Кредитно-финансовые институты Евросоюза

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия возросла роль региональных международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Развитие более тесных региональных связей обусловлено следующими основными факторами:
1) наличием тесных торгово-экономических связей стран регионов;
2) общностью культуры и менталитета;
3) усилением позиций в защите собственных интересов.
Кредитно-финансовые институты Евросоюза выполняют функции по предоставлению международного кредита.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Международные кредитно-финансовые институты…………………………………………...5
1.1 Общая характеристика международных кредитно-финансовых институтов…………...5
1.2 Группа Всемирного банка. Основные организации и аспекты деятельности……………………………………………………………………………………………………8
1.3 Европейский Банк Реконструкции и Развития…………………………………………..13
2. Европейская система центральных банков……………………………………………………20
2.1 Европейский инвестиционный банк и Европейский инвестиционный фонд…………23
2.2 Северный инвестиционный банк. Северный фонд развития…………………………...25
2.3 Черноморский банк торговли и развития………………………………………………...27
2.4 Банк развития Совета Европы…………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………………………31
Список использованной литературы..............................................................................................33
Приложение…………………………………………………………………………………….…..35

Файлы: 1 файл

Кредитно-финансовые институты Евросоюза.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

- Фонды начального развития Эквинет НР.1 Гмбх и Ко. (Equinet Early Stage Capital Funds NR. 1 Gmbh & Co.) – фонд, нацеленный на финансирование проектов в сфере информатики, информатизации, Интернета и новых средств связи и информации;

- Веллингтон Патнэрз (Wellington Partners) – фонд, осуществляющий инвестиции в компании, работающие в сфере новых информационных технологий, в основном Интернет.

Вопрос о правовой природе Европейского инвестиционного  фонда был рассмотрен выше в материале, посвященном Европейскому инвестиционному банку, поэтому перейдем к рассмотрению правовых аспектов основных документов, регулирующих деятельность Фонда.

Основными документами, регулирующими деятельность Фонда, являются Устав Европейского инвестиционного фонда (Statutes of the European Investment Fund) и Регламент работы (Rules of Procedure).

2.2 Северный инвестиционный банк. Северный фонд развития

 

Соглашение о Северном инвестиционном банке вступило в  силу 1 июня 1976 г. в соответствии с решением Северного совета министров (Nordic Council a/Ministers). Банк начал свою деятельность 2 августа 1976 г.

Новое Соглашение между  Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией относительно Северного инвестиционного банка подписано в Осло 23 октября 1998 г.

Целью деятельности Банка  является выдача кредитов и гарантий в соответствии с обычной банковской практикой, но с акцентом на экономические и социальные проблемы региона.

Северный инвестиционный банк (СИБ) осуществляет финансирование, как частных, так и государственных проектов. Предпочтение отдается инвестиционным проектам, направленным на усиление экономического сотрудничества в регионе. За пределами региона СИБ финансирует проекты в странах с экономикой переходного периода и в странах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития. Особое внимание уделяется проектам, направленным на сохранение энергетических ресурсов, развитие инфраструктуры, финансирование исследований и развития. СИБ осуществляет финансирование ряда проектов в северо-западных регионах России.

Северный инвестиционный банк в основном предоставляет долгосрочные кредиты исключительно на условиях возвратности. СИБ не предоставляет гранты или финансовую помощь. Кредиты предоставляются только проектам, имеющим детальное описание и четкие цели. Причем проект должен затрагивать интересы нескольких стран региона. Заемщик должен иметь хорошую кредитную историю. Максимальный объем финансирования, предоставляемого СИБ, может составлять не более 50% общей стоимости проекта.

Банк уделяет особое внимание открытости в осуществлении  проектов. Банк осуществляет контроль над целевым использованием предоставляемых средств.

Финансирование деятельности Банка осуществляется из разных источников. В частности, Банк ежегодно получает порядка 2,5 млрд. евро на мировых финансовых рынках. Также Банк осуществляет выпуск облигаций. Прибыль, получаемая в результате осуществления инвестиционных проектов, составляет существенную долю в общем объеме доходов Банка.

Всю свою деятельность СИБ  осуществляет на основе общепризнанных принципов и правил разумного ведения дел. На протяжении многих лет (с 1982 г.) Банк обладает высшим кредитным рейтингом (ААА/Ааа), по заключениям ряда ведущих финансовых рейтинговых агентств (Standard & Poor's, Moody's и др.).

Банк обращает особое внимание на проекты, нацеленные на охрану окружающей среды и создание благоприятных экологических условий.

Северный фонд развития (СФР) начал свою деятельность в феврале 1989 г. Членами Фонда являются Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция (государства - члены Северного инвестиционного банка).

Уставный капитал Фонда составляет около 710 млн. долл. США.

Северный фонд развития предоставляет кредиты наименее развитым странам с крайне низкими годовыми доходами на душу населения. Необходимо отметить эту характерную черту СФР – деятельность организации нацелена не на государства-члены, а на третьи государства, т. е. члены СФР фактически являются донорами. Предпочтение отдается странам Африки, Азии и Латинской Америки. По состоянию на июнь 2000 г. СФР подписал 124 кредитных соглашения на общую сумму 422,1 млн. СДР (порядка 550 млн. долл. США) (прил. 2).

Северный фонд развития предоставляет кредиты исключительно  на основе совместного финансирования с крупными международными организациями, такими как: Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация. Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития и Северный инвестиционный банк.

Фонд осуществляет льготное финансирование: срок оплаты по кредитам наступает по истечении 40 лет с момента предоставления, предусматривается 10-летний льготный период, по кредитам не устанавливается процент, но взимается плата за обслуживание в размере 0,75% в год и комиссионные за неиспользованную часть кредита в размере 0,5% в год. Интересно отметить явное сходство с условиями предоставления кредитов Международной ассоциацией развития.

2.3 Черноморский банк торговли и развития

 

Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) был создан 11 государствами – членами Организации черноморского экономического сотрудничества в качестве региональной организации финансового развития.

Целью деятельности Банка  является ускорение экономического развития региона, а также развитие экономического сотрудничества между странами-участницами. Банк поддерживает проекты, направленные на развитие торговых связей в регионе и усилия государств-членов по установлению более прочных финансово-экономических связей.

Первой операцией, осуществленной Банком, явилось предоставление кредита в размере 12 млн. долл. США для строительства газокомпрессорной станции на Украине. О подписании соглашения было объявлено в декабре 1999 г. Финансирование проекта проводилось совместно с Европейским банком реконструкции и развития. Данный проект осуществляется украинской компанией «Газтранзит», которая является совместным предприятием ОАО «Газпром» (Россия) и «Нафтогаз» (Украина). Общая стоимость проекта – 78 млн долл. США.

В апреле 2000 г. Совет директоров принял решение о предоставлении кредита в размере 10 млн долл. США греческой компании «Вардинояннис-Авин Интернэшнл Груп» (Vardinoyannis-Avin International Group) для осуществления проекта строительства нефтеналивного танкера. Строительство танкера осуществлялось украинской компанией.

В июле 2000 г. ЧБТР предоставил кредит в размере 1,5 млн. долл. США Банку Грузии. Кредитная линия использовалась для краткосрочного финансирования ряда программ, направленных на активизацию экспорта товаров.

В настоящее время  Банк рассматривает возможность  оказания финансовой поддержки ряда проектов в сфере сельского хозяйства в России, Грузии и Азербайджане.

Участниками - акционерами Банка являются: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, Российская Федерация, Румыния, Турция и Украина. Крупнейшими акционерами являются Россия, Греция и Турция (по 16,5% от суммы уставного капитала).

Сумма уставного капитала Банка составляет около 1 млрд. специальных прав заимствования (Special Drawing Rights – SDR), что примерно эквивалентно 1,35 млрд. долл. США.

Свою деятельность Банк осуществляет на основе следующих принципов:

- соответствие всех проводимых операций основополагающим принципам банковской деятельности;

- открытость, публичная отчетность и эффективное управление;

- справедливое и беспристрастное рассмотрение любых коммерческих предложений и проектов;

- эффективность и гибкость;

- нацеленность на нужды клиентов.

2.4 Банк развития Совета Европы

 

Банк развития Совета Европы (БРСЕ) – международный банк развития. Основной целью деятельности Банка является улучшение социальной сферы в странах - членах Совета Европы. Банк подчиняется решениям исполнительных органов Совета Европы, однако БРСЕ является абсолютно самостоятельным юридическим лицом. Банк не получает никакого финансирования от ЕС. С момента создания в 1956 г. Банк осуществлял финансирование социальных проектов и участвовал в оказании финансовой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций. Деятельность Банка направлена на улучшение жизненных условий в менее развитых районах Европы. Проекты, осуществляемые Банком, утверждаются Административным советом (Administrative Council) в соответствии с основными направлениями деятельности, определенными в Учредительном договоре (Articles of Agreement) и Решении 1424 (97) Административного совета.

Приоритетными являются проекты оказания помощи:

- беженцам и мигрантам;

- регионам, которые подверглись действию стихийных бедствий или являются зоной экологической катастрофы.

Банк также оказывает  финансовую помощь в сферах развития малых и средних предприятий, строительства жилья для категорий населения, которые нуждаются в социальной поддержке, здравоохранения, образования и профессиональной переподготовки, охраны окружающей среды, улучшения качества жизни в слаборазвитых городских районах, защиты и восстановления историко-архитектурного наследия. В рамках основных направлений своей деятельности Банк содействует созданию новых рабочих мест.

Банк осуществляет два  основных вида операций:

- предоставление займов непосредственно таким заемщикам, которые ответственны за осуществление проектов (государства, местные власти), или, в случае, если финансирование предназначается нескольким лицам, финансовым организациям;

- предоставление гарантий в рамках операций, финансируемых из других источников.

Суммы предоставляемых  займов зависят от общей стоимости проекта, но никогда не превышают 50% общей стоимости осуществления проекта. Остальная часть финансирования предоставляется государственными органами, отвечающими за реализацию программ развития, или банками. Некоторые проекты осуществляются на основе совместного финансирования с другими международными финансовыми организациями (такими, как ЕБРР, Всемирный банк, ЕИБ).

Обычно предоставляемые  Банком развития Совета Европы кредиты  являются долгосрочными. Продолжительность льготного периода (периода, в течение которого не требуется ни платить проценты, ни погашать основную сумму кредита) варьируется от 1 года до 5 лет.

Только за 10 месяцев 2010 г. Банк развития Совета Европы утвердил 37 проектов, общая сумма финансирования которых составляет 1,9 млрд. евро.

В качестве иллюстрации  можно привести несколько недавних (осень-зима 2010 г.) проектов БРСЕ:

во Франции:

- финансирование (совместно с парижским Муниципальным агентством Дексия /Dexia Municipal Agency/) строительства социального жилья для категорий населения с самым низким уровнем доходов;

- финансирование (совместно с Сосьете Женераль) программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников компании «Томсон Мультимедиа»;

в Польше:

- финансирование программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников, уволенных из компании «Польские государственные железные дороги», в рамках программы реабилитации железных дорог Польши;

в Испании:

- финансирование проекта расширения метро в Мадриде с целью объединения единой транспортной инфраструктурой беднейших пригородных районов и центра города;

в Хорватии:

- финансирование строительства жилья и восстановления инфраструктуры с целью содействия процессу возвращения беженцев.

В сентябре 2000 г. Банку были присвоены высшие кредитные рейтинги (Ааа и ААА) ведущими рейтинговыми агентствами (Moody's и Standard & Poor's).

Банк был создан в 1956 г., но свое нынешнее название он получил лишь – в 1999 г. Своим Решением от 28 июня 1999 г. Совет управляющих (Governing Board) изменил название Фонда социального развития Совета Европы. Однако Совет управляющих подчеркнул, что изменение названия не повлечет за собой изменения природы организации. Совет еще раз подчеркнул социальную направленность деятельности организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По результатам работы можно сделать ряд выводов.

Межгосударственные финансово-экономические  организации Европы играют особую роль в современном мире, так как  являются наиболее развитыми, передовыми и эффективными. Одни из первых межгосударственных финансово-экономических организаций были созданы именно в Европе (например, Организация европейского экономического сотрудничества (ныне – Организация экономического сотрудничества и развития), Европейский инвестиционный банк, Экономический союз Бенилюкс). Эти организации успешно работают и по истечении 40-50 лет с момента создания. Успешное развитие европейских организаций обусловлено гибкостью подхода к текущей ситуации. Анализ основополагающих документов европейских межгосударственных организаций показывает, что эти организации всегда обладали возможностью оперативно реагировать на изменяющиеся условия. Документы изменялись и дополнялись, но неизменной оставалась приверженность соблюдению международно-правовых норм и стремлению оказывать содействие наиболее передовым и перспективным проектам. В настоящее время эти принципы остаются незыблемыми. Европейские межгосударственные финансово-экономические организации являются примером стабильности, но в то же время оперативности и гибкости. Итогом является то, что эти организации, в своем подавляющем большинстве являющиеся классическими международными организациями, соблюдающими в своей деятельности все основополагающие принципы и нормы международного права, в гораздо меньшей степени страдают такими «болезнями» множества других международных организаций, как бюрократизм, медлительность, нежелание (или невозможность) реформирования.

Информация о работе Кредитно-финансовые институты Евросоюза