Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:30, курс лекций
Тема № 4. Теория производства
Вопросы:
Производственная функция. Изокванта.
Производство с одним переменным фактором и закон убывающей отдачи.
Производство с двумя переменными факторами. Эффект масштаба.
РL – цена труда;
РK – цена капитала.
Изокоста имеет угловой коэффициент, равный отношению цен факторов производства, взятому с отрицательным знаком (- РL/РK). Это следует из уравнения изокосты: К = TC/PK – (РL / РK) × L.
Изокосту используют, чтобы определить какой набор факторов производства обеспечивает заданный выпуск с наименьшими совокупными издержками (ТС). Решение данной проблемы – в точке касания (e) изокосты с изоквантой, которая отражает равновесие производителя.
Т.к. DК / DL = МРL / МРK ,
то можно записать, что
МРL / МРK = РL / РK или МРL / РL = MРK / РK .
Это означает, что предельные продукты факторов производства на рубль затрат в точке e должны быть равны.
Тема № 6. Предложение
в условиях совершенной
конкуренции.
Вопросы:
1)
Понятие рыночной структуры.
2)
Модель рынка совершенной
3) Максимизация прибыли и краткосрочное предложение конкурентной фирмы.
4)
Долгосрочное конкурентное
Вопрос
№ 1. Понятие рыночной
структуры. Основные
правила рыночных
структур.
Рыночная структура – некий набор факторов, влияющих на поведение фирм.
Рыночную структуру определяют 3 основных фактора:
С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:
В какой бы рыночной структуре не действовала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:
Первый вопрос актуален для убыточной фирмы, когда TR < TC. Для такой фирмы цель – минимизация убытков.
Если фирма выходит из дела, то ее убытки равны постоянным издержкам (TFC). Поэтому, если (TR – TC) < TFC – целесообразно продолжать производство, т.к. это минимизирует убытки, но если (TR – TC) > TFC, выгоднее закрыть производство, расплатившись по своим обязательствам из ряда постоянных.
Правило закрытия (банкротства) гласит, что если переменные издержки (TVC) не покрываются доходом от реализации продукции (TR), то предприятие должно прекратить производство (TR < TVC). Разделив обе части неравенства на Q, получим иную интерпретацию правила закрытия: TR/Q < TVC/Q = P < AVC.
Для фирмы, максимизирующей прибыль (TR > TC), актуальным является второй вопрос – сколько производить?
До тех пор, пока расширение производства (Q) обеспечивает более быстрый рост дохода (MR) по сравнению с ростом издержек (МС) фирма будет наращивать выпуск.
Когда
МC = MR, фирма достигает оптимального объема
выпуска. Это – правило предельного выпуска.
Вопрос
№ 2. Модель рынка
совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой большое количество фирм производит и продает однородную продукцию. Вход и выход хозяйственных субъектов из отрасли ничем не ограничен. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения очень незначительна, поэтому она не может влиять на рыночную цену продукта. Напротив, она сама попадает в зависимость от стихии рыночных сил и является ценополучателем.
График спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию.
Средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а графики среднего и предельного дохода совпадают с графиком спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения объема продаж.
Вопрос
№ 3. Максимизация прибыли
и краткосрочное
предложение конкурентной
фирмы.
Существует 2 подхода к максимизации прибыли:
I.
В условиях совершенной
Точка e - точка оптимального выпуска.
- Если Q > Q*, то MC > MR и невыгодно увеличивать объем выпуска;
- Если Q < Q*, то MR > MC, а это стимул для роста производства;
- В точке e MC = MR = Р или МС = Р.
II. Второй подход состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход (TR) при различных объемах выпуска с валовыми издержками (ТС). Фирма выберет вариант когда разница между TR и ТС будет максимальной, т.е. когда будет достигнут максимальный объем прибыли.
F1 - F2 - зона прибыльности.
Точка Q* соответствует точкам графиков TR и ТС наиболее удаленным друг от друга, а TR – TC = max.
Q*
- оптимальный объем выпуска.
Предложение фирмы в SR.
Какая бы цена не установилась на рынке, конкурентная фирма будет стремиться к такому объему выпуска, при котором МС = Р.
- В точке А – фирма не производит, т.к. Р1 < AVC, поэтому и предложение = 0.
- В точке В фирма работает на пределе своих возможностей, т.к. Р2 едва покрывает AVC.
- В точке С фирма минимизирует убыток, т.к. AVC < P3 < ATC. Величина убытка равна:
p = (TR/Q – TC/Q) × Q = (P – ATC) × Q.
- В точке D фирма работает в режиме самоокупаемости; P4 = АТС.
- В точке Е фирма максимизирует прибыль; P5 > АТС.
Кривая предложения конкурентной фирмы в SR совпадает с восходящей частью кривой МС, лежащей выше точки минимума AVC.
Кривую
предложения отрасли в SR можно получить
путем горизонтального суммирования кривых
предложения отдельных фирм.
Вопрос
№ 4. Долгосрочное конкурентное
равновесие и предложение
товаров. Парадокс прибыли.
Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать новые фирмы, а убытки вынудят фирмы покинуть отрасль. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек (LAC) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: P = LAC = LMC.
Графически это выглядит так:
Точка e
- точка долгосрочного конкурентного равновесия.
Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что фирма использует наиболее эффективную из известных технологий, назначает самую низкую цену и производит наибольший объем продукции. Равенство Р и предельных издержек указывает на то, что ресурсы распределены в соответствие с предпочтениями потребителей.
Долгосрочная кривая предложения отрасли может принимать различный вид в зависимости от динамики LAC.
Если фирмы отрасли уже находятся в равновесии, их LAC не меняются в зависимости от числа входящих и выходящих фирм из отрасли, то предложение будет абсолютно эластичным, а график предложения – горизонтальная линия (S1 ).
В случае расширения отрасли при положительном эффекте масштаба (рост Q при одновременном снижении АС и Р) кривая S будет падать (S2 ).
Если с ростом Q в отрасли растут и АС и Р, то кривая предложения в LR принимает классический «восходящий» вид (S3 ).
Различные варианты кривых предложения в отрасли в LR соответствуют определенному участку кривой LAC.
Тема № 7. Монополия
Вопросы:
Вопрос
№ 1. Модель рынка
чистой монополии.
Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Чистая
монополия – это такой тип
рыночной структуры, когда фирма
является единственным производителем
какой-либо продукции, не имеющей аналогов.
Характерные черты чистой монополии:
Барьеры для входа в отрасль – это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).