Лекции по "Международные экономические отношения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:23, курс лекций

Краткое описание

Лекция № 1. Основные понятия и проблемы международных экономических отношений
1. История МЭО

Файлы: 1 файл

kniga MEO.docx

— 234.80 Кб (Скачать)

Согласно определению  ВТО электронная коммерция –  это процесс производства, продажи, рекламы и распространения какой-либо продукции по всем телекоммуникационным сетям. С этим определением согласны практически все крупные организации. Поэтому в русской литературе определения «электронная торговля»  и «электронная коммерция» считаются  синонимами.

Производственная составляющая электронной торговли проявляется  в отношении электронных услуг  и электронных товаров (они носят  главным образом информационный характер). Электронные услуги несколько  отличаются от обычных: они могут  быть отделены от производителя, их можно  видеть (например, с помощью компьютерного  монитора мы можем видеть, как деньги с нашего банковского счета переходят  на другой).

Экономические отношения  в Интернете являются основой  интернет-экономики (или сетевой экономики). Последнее понятие появилось давно, но его значение было несколько другим. Сейчас это все экономические процессы, которые происходят в глобальной сети Интернет.

Суть электронной торговли заключается в том, что осуществляется некоторая коммерческая сделка. Причем стороны приходят к соглашению без  непосредственного контакта друг с  другом, а через сеть Интернет. В  результате происходит смена собственника того объекта, который является предметом  купли-продажи.

Электронная коммерция включает в себя не только саму коммерческую сделку, но и интернет-маркетинг, контакты с поставщиками через Интернет, обслуживание клиентов уже после продажи им товара, систему платежей и доставки различными способами (онлайновым или  традиционным) и т. д. Но все названные элементы не принадлежат к электронной торговле без коммерческой сделки.

Для более детальной характеристики всех этих процессов используется понятие  «электронный бизнес». Под ним понимают любую деятельность той или иной фирмы, которая осуществляется в сети Интернет и приносит ей соответствующий доход. Электронная торговля включается в электронный бизнес, причем последнее понятие гораздо шире. Например, работа в поисковых порталах для бесплатного поиска необходимой информации в Интернете – это не электронная коммерция, но это электронный бизнес. Деятельность же интернет-магазинов – это электронная торговля, так как это предполагает осуществление коммерческой сделки.

Основой электронной торговли являются информационные технологии. Таким образом, электронная торговля – это технологии по управлению информацией электронным образом, которые приводят к заключению торговой сделки в сети Интернет.

Весь процесс осуществления  электронной торговли можно подразделить на три стадии:

1) стадия поиска. На этом этапе осуществляется поиск необходимого товара и происходит первое взаимодействие продавца и покупателя;

2) стадия заказа и оплаты. Эта стадия наступает, если обе стороны согласны с условиями совершения этой сделки;

3) стадия поставки.

В отличие от традиционной торговли в электронной сложно выделить международную и внутреннюю, так как во многих странах не ведется такой учет. Кроме того, сложно определить географическое положение фирмы, которая осуществляет трансакции. Каждый адрес в Интернете имеет окончание, обозначающее принадлежность к той или иной стране. Но это окончание не всегда совпадает с географическим положением сервера. При этом международный аспект в этой области очень важен, так как в большинстве своем глобальные рынки еще не сформированы.

Электронная торговля имеет  ряд преимуществ по сравнению  с традиционной. Она значительно сокращает трансакционные издержки, делает более простым процесс совершения сделок и сокращает его. Информационный товар гораздо легче доставить через Интернет, причем стоит это дешевле. Что касается других видов товаров, то зачастую покупателю понадобится меньшая сумма денег при покупке товара через Интернет.

В большинстве своем виртуальные  компании зарегистрированы в определенном месте и, соответственно, платят налоги. У них есть реальные сотрудники, которые занимаются обслуживанием  оборудования. Конечно, существуют и  нелегальные компании, которые не зарегистрированы и осуществляют криминальную деятельность. С ними ведется борьба, особенно в развитых странах, в которых  уже имеется необходимая юридическая  база для этого. В то же время существуют и еще не решенные проблемы. Например, легальность функционирования тех  компаний, которые не зарегистрированы ни в одной из стран мира, но и  законы не нарушают. В этом и проявляется  разница в темпах развития гражданского права и электронного бизнеса.

Участниками электронной  торговли являются фирмы и домашние хозяйства. Государство принимает  в ней участие в меньшей  степени, так как несколько отстает  в освоении экономического электронного пространства. В некоторых развитых странах проводятся госзакупки с использованием интернет-технологий, но в мировом масштабе подобные действия наблюдаются редко.

Существует два основных вида электронной коммерции: торговая площадка и электронный магазин.

На торговых площадках  осуществляются, как правило, сделки между различными фирмами. Создаются  они большим количеством участников: покупателями, продавцами и третьими лицами. Такие площадки имеют функциональную или отраслевую направленность. Виртуальные  площадки могут создаваться в  различных видах: виртуального каталога, биржи или аукциона.

Электронные магазины используют розничную торговлю. Во многом они  похожи на традиционные. В электронных магазинах покупатель может оценить внешний вид товара, проконсультироваться, узнать мнения других покупателей и расплатиться в случае совершения покупки.

4. Средства импортной политики. Средства экспортной политики

В условиях открытой экономики, при взаимодействии различных стран  между собой необходимо уделять  особое внимание средствам импортной  и экспортной политики. Действия в  этой области могут помочь стране достичь высоких результатов  или, наоборот, ухудшить ее положение. Чтобы последнее не произошло, нужно  знать инструменты внешнеэкономического регулирования и умело пользоваться ими.

Существуют основные правила, регулирующие торговлю. Они разработаны  соответствующими организациями. Они  не приказывают государствам поступать  так или иначе, а призваны противостоять  протекционизму, способствовать либерализации, т. е. обеспечивать всем равные условия.

Для регулирования внешней  деятельности государство использует следующие основные методы:

1) таможенные тарифы;

2) ограничения нетарифного характера;

3) различные формы стимулирования экспорта. Правительство использует те или иные инструменты в зависимости от ситуации.

По отношению к импортной  политике применяются таможенные тарифы на импорт. Это означает сбор денег  с товаров, ввозимых на территорию данной страны из-за рубежа. Эту деятельность осуществляет специальное таможенное ведомство. При этом цена, по которой  данный товар будет продаваться  в этой стране, будет выше общемировой. Таможенные пошлины могут взиматься  либо из расчета фиксированной суммы  с единицы измерения, либо в виде установленного процента от стоимости  данного товара. Установление импортных  пошлин отражается на потребителях, так  как цена возрастает. Но это позволяет  отечественным производителям повышать цены и на свои товары, так как потребитель предпочтет все равно купить дешевле местный товар. Все это приводит к тому, что ресурсы внутри страны используются менее эффективно, и к тому, что отечественный производитель не стремится улучшить качество своей продукции, так как в любом случае у него есть преимущество – более низкая цена. Но в то же время, если пошлины распространяются на какую-либо продукцию, используемую местными производителями, их издержки увеличатся, что может привести даже к сокращению производства. Таким образом, используя данный инструмент, необходимо проанализировать возможные последствия и принять решение об их необходимости.

Существуют тарифы не только на ввозимую, но и на вывозимую продукцию. Они применяются в том случае, если цены на товар, производимый в  этой стране, по каким-либо причинам ниже общемировых. Государство в этой ситуации ограничивает экспорт для того, чтобы не допустить падения предложения необходимого товара на внутреннем рынке.

Кроме установления тарифов, существуют и другие методы, с помощью  которых государство регулирует внешнеторговую деятельность. К ним  относятся квотирование, добровольные экспортные ограничения, экспортные субсидии, международные картели, экономические  санкции, демпинг.

Квотирование представляет собой количественное или стоимостное  ограничение продукции, предназначенной  для ввоза или вывоза за границу. Квоты, направленные на ограничение  импорта, позволяют создать более  благоприятные условия для отечественных  производителей – снизить конкуренцию  на внутреннем рынке.

Также в некоторых случаях  государство оставляет за собой  право на осуществление какой-либо деятельности.

Оно воздействует на движение капитала. С одной стороны, оно  заинтересовано в привлечении инвестиций, т. е. в импорте капитала, а с другой – необходимо защищать свои интересы, например через установление максимально возможной доли иностранного капитала на предприятиях.

Добровольные экспортные ограничения. Действие этого инструмента  заключается в том, что страна, импортирующая определенную продукцию, устанавливает определенные ограничения, с которыми соглашается экспортер. Но в большинстве случаев экспортер  вынужденно берет на себя обязательства  по ограничению.

Происходить это может  по разным причинам: из-за политического  давления или из-за угрозы в случае отказа применения более жестких  мер, носящих протекционистский  характер.

Экспортные субсидии – льготы, предоставляемые государством производителям для увеличения вывоза продукции. В результате подобных мер производителям становится выгоднее реализовывать свою продукцию на внешнем рынке. Эти субсидии могут носить прямой или косвенный характер. К ним относятся льготное кредитование экспорта, субсидирование экспорта, предоставление экспортерам налоговых льгот и т. д. Эти меры запрещены к использованию, но некоторые государства их все же используют, что может негативно отразиться на их репутации в мировом сообществе.

Демпинг представляет собой явление, когда экспортер продает на мировом рынке свой товар по такой цене, которая ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке. Демпинг возникает вследствие государственной политики или из-за монопольного положения фирмы-экспортера.

Международные картели – такие объединения экспортеров, которые с помощью определенных мер ограничивают конкуренцию между производителями для установления цен, выгодных только для этой группы производителей. Добиваются они этого посредством контроля за объемами производства. Это возможно в тех отраслях, где существует ограниченное количество продавцов и спрос по цене неэластичен. Примерами могут служить сельскохозяйственные и сырьевые рынки.

Экономические санкции – наиболее радикальная из всех мер. Она означает запрет на ввоз из какой-либо страны или вывоз куда-либо продукции. Эти меры могут применяться в различных ситуациях. Но, как правило, торговое эмбарго вводится по политическим мотивам. А в случае соответствующего решения ООН санкции к определенной стране могут применяться коллективно.

Эти инструменты являются основными в регулировании внешнеторговой политики, но существует и множество  других: административное регулирование, установление стандартов качества, норм безопасности и т. д. В любом случае они, как правило, направлены на защиту отечественного производителя.

5. Лизинг как способ содействия развитию внешнеэкономических связей

Лизинг – это своеобразная форма аренды, отличная от других. При этом происходит отделение владения имуществом от пользования им.

Лизинг – особая форма  финансирования покупки разнообразного оборудования.

Как правило, лизинговые операции осуществляются с помощью фирм, специализирующихся на этой деятельности. Лизинговая компания – компания, предоставляющая в  лизинг какой-либо объект на определенных условиях лизингополучателю.

У лизингодателя  возникают определенные обязанности:

1) заключение договора по купле-продаже с поставщиком объекта на согласованных условиях;

2) информирование поставщика о необходимости поставки объекта на уже определенных условиях;

3) подписание протокола приема после того, как объект будет введен в эксплуатацию.

Лизингодатель является собственником  объекта, предоставляемого в лизинг. Лизинговая компания занимается приобретением  прав собственности на имущество  у производителя, а затем она  отдает его в лизинг на определенный срок. Предоставление некоторого объекта  в лизинг можно представить следующим  образом:

1) имущество «движется» от производителя к пользователю;

2) пользователь направляет лизинговой компании лизинговые платежи;

3) лизинговая фирма направляет производителю объекта оплату покупки.

Величина и сроки лизинговых платежей устанавливаются при заключении договора. В случае неисполнения пользователем  условий договора лизингодатель  имеет право либо расторгнуть  заключенный договор, либо использовать предоставленные ему гарантии.

Лизинг широко распространен, особенно в сфере международных  связей. Все условия и отношения  между участниками определяются в соответствии с договором. У лизингополучателя тоже существуют определенные обязательства:

  1. принять объект сделки;
  2. проверить целостность поставки и функционирование оборудования и сделать запись об этом в протоколе;
  3. 3) при обнаружении неисправностей сообщить об этом лизингодателю, который потребует от поставщика устранения неисправностей или замены данного оборудования;
  4. 4) после приемки объекта лизингополучатель должен взять на себя права лизингодателя, которые у него имеются в отношении поставщика.

Информация о работе Лекции по "Международные экономические отношения"