Место и роль предприятий среднего бизнеса в современном приборостроении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера, потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Эта модель экономического развития не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Поэтому необходимо перейти к «несырьевой» модели экономики, так как во-первых, «сырьевая» модель экономики характеризуется нестабильностью, периодически приводящей к финансовым и даже социально-политическим кризисам, во-вторых, «сырьевая» модель экономики не обеспечивает нормального развития России хотя бы потому, что запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует все более ется налогообложение малого бизнеса и его интеграция в мировую экономику

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

     До 2004 года на федеральном уровне в числе различных мер по повышению темпов экономического роста меры по стимулированию среднего бизнеса стояли на последнем месте и ожидаемый эффект от реализации этих мер, по оценкам Минэкономразвития, составил 0,01%. Реформы проводились в интересах крупнейшего бизнеса, тесно связанного с государством. На современном этапе развития, по мнению научного руководителя Института проблем глобализации академика РАЕН М.Делягина, движущая сила модернизации экономики страны - это средний региональный бизнес.

     Он  обладает некоторыми особенностями:

    - наличие значительных и разнообразных ресурсов;

    - невозможность реализации этих ресурсов для дальнейшего развития;

    - масштабам деятельности10.

     В 2004 году начали появляться разработки программ государственной поддержки среднего бизнеса. К числу основных эффектов государственной поддержки относятся:

     во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль над соблюдением нормативно-правовых актов;

     во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом;

     в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов.

     В 2007 году активировалась работу по созданию законодательного акта, который регламентировал  бы все накопившиеся к тому моменту юридические вопросы, связанные с предпринимательством. 24 июля 2007 был принят Федеральный закон N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». До вступления в силу с 1 января 2008 г. Федерального закона N 209-ФЗ сфера развития и поддержки малого предпринимательства регулируется Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»11.

     Однако  к 2008 году положения этого нормативного акта во многом устарели и пришли в несоответствие с условиями функционирования российской экономики и современным законодательством. Кроме того, ряд положений Закона N 88-ФЗ был отменен, в результате чего этот Закон практически перестал применяться на практике, что определило необходимость принятия нового, актуального и способствующего эффективному развитию экономики нормативного акта.

     Более того, в связи с развитием внешнеэкономических  отношений возникла необходимость  обеспечения сопоставимости законодательств Российской Федерации и стран Европейского союза12.

     Все эти причины легли в основу принятия Закона N 209-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. 
Суть концепции Закона N 209-ФЗ заключается в совершенствовании государственной политики поддержки, направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Целью принятия Закона N 209-ФЗ является создание нормативно-правовых рычагов и механизмов, с помощью которых обеспечивалось бы создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности, обеспечения конкурентоспособности малых и средних предприятий, увеличения их количества, развития самозанятости населения, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ, услуг в ВВП, в налоговых доходах бюджетов всех уровней.

     Если  Закон N 88-ФЗ регулировал только сферу деятельности малого предпринимательства, то Закон N 209-ФЗ вводит такую новую для российского законодательства категорию, как «среднее предпринимательство».

     Как сказано в пояснительной записке  к проекту федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», мировой, в том числе европейский, опыт показывает, что для развития экономики среднее предпринимательство имеет не меньшее значение, чем малое.

     Кроме понятия «среднее предпринимательство», Законом N 209-ФЗ введена еще одна категория - «микропредприятия».

     Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства после вступления в силу Закона N 209-ФЗ будут разделены на три категории:

  • на микропредприятия - со средней численностью занятых не более 15 человек;
  • на малые предприятия - со средней численностью от 16 до 100 человек;
  • на средние предприятия - со средней численностью от 101 до 250 человек13.

     Такая дифференциация предприятий регламентирует различные правовые условия для  регулирования деятельности различных  категорий предприятий, а также для предоставления льгот и преференций, различающихся в зависимости от категории предприятия. Следует отметить, что законодатель не включил в Закон N 209-ФЗ положения о дифференцированных максимальных значениях средней численности для различных видов деятельности.

     В ст. 6 Закона N 209-ФЗ закреплены основные принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

     Первым  принципом является распределение  полномочий по осуществлению поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

     Конкретный  перечень полномочий по развитию субъектов  малого и среднего предпринимательства федеральных органов власти, органов власти субъектов и органов местного самоуправления определен соответственно в ст. ст. 9, 10 и 11 Закона N 209-ФЗ.

     Вторым  принципом государственной политики в области развития субъектов  малого и среднего предпринимательства назван принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако следует отметить, что Закон N 209-ФЗ не содержит положений, раскрывающих меры, направленные на реализацию данного принципа.

     Для целей эффективной реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления Закон N 209-ФЗ предусматривает создание советов по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства из их представителей - общественных объединений предпринимателей, иных некоммерческих организаций предпринимателей, в том числе торгово-промышленных палат и объединений работодателей (третий принцип).

     Такие советы наделяются правом принятия участия  в выработке и реализации государственной  политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, государственных и муниципальных программ по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Решения советов носят рекомендательный характер.

     Четвертым принципом государственной политики является принцип обеспечения равного  доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению  поддержки в соответствии с условиями  ее предоставления14.

     Таким образом, подводя итог выше проведенному исследованию можно сделать вывод, что предприятия среднего бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малый и средний бизнес служит таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

     1.3 Перспективы развития  среднего бизнеса для экономики  России на основе интеграции  его в инновационные сферы экономики России

 

     Средний бизнес демонстрирует высокую проникающую способность, функционируя в промышленности и сельском хозяйстве, сфере услуг и других отраслях экономики. Он является своего рода «цементом», формирующим рыночное пространство.

     Стратегия, которую выбирают предприятия среднего бизнеса, ориентирована на малозатратные технологии, а главное, на активное снижение издержек.

     Ну, и наконец, средним бизнесом легче  управлять в условиях нестабильности национальной валюты, средний бизнес приносит реальные деньги в бюджет страны.

     Таким образом, можно утверждать, что средний бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений.

     Двадцатилетний  опыт трансформации стран с переходной экономикой показал отсутствие единого  пути, общепринятых механизмов и однозначной цели перехода. Изначально государства четко представляли лишь, откуда идет экономическая трансформация, нежели куда. Спустя десятилетия стало очевидно, что завершение переходного периода возможно лишь путем глубокой экономической интеграции государства в мирохозяйственные связи и получения признания мировым сообществом в стране рыночной демократии15.

     Достижение  высокого уровня жизни и устойчивого  экономического роста в переходных странах сегодня невозможно без  реализации инновационного вектора развития экономики, которым следует все мировое сообщество. Построение информационного гражданского общества в странах с транзитной экономикой, преодоление негативов стихийно сложившегося в начале 1990-х гг. потребительского общества являются современными приоритетами социально-экономического развития переходных стран. Однако складывающиеся тенденции в инновационных стратегиях трансформационных стран позволяют говорить о недостаточном и нерациональном использовании научно-технического потенциала, об отсутствии ясного понимания сущности и роли инноваций, механизмов их внедрения, стимулирования и поддержки на всех этапах функционирования инновационных элементов. Период осмысления необходимости создания национальных инновационных систем в переходных странах уже прошел. Большинство стран Центральной и Восточной Европы понимают, что без кардинальных реформ в инновационных сферах и ускорения конвергенции национальных инновационных систем в рамках Евросоюза эти государства могут не только не преодолеть статус второсортных европейских государств, но и оказаться в группе стран третьего мира. В отличие от них страны СНГ пока инерционно пользуются научным наследием Советского Союза, не торопясь с формированием самостоятельной инновационной базы16.

     Интеграция национальных инновационных систем в глобальное пространство является единственным выходом в решении текущих и перспективных социально-экономических проблем стран с переходной экономикой. Вместе тем, очевидно, что развитые страны движутся быстрее и интенсивней в своем инновационном развитии, поэтому для стран с переходной экономикой необходимо создать такое обеспечение своего инновационного развития, которое позволит сократить инновационный разрыв между развитыми и трансформационными странами. Помимо инфраструктурных, правовых и психологических элементов инновационного обеспечения ключевую роль должна сыграть система финансовых рычагов, стимулирующих инновационную деятельность. Именно совокупность финансовых механизмов должна стать детонатором инновационной интеграции стран с переходной экономикой. Переплетение целевых финансовых инструментов является основой финансовой интеграции инновационных систем стран с переходной экономикой17.

     Финансовые  инструменты по стимулированию инноваций  концентрируются преимущественно вокруг особых налоговых режимов в отношении определенных видов деятельности или в целом способствуют созданию благоприятного инновационного климата в стране. Важное значение имеет налог на прибыль, который может предполагать особые льготы малому и среднему бизнесу, занимающемуся инновационной деятельностью, сокращение налоговой базы, льготирование налоговой ставки, применение ускоренной амортизации и особых методов ценообразования, использование налоговых кредитов. В отношении иных прямых налогов могут использоваться особые благоприятные режимы при налогообложении дивидендов от специфических инвестиций в венчурный капитал. Кроме этого возможно применение льготного подоходного налогообложения физических лиц, работающих в инновационных сферах. Использование финансовых инновационных инструментов в косвенном налогообложении, на наш взгляд, должно быть минимизировано, как и сама доля косвенных налогов в странах с переходной экономикой.

     Финансовые  инструменты по стимулированию инноваций  должны иметь двухвекторную ориентацию. Во-первых, необходимо обозначить перечень приоритетных отраслей в экономике, которые будут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования для развития в них инновационных механизмов. В этих отраслях должен применяться единый принцип льготирования как для государственных, так и для частных компаний, занимающихся инновационной деятельностью. Во-вторых, финансовые инструменты должны быть ориентированы на улучшение инновационного климата в стране путем стимулирования компаний на повышение квалификации своих работников, краткосрочное и долгосрочное привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов на контрактной основе, сотрудничество с научно-исследовательскими институтами, центрами и университетами, создание исключительно инновационных фирм, при том преимущественно за счет частных инвесторов18.

Информация о работе Место и роль предприятий среднего бизнеса в современном приборостроении