и производство высокотехнологичного оборудования и приборов. Разработка и добыча сырьевых ресурсов так же предполагает использование приборов, что в свою очередь без самостоятельного развития отрасли приборостроения в России, приводит к риску взаимозависимость стран. Однако, запасы природного сырья не безграничны, а в странах импортерах добыча собственных ресурсов на сегодняшний день минимальна, но в любое время может быть начата самостоятельная разработка и добыча и тем самым нарушение взаимозависимости стран, что приведет к вероятности краха экономики России. Следовательно, принимаемые на сегодняшний день, государственные программы развития инновационных технологий в отрасли машиностроения и приборостроения должны иметь характер обязательности исполнения и приведения отрасли машиностроения к развитию до мировых стандартов, тем более Россия имеет всю базу для создания высокотехнологичного оборудования: сырьевую, научную, финансовую и производственную.

 

 1.2 Средний  бизнес: основные понятия, история  возникновения, отечественный и  зарубежный опыт. Основные тенденции развития предприятий среднего бизнеса в экономии России

 

     По  общепризнанному мнению для современной  экономики  характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных, средних и малых. За последние  годы в мире произошел небывалый  рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и содержания множества работников.

     Первые  теоретические попытки осмысления феномена предпринимательства относятся  к 17 веку. Французский экономист  Кантильон считается первым теоретиком, давшим системное описание этого феномена и предложившим ввести в научный оборот термин «предприниматель». Под предпринимательством он понимал производственно-хозяйственную деятельность особого рода, включающую в себя элементы рынка.

     Адам  Смит, например, считал предпринимательскую  деятельность в рамках рыночных отношений  «естественной».

     Предпринимательство в России зародилось еще во времена  Киевской Руси в торговой форме и  в виде промыслов.

     В 90-е годы 19 века в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале XX века предпринимательство стало массовым явлением.

     К началу XX века в российской экономике две трети всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Однако после окончания первой мировой войны, завершившейся Октябрьской революцией, в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

     Некоторое оживление в предпринимательскую  деятельность внесла новая экономическая  политика - 1921-1926 гг. Но с конца 20-х годов XX века предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в 90-е годы началась его «реанимация».

     В середине 80-х годов XX века партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования.

     Собственно, российский средний бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле порожденным реформами.

     В 1991-1992 гг. произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. Благодаря либерально-демократическим реформам бизнес развивался очень динамично.

     Период 1993-1994гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием среднего и малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности и т.д.

     Однако  в 2001 году наметился спад в развитии среднего бизнеса, который усугубился в 2002 году. И ситуация поменялась уже  только к 2003 году.

     Таким образом, можно выделить три этапа современного развития среднего бизнеса:

  1. Период интенсивного становления предпринимательства (1990-1995гг.);
  2. Период насыщения и структурного оформления (1996-1998гг.);
  3. Период цивилизованной модернизации (с 1998 года по настоящее время)6.

     Развитие  любой формы предпринимательства зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой и средней экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

     Как видно из приведенных ниже данных, развитие малого и среднего бизнеса  в России существенно отстает  по сравнению с развитыми странами. В составе важнейшего итогового  показателя - ВВП - доля малых и средних предприятий в России лишь 10-11%, в то время как в развитых странах - 50-60%7.

     По  данным на начало 2009 года общее число малых и средних предприятий приблизилось к тысячи или в расчет на тысячу жителей - к 7; численность занятых на них колеблется от 7,8 до 8,5 млн. человек или 10,7% экономически активного населения страны8.

 

      Таблица 1 - Сопоставление развития предпринимательства к численности населения в 2009 году

      Страна Число малых  и средних фирм

тыс.ед.

Численность занятых 

млн. человек

Доля  малых и средних фирм, % в общем в ВВП
Великобритания 2930 46 13,6 49 50-53
Германия 2290 37 18,5 46 50-54
Италия 3920 68 16,8 73 57-60
Франция 1980 35 15,2 54 55-62
Страны  ЕС 15777 45 68 72 63-67
США 19300 74.2 70,2 54 50-52
Япония 5459 49,6 39,5 78 52-55
Россия 836,8 5,65 8,1 9.6 10-11

 

     Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий среднего бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будет зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, рост благосостояния народа9.

     Американский  средний бизнес решает важные социально-экономические задачи. Предприятия среднего бизнеса в США осваивают вдвое больше нововведений, чем предприятия крупного бизнеса. Они представляют собой основных генераторов инновационных процессов в промышленности, динамично реагируют на изменения структуры потребления и активизируют структурную перестройку отраслей; преодолевают монополизм в экономике и влияют на структуру цен потребительского рынка.

     Аналогичная картина наблюдается и в других развитых странах. Особенно выделяется в этом отношении Германия, где в последние годы начался настоящий бум малого и среднего бизнеса. Опираясь на благоприятную предпринимательскую конъюнктуру, немецкая экономика достигла высокого уровня мировой конкурентоспособности, опередив по экспорту продукции такие страны, как США и Япония, и прежде всего благодаря развитию малого и среднего бизнеса.

     В Западной Европе примерно половина продукции  обрабатывающей промышленности изготовляется  на мелких и средних предприятиях. Для примера, в США на долю предприятий среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности приходится 21%. Так как они не являются монопольными предприятиями, все свои усилия они направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы потом самим перейти к массовому производству.

     Для четкого выделения предприятий  в состав среднего бизнеса законодательством  Евросоюза, США и Японии разработаны и законодательно закреплены критерии данного отнесения. В российском законодательстве, в отличие от законодательства Евросоюза, США и Японии, не предусмотрено выделение средних предприятий в отдельную группу, что существенно сдерживает развитие предпринимательства в России.

     В России использование возможностей среднего бизнеса до недавнего времени не являлось реальным приоритетом государственной политики РФ, Центрального Банка, а так же и политики коммерческих банков. Однако на сегодняшний день возможности использования среднего бизнеса только декларируются, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса в этой сфере и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране.

     Опыт  развитых стран показывает, что для  использования потенциала среднего предпринимательства в развитие экономики требуется содействие государства.

     Средний бизнес Европы и Америки получает прямую поддержку государства. Стимулируется  экспортная активность этих предприятий, что справедливо в условиях жесткой конкуренции на западных рынках. Государственная поддержка облегчает завоевание новых рынков сбыта.

     В России поддержка среднего бизнеса носит единичный характер, что говорит о том, что государство недооценивает роль среднего бизнеса как двигателя экономики в нашей стране.

Информация о работе Место и роль предприятий среднего бизнеса в современном приборостроении