Лекции по "Международные экономические отношения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:23, курс лекций

Краткое описание

Лекция № 1. Основные понятия и проблемы международных экономических отношений
1. История МЭО

Файлы: 1 файл

kniga MEO.docx

— 234.80 Кб (Скачать)

Модель товарного рынка  показывает взаимосвязь между внутренними  и внешними объемами спроса и предложения, устанавливает объемы экспорта и  импорта и определяет равновесную  цену.

Но все же для того, чтобы рассматривать функционирование товарных рынков, следует проследить историю их возникновения. Это стало  возможным благодаря международному разделению труда и специализации. Внутренний рынок проходил этап становления  еще в ранней стадии товарного  хозяйства. Вскоре после возникновения  рынки начали специализироваться на определенных группах товаров. Появляются вскоре и национальные рынки и рынки, ориентированные на иностранных покупателей.

В XVI в. появилось мануфактурное производство. Оно было основано на разделении труда, и появилась возможность изготавливать товары в больших объемах. Естественно, городских рынков для этого было мало, и постепенно они стали превращаться сначала в региональные, потом в государственные, а затем и в мировые.

Мировые рынки по сравнению  с национальной экономикой более  изменчивы и подвержены влиянию  некоторых внешних факторов. Они  быстро реагируют на изменение спроса и конъюнктуры. Также на них влияют валютно-финансовые факторы, меры государства  в сфере регулирования внешней  торговли, монополизация. В целом вся система развивается быстрее и динамичнее, чем мировая отраслевая структура общественного производства.

На состояние мировых  товарных рынков влияет уровень монополизации. Часто соглашения и сделки заключаются  между определенным ограниченным числом участников, что приводит к относительной  замкнутости этих рынков. В подобных условиях рынок перестает быть гибким. На нем представлено только ограниченное число производителей. Они, как правило, имеют серьезные преимущества перед  конкурентами, которым сложно самостоятельно проникнуть на эти рынки. Они обладают научными разработками, каналами сбыта.

Валютно-финансовые факторы  в последнее время усиливают  свою роль. Во многом это происходит благодаря плавающему курсу валют. Резкие изменения валютных курсов заставляют страны изменять объемы товарооборота. А изменение валютного курса  какой-нибудь влиятельной в экономическом  плане страны может повлиять на всю  мировую торговлю.

Меры, направленные на регулирование  внешней торговли, порой необходимы из-за сложности ее функционирования. Все государства следуют своим  интересам, стремятся добиться высоких  социально-экономических результатов. Государство старается быть связанным  с мировым сообществом, в том  числе и с помощью экономических  интересов.

Сейчас происходит постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической  политике: с одной стороны, стремление к либерализации торговли между  странами мира, а с другой стороны, усиление протекционизма, чтобы защитить свою страну от чрезмерного проникновения  иностранного капитала и товаров  через границу. Государство может использовать разные стратегии: импорт, экспорт, различные ограничения, меры по стимулированию, изоляцию, насыщение дефицитного рынка, протекционизм, свободную торговлю.

При анализе деятельности товарных рынков большую роль играет изучение структуры. Она зависит  от степени конкурентного нажима на уже утвердившиеся фирмы. При  этом внимание уделяется не только их числу, но размерным соотношениям между ними.

На рынке может присутствовать много фирм при доминировании  какой-нибудь одной, более крупной  и конкурентоспособной.

Структуру рынков определяют по нескольким показателям:

1) количество конкурентов на рынке;

2) доля, соответственно которой присутствуют конкуренты;

3) показатели рыночной конкуренции.

Определение количества фирм-конкурентов, действующих на данном товарном рынке, не дает полных сведений о наличии  и уровне конкуренции между ними. Но все же эти сведения необходимы для определения доли участия  в рынке. Для этого проводят некоторые  расчеты: объем рынка, доля реализации каждого поставщика. Подсчет этих параметров может производиться  в разном выражении: натуральном или стоимостном. Это зависит от характера товаров: если товар однородный по своему составу, то следует использовать для подсчета натурально-вещественную форму, а если неоднородный, то стоимостную. В любом случае подсчет этой информации производится на основе данных, представленных органами госстатистики или самими поставщиками на рынке. Далее составляется ранжированный список поставщиков на рассматриваемом товарном рынке, анализируется доля каждого участника рынка в его деятельности, делаются выводы о степени их распределения (присутствуют ли они в равнозначных долях) и происходит выявление тех поставщиков, которые преобладают в той или иной мере на данном товарном рынке.

В то же время доля рынка  не способна определить рыночную силу, хотя и является информацией, которая  крайне важна и является необходимой. Если доля товарного рынка превышает 65 %, то это признается доминированием. Но и при меньших процентах доминирование тоже может присутствовать при условии наличия таких факторов, как незначительная эластичность спроса, слабые конкуренты, сложность входа в данную отрасль для других фирм и т. д.

Различные показатели концентрации на рынке позволяют судить об уровне и степени его монополизации, т. е. более или менее равных долях участников на рынке. Степень концентрации в отрасли, которая измеряется коэффициентом концентрации, является одним из ключевых элементов в рыночной структуре. Именно она определяет характер конкуренции и ее конечные итоги. Самым высоким уровнем концентрации является монополия. При этом на рынке выступает только один продавец, который может устанавливать цену по своему усмотрению и всем диктовать свою волю. При монопсонии существует только один покупатель, что тоже считается отрицательным явлением.

Но в большинстве своем  в промышленно развитых странах  присутствует олигополия. Это «середина» между монополией и совершенной  конкуренцией. Признаками, характерными для олигополии, являются: наличие  на рынке двух или нескольких фирм, конкурирующих между собой; присутствие  барьеров в случае попыток со стороны  других фирм по входу в эту отрасль; существование на данном товарном рынке  хотя бы одной крупной фирмы, при  определенных действиях которой  конкуренты смогут адекватно отреагировать  на это.

Продукция, производимая олигополиями, может быть либо однородной по своему составу, либо взаимозаменяемой. Но при  этом в силу ограниченного количества продавцов на рынке каждый из них  может в определенной степени  оказывать влияние на цену продукции.

2. Международное движение капитала

Существует два основных подхода к определению сущности движения капитала. Это разделение объясняется развитием рынка  и изменениями в понимании  содержания и роли хозяйственных  связей.

Ученые-экономисты под международным  движением капитала понимают движение одного из основных факторов производства. Это основано на тех или иных предпосылках более эффективного производства товаров  или услуг. С этой точки зрения в центре всего – рынок как  универсальная ценность, но с индивидуальными  особенностями для каждой страны. При этом страны подчиняются общим «правилам игры» как на мировом, так и в некоторых случаях на национальных рынках.

С точки зрения политэкономов, международное движение капитала –  это помещение финансовых ресурсов в иностранных государствах с  целью получения более высокой  прибыли. При таком подходе рынок  выступает в качестве средства достижения определенных целей на различных  уровнях.

Эти два подхода разные. В России признаются оба и даже существует мнение, что эти определения равны. Но со временем противостояние теоретического и практического подхода стало менее заметным в силу происходящих изменений в экономике.

В реальном (экономическом) содержании движение капитала – ключевой элемент в развитии и функционировании мировой экономики.

Капиталовложения различаются  в зависимости от характера и  формы.

1. По источникам происхождения капитал имеет следующее деление.

1.1. Государственный. Это  средства, выделенные из государственного  бюджета какой-либо страны. Происходить  это может только по решению  правительства. Формами такого  капитала являются государственные  займы и ссуды, международная  помощь, средства международных  организаций, т. е. все то, что определяется межправительственными договоренностями.

1.2. Частный капитал. Это  все средства, идущие из одной  страны в другую из неправительственных  источников, от частных лиц. К  нему относятся инвестиции, кредитование (негосударственное). При этом государство  все же контролирует их в  большей или меньшей степени.  Также существуют некоторые методы, позволяющие превращать государственные  инвестиции в частные.

2. По характеру использования существует следующее подразделение.

2.1. Предпринимательские  капиталы. Это чаще всего частный  капитал, который вкладывается  в производство какого-либо продукта  и направлен на получение дивидендов.

2.2. Ссудные капиталы. Они  представляют собой средства, которые  даются взаймы ради получения  процентов. В этой сфере преобладает  государственный капитал, хотя  и частный присутствует.

3. По срокам имеет следующее деление.

3.1. Краткосрочные. Это  вложения менее чем на 1 год.

3.2. Среднесрочные. Это  вложения сроком более чем  на один год. Они составляют  наиболее значимые капиталовложения.

3.3. Долгосрочные. К ним  относят предпринимательский капитал  и государственные кредиты.

4. По целям капиталовложения существует следующее подразделение.

4.1. Прямые инвестиции. Это  инвестиции, нацеленные на долгосрочную  заинтересованность. Это частный  предпринимательский капитал, обеспечивающий  контроль и управление в той  или иной мере.

4.2. Портфельные инвестиции. Они не дают контроля над  объектом вложения, а обеспечивают  право на доход в долгосрочной  перспективе.

Но описанная модель не вполне соответствует реальному  положению вещей. Она не вполне учитывает  многочисленные формы операций, которые  связаны с инвестициями (это справедливо  в отношении лизинга, селенга, инжиниринга). К тому же если следовать схеме, то все формы равнозначны.

Например, сейчас признаются наиболее приоритетными прямые инвестиции. Они оказывают значительное воздействие  на мировой бизнес и на всю мировую  экономику в целом. С помощью  прямых инвестиций осуществляется обеспечение  стабильного рынка или путь на мировой рынок, это своего рода «внутренний  рынок» для крупных международных  корпораций, интересы конкретной фирмы  включаются в национальные интересы.

Рассуждая о прямых инвестициях  с точки зрения экономического подхода, следует рассматривать узкое  и широкое мирохозяйственные  определения.

Узкое определение предполагает движение капитала с целью получения  контроля над предприятием и установления прочных экономических связей между  странами. В рамках этого подхода  существует три способа образования  прямых иностранных инвестиций: образование  предприятия или расширение его  при абсолютном владении иностранцев; заем на срок 5 лет и более. Но в  этом случае нивелируется разница между  реальными инвестициями из-за границы  и вложениями граждан данной страны.

При широком определении  к прямым иностранным инвестициям  относятся не только уже упомянутые формы движения капитала, но и такие  активы, как инвестиции неакционерного типа и т. д.

Различные трактовки породили массу споров в толковании решений  некоторых практических вопросов.

За последнее время  значительно увеличились прямые иностранные инвестиции.

Даже само понятие прямых инвестиций значительно расширилось. Впервые оно было применено в 1999 г. Во многих случаях международные инвестиции закрепляются некоторыми соглашениями. Чаще всего это делается при сотрудничестве двух стран или применяется при крупных международных соглашениях. В таких документах конкретизируются понятия и согласуются действия по определенным вопросам, касающимся инвестиционной политики.

При взаимодействии международных  инвесторов возникают некоторые  обстоятельства, носящие уже не экономический, а политический характер. Это связано  с разногласиями по некоторым  вопросам.

Крупными инвесторами  на мировой арене выступают, как  правило, влиятельные участники  мировой политики. Зачастую экономика  и политика очень тесно переплетаются, и поэтому интересы в одной  из этих областей зависят от действий в другой.

Многие страны пытаются перенести  политические стандарты на экономическую, в данном случае инвестиционную, область. С помощью этих стандартов устанавливаются  приоритеты рыночного развития экономики. Подразумевалось бы в этом случае, что международная политика должна строиться только на рыночной основе.

Например, Международное  соглашение по иностранным инвестициям. Оно предполагало установление чрезмерно высоких стандартов режима и мер по защите инвестиций; достижение нового уровня либерализации, которая будет присутствовать на всех стадиях производственного процесса; создание юридической базы для усиления его действия; распространение принятых норм на все страны, которые вступили в Международное соглашение по иностранным инвестициям; предусмотрение мер и принципов взаимодействия с интеграционными группировками; оказание странам-членам содействия в вопросах урегулирования инвестиционных споров.

Но этот проект предлагал  решение существующих вопросов при  помощи мер, которые не учитывают  многие стандарты, а иногда даже нарушают суверенные права государств. Именно поэтому попытка создания такого документа не была доведена до конца и проект был отложен.

В 2002 г. появилось предложение о нестандартном измерении международной инвестиционной деятельности, в частности настоящего состояния и перспектив развития. Предлагалось делать это по измерению степени использования возможностей и по рассчитываемому с помощью некоторых показателей уровню экономического потенциала страны.

Лекция № 4. Конкурентоспособность государств на мировом рынке

1. «Конкурентный ромб» М. Портера

Информация о работе Лекции по "Международные экономические отношения"