Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:06, контрольная работа
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике.
Глава 2. Правовые основы деятельности малых предприятий.
2.1 Создание и ликвидация малых предприятий.
2.2 Государственная регистрация предприятия.
2.3 Ликвидация и реорганизация предприятия.
2.4 Управление предприятием.
2.5 Хозяйственная и иная деятельность предприятия.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.
3.1 Самостоятельное существование малого бизнеса.
3.2 Проблемы становления малого бизнеса в Казахстане.
Глава 4. Коммерческие банки – основное звено банковской системы и их функции
Заключение.
Список использованной литературы
- повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
- уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;
- способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
- в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
- большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
- расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.
Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.
Отсюда
можно говорить о трех моделях
развития мелкого
I.консервация
масштабов деятельности с
II.медленное расширение деловой активности;
III.быстрое развитие
малых предприятий и
Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.
В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.
3.2 Проблемы становления малого бизнеса в Казахстане.
Одним из решающих условий углубления проводимых в Казахстане экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.
В 1996 году в Казахстане проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому
и не изживается в массовом сознании
представление о
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения
числа малых предприятий - низкий
уровень финансовой
Еще один очень важный фактор
негативного воздействия на
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Как показывает изучение
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в Казахстане малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РК, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.
К
настоящему времени сделаны только
самые первые шаги в правовом и
организационном обеспечении
В
1998-1999 годах финансово-кредитная
и инвестиционная поддержка малого
предпринимательства должна сочетать
оптимизацию налоговых льгот, развитие
системы кредитования и создание
благоприятного инвестиционного климата
с участием специализированных фондов
и других финансовых институтов. Сочетание
мер прямой и косвенной поддержки должно
способствовать формированию необходимого
стартового капитала для вновь создаваемых,
а также развитию существующих малых предприятий
и преодолению негативной тенденции ухода
этих предприятий от налогообложения.
В 1998-1999 годах должны быть сохранены установленные
действующим законодательством налоговые
льготы для субъектов малого предпринимательства.
Предстоит упростить систему учета и отчетности
субъектов малого предпринимательства
в целях получения основной информации,
необходимой для решения вопросов налогообложения.
В ходе реализации программ предусматривается
формирование гарантийного и лизингового
фондов, способствующих в условиях повышенных
рисков кредитованию и инвестированию
в наиболее эффективные проекты и предприятия.
Должен быть разработан порядок, при котором
не менее 20 процентов средств, поступающих
от приватизации в Федеральный фонд поддержки
малого предпринимательства, используется
для осуществления региональных инвестиционных
программ. Будет введен в действие механизм
размещения среди субъектов малого предпринимательства
не менее 15 процентов объемов заказов
на производство и поставку продукции,
товаров и услуг для федеральных государственных
нужд.
Глава 4.
Коммерческие банки – основное звено
банковской системы и их функции
Коммерческие банки по статусу, по целям и направлениям не равноценны, но у всех банков есть общая основа: наличие баланса и его строение; характер основных функций и операций; получение дохода от своей деятельности.
Коммерческие банки также характеризуются как основное звено кредитной системы. Это означает, что банки, как основной центр кредитования, раскрывают богатые возможности кредита. В банковской системе кредит выдают центральный банк, банки второго уровня, специальные кредитные институты. А коммерческие банки, Коммерческие банки в условиях рыночной экономики – это активные деловые банки и во всех странах в банковской системе они занимают особое место.
Обслуживая всю экономику, выдают кредиты хозяйствам, предпринимателям. Отдельным лицам, приближены к клиентам и способствуют развитию сферы производства и сферы обращения.