Малое предпринимательство в Республике Белорусь: состояние, тенденции и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – изучить структуру малого бизнеса на уровне теории и на примере белорусской модели развития. Проанализировать перспективы дальнейшего развития малого бизнеса и определить место предпринимательства в экономике Республики Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….…...3

1. Малое предпринимательство и его роль в рыночной экономике………………….…..4

1.1 Понятие, сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства……………………………………………………………………..............….4

1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства……………………….....7

1.3 Роль малого предпринимательства в экономике…………………….………….……..9

2 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы, связанные с его развитием……………………………………………………………………………………………..11

2.1 Экономические условия для развития малого бизнеса …………………………….11

2.2 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………………………...…..12

3 Государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………………….16

3.1 Основные цели и принципы государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства…………………………………………………………………….16

3.2 Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………………….17

4 Расчет цены и прибыли на ПС…………………………………………………………..19

4.1 Общая характеристика разрабатываемого ПС ВТ…………………………………...20

4.2 Определение объема ПС ВТ …………………………………………………….…….20

4.3 Расчет трудоемкости выполняемой работы…………………………………….…….21
Расчет основной заработной платы…………………………………………………...23

4.5 Расчет дополнительной заработной платы…………………………………………...24

4.6 Расчет отчислений в Фонд социальной защиты населения…………………..……...24

4.7 Расчет отчислений по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний……………………………………………….....24

4.8 Расчет расходов на материалы…………………………………………………….…..25

4.9 Расчет расходов на оплату машинного времени………………………..……….…..25

4.10 Расчет прочих прямых затрат……………………………………………..….….…..26

4.11 Расчет накладных расходов………………………………………………………….26

4.12 Расчет суммы расходов на разработку ПС ВТ……………………………………...26

4.13 Расчет расходов на сопровождение и адаптацию…………………………………..27

4.14 Расчет полной себестоимости разработки ПС ВТ………………………………….27

4.15 Определение отпускной цены на ПС ВТ……………………………………………27

5 Расчет экономического эффекта от применения ПС у пользователя…………....29

5.1 Исходные данные………………………………………………………………..…29

5.2 Расчет капитальных затрат……………………………………………………..…30

5.3 Расчет экономии основных видов ресурсов в связи с использованием нового ПС……………………………………………………………………...................31
5.4 Расчет экономического эффекта………………………………………………....33


Заключение…………………………………………………………………………….37

Литература……………………………………………………………………….…....40

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

    2 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы, связанные с   его развитием

       Развитие  предпринимательства в Республике Беларусь на этапе формирования рыночных отношений обусловлено формированием новой экономической системы, основанной на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответственности ее хозяйствующих субъектов. Развитие малого предпринимательства в Республике связано с решением целого комплекса политических, экономических и социальных проблем.

       Развитие  именно этого сектора экономики  можно рассматривать как основу преобразований и перехода белорусской  экономики к стадии оживления  и подъема. Его развитие позволит как можно скорее компенсировать социальные издержки начального этапа реформы, создать устойчивый и многочисленный слой «эффективных собственников» - опоры рыночной экономики.

       По  действующему законодательству малое  предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

       Субъекты  малого предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и  удовлетворяют разнообразные потребности  различных слоев населения в  товарах и услугах. Небольшие  размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса. [8] 
 

       2.1 Экономические условия для развития малого бизнеса 
 

       Для того, чтобы малый бизнес не стоял  на месте, а прогрессировал в своем  развитии, необходимо создание определенных экономических условий. Наиболее важным и эффективным в развитии и  становления малого предпринимательства является государственная поддержка.

       В результате государственной поддержки  в Беларуси создается соответствующая  инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства.

       С экономической точки зрения, для  малых предприятий установлены  автоматические и условные финансовые льготы:

       -      предусмотрен упрощенный порядок  налогообложения, учета и отчетности  для субъектов малого предпринимательства  с численностью занятых до 15 человек

       - предусмотрена возможность предоставления  субъектам малого предпринимательства, осуществляющим перспективные виды деятельности, льготных кредитов, бюджетных субсидий, снижения уровня налога на прибыль

       -   предусмотрена возможность компенсации  малому предпринимательству расходов, связанных с осуществлениями  ими экспортно-импортных операций

       -         финансовая помощь (облегчение доступа  к внешним источникам )

       В реализации  стимулирования малого бизнеса предусмотрено:

       1) кредитование – предоставление  прямых кредитов, т.е. финансируется  из государственных источников, гарантированных кредитов

       2) целевое бюджетное финансирование  проектов малого бизнеса, участие  в акционерном капитале

       3) налоговое регулирование – широко  применяется уменьшение ставки  налогов в зависимости от размера  предприятия, регионы, сферы деятельности

       Таким образом, в Республике Беларусь последовательно  осуществляются экономические меры по поддержке малого бизнеса. Приняты  и действуют законы о предпринимательстве  и государственной поддержке  малого предпринимательства, что необходимо для стабильного и эффективного развития. 
 
 
 

    2.2 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства 
     

       В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты  и действуют законы о предпринимательстве  и государственной поддержке малого предпринимательства. а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Разрабатываются и    реализуются    ежегодные    программы    государственной    поддержки   и соответствующие региональные программы. Правительством разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002—2005 годы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.

       Государственная политика в сфере малого предпринимательства  во многом обеспечивается через разработку и реализацию ежегодных программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь. На их основании формируются региональные программы поддержки предпринимательства, представляющие собой согласованный комплекс мер, связанных единством целей и задач по обеспечению устойчивого развития малого предпринимательства, увеличению доли этого сектора экономики в ВВП республики и созданию новых рабочих мест.

       Структура и содержание программ охватывают все  стороны деятельности малого предпринимательства  в республике, отражаю! приоритетные направления развития этой сферы в увязке с системой всесторонней поддержки малого предпринимательства.

       Программы поддержки малого предпринимательства  многоаспектные и включают в себя меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на республиканском и местном уровнях; перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства; меры по реализации основных направлений и развитию форм поддержки малого предпринимательства; меры по решению вопросов занятости населения путем вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи; и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 Государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства 
 

    3.1 Основные цели и принципы государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства 
     

     Основными целями государственной политики в  сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются: 
-   создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего - - предпринимательства и конкуренции; 
-   оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств; 
-   увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; 
-   увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта. 
   Основными принципами государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются: 
-   обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении; 
-   участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формировании государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.
 
 
 
 
 

       3.2 Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 
 

       Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с республиканской и отраслевыми программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми уполномоченными Советом Министров Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также региональными программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми местными исполнительными и распорядительными органами. 
   Республиканская и отраслевые программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, региональные программы — решениями местных Советов депутатов областного и базового территориальных уровней. 
       Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства разрабатываются сроком на три года с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а региональные программы — также с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы. 
    Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства включают в себя мероприятия по следующим основным направлениям: 
совершенствование правового регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства; 
-   развитие системы финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 
-   материально-техническое и организационное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства; 
-   развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; 
-   взаимодействие государственных органов и иных государственных организаций с субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иными организациями, осуществляющими поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства; 
-   содействие осуществлению и развитию международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства; 
-   совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства. 
  Финансовое обеспечение республиканской, отраслевых и региональных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4 Методика расчета цены и прибыли на ПС 
 

       В современных рыночных экономических  условиях ПС выступает преимущественно  в виде продукции организаций, представляющей собой функционально завершенные  и имеющие товарный вид ПС ВТ, реализуемые покупателям по рыночным отпускным ценам. Все завершенные разработки ПС ВТ являются научно-технической продукцией.

       Широкое применение ВТ требует постоянного  обновления и совершенствования ПС. Выбор эффективных проектов ПС связан с их экономической оценкой и расчетом экономического эффекта, который может определяться как у разработчика, так и у пользователя.

       У разработчика экономический эффект выступает в виде чистой прибыли  от реализации ПС, остающейся в распоряжении организации, а у пользователя – в виде экономии трудовых, материальных и финансовых ресурсов, получаемой за счет:

  • снижения трудоемкости расчетов и алгоритмизации программирования и отладки программ за счет использования ПС в процессе разработки автоматизированных систем обработки данных;
  • сокращения расходов на оплату машинного времени и других ресурсов на отладку программ;
  • снижения расходов на материалы (магнитные ленты, магнитные диски и прочие материалы);
  • ускорение ввода в эксплуатацию новых систем;
  • улучшения показателей основной деятельности в результате использования ПС.

       Стоимостная оценка ПС у разработчиков предполагает определение  затрат, что включает следующие статьи:

  • заработная плата исполнителей - основная и дополнительная;
  • отчисления в фонд социальной защиты населения;
  • отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • расходы на материалы и комплектующие;
  • расходы на спецоборудование;
  • расходы на оплату машинного времени;
  • прочие прямые затраты;
  • накладные расходы.

       На  основании затрат рассчитывается себестоимость и отпускная цена ПС. 
 

       
    1. Общая характеристика разрабатываемого ПС ВТ

Информация о работе Малое предпринимательство в Республике Белорусь: состояние, тенденции и перспективы развития