Крупные корпорации и их роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

Развитие современной мировой экономики определяют крупные организационно-экономические структуры (корпорации), которые представляют собой одну из наиболее распространенных форм организации крупного производства, основанных на совместном участии его членов в деятельности организации и на ограниченной ответственности участников (держателей акций) по долгам корпорации. Корпорация предусматривает долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках высшего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров).

Оглавление

Введение……………………………………….………………………………........…..4
Теоретические основы возникновения и функционирования крупного бизнеса……………………………………………………………………….……...5
Предпосылки и причины возникновения крупного бизнеса …………………..5
Роль крупного бизнеса в рыночной экономике……………………………….11
Крупные корпорации в мире современного бизнеса…………………………..16
2.1 Американская модель корпорации…………………………………………….16
Континентальная модель корпорации………………………………….……..18
2.2 Японская модель корпорации ……………………………………………….....21
Сравнительный анализ моделей корпорации………………………..……….23
Крупный бизнес в Республике Беларусь и его влияние на экономику……..25
Проблемы и возможности развития белорусского крупного бизнеса……...25
Перспективы сотрудничества международных корпораций с бизнесом Беларуси…………………………………………………………………..………….30
Заключение……………………………………………………………………….......34
Список использованных источников……………………………………………....35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ дораб..docx

— 141.57 Кб (Скачать)

В настоящее время изучения требуют проблемы взаимосвязи деятельности ТНК с национальными интересами, в том числе создания надлежащего правового регулирования деятельности ТНК и т. п. Это обусловливает необходимость глубокого изучения и тщательного анализа феномена ТНК в целях увеличения позитивных результатов деятельности корпораций и сведения к минимуму отрицательных, что весьма актуально для Беларуси, в том числе и в связи с предстоящим вступлением в ВТО, созданием таможенного Союза России, Беларуси и Казахстана. Таким образом, устранение барьеров для инвестиций и товарных потоков неизбежно увеличит масштаб присутствия зарубежных ТНК на территории нашей страны. При этом многие ТНК являются партнерами Беларуси в сотрудничестве с промышленно развитыми странами, и именно они могут стать основными инвесторами в экономику [19].

Законодательством Республики Беларусь определено две формы сотрудничества с капиталом на мировом рынке – в форме иностранного предприятия (ИП) и в форме совместного предприятия (СП). Создание совместных предприятий в Республике Беларусь осуществляется, в основном, путём создания новых предприятий. Иностранные инвесторы редко приобретают долю участия в ранее основанном без иностранных инвестиций предприятий из–за низких темпов приватизации, хотя деятельность совместных предприятий более эффективна в Республике Беларусь, чем иностранных предприятий. Так для предприятий с долевым участием иностранного капитала характерны более высокие, чем в ИП, темпы формирования уставных фондов и количество созданных рабочих мест в 5 раз выше. Промышленным производством занимаются в основном совместные предприятия, а иностранные предприятия предпочитают быстро окупаемые и не капиталоёмкие сферы экономики республики.

Наибольший приток инвестиций поступает из Германии – 24,5%, Нидерландов – 24%, США – 13,2%, Польши – 5,5%, причем наибольший приток инвестиций в промышленность. (см. приложение В)

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе

В том числе:

1671,5

Промышленность

519,3

Торговля

279,3

Транспорт

164,3

Финансовая деятельность

302,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление  услуг потребителям

204,2


 

 (Национальный статистический комитет РБ социально-экономическое положение РБ январь-август 2013г.)

Однако в последнее время в республике сокращается количество иностранных инвесторов, капитал вывозится, уменьшаются объёмы основных фондов. Некоторые ИП и СП приостановили (или прекратили) свою деятельность в 1998 – 1999 гг. в связи со сложной обстановкой на валютном рынке Республики Беларусь и чрезмерно жёстким отношением со стороны разного рода контролирующих органов. Причина ухода транснационального капитала с территории республики и нежелания ввозить прямые инвестиции является неблагоприятный инвестиционный климат и не соответствие национальных условий хозяйствования общепринятому мировому режиму наибольшего благоприятствования [20].

Анализ состояния белорусской экономики дал основания для вывода о том, что без включения белорусских предприятий в структуры ТНК реализовать и сохранить конкурентоспособность ведущих отраслей и предприятий, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны не представляется возможным. Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда. Существующие проблемы, связанные с действующей системой привлечения иностранных инвестиций, характеризуются как «количественные», так и «качественные», обусловленные недостатками их структуры: ориентации на доступ к рынку Беларуси, на быстроокупаемые проекты с незначительной фондоемкостью, преобладание кредитов, что не соответствует ни экспортной специализации страны, ни стратегическим ориентирам развития высокотехнологических производств.

Сформулированная автором стратегия в отношении ТНК основывается на системном подходе к развитию как национальной, так и мировой экономики, анализе факторов инвестиционной привлекательности Беларуси и тенденций глобальных потоков инвестиций, позволяющем оценить возможности и угрозы, связанные с притоком иностранного капитала и ноу-хау в страну. Схема этого анализа с использованием представлена в таблице.

Факторы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь с учетом мирохозяйственных связей

Преимущества

Недостатки

Выгодное географическое положение

Высокий образовательный и профессиональный уровень трудовых ресурсов

Мощная промышленная база

Значительный научно-технический потенциал

Развитая система транспортных коммуникаций

Значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие некоторых важных полезных ископаемых (калийные соли, сырье для производства строительных материалов)

Медленные темпы модернизации экономики

Неразвитость рыночной инфраструктуры

Незрелая конкурентная среда

Низкий уровень корпоративного управления

Невысокая  эффективность инновационной деятельности

Низкая обеспеченность природными, прежде всего топливо-энергетическими ресурсами

Возможности

Угрозы

Глобальная экономическая интеграция

Насыщение западных рынков и ужесточение конкуренции на них

Смещение от внешней торговли к прямым иностранным инвестициям

Расширение связей ТНК с местными поставщиками

Торможение процесса реформ

Спад производства и снижение конкурентоспособности

Конкуренция со стороны других развивающихся и переходных экономик

Давление со стороны ТНК


 

 

В качестве основных направлений оптимизации взаимодействия Беларуси с ТНК определены следующие: создание законодательства, гарантирующего защиту прав иностранных инвесторов; сокращение административных барьеров на пути открытия и развития бизнеса; продолжение формирования рыночной инфраструктуры, повышение ресурсной базы и надежности банковской системы, в том числе за счет трансформации собственности; снижение уровня инфляции; сокращение налоговой нагрузки; расширение информационного обеспечения инвестиционной деятельности; активизация сотрудничества с международными организациями [14, c.56].

Направления деятельности транснационального капитала во многом не совпадают с приоритетами структурной политики правительства Беларуси. Подавляющая масса СП и ИП сосредоточена в сфере посреднических и консультационных услуг, торговле и общественном питании, где очень высок уровень рентабельности. В гораздо меньшей степени СП и ИП получили развитие в производительной сфере которая требует больших инвестиций, окупается медленнее, увеличивая коммерческий риск. Вместе с тем при ускоряющихся темпах НТП государство может обеспечить стабильность и экономический рост, только создавая мощный научно–производственный потенциал. Подобная ситуация во многом является закономерной, т.к. иностранные инвесторы применяют минимально рискованную стратегию, сосредотачивая свои инвестиции в низко затратном производстве потребительских товаров и услуг, где инвестиции могут быть относительно небольшими и (или) могут осуществляться в форме поддержанного технологического оборудования. Опыт функционирования ТНК свидетельствует, что передаваемые зарубежными партнёрами техника и технология с точки зрения международных стандартов не являются передовыми, хотя их уровень и превышает национальный.

Новые технологии ТНК предпочитают внедрять в традиционных отраслях промышленности (лёгкой, пищевой и др.) и в меньшей степени в отрасли, определяющие уровень научно–технического прогресса страны (электроника, биотехнология и др.). Более того, транснациональный капитал чаще проникает на предприятия, где может быть интернационализирована вся производственная цепочка: добыча и загрузка сырья – обработка – выход готовой продукции, так как такое производство оказывается относительно независимым от нестабильной хозяйственной ситуации в Республике Беларусь. Поэтому транснациональный капитал пока незначительно влияет на макроэкономические показатели национального хозяйства республики и социально–экономический эффект от привлечения иностранных инвестиций в масштабах государства остаётся невысоким. В основном ИП и СП вывозят традиционные экспортные товары и ввозят продукцию, выгодную для реализации на внутреннем белорусском рынке. 

Сегодня инвестиции тесно связаны с таким аспектом развития экономики, как глобализация. Когда говорят о глобализации, часто имеют ввиду растущий объем торговых оборотов товарами, включая услуги. Торговые потоки действительно являются самыми очевидными аспектами глобализации. Однако многие аналитики утверждают, что международные инвестиции – мощный инструмент продвижения к более тесной экономической интеграции. Инвестиции зачастую изменяют сам процесс производства после переноса ноу-хау, новых технологий и методов управления, тем самым принося за собой гораздо больше перемен, чем простое увеличение объема торговли [15, c.86].

 Тем не менее Беларусь отстаивает независимость своей промышленности от ТНК — как западных, так и российских, и даже надеется конкурировать с ними на рынках. Возможно, это бы имело смысл, если бы в нашей стране было достаточно внутренних ресурсов. К сожалению, в Беларуси разговоры об улучшении инвестиционного климата проходят на фоне мер, направленных на то, чтобы не позволить разбогатеть своим бизнесменам и не отдать зарубежному капиталу контроль над национальным достоянием, износ которого достиг, как уже упоминалось, кое- где 82 %.

В 1998 году в интересах дальнейшего развития транснациональных групп руководителями правительств Армении, Беларуси, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Украины принята конвенция «О транснациональных корпорациях». Документ, учитывая запросы реальной экономической жизни, исходит из понимания транснациональной корпорации как объединения, аналогичного международной финансово–промышленной группе. Цель концепции – разрешить правовые противоречия через создание юридической формы, ещё не определяемой и законодательно не регулируемой национальными нормативными актами. 
            В настоящее время реально существуют экономические мотивации создания и функционирования интегрированных структур. Финансово–промышленные группы уверенно заявляют о себе как о самом динамичном секторе промышленности. При создании транснациональных структур с участием предприятий из стран СНГ предстоит преодолеть существенные трудности из–за разницы в темпах осуществления рыночных реформ, отсутствия или недостаточности в ряде государств должной нормативно–правовой базы [20].

Конкурентоспособность и технологическое состояние национальной экономики прямо пропорционально связаны с конкурентоспособностью и технологическим состоянием отечественных компаний, и это проявляется не

только на внутреннем, но и зарубежном рынках. Поэтому одной из

важнейших задач государства на современном этапе должно стать активное содействие и поощрение национальных производителей как в Республике Беларусь, так и за ее пределами.

Опыт функционирования ТНК в странах с переходной экономикой, к которым относится Республика Беларусь, позволяет сделать вывод о том, что включение стран с переходной экономикой в мирохозяйственные связи во многом связано с деятельностью ТНК. Сохранить и повысить конкурентоспособность страны без включения белорусских предприятий в структуры ТНК практически невозможно. ТНК способны содействовать решению целого ряда неразрешенных проблем: модернизация производственного потенциала и доступа к новым технологиям, расширению внешних рынков сбыта белорусской продукции и росту ее конкурентоспособности, внедрению современных стандартов ведения бизнеса и формированию рыночного поведения хозяйственных субъектов, увеличению рабочих мест и повышению жизненного уровня в стране. Инвестиционный климат Республика Беларусь требует совершенствования. Беларусь пока не вполне готова конкурировать за инвестиции ТНК [14, c.14].

 

 

 

 

    1. Перспективы сотрудничества международных корпораций с Республикой Беларусь

 

Активы транснациональных корпораций (ТНК) составляют сотни миллиардов долларов. И белорусские власти не против того, чтобы часть этих колоссальных средств была инвестирована в отечественную экономику. 

Необходимо также отметить, что сегодня во многих отраслях белорусской экономики присутствуют ТНК, большая часть которых входит число 2000 крупнейших мировых компаний.

Существует ряд условий, на которых ТНК будут согласны инвестировать в Беларусь. 

1. Во-первых, корпорации интересуют  исключительно прибыльные предприятия  Беларуси: ТНК не будут покупать  убыточные заводы и инвестировать в них колоссальные средства. 

2. Во-вторых, коль речь  идет именно о ТНК: корпорации  готовы покупать предприятия  в Беларуси только на условиях  продажи контрольного пакета  акций. 

3. В-третьих, ТНК требуют  гарантий. Речь идет о том, что  в будущем государство не национализирует  проданные объекты и не изменит  условий работы инвесторов на  белорусском рынке. 

 

  Артем Ледовский, заместитель директора по развитию Muzz Buzz Franchising, отмечает еще одну особенность транснациональных корпораций: они предпочитают приходить в либеральные государства, которые сводят к минимуму вмешательство в национальную экономику. Беларусь же со своей социальной ориентированностью особого интереса у ТНК не вызывает. 

Что касается возможного улучшения инвестиционного климата и прихода в республику крупных инвесторов, Ледовский полагает: «Это может принести пользу белорусскому государству и бизнесу. Во-первых, приход инвесторов – создание новых рабочих мест. Во-вторых – генерация серьезного объема поступлений в бюджет от налогов. В-третьих – развитие местной инфраструктуры, что очень важно для малого и среднего бизнеса. Наконец, появление в Беларуси крупных иностранных компаний – это еще и повышение компетенции делового сообщества».  

Информация о работе Крупные корпорации и их роль в современной экономике