Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:37, курсовая работа
Более чем за два столетия существования Соединенных Штатов в качестве страны их внешняя торговля и глобальная экономическая политика резко изменили свою направленность. В первые годы истории США их государственная власть и деловое сообщество основное внимание уделяли развитию внутренней экономики, независимо от того, что происходило за рубежом. Однако со времени Великой депрессии тридцатых годов XX века и Второй мировой войны страна, в общем и целом, стремилась к снижению торговых барьеров и координации мировой экономической системы.
Введение
США: общие сведения
Характерные черты прошлого развития.
Позиции США в мировом производстве.
Проблемы в экономике США
Экономика США
Кризис в экономике США.
План Полсона
Исследование экономики США в 2009г. (прогнозы).
Дефицит бюджета США в 2009 г.
Эффективность антикризисной политики США и РФ: сравнительный анализ
Предпосылки кризиса в США.
Кризис в России.
Антикризисная политика США.
Антикризисная политика России.
Схожесть антикризисной политики.
Различия антикризисной политики.
Геостратегия США
Заключение
Список используемых источников
Снижение административных барьеров для бизнеса, включая противодействие коррупции и развитию малого и среднего бизнеса.
Поддержка национальной финансовой системы, включая банки, финансовые рынки и небанковские финансовые организации.
Проведение ответственной макроэкономической политики, ориентированной на показатели инфляции, которые поставлены в уточненном прогнозе (13-14 процентов в 2009 г). Инфляция в 2009 году, по прогнозам министра финансов РФ Алексея Кудрина, составит 13-14%.
Власти России определили приоритеты антикризисной политики. Как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, в первую очередь государственная поддержка будет ориентирована на банковский сектор, строительство и торговлю.
Без банков, хотя явно не всех, встанет реальный сектор экономики. Поддержка строительства - не поддержка строителей с их привычкой к заоблачным ценам. Наоборот, это холодный душ - строители получат госденьги при согласии на снижение цен. Наконец, торговым сетям государство поможет, чтобы сложности в российской экономике не почувствовал рядовой потребитель. Потому что если это произойдет, возможна паника, а она в сложные времена персона нон грата. Недаром во власти говорят о кризисе мировой, а не российской экономики.
Для поддержания финансового сектора Правительством России были предложены следующие меры:
а) выделение российским банкам кредитов на общую сумму 1055 млрд. рублей на срок не менее пяти лет: 500 млрд. рублей - Сбербанк, 200 млрд. рублей — ВТБ, Россельхозбанк -25 млрд. рублей.
б) увеличение срока обращения биржевых облигаций до трех лет;
в) проведение дополнительной
эмиссии акций и облигаций
отдельных стратегических предприятий
с их последующим выкупом
Для предотвращения оттока капитала из страны и контроля над использованием банками средств господдержки:
а) привлечение правоохранительных органов к контролю за целевым использованием выделенных банкам средств;
б) на ЦБ возложить отслеживание динамики валютных вложений банков, получающих поддержку государства;
в) организовать рефинансирование Внешэкономбанком кредитов, выданных коммерческими банками малым предприятиям.
Для поддержания реального сектора Правительством РФ предусмотрено:
а) значительное снижение экспортной пошлины на нефть;
б) сокращение тарифных квот на импорт птицы и свинины;
в) предоставление авиакомпаниям отсрочки уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним;
г) оказание финансовой поддержки оборонно-промышленному комплексу;
д) оказание государственной
поддержки отечественным
Схожесть антикризисной политики.
В антикризисной политике США и России немало схожего. По мнению МВФ, обе страны являются одними из мировых лидеров по активности антикризисной политики.
Первым шагом антикризисной политики двух стран является восстановление ликвидности финансового сектора, для чего и США, и Россия не жалеют средств на спасение банков и других финансовых институтов. Происходит постепенное снижение ставки рефинансирования.
Обе страны провели снижение некоторых налогов, правда, в США это были налоги на потребителей, а в России – на производителей.
«В условиях падения спроса обе страны стараются заместить его повышением госрасходов (в США рост госрасходов с 1,6—1,9% в 2006—2007 гг. увеличится до 2,0—2,7% в 2008—2010 гг.). Госрасходы увеличиваются также и в России».
Проблемы социальной сферы России и Америки во многом схожи. Как и у нас, в США львиная доля доходов попадала в карман наиболее богатой части общества, а подавляющее большинство и россиян, и американцев боролось за сохранение своего уровня жизни. Как и в нашей стране, в Америке наблюдаются значительный рост безработицы и увеличение расходования сбережений прошлых лет. И в России, и в США налицо недостаток финансирования медицинских и образовательных программ.
Америка, в отличие, допустим, от скандинавских стран, мало ассоциируется с социальным государством, ее исторически сложившееся кредо — общество равных возможностей. Между тем на выравнивание этих возможностей США готовы тратить огромные деньги — в условиях кризиса больше, чем обычно. Иными словами, Штаты ведут агрессивную социальную политику. Социальная политика России оценивается нашими властями также как успешная. “… Наши действия, если и отличаются в чем-то от действий других стран, то, я считаю, в лучшую сторону, масштабом социальных мероприятий. Потому что в таких условиях, в которых находимся мы и практически все экономики мира, главная задача государства заключается в обеспечении и исполнении социальных обязательств…” - В.В. Путин, Председатель Правительства РФ.
Но, безусловно, в политике двух стран наблюдаются также весомые различия.
Целью такой политики
в обеих странах является
а) Соединённые Штаты стараются решить проблемы своей экономики за счёт всего мира – иностранных инвестиций и денежных вливаний в экономику. Вот, что по этому поводу заявил в интервью, опубликованном в авторитетном немецком издании Frankfurter Allgemeine Zeitung (16.03.2009) премьер-министр Чехии, председательствовавшей на тот момент в ЕС, Мирек Тополанек: «ЕС необходимо единство, потому что США своими действиями, скорее, способствуют нервозности на рынках» Он обвинил США в попытках решать свои "проблемы за счет остального мира" и призвал страны Евросоюза к "единству" перед лицом такой политики Вашингтона. Тополанек, в частности, отметил, что принимаемые в США "различные спасательные пакеты, а также протекционизм, который выражается в призывах покупать американские товары, национализации... - все это приводит к тому, что Америка решает свои проблемы за счет остального мира".
Россия же, не имея такого экономического веса в мире, пытается решать проблемы, возникшие в экономике из-за кризиса, за счёт внутренних резервов. Если США в своих действиях могут опираться на международные экономические организации, такие как: МВФ, ВБ и ВТО, которые фактически и были созданы Соединёнными штатами, то Россия не может рассчитывать на такую поддержку.
Соединённые штаты выступают, конечно же, не открыто, за однополярный мир. Именно поэтому они стараются заблокировать любые проекты по реформированию международных экономических организаций. Россия же ориентирована на многополярный мир во многом для того, чтобы получить открытый доступ к мировой экономике и мировым экономическим институтам, причём на равных правах с другими государствами.
б) Антикризисная политика США сильно ориентирована на поощрение спроса, особенно потребительского. Поддерживая реальный сектор, правительство США помогает финансовым институтам, но не старается помочь бизнесу из-за опасении длительной рецессии, которая наблюдалась в Японии 1995-2002 гг.
В России, наоборот, в первую очередь стараются поддержать бизнес, причем своеобразным способом, через помощь системообразующим компаниям. Здесь можно привести пример АвтоВаза – системообразуещего предприятия автомобилестроении России, на его поддержку планировалось выделить 115 млрд. руб.
Но такое различие в антикризисной политике вполне объяснимо, так как в США отсутствует такая реалия как моногорода – города, полностью зависящие от одного крупного предприятия, которое в них расположено. Это проблема не конкретно города Тольятти и АвтоВаза, а проблема десятков таких же моногородов, а решать эту проблему кроме как с помощью государственных субсидий в России пока не научились.
Эти различия в антикризисной политике двух держав обуславливаются исторически сложившимися социально экономическими моделями. Либеральный капитализм в США и государственный капитализм в России. Основой либерального капитализма является потребительский спрос и всяческое его стимулирование. На современном этапе такое стимулирование происходит за счёт инвестиций из-за рубежа, так как в самих Соединённых Штатах своих сбережений уже не хватает. Эта тенденция позволяет США поддерживать более высокие темпы экономического роста, но при этом опасность зависимости от иностранного капитала постоянно растёт.
Говоря о России, стоит отметить, что модель олигархического капитализма, господствовавшая у нас в 90-е годы прошлого столетия, сменилась на модель государственного капитализма. Крупный бизнес в наше время является партнёром государства. Таким образом, роль государства во время кризиса растёт, а модель государственного капитализма имеет тенденцию к закреплению в российских реалиях на долгие годы. Такое развитие событий нельзя оценивать однозначно, так как у этой модели есть как свои плюсы, так и свои минусы.
Нынешние США откровенно
претендуют на роль новой сверхдержавы
Евразии. Как полагает один из ведущих
политологов США, советник Центра по
изучению стратегических и международных
проблем профессор кафедры
Сначала США, по мысли З.Бжезинского, должны закрепить в Евразии геополитический плюрализм. Для этого приоритет должен быть отдан политическому маневрированию и дипломатическим манипуляциям, которые должны исключить возможность образования коалиций, враждебных США. Но у любого государства, существующего на карте Евразии нет для этого реальных возможностей. На втором этапе американизации Евразии должны появиться стратегически приемлемые партнеры, которые могут создать (под американским руководством) трансевразийскую систему безопасности. А в долгосрочном плане все это может стать основой системы подлинной политической ответственности в глобальном масштабе.
Европу американцы намерены
усиленно подталкивать к исполнению отведенной ей роли. Но, тем
не менее, есть опасения, что в силу ряда
причин
(роста безработицы, национализма и т.д.)
французские и германские политики могут
склониться в сторону экстремизма.
Будущее России менее определено, и перспективы ее эволюции в позитивном плане не так уж велики. Поэтому Америка должна создать такие политические условия, которые способствовали бы привлечению России к работе в широких рамках европейского сотрудничества и в то же время укрепляли бы независимость новых суверенных соседних государств.
В этой связи Вашингтону
рекомендуется оказывать
Узбекистану по национальной консолидации.
Иначе их судьба в долгосрочной перспективе
окажется неясной. Итак, в размышлениях
геостратега отчетливо просматривается
древняя, как мир, идея – разделяй и властвуй.
С того момента, как континенты стали взаимодействовать в политическом отношении, Евразия становится центром мирового могущества. Однако последнее десятилетие ХХ века было отмечено огромным сдвигом в мировых делах. В течение всего лишь одного столетия Америка под влиянием внутренних изменений, а также динамичного развития международных событий из страны, относительно изолированной в Западном полушарии, превратилась в державу мирового масштаба по размаху интересов и влияния.
Роль Соединенных Штатов
на мировой арене еще более
возросла после окончания «холодной войны» и распада их главного конкурента
- Советского
Союза. Это событие положило конец существовавшему
ранее биполярному миру и привело к необходимости
пересмотра американского внешнеполитического
курса, который был ориентирован, прежде
всего, на Советский союз и базировался
на системе «сдерживания».
Америка заняла лидирующие
позиции в четырех имеющих
решающее значение областях мировой
власти: «в военной области она
располагает не имеющими себе равных
глобальными возможностями
Американское влияние
подкрепляется и сложной
- система коллективной безопасности,
в том числе объединенное командование
и вооруженные силы, например НАТО, Американо-японский
договор о безопасности и т.д.;
- региональное экономическое сотрудничество, например APEC, NAFTA и специальные глобальные организации сотрудничества, например Всемирный банк, МВФ, Всемирная организация труда;