Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:23, курс лекций
Лекция № 1. Основные понятия и проблемы международных экономических отношений
1. История МЭО
Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер в 1990 г. выпустил монографию «Конкурентные преимущества наций». Он попытался выявить причины успеха страны в международной конкуренции в той или иной отрасли с помощью системы четырех показателей – «конкурентного ромба». Эти показатели носят общий характер и формируют среду, в которой конкурируют местные фирмы.
«Конкурентный ромб» состоит из следующей системы показателей: факторные условия, условия внутреннего спроса, родственные и поддерживающие отрасли, структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.
В список факторных условий М. Портер включил следующие группы условий:
1) людские ресурсы, они разделены на отдельные группы работников, в том числе ученые высшей категории;
2) природные ресурсы, включая географическое положение страны и климат;
3) капитал, учитывая оставшиеся национальные различия в условиях финансирования и разнообразия видов национальных рынков капитала;
4) научно-информационный потенциал, т. е. все накопленные страной знания, связанные с производством товаров и услуг, научные, рыночные, технические и т. д.;
5) инфраструктура, а именно тип, качество и стоимость видов инфраструктуры, оказывающих влияние на конкурентоспособность. К этой группе также относится все, что влияет на качество жизни в определенной стране, делая ее привлекательным местом для проживания.
Главной идеей М. Портера
является идея о том, что основные
для конкурентоспособности
Также большое значение имеет классификация факторов на базисные и развитые, общие и специализированные. Международная конкуренция для страны начинается с конкуренции на основе базисных факторов – неквалифицированной рабочей силы или природных ресурсов. Но М. Портер считает, что конкурентоспособность, основанная на базисных факторах, непрочна, потому что на мировой рынок могут выйти другие страны с более дешевыми природными ресурсами или трудом, может измениться производственный процесс и т. д. Например, Новая Зеландия выращивала киви и от своего монопольного господства на мировом рынке получала значительные доходы. Но позднее Италия и Чили начали продавать киви, и Новая Зеландия потеряла монопольное преимущество. Это вместе с другими причинами создало ей большие экономические трудности. Чаще всего развитые факторы создаются на основе базисных, но их намного сложнее продублировать.
В наукоемких отраслях базисные факторы не дают решающего преимущества. К тому же ТНК могут получить их в других странах за счет зарубежных инвестиций. Чтобы обеспечить конкурентные преимущества на мировом рынке, фактор должен быть в высокой степени специализирован, приспособлен для нужд конкретной отрасли промышленности. Поэтому недостаток отдельных базисных факторов может быть не слабостью, а сильной стороной в конкурентной борьбе, побуждая компании осуществлять нововведения и усовершенствования.
Несмотря на глобализацию конкуренции, условия внутреннего спроса все еще имеют большое значение. При этом главную роль играет не объем внутреннего спроса, а его качество и соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке. Выигрывают в конкурентной борьбе страны, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание в связи с особыми внутренними условиями, в то время как спрос на эту продукцию в других странах был пока невелик. Например, Япония после войны, восстанавливая инфраструктуру, начала развивать транзисторную связь (этому способствовала и гористость страны, так как кабельные коммуникации стоили дороже). Остальные страны медленно отказывались от кабельной сети. Таким образом, Япония заняла лидирующие позиции.
Еще большее, чем сегментный
состав спроса, значение имеют «качества»
производственных и частных потребителей.
Компании страны выигрывают, если их потребители
являются по мировым стандартам наиболее
требовательными и
Компании могут финансировать
нововведения и совершенствоваться
в зависимости от условий спроса,
характерных для данной страны. Например,
в Японии приветствуется «легкая, тонкая
и маленькая» продукция, так как
люди живут в небольших домах,
с малой звукоизоляцией. Кондиционеры
здесь должны быть бесшумными, в
отличие от условий в США. Также
о требовательных и искушенных покупателях
в отдельной стране говорят национальные
увлечения. Например, в Великобритании
это садоводство. Иногда происходит
наоборот, когда эти национальные
увлечения являются следствием развития
высококонкурентоспособной
Желательно, чтобы этот национальный
повышенный спрос опережал будущий
спрос мирового рынка. Например, высокие
требования к защите окружающей среды
в Скандинавии способствовали развитию
там соответствующих
Если состав спроса сложный и опережает международный, объем и характер развития внутреннего спроса могут увеличить конкурентное преимущество отрасли промышленности. Большой внутренний рынок оказывает влияние на инвестиционные решения в тех отраслях, где большая экономия на масштабах, высокая степень неопределенности и большие потребности в НИОКР. Положительным качеством большого рынка также является присутствие на нем внутренней конкуренции. В других условиях большой внутренний рынок может быть негативным явлением, так как фирмы утрачивают стимулы к постоянному обновлению и совершенствованию.
Родственные и поддерживающие отрасли – также важный показатель национального конкурентного преимущества. Эти отрасли предоставляют вспомогательное оборудование и полуфабрикаты высокого качества. М. Портер отметил одну особенность этой детерминанты: чаще всего конкурентоспособными являются не отдельные отрасли, а «группы», или «кластеры», отраслей, где компании интегрируются по горизонтали и вертикали. И эти группы имеют тенденцию к концентрации в рамках ограниченного географического пространства. Например, в США автомобильная промышленность традиционно была сосредоточена в районе Детройта, Силиконовая долина в Калифорнии – центр компьютерной промышленности. Также взаимодействие родственных отраслей может положительно повлиять на международную конкурентоспособность.
Стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция – группа сильно отличающихся друг от друга, но особенно важных для понимания конкурентных преимуществ факторов. Цели, способы и стратегии организации фирм существенно различаются в разных странах. Национальные особенности оказывают влияние на способ менеджмента фирм и виды конкуренции. В мире нет универсальных систем менеджмента. С недавнего времени отличия в деловой культуре разных стран стали причислять к факторам их международной конкурентоспособности. Например, сильно различаются «образы» Германии и Италии на мировом рынке. Италия первенствует в дизайне, в некоторых фрагментированных отраслях (мебель, светильники, упаковочные машины, шерстяные ткани, обувь). А Германия лидирует в отраслях с немаловажным техническим компонентом продукции. До недавнего времени начальство, как правило, имело техническое образование. Крайне важно, чтобы специализация страны в международном разделении труда соответствовала ее деловой культуре.
Временная перспектива имеет
немаловажное значение для международной
конкурентоспособности
Внутриотраслевую конкуренцию
можно назвать катализатором
всей системы данных факторов, так
как наличие «своих»
Также на конкурентоспособность
государства может оказать
Государство не было включено
М. Портером в основные детерминанты
ромба. Он считал, что прямое государственное
вмешательство негативно влияет
на конкурентоспособность. Государство
играет роль катализатора. Оно не создает
конкурентоспособные отрасли. Государство
в любом случае должно заставлять
компании ставить себе более высокие
цели и подниматься на новые, более
высокие уровни конкурентоспособности.
Но роль государства, за исключением
первых стадий международной
В сфере внешней торговли
существует немало проблем. Одна из важнейших
– одновременное обеспечение
интересов как национальной экономики
в целом, так и отдельных предприятий
и фирм, которые тоже принимают
участие в международном
Конкурентоспособность каждой страны на мировой арене определяется четырьмя взаимосвязанными компонентами.
1. Факторные условия. М. Портер не ограничивает факторы, имеющиеся изначально. Он добавляет и новые, которые могут возникнуть в процессе производства. Например, внедрение новых технологий при нехватке ресурсов.
2. Условия спроса. Спрос является определяющим компонентом для развития фирмы. Речь здесь идет не только о внутреннем спросе, но и о внешнем, так как возможности выхода фирмы на внешний рынок могут очень сильно влиять на ситуацию на фирме. При этом такие возможности фирмы могут определяться не только экономическими условиями, но и национальными особенностями. Подход М. Портера выдвигает на первый план требования, предъявляемые внутренним рынком для отдельных компаний.
3. Состояние отраслей. Это немаловажное условие, так как такие отрасли обеспечивают бесперебойную работу рассматриваемой отрасли, начиная от поставок оборудования и заканчивая различными финансовыми структурами и связями с клиентами и поставщиками.
4. Стратегия фирмы, которой она придерживается в данной конкурентной ситуации. Для достижения успеха в международной деятельности просто необходима гибкая стратегия на мировом рынке и соответствующая определенная структура. Стимулом для этого может служить конкуренция на внутреннем рынке. Ее отсутствие отрицательно скажется на эффективности производства и на способности серьезного конкурирования с другими фирмами.
Но для каждой страны сочетание этих условий будет своим. И в соответствии с этим М. Портер выделил четыре этапа жизненного цикла страны.
1. Этап факторов производства. На этой стадии страны используют конкурентные преимущества, связанные с дешевой рабочей силой, плодородной землей и т. д.
2. Этап инвестиций. На этом этапе от инвестиционной активности государства и фирм данной страны зависит конкурентоспособность национальной экономики. При этом очень важно умение национальных производителей – эффективно использовать и совершенствовать зарубежные технологии. Увеличение объема инвестиций ведет к возникновению более передовых факторов и созданию современной инфраструктуры.
3. Этап нововведений. Он характеризуется присутствием уже всех четырех факторов конкурентного преимущества во многих отраслях, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой. При этом увеличивается количество отраслей, которые имеют возможность конкурировать на мировом уровне. В связи с ростом личных доходов населения и внутренней конкуренции, которая играет стимулирующую роль, потребительский спрос становится разнообразнее.
4. Этап богатства. Он характеризуется спадом производства. Уже существующее изобилие движет экономику. На этой стадии компании достигли определенного уровня и стараются сохранить свои позиции, при этом практически не используется активное инвестирование. В своей деятельности они используют не какие-нибудь новые стратегии, а те, что проверены временем, т. е. основанные на государственной поддержке.
Для каждой из этих стадий М. Портер выделил основные рекомендации для проведения экономической политики этих стран.
Экономикам, находящимся
на стадии факторов, он рекомендует
поддерживать внутреннюю макроэкономическую,
а также политическую стабильность,
достичь высокого уровня образования,
главенства закона. Также им необходимо
создавать и развивать
Экономикам на стадии инвестиций он советует вкладывать средства в совершенствование физической инфраструктуры, научные исследования, развитие «кластеров». Кроме того, необходимо создать условия для опережения развития зарубежных технологий и развития мощностей по всей цепочке от добывающих до обрабатывающих отраслей.
Экономикам, находящимся
на этапе нововведений, стоит уделить
внимание дальнейшему развитию «кластеров»;
создать сеть исследовательских
организаций, что в свою очередь
включает не только научные лаборатории,
но и подготовку специалистов соответствующего
уровня; создавать для фирм такие
условия, которые бы благоприятствовали
развитию новых стратегий и
Информация о работе Лекции по "Международные экономические отношения"