Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:37, курсовая работа
Более чем за два столетия существования Соединенных Штатов в качестве страны их внешняя торговля и глобальная экономическая политика резко изменили свою направленность. В первые годы истории США их государственная власть и деловое сообщество основное внимание уделяли развитию внутренней экономики, независимо от того, что происходило за рубежом. Однако со времени Великой депрессии тридцатых годов XX века и Второй мировой войны страна, в общем и целом, стремилась к снижению торговых барьеров и координации мировой экономической системы.
Введение
США: общие сведения
Характерные черты прошлого развития.
Позиции США в мировом производстве.
Проблемы в экономике США
Экономика США
Кризис в экономике США.
План Полсона
Исследование экономики США в 2009г. (прогнозы).
Дефицит бюджета США в 2009 г.
Эффективность антикризисной политики США и РФ: сравнительный анализ
Предпосылки кризиса в США.
Кризис в России.
Антикризисная политика США.
Антикризисная политика России.
Схожесть антикризисной политики.
Различия антикризисной политики.
Геостратегия США
Заключение
Список используемых источников
Экономический подъем способствовал уменьшению безработицы. Она держалась на более низком уровне, чем в других развитых странах — 5,6%. Снизился уровень инфляции до 2,7%, против 4,7% в 80-е годы, что соответствовало уровню всех развитых стран.
Вместе с тем экономическое развитие отягощалось рядом проблем.
Длительное время с 1970 по 1997 г. государственный бюджет сводился с дефицитом, на что большее влияние оказывали огромные военные расходы. Вместе с дефицитом увеличивался валовой государственный долг, который составил в 1970 г. — 37,6%, 2000 г. — 62,7% ВВП. Расходы на выплаты процентов стали превышать федеральные расходы на образование, науку, транспорт, жилищное строительство и социальное вспомоществование.
Социальное положение в стране характеризовалось увеличением разрыва в доходах. В середине 90-х годов доход 10% самого богатого населения в 17 раз превосходил доход 10% самых бедных американцев. Подобные разрывы осложняют социальные отношения, снижают заинтересованность в производительном труде. В стране отмечается высокий уровень обеспечения продовольствием. Средний американец потребляет в два раза больше продовольствия, чем в среднем в мире, однако, по официальным данным, постоянно недоедает 38 млн. человек.
Занимая ведущие
позиции в мировом
Американцы удерживают
очень прочные позиции в
США выступают крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции. Они производят около 12% мирового объема пшеницы, 1/3 кукурузы, 50% соевых бобов, 21% хлопка, 18% масличного семени, 17% мяса.
Прочность позиций США в мировом хозяйстве обеспечивается достигнутым уровнем научно-технического развития, условиями инвестирования, наличием рискового капитала, эффективностью стимулирования рабочей силы
Используя свой экономический и финансовый потенциал, США в течение ряда лет опережают своих конкурентов по росту производительности труда, а также в научно-техническом прогрессе, по уровню развития внешнеэкономических связей и т.д. Обладая самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, США занимают первое место в мире по суммарным объемам НИОКР — 2,8% от ВВП.
В то же время, в последние два десятилетия экономика США столкнулась с определенными проблемами, в частности, разбалансированностью бюджета (в 2007 г. дефицит бюджета составил 359 млрд. долларов) и внешнеторговым дефицитом (750 млрд. долларов в 2005 г.).
Придя к власти, администрация Б. Клинтона скорректировала экономическую стратегию Дж. Буша-старшего в либеральном направлении. В основе реформ Клинтона лежало изменение прежней бюджетной политики, возвращение к более активной регулирующей роли государства в экономике на новом уровне развития. Задачей правительства стало обеспечение макрооснов стабильного экономического роста.
Программа Клинтона в области экономики включала в себя следующие составляющие:
Администрация Клинтона сумела резко сократить бюджетный дефицит, приостановить рост государственного долга, стимулировать долгосрочные инвестиции частного сектора, снизить безработицу. Итогом изменений, внесенных в макроэкономическую политику правительством Б. Клинтона, стали значительное улучшение ситуации и переход к новой стадии — так называемой «новой экономике». Новая экономика рассматривается не как информационно-коммуникационный сектор (ИКТ), а как новый облик экономики, складывающийся под влиянием интенсивных процессов создания и распространения знаний, и их проникновения во все сферы жизни общества. Речь идет об усилении влияния научной и инновационной деятельности, образования и ИКТ на экономику, государство и общество и обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования. К концу 2000 г. в США был установлен абсолютный рекорд продолжительности циклического подъема.
Важное значение для роста экономики США в 1990-е гг. имел курс на интеграцию в мировую хозяйственную систему. На внешнем рынке реализуется 11% ВВП страны. США является ядром НАФТА. Североамериканская интеграция активизировала развитие региона, американские компании получили мощный придаток в виде развития своей мексиканской и канадской производственной базы, что позволяет им значительно снижать издержки на оплату труда.
Признаки спада американской экономики проявились еще в 2000 г. Но особенно тяжелым как в экономическом, так и в политическом плане стал 2001 г. Спад производства был обусловлен комплексом причин, одной из которых является «перегрев» Интернет-экономики. Разросшиеся в большей степени виртуально, чем в реальном производстве, Интернет-компании имели несоизмеримые фондовые активы и прибыли. Негативную роль сыграло и кризисное состояние корпоративного сектора США, подтвердившееся финансовым банкротством как крупных американских корпораций топливно-энергетического комплекса США «Enron», телекоммуникационного «WorldCom», так и ряда других более мелких корпораций.
Серьезным испытанием для американской экономики, а вместе с ней и мировой, стала террористическая атака в сентябре 2001 г., в результате которой только прямой ущерб оценивается в 135 млрд. долларов.
Убытки американских страховых компаний в результате террористической атаки 11 сентября составили 40—50 млрд. долларов. Уменьшение налоговых поступлений, затраты на борьбу с террористическими актами, войну в Ираке и другие расходы оказали серьезное влияние на экономику страны.
Преодолению возникших экономических трудностей способствовал накопленный США резерв устойчивости и мобилизация стимулов для внутренних и внешних инвестиций, в сочетании с весьма эффективной системой государственного регулирования экономической и социальной жизни общества.
Экономический кризис 2001 г. послужил толчком структурной перестройки американской экономики в направлении совершенствования информационно-коммуникационной системы. Президентом Дж. Бушем-младшим в 2001 г. был подписан закон о значительном снижении налогов. Уменьшение налога на капитал и дивиденды стимулировало малый бизнес к инвестированию и созданию рабочих мест.
Преодоление кризиса в корпоративной среде было достигнуто путем государственного вмешательства с использованием рычагов фискальной и монетарной политики. Реформа системы корпоративного управления, активная борьба с финансовыми злоупотреблениями обеспечили защиту интересов американских инвесторов и способствовали восстановлению престижа американской экономики у мировой общественности. Активизировался процесс сращивания и слияния компаний с целью оптимизации финансовых потоков, выросли активы промышленных компаний, финансовых групп, связанных с оборонным сектором, имеющих контракты по снабжению войск в Афганистане и Иране. Исчезли многие Интернет-компании, искусственно завышавшие свои финансовые возможности.
Начиная с 2002 г. отмечается динамичный рост экономики США.
В то же время в начале XXI в. вновь актуальной стала проблема двойного дефицита американской экономики. Торговый дефицит Америки вызван рядом факторов, включая низкий уровень накопления капитала, большой бюджетный дефицит и замедление роста производства товаров. Огромная роль Соединенных Штатов в мировой экономике делает проблему дефицита внешней торговли проблемой глобального масштаба. В то же время, сложившаяся структура экспортно-импортного соотношения товаров и услуг отражает структурные сдвиги, происходящие во внутренней экономике страны
Золотовалютные резервы на конец 2003г. составили 84,150 млрд. долл., в т.ч. инвалюта – 37,4 млрд. долл., золотой запас – 11,04 млрд. долл. и СДР – 12,07 млрд. долл. Важнейшим фактором, позитивно отразившемся на состоянии фондовых рынков, потребительском доверии и настроениях в деловом мире, а также экономическом росте в целом, явилась активная экономическая политика американской администрации, направленная на формирование самой благоприятной за последние десятилетия деловой среды в США, возросшие военные расходы и высокие темпы производительности труда.
Некоторое улучшение геополитической ситуации после завершения войн в Афганистане и Ираке и определенная стабилизация мировых цен на нефть также позитивно сказались на деловой динамике в стране и мировой экономике в целом.
При этом увеличение зарплаты (доля которой в общей сумме реальных доходов достигает порядка 60%) составило 2,6% (1,3% в 2002г.). На 6,5% возросли различные льготные выплаты по линии государства, на 5,7% (4,5% в 2002г.) – выплаты предпринимателей в пенсионные и страховые фонды, на 6,9% – доходы по дивидендам. Среднегодовая норма сбережений в 2003г. снизилась по сравнению с предыдущим годом, составив 2% (2,3% в 2002г.).
Структура экономики США отличается своей ярко выраженной постиндустриальностью. В сфере сельского хозяйства создаётся около 2% ВВП, промышленность даёт 23% ВВП, а наибольшая доля ВВП приходится на нематериальное производство: сфера услуг даёт 75% ВВП страны. Среди развитых стран мира США практически не имеет конкурентов по своему индустриальному развитию. Большая, чем у США сфера услуг в структуре производства, ВВП наблюдается только в Нидерландах (78%), Израиле (81%) и Гонконге (83%), которые ввиду имеющихся определённых конкурентных преимуществ специализируются на услугах. Однако вышеназванные страны не могут составить США заметную конкуренцию на мировом рынке услуг из-за своих небольших размеров.
Кризис в экономике США, а вместе с тем и мировой экономический кризис, начался не вчера, и, более того, в конце осени 2008 года аналитики заявили, что американская экономика уже с начала года находится в состоянии спада. Это вызвало шок на рынках: конечно, инвесторы полагали, что все плохо, но не думали, что это «плохо» — уже так долго и что американские финансовые власти, по сути дела, обманывали инвестиционное сообщество, заявляя о том, что пока никакой рецессии в стране нет.
Вообще, именно Федеральный резерв и Министерство финансов США, по мнению ряда экспертов, могут вполне заслуженно оказаться в роли «козлов отпущения», ответственных за то, что творится сейчас в экономике и на рынках.
По мнению аналитиков, причины кризиса заключаются в том, что мягкая монетарная политика Федеральной резервной системы, которая вызывала беспримерную дешевизну денег в середине десятилетия, а также сама по себе мировая банковская система, увеличивавшая денежную массу и расширявшая кредит, не обеспеченный реальными накоплениями, привели к тому, что на рынке начали надуваться как традиционные пузыри (недвижимость, товары), так и новые, как выяснилось, злокачественные образования. Они были основаны на придуманных изощренными умами финансистов новых способах применения кредитного рычага и секьюритизации имеющихся резервов и активов. Финал этой изобретательности оказался печальным. Рынок производных на закладные по ипотечным кредитам американцев, выросший до гигантских размеров буквально за пять лет, в итоге рухнул за полгода и похоронил под своими обломками как гигантов инвестиционного бэнкнига — Lehman Brothers и Bear Sterns, так и многих других. В итоге мировая финансовая система оказалась парализованной и паралич этот немедленно распространился и на реальные сектора экономик многих стран мира. Как следствие — резкое падение производства, рост безработицы, банкротства и полный набор всех несчастий, которые обычно сопутствуют мировому экономическому кризису. Понятно, что, начавшись не вчера, вся эта история закончится не завтра. Похоже, что мировая экономика только входит в полосу кризиса, который может продлиться до 2010 года как минимум.
Одним проявлением перегрева мировой экономики стал беспрецедентный рост цен на нефть, которые в середине 2008 года достигли уровня 147 долл./барр. Если вспомнить 1998 год и стоимость нефти в 15 долл./барр., можно особенно ясно представить, куда именно в значительной части ушли те деньги, которыми накачивалась мировая экономика в последние годы. Пузырь лопнул в июле этого года, и цены за какие-то месяцы упали до отметки 40 долл./барр. Цены на бензин в США, еще недавно бившие рекорды, снизились до минимальных за пять лет уровней. Многие страны — производители нефти всерьез обеспокоены столь стремительным падением цен, ведь ниже определенного уровня котировок их добыча просто станет нерентабельной. Беспокоится и ОПЕК, но пока как-то вяло и лишь на словах — похоже, картель понимает, что не в силах совладать с тем, что происходит на рынке.
Текущее снижение цены на нефть, судя по всему, не имеет ничего общего со сдвигом баланса спроса и предложения; то, что сегодня разрушается, — это спрос, который стимулировался доступностью кредитов. Основным фактором снижения цен на нефть стало резкое сокращение мирового денежного предложения, и, следовательно, на данный момент усилия ОПЕК по поддержке цен не будут эффективными. Конечно, картель может волевым усилием убрать с рынка определенное количество нефти, но тогда это приведет к угрозе резкого роста цен в будущем и разногласиям внутри самого картеля: ведь чем жестче квоты, тем больше соблазн их нарушить. В итоге рынок сейчас пытается нащупать дно самостоятельно, но где оно будет — сказать очень сложно.