Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:05, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – изучить структуру малого бизнеса на уровне теории и на примере белорусской модели развития. Проанализировать перспективы дальнейшего развития малого бизнеса и определить место предпринимательства в экономике Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………………….…...3
1. Малое предпринимательство и его роль в рыночной экономике………………….…..4
1.1 Понятие, сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства……………………………………………………………………..............….4
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства……………………….....7
1.3 Роль малого предпринимательства в экономике…………………….………….……..9
2 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы, связанные с его развитием……………………………………………………………………………………………..11
2.1 Экономические условия для развития малого бизнеса …………………………….11
2.2 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………………………...…..12
3 Государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………………….16
3.1 Основные цели и принципы государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства…………………………………………………………………….16
3.2 Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………………….17
4 Расчет цены и прибыли на ПС…………………………………………………………..19
4.1 Общая характеристика разрабатываемого ПС ВТ…………………………………...20
4.2 Определение объема ПС ВТ …………………………………………………….…….20
4.3 Расчет трудоемкости выполняемой работы…………………………………….…….21
Расчет основной заработной платы…………………………………………………...23
4.5 Расчет дополнительной заработной платы…………………………………………...24
4.6 Расчет отчислений в Фонд социальной защиты населения…………………..……...24
4.7 Расчет отчислений по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний……………………………………………….....24
4.8 Расчет расходов на материалы…………………………………………………….…..25
4.9 Расчет расходов на оплату машинного времени………………………..……….…..25
4.10 Расчет прочих прямых затрат……………………………………………..….….…..26
4.11 Расчет накладных расходов………………………………………………………….26
4.12 Расчет суммы расходов на разработку ПС ВТ……………………………………...26
4.13 Расчет расходов на сопровождение и адаптацию…………………………………..27
4.14 Расчет полной себестоимости разработки ПС ВТ………………………………….27
4.15 Определение отпускной цены на ПС ВТ……………………………………………27
5 Расчет экономического эффекта от применения ПС у пользователя…………....29
5.1 Исходные данные………………………………………………………………..…29
5.2 Расчет капитальных затрат……………………………………………………..…30
5.3 Расчет экономии основных видов ресурсов в связи с использованием нового ПС……………………………………………………………………...................31
5.4 Расчет экономического эффекта………………………………………………....33
Заключение…………………………………………………………………………….37
Литература……………………………………………………………………….…....40
Как установить критерий определения субъектов малого предпринимательства?
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет предприятие как «очень маленькое», если на нем насчитывается до 19 работников, как «малое», если до 99, и как «среднее», если трудовой коллектив составляет от 100 до 499 человек.
В США как малые определяются предприятия с числом работающих в промышленности от 1 до 500 чел., в строительстве - от 25 до 200, в торговле и сфере услуг - от 15 до 50, в сельском хозяйстве до 100 чел.
В Болгарии малыми считаются организации с количеством работников до 50, а средними до 200 человек; в Венгрии соответственно до 100 и до 500.
Известно,
что наибольшая концентрация производства
сохраняется в Англии. Поэтому
там к малым в сфере
Реально средний размер белорусского
МП немного выше, чем в промышленно
развитых странах. Если в Европе он равен
6, в России - 9, в Украине - 7, то в Республике
Беларусь - 13,2 человека[3].
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;
- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
- большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Собственники
малых предприятий более
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:
- более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;
- зависимость от крупных компаний;
- недостатки в управлении делом;
- слабая компетентность руководителей;
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
- неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др.
Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает практика, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
В
регулярно проводимых опросах в
среде предпринимателей-
- некомпетентность;
- несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
- нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. Другими причинами банкротств малых фирм являются:
- запущенность бизнеса;
- плохое здоровье или вредные привычки;
- катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.
На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения бизнеса в кризисные периоды.
Постоянный
поиск то появляющихся, то исчезающих
общественных потребностей и непрерывное
приспособление к ним составляют основу
стратегии малого бизнеса. Некоторые западные
специалисты рассматривают малое предпринимательство
как школу новых личностных взаимоотношений,
полигон испытания методов и принципов
предпринимательства будущего.[4с. 144-146]
Для
экономики в целом деятельность
малых фирм является важным фактором
повышения ее гибкости. По уровню развития
малого предпринимательства
По
роли в развитии экономики, решении
социальных задач малое
Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
- формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
- стремясь к удовлетворению запросов потребителей и расширению ассортимента, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
- содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
- привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
- более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
- формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
- активизация научно-технического прогресса;
- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
- содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие - экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики Беларуси.
Практика
показывает, что технический прогресс,
наиболее полное удовлетворение потребительского
спроса сегодня во многом определяются
эффективностью работы небольших предприятий.
Высокие темпы внедрения нововведений,
мобильность технологических изменений,
внедрение изобретений, быстрый рост сферы
услуг и занятости, острая меновая и неценовая
конкуренция, ведущая, с одной стороны,
к снижению цен, а с другой, к тому, что
потребитель получает продукцию и услуги
высокого качества, возможность для государства
получать большие средства в форме налоговых
поступлений — все это и составляет вклад
малых предприятий в экономику страны
[2].