Лекции по "Международные экономические отношения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:23, курс лекций

Краткое описание

Лекция № 1. Основные понятия и проблемы международных экономических отношений
1. История МЭО

Файлы: 1 файл

kniga MEO.docx

— 234.80 Кб (Скачать)

Адекватная роль государства  на инвестиционной стадии отражает источники  конкурентных преимуществ на этом этапе. Она может быть существенной в  таких областях, как направление  дефицитного капитала в определенные отрасли; поддержка фирм, деятельность которых связана с риском; осуществление  временного протекционизма в целях  поощрения становления национальных фирм и строительства предприятий  необходимого эффективного масштаба; стимулирование приобретения иностранной  технологии и воздействие на него, а также содействие экспорту.

Модель развития, движимого  инвестициями, требует национального  консенсуса, отдающего предпочтение инвестициям и долгосрочному  экономическому росту в ущерб  текущему потреблению и распределению  дохода. Такой консенсус был очевиден в Японии и Южной Корее. Эффективное  формирование политики на этой стадии требует политического процесса, который бы позволял принимать непопулярные и трудные решения, а также  обеспечивал долгосрочную перспективу. Политическое давление на правительство  во время проведения такой политики зачастую ведет к тому, что, несмотря на благие намерения, некоторые важные составляющие инвестиционной модели не удается реализовать. Это ведет  к неспособности преодолеть факторную  стадию.

Инвестиционная стадия реализована  достаточно давно, в том числе  на основе перелива капитала между  странами или привлечения иностранной  технологии и даже персонала. Среди  факторов, содействовавших ее реализации, следует упомянуть большую глобализацию рынков исходных материалов, технологии и капитала и более агрессивную  национальную промышленную политику. Однако очень немногие страны выходят  на эту стадию. В послевоенный период в полной мере это получилось только у Южной Кореи и Японии. Тайвань, Сингапур, Гонконг, Испания и Бразилия подают признаки достижения этой стадии, но у них не хватает некоторых  существенных ее элементов – либо достаточно развитых факторов, конкурентоспособных  фирм, внутрифирменных возможностей улучшать технологию, контролируемых национальными фирмами международных  каналов сбыта, либо присутствия  действенной внутренней конкуренции  и т. д.

3. Стадия, движимая нововведениями (инновациями). На этой стадии полный «ромб» имеется в целом ряде отраслей. Работают все детерминанты, и их взаимодействие максимально. Эта стадия называется «движимой инновациями», потому что фирмы не только получают методы и технологии других наций, но и создают свои оригинальные технологии.

Факторные условия делают конкурентное преимущество все более  редким. Недостаток отдельных факторов стимулирует инновации, возникают  новые механизмы создания развитых и специализированных факторов и  их постоянного совершенствования.

Фирмы на инновационной стадии экономики конкурируют на мировых  рынках в более дифференцированных сегментах промышленности. Они продолжают конкурировать по цене, но на базе высокой  производительности труда. Чувствительные по цене, менее сложные сегменты они постепенно уступают другим странам. Фирмы конкурируют на базе собственных  глобальных стратегий и обладают собственными сбытовыми и обслуживающими международными сетями наряду с растущей репутацией марки за границей. В тех отраслях, где структура благоприятствует разрыву стоимостной цепочки, создается зарубежное производство – либо для сокращения издержек, либо для восполнения отдельных недостатков внутреннего «ромба». Таким образом, инновационная стадия является одним из этапов значительного прямого зарубежного инвестирования.

Обычно некоторые отрасли  промышленности страны опережают другие в переходе к инновационной стадии, получив конкурентные преимущества более высокого класса. Совершенствование  распространяется на другие отрасли. На инновационной стадии экономика  обладает наибольшей сопротивляемостью  по отношению к внешним событиям и макроэкономическим колебаниям, особенно когда страна обретает способность  расширять «кластеры». Промышленность менее уязвима к ценовым шокам  и движению курсов валют, поскольку  она конкурирует на основе технологии и дифференциации продукции. Глобализация стратегии фирм создает дополнительный буфер против таких колебаний. Умножение  числа процветающих фирм уменьшает  зависимость от одного конкретного  сектора.

Для инновационной экономики  характерна также укрепляющаяся  международная позиция по ряду передовых  услуг, отражающих совершенствование  конкурентных преимуществ в промышленности. Все движимые инновациями экономики имеют более высокую долю внутренних услуг, чем страны на более ранней стадии развития. Однако будет ли у страны широкая база для международной конкурентоспособности в услугах, зависит от ряда факторов, в том числе от развития поддерживающих отраслей. Там, где запрещена коммерческая реклама по телевидению (например, в Германии), фирмам труднее выйти на мировой рынок.

Роль государства на этой стадии заметно отличается от предыдущих. Побудительные толчки к инновации, способность это делать и сигналы, в каком направлении идти, должны в основном исходить от частного сектора. Экономика расширяется, и государство не может уследить за каждой уже существующей и вновь создаваемой отраслью, как и за связями между ними. Усилия государства должны направляться на косвенное стимулирование. В создании факторов лидирующую роль должны играть фирмы.

Великобритания, например, вышла  на инновационную стадию в первой половине XIX в. США, Германия и Швеция – XIX–XX вв., Италия и Япония – только в 1970-е гг.

4. Стадия, движимая богатством. Выход страны на эту стадию – начало упадка. Ее движущая сила – богатство, которое уже достигнуто. Проблема в том, что экономика, движимая ранее достигнутым богатством, не может это богатство поддерживать. Самая главная причина – мотивация менеджеров, инвесторов, индивидов изменяется в том направлении, которое не способствует систематическим капиталовложениям в инновации, а тем самым совершенствованию. Выдвигаются новые цели, часто весьма оправданные в социальном плане, взамен тех, которые поддерживали прогресс в экономике.

К управлению компаниями на смену предпринимателям-пионерам, создателям промышленных империй, приходят финансисты. Престиж работы в промышленности уступает место другим видам карьеры. Тенденция к увеличению налогов на богатство по мере роста благосостояния нации снижает стимулы к инвестированию в промышленность. Хроническое недоинвестирование повсюду является парадоксальным признаком экономики, движимой богатством. Преобладают инвестиции в финансовые активы. Распространяются слияния и поглощения фирм, что создает иллюзию прогресса, не формируя нового бизнеса и часто еще более замедляя инновации.

Зримые сигналы вступления экономики в эту стадию проявляются  медленно, в связи с инерцией, созданной лояльностью потребителей и достаточно прочными еще позициями  на рынке.

Однако как только начинается потеря позиций в некоторых высокопродуктивных отраслях и сегментах, она распространяется на другие отрасли посредством «декластеризации». Экономический спектр сужается, конкурентное преимущество утрачивается сначала  в базисных отраслях промышленности и готовых изделиях, позднее –  в производстве компонентов, потом  – оборудования. Кое-где конкурентное преимущество сохраняется, например в отраслях, где у страны имеется уникальный спрос или хорошо развитые смежные отрасли. Иностранные фирмы, все более получающие реальное конкурентное преимущество, приобретают национальные компании и интегрируют их в свои глобальные стратегии на основе базы, расположенной в другой стране.

Многие отрасли сокращаются  и начинают конкурировать на основе цены. Спектр отраслей, в которых  можно удержать конкурентное преимущество, становится недостаточным для обеспечения  занятости и поддержания растущего  жизненного уровня.

М. Портер считает, что классическим примером страны, вышедшей на стадию, движимую богатством, в конце 1980-х гг. была Великобритания.

Прогресс в экономике  не является неизбежным. Многие страны по целому ряду причин не могут сдвинуться с первой или второй стадии либо, выйдя на стадию, движимую богатством, снова оказываются на факторной  стадии. Наиболее важными условиями  продвижения страны на более высокую  стадию являются следующие.

Механизмы формирования факторов производства. Потенциал экономики ограничивается количеством и особенно качеством факторов. Хорошо функционирующие механизмы, создающие и улучшающие факторы, обеспечивают основу для конкурентного преимущества более высокого порядка, поскольку каждая из первых трех стадий требует более развитых и более специализированных факторов.

Мотивация. Для перехода на более высокие стадии требуются рабочие и менеджеры, заинтересованные в высоких заработках и соответственно в продолжительности рабочего дня, поиске путей для роста прибыльности фирмы. Для поддержания мотивации важно, чтобы работники были уверены в получении вознаграждения за упорную работу и хорошие идеи. Владельцы капитала также должны быть мотивированы на устойчивое инвестирование.

Внутренняя конкуренция. Ожесточенная конкуренция среди местных производителей в широком спектре отраслей необходима для стимулирования инноваций и совершенствования конкурентного преимущества. Конкуренция помогает преодолеть инерцию. Активное соперничество местных фирм также имеет важный побочный эффект для других детерминант «ромба».

Совершенствование спроса. Повышение качества спроса создает потенциал успеха в более сложных сегментах и передовых отраслях промышленности. К совершенствованию также побуждают требовательные покупатели. Спрос совершенствуется и по мере роста доходов и уровня образования населения. Постановка важных социальных задач, инвестиции в такие области, как здравоохранение и охрана окружающей среды, создают стимул к созданию новых отраслей промышленности.

Недостаток отдельных  факторов. Отсутствие отдельных, менее развитых факторов создает стимул для повышения продуктивности, а также совершенствования конкурентного преимущества в факторах более высокого порядка при условии, что имеется соответствующая мотивация и острая внутренняя конкуренция.

Способность к  созданию нового бизнеса. Переход на более высокую стадию требует наличия эффективных механизмов создания нового бизнеса либо посредством изменений в уже существующих фирмах, либо путем создания новых. Это необходимо для здоровой конкуренции, создания новых и более сложных сегментов промышленности, расширения сети поставщиков и связанных отраслей и в конечном итоге создания «кластеров» отраслей.

Все эти силы необходимы не только каждая сама по себе, они создают  замкнутую систему, где взаимно  усиливают друг друга. Темпы прогресса  нации сдерживаются потенциалом  наиболее слабого звена. До тех пор  пока страна не достигнет определенного  уровня доходов и накопленного богатства, проблема заключается не в том, чтобы  попасть на движимую богатством стадию, а в том, что есть опасность  скатиться на более низкую.

4. Мировая конкурентоспособность различных стран

США. США являются бесспорным лидером мировой экономики уже со времени Второй мировой войны. В послевоенные годы американские фирмы не только сохранили завоеванные еще в начале XX в. ключевые позиции во многих областях, но и расширили число конкурентоспособных в мировом масштабе отраслей благодаря лидерству в технологиях, квалификации рабочей силы и качестве менеджеров. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия конкурентоспособных отраслей.

В 1970 – 1980-е гг. экономика  страны приблизилась к стадии, движимой богатством, сократились долгосрочные инвестиции, снизилась конкуренция. США утратили преимущества в ряде новейших отраслей в условиях усиления конкуренции со стороны ЕС и Японии. Однако благодаря своевременному принятию мер по перестройке экономики  и ее модернизации они смогли переломить негативные тенденции. В настоящее  время можно говорить о возвращении  страны на инновационную стадию развития, ее лидерстве в структурной перестройке  мировой экономики, где главной  составляющей становится исключительно быстрое развитие сферы информатизации, и значительном влиянии американского хозяйственного механизма на формирование глобализирующейся экономики.

США не имеют себе равных в мире по производительности труда  в экономике, за исключением некоторых  отраслей, где они уступают Японии. По индексу микроконкурентоспособности американские компании занимают первое место в мире. Во всем мире известны такие фирмы, как IBM, «Coca-Cola», «Ford», «General Electric», «Hewlett-Packard», их доля растет даже на рынках Японии и ЕС.

Безусловно, после войны  в США сложились уникальные условия. Но отсутствие конкурентов, быстрый  переход военной промышленности на мирные рельсы, обширный внутренний рынок и многие другие факторы  только отчасти объясняют значительное опережение всех стран мира по ВВП на душу населения.

В США находится большое  количество базисных факторов (трудовые и природные ресурсы, значительный капитал). Но своего могущества США  достигли во многом за счет вложений в  механизмы создания и улучшения  качества факторов, главным образом  в образование и НИОКР в  перспективных отраслях. Благодаря  этому США заняли главные позиции  во многих сферах науки и техники.

Япония. В последние десятилетия Япония стала сильной мировой державой с конкурентоспособной экономикой. На мировой рынок Япония поставляет продукцию широкого круга отраслей, в первую очередь высокотехнологичных: электроники, биотехнологии, робототехники, а также машиностроения, металлургии и транспорта. В целом ряде отраслей доля японских компаний в мировом экспорте очень высока и сравнима лишь с позициями фирм США.

Информация о работе Лекции по "Международные экономические отношения"