Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:16, курсовая работа
В настоящее время Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера, потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Эта модель экономического развития не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Поэтому необходимо перейти к «несырьевой» модели экономики, так как во-первых, «сырьевая» модель экономики характеризуется нестабильностью, периодически приводящей к финансовым и даже социально-политическим кризисам, во-вторых, «сырьевая» модель экономики не обеспечивает нормального развития России хотя бы потому, что запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует все более ется налогообложение малого бизнеса и его интеграция в мировую экономику
До 2004 года на федеральном уровне в числе различных мер по повышению темпов экономического роста меры по стимулированию среднего бизнеса стояли на последнем месте и ожидаемый эффект от реализации этих мер, по оценкам Минэкономразвития, составил 0,01%. Реформы проводились в интересах крупнейшего бизнеса, тесно связанного с государством. На современном этапе развития, по мнению научного руководителя Института проблем глобализации академика РАЕН М.Делягина, движущая сила модернизации экономики страны - это средний региональный бизнес.
Он обладает некоторыми особенностями:
- наличие значительных и разнообразных ресурсов;
- невозможность реализации этих ресурсов для дальнейшего развития;
- масштабам деятельности10.
В 2004 году начали появляться разработки программ государственной поддержки среднего бизнеса. К числу основных эффектов государственной поддержки относятся:
во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль над соблюдением нормативно-правовых актов;
во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом;
в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов.
В 2007 году активировалась работу по созданию законодательного акта, который регламентировал бы все накопившиеся к тому моменту юридические вопросы, связанные с предпринимательством. 24 июля 2007 был принят Федеральный закон N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». До вступления в силу с 1 января 2008 г. Федерального закона N 209-ФЗ сфера развития и поддержки малого предпринимательства регулируется Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»11.
Однако к 2008 году положения этого нормативного акта во многом устарели и пришли в несоответствие с условиями функционирования российской экономики и современным законодательством. Кроме того, ряд положений Закона N 88-ФЗ был отменен, в результате чего этот Закон практически перестал применяться на практике, что определило необходимость принятия нового, актуального и способствующего эффективному развитию экономики нормативного акта.
Более
того, в связи с развитием
Все
эти причины легли в основу
принятия Закона N 209-ФЗ, который регулирует
отношения, возникающие между юридическими
лицами, физическими лицами, органами
государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления в сфере развития малого
и среднего предпринимательства, инфраструктуры
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства, виды и формы такой
поддержки.
Суть концепции Закона N 209-ФЗ заключается
в совершенствовании государственной
политики поддержки, направленной на обеспечение
благоприятных условий для развития субъектов
малого и среднего предпринимательства.
Целью принятия Закона N 209-ФЗ является
создание нормативно-правовых рычагов
и механизмов, с помощью которых обеспечивалось
бы создание благоприятных условий для
осуществления субъектами малого и среднего
бизнеса предпринимательской деятельности,
обеспечения конкурентоспособности малых
и средних предприятий, увеличения их
количества, развития самозанятости населения,
увеличения доли производимых малыми
и средними предприятиями товаров, работ,
услуг в ВВП, в налоговых доходах бюджетов
всех уровней.
Если Закон N 88-ФЗ регулировал только сферу деятельности малого предпринимательства, то Закон N 209-ФЗ вводит такую новую для российского законодательства категорию, как «среднее предпринимательство».
Как
сказано в пояснительной
Кроме понятия «среднее предпринимательство», Законом N 209-ФЗ введена еще одна категория - «микропредприятия».
Таким
образом, субъекты малого и среднего
предпринимательства после
Такая дифференциация предприятий регламентирует различные правовые условия для регулирования деятельности различных категорий предприятий, а также для предоставления льгот и преференций, различающихся в зависимости от категории предприятия. Следует отметить, что законодатель не включил в Закон N 209-ФЗ положения о дифференцированных максимальных значениях средней численности для различных видов деятельности.
В ст. 6 Закона N 209-ФЗ закреплены основные принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Первым принципом является распределение полномочий по осуществлению поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Конкретный перечень полномочий по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства федеральных органов власти, органов власти субъектов и органов местного самоуправления определен соответственно в ст. ст. 9, 10 и 11 Закона N 209-ФЗ.
Вторым
принципом государственной
Для целей эффективной реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления Закон N 209-ФЗ предусматривает создание советов по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства из их представителей - общественных объединений предпринимателей, иных некоммерческих организаций предпринимателей, в том числе торгово-промышленных палат и объединений работодателей (третий принцип).
Такие советы наделяются правом принятия участия в выработке и реализации государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, государственных и муниципальных программ по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Решения советов носят рекомендательный характер.
Четвертым
принципом государственной
Таким образом, подводя итог выше проведенному исследованию можно сделать вывод, что предприятия среднего бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малый и средний бизнес служит таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Средний
бизнес демонстрирует высокую
Стратегия, которую выбирают предприятия среднего бизнеса, ориентирована на малозатратные технологии, а главное, на активное снижение издержек.
Ну, и наконец, средним бизнесом легче управлять в условиях нестабильности национальной валюты, средний бизнес приносит реальные деньги в бюджет страны.
Таким образом, можно утверждать, что средний бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений.
Двадцатилетний
опыт трансформации стран с
Достижение высокого уровня жизни и устойчивого экономического роста в переходных странах сегодня невозможно без реализации инновационного вектора развития экономики, которым следует все мировое сообщество. Построение информационного гражданского общества в странах с транзитной экономикой, преодоление негативов стихийно сложившегося в начале 1990-х гг. потребительского общества являются современными приоритетами социально-экономического развития переходных стран. Однако складывающиеся тенденции в инновационных стратегиях трансформационных стран позволяют говорить о недостаточном и нерациональном использовании научно-технического потенциала, об отсутствии ясного понимания сущности и роли инноваций, механизмов их внедрения, стимулирования и поддержки на всех этапах функционирования инновационных элементов. Период осмысления необходимости создания национальных инновационных систем в переходных странах уже прошел. Большинство стран Центральной и Восточной Европы понимают, что без кардинальных реформ в инновационных сферах и ускорения конвергенции национальных инновационных систем в рамках Евросоюза эти государства могут не только не преодолеть статус второсортных европейских государств, но и оказаться в группе стран третьего мира. В отличие от них страны СНГ пока инерционно пользуются научным наследием Советского Союза, не торопясь с формированием самостоятельной инновационной базы16.
Интеграция национальных инновационных систем в глобальное пространство является единственным выходом в решении текущих и перспективных социально-экономических проблем стран с переходной экономикой. Вместе тем, очевидно, что развитые страны движутся быстрее и интенсивней в своем инновационном развитии, поэтому для стран с переходной экономикой необходимо создать такое обеспечение своего инновационного развития, которое позволит сократить инновационный разрыв между развитыми и трансформационными странами. Помимо инфраструктурных, правовых и психологических элементов инновационного обеспечения ключевую роль должна сыграть система финансовых рычагов, стимулирующих инновационную деятельность. Именно совокупность финансовых механизмов должна стать детонатором инновационной интеграции стран с переходной экономикой. Переплетение целевых финансовых инструментов является основой финансовой интеграции инновационных систем стран с переходной экономикой17.
Финансовые
инструменты по стимулированию инноваций
концентрируются
Финансовые инструменты по стимулированию инноваций должны иметь двухвекторную ориентацию. Во-первых, необходимо обозначить перечень приоритетных отраслей в экономике, которые будут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования для развития в них инновационных механизмов. В этих отраслях должен применяться единый принцип льготирования как для государственных, так и для частных компаний, занимающихся инновационной деятельностью. Во-вторых, финансовые инструменты должны быть ориентированы на улучшение инновационного климата в стране путем стимулирования компаний на повышение квалификации своих работников, краткосрочное и долгосрочное привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов на контрактной основе, сотрудничество с научно-исследовательскими институтами, центрами и университетами, создание исключительно инновационных фирм, при том преимущественно за счет частных инвесторов18.
Информация о работе Место и роль предприятий среднего бизнеса в современном приборостроении