Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:30, курс лекций
Тема № 4. Теория производства
Вопросы:
Производственная функция. Изокванта.
Производство с одним переменным фактором и закон убывающей отдачи.
Производство с двумя переменными факторами. Эффект масштаба.
Чистая
монополия – это крайняя форма рыночной
структуры, противоположная совершенной
конкуренции.
Вопрос
№ 2. Кривая предельного
дохода чистого монополиста.
Кривая спроса на продукт чистой монополии имеет отрицательный наклон, поэтому фирма может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров. Возможность влиять на цену товара называется монопольной властью. В случае простой монополии предельный доход (MR), получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы) – MR < P. График MR проходит ниже кривой спроса.
Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода (TR) и предельного дохода монополии (MR).
Когда
спрос эластичен, значение MR положительны
и общий доход растет. Когда спрос неэластичен,
MR < 0 и ТR падает. Наконец, когда спрос
единичной эластичности, MR = 0, а ТR – максимальный.
Монополист, очевидно, ограничит объем
выпуска эластичной частью кривой спроса.
Вопрос
№ 3. Максимизация прибыли
чистым монополистом
в краткосрочном
периоде. Долгосрочное
монопольное равновесие.
Объем выпуска (Qm), максимизирующий прибыль монополиста, определяется правилом: MR = MС. Затем устанавливается цена (Рm).
Графически это выглядит так: устанавливаемая цена (Рm) определяется высотой кривой спроса в точке выпуска Qm. Такая цена всегда выше MC. Отсюда: MC = MR < P – условие равновесия чистого монополиста в SR.
Для
определения монопольной
В долгосрочном периоде монопольная фирма обеспечит равновесие в том случае, если сможет удержать контролируемую ею отрасль от проникновения в нее иных фирм. Используя входные барьеры чистая монополия способна получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде.
Чистая монополия лишена кривой предложения, т.к. она сама назначает цену в соответствии с Qm. Решение монополиста об объеме выпуска (Qm) невозможно отделить от кривой спроса.
Тема
№ 8. Монополистической
конкуренции.
Вопросы:
Вопрос
№ 1. Модель рынка
монополистической
конкуренции.
Монополистическая конкуренция – рыночная структура, когда несколько десятков фирм в отрасли, выпускающие дифференцированный продукт, конкурируют между собой, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю за рыночной ценой.
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию».
Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции – нисходящая, эластичная.
Факторы эластичности спроса – число конкурентов; степень дифференциации продукта.
Дифференцировать товар – это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д.
Дополнительные
расходы, связанные с дифференциацией
товара, могут стать барьером для
входа новых фирм в отрасль.
Вопрос
№ 2. Цена и объем
производства фирмы
в условиях монополистической
конкуренции.
В
краткосрочном периоде каждая фирма
на рынке монополистической
Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и ATC. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.
В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.
Графически долгосрочное равновесие выглядит так:
Точка
А – точка долгосрочного
Кривая «D» - касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.
Вопрос
№ 3. Неценовая конкуренция
и экономическая
эффективность.
Монопольно-конкурентная
фирма производит на уровне меньшем,
чем эффективной масштаб
Эффективный масштаб производства – это объем выпуска, минимизирующий АТС.
Поскольку фирма могла бы увеличить Q и уменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности (DQ).
DQ = эффективный масштаб производства - Q* (фактический объем выпуска).
Наличие
избыточной мощности говорит о том,
что покупатели потребляют не максимально
возможное количество товара и не
по самой низкой цене (Р* > MC).
Это означает, что монополистическая конкуренция
– менее эффективная рыночная структура,
чем совершенная конкуренция. Т.к. Р*
> MС, то некоторые потребители воздерживаются
от приобретения товара, таким образом
возникают безвозвратные общественные
потери монопольного ценообразования.