Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:32, курсовая работа
В последние десятилетия возросла роль региональных международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Развитие более тесных региональных связей обусловлено следующими основными факторами:
1) наличием тесных торгово-экономических связей стран регионов;
2) общностью культуры и менталитета;
3) усилением позиций в защите собственных интересов.
Кредитно-финансовые институты Евросоюза выполняют функции по предоставлению международного кредита.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Международные кредитно-финансовые институты…………………………………………...5
1.1 Общая характеристика международных кредитно-финансовых институтов…………...5
1.2 Группа Всемирного банка. Основные организации и аспекты деятельности……………………………………………………………………………………………………8
1.3 Европейский Банк Реконструкции и Развития…………………………………………..13
2. Европейская система центральных банков……………………………………………………20
2.1 Европейский инвестиционный банк и Европейский инвестиционный фонд…………23
2.2 Северный инвестиционный банк. Северный фонд развития…………………………...25
2.3 Черноморский банк торговли и развития………………………………………………...27
2.4 Банк развития Совета Европы…………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………………………31
Список использованной литературы..............................................................................................33
Приложение…………………………………………………………………………………….…..35
В соответствии с положениями Маастрихтского Договора (или, точнее, Договора о Европейском Союзе /Treaty on European Union/) была создана так называемая Европейская система центральных банков (ЕСЦБ, или Евросистема). Она состоит из Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств-членов ЕС. Термин «Евросистема», или ЕСЦБ ("Eurosystem") употребляется, прежде всего, для обозначения ЕЦБ и НЦБ тех государств-членов ЕС, которые приняли евро. НЦБ тех государств - членов ЕС, которые не присоединились к пространству евро, являются членами ЕСЦБ со специальным статусом. Данный статус не позволяет им участвовать в процессе принятия решений в отношении единой денежной политики для так называемого «пространства евро».
В соответствии с Договором о ЕС и Уставом ЕСЦБ и ЕЦБ приоритетной целью деятельности Евросистемы является поддержание стабильности цен. Помимо этого, Евросистема способствует осуществлению общей экономической политики ЕС, действуя на основе принципов свободной рыночной экономики.
Основными задачами Евросистемы являются:
- разработка и применение единой денежной политики для всего «пространства евро»;
- осуществление валютных торгов;
- хранение официальных валютных резервов государств-членов и управление ими;
- обеспечение бесперебойной работы платежных систем.
В дополнение к вышеуказанному можно отметить также и то, что Евросистема способствует стабильному исполнению соответствующими органами функций пруденциального надзора за деятельностью кредитных организаций и финансовой системы в целом. ЕЦБ исполняет роль консультанта ЕС и государств-членов по вопросам его компетенции. Наконец, во исполнение указаний Европейской системы центральных банков. Европейский центральный банк, совместно с национальными центральными банками, осуществляет сбор и обработку статистической информации.
Уставный капитал ЕЦБ составляет 5 млрд евро. На данный момент оплачено 4 млрд евро. Единственными участниками-акционерами ЕЦБ являются национальные центральные банки. Доля каждого НЦБ в Европейском центральном банке пропорциональна доле каждой из стран в валовом внутреннем продукте ЕС. Государства - участники «пространства евро» полностью выкупили свои доли в капитале ЕЦБ, те же государства, которые еще не участвуют в «пространстве евро», оплатили 5% стоимости доли в качестве компенсации текущих операционных расходов ЕЦБ. Кроме этого, был создан резервный фонд в размере порядка 40 млрд. евро. Резервный фонд формировался за счет вкладов национальных центральных банков пропорционально их доле участия в ЕЦБ, который в обмен на вклады НЦБ предоставил каждому из них облигацию, стоимость которой эквивалентна вкладу в резервный фонд данного НЦБ. Резервный фонд на 15% состоит из золота и на 85% из долл. США и японских йен.
Процесс принятия решений в Евросистеме централизован. Основными органами управления Евросистемы являются Управляющий совет (Governing Council) и Исполнительный совет (Executive Board) Европейского центрального банка. Третий орган управления – Генеральный совет (General Council) – будет существовать до тех пор, пока будут оставаться государства, не входящие в «пространство евро».
Как уже отмечалось выше, общее руководство ЕСЦБ осуществляется руководящими органами ЕЦБ. Основными органами управления являются:
1. Управляющий совет.
2. Исполнительный совет.
3. Генеральный совет.
4. Президент.
Управляющий совет включает всех членов Исполнительного совета и управляющих национальных центральных банков тех стран, которые входят в «пространство евро».
Основные функции Совета:
- утверждать положения об общих направлениях деятельности и принимать решения, необходимые для достижения целей и задач, стоящих перед Евросистемой;
- определять денежную политику ЕС, включая принятие решений в отношении промежуточных целей регулирования денежного обращения, ключевых процентных ставок и источников пополнения резервов Евросистемы.
Исполнительный совет состоит из президента, вице-президента и четырех членов, избираемых из числа лиц, которые обладают общепризнанным авторитетом в области денежного обращения и банковского дела. Они назначаются в соответствии с единогласным решением глав государств или правительств стран-членов по рекомендации Совета ЕС, которая выдается после консультаций с Европейским парламентом и Управляющим советом ЕЦБ.
Основными задачами Исполнительного совета являются:
- применение разработанной Управляющим советом денежной политики и разработка необходимых инструкций для НЦБ;
- осуществление любых иных полномочий, делегированных Исполнительному совету Управляющим советом.
Генеральный совет состоит из президента, вице-президента и управляющих центральными банками всех 15 государств-членов. Генеральный совет в настоящее время исполняет те функции, которые ранее исполнялись Европейским валютным институтом (European Monetary Institute).
Кроме того, задачами Генерального совета являются:
- исполнение функций консультативного органа ЕЦБ;
- сбор статистической информации;
- подготовка годовых отчетов ЕЦБ;
- создание правил для осуществления национальными центральными банками стандартизации финансового и операционного учета;
- определение процедуры осуществления вкладов в уставный капитал Европейского центрального банка;
- определение условий найма персонала ЕЦБ;
- определение подготовительных мер, необходимых для установления фиксированных курсов валют государств, не входящих в «пространство евро».
Евросистема является независимой структурой. В процессе принятия решений ни ЕЦБ, ни национальные центральные банки не могут обращаться за указаниями к кому бы то ни было. Не могут этого делать и служащие этих организаций.
Устав ЕСЦБ и ЕЦБ предусматривает следующие гарантии независимости и непредвзятости служащих на руководящих постах:
- минимальный срок работы управляющих – 5 лет (могут быть переизбраны на новый срок);
- минимальный срок работы членов Исполнительного совета – 8 лет (не могут быть переизбраны на новый срок);
- досрочное снятие служащего с занимаемой должности возможно лишь в случае наступления недееспособности или совершения серьезного должностного нарушения. Споры по данным вопросам решаются в Суде ЕС.
В заключение необходимо сказать, что помимо вышеупомянутых и проанализированных документов деятельность ЕЦБ (и ЕСЦБ в целом) регулируется еще рядом документов. В частности, это Регламент работы Европейского центрального банка (Rules of Procedure of the European Central Bank), Регламент работы Генерального совета Европейского центрального банка (Rules of Procedure of the General Council of the European Central Bank), Решение ЕЦБ относительно регламента работы Исполнительного совета ЕЦБ, а также другие документы. Анализ этих документов не осуществляется по причине того, что они носят во многом технический характер и содержат описание правил ежедневной работы вышеупомянутых органов. Возможно, с точки зрения права такой анализ представляет определенный интерес, но, на наш взгляд, он бы несколько вышел за рамки данной работы.
На этом я заканчиваю анализ правовых аспектов создания и деятельности Европейского центрального банка как элемента Европейской системы центральных банков, и переходим к рассмотрению двух других финансовых организаций, входящих в общую финансово-экономическую структуру Европейского Союза.
Европейский инвестиционный банк был создан в соответствии с Римским Договором, согласно положениям, которого было создано Европейское Сообщество, и который вступил в силу 1 января 1958 г. Устав Европейского инвестиционного банка является приложением к Договору. В настоящее время Банк является автономной организацией, входящей в структуру Европейского Союза. Банк является некоммерческой организацией (т. е. максимизация прибыли не является его целью). Банк получает средства на мировых финансовых рынках и использует их для долгосрочного кредитования крупных инвестиционных проектов, направленных на дальнейшее укрепление европейского интеграционного процесса и сбалансированного развития региона. Банк отдает предпочтение финансированию проектов, направленных на поддержание менее развитых стран, входящих в Европейский Союз. Основные направления финансирования: развитие транспортной сети, телекоммуникации, энергоснабжение, интеграция промышленности стран ЕС, защита окружающей среды.
Европейский инвестиционный банк осуществляет деятельность и за пределами региона, но в соответствии с интересами и политикой ЕС. Так, в частности, ЕИБ финансирует проекты в Средиземноморском регионе, в Центральной и Восточной Европе, в Латинской Америке, Азии и Южной Африке, а также, в соответствии с положениями IV Ломейской конвенции, в Африке, Карибском и Тихоокеанском регионах.
Членами Банка являются 15 членов Европейского Союза: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Соединенное Королевство, Швеция, Финляндия, Франция.
В 2009 г. Европейский инвестиционный банк выдал кредитов и займов на общую сумму более 31 млрд евро. На заседании Совета ЕС на уровне глав государств и правительств в Кельне была особо отмечена роль ЕИБ в деле европейской экономической интеграции и социального согласия. Совет ЕС призвал Банк продолжать развитие направлений его деятельности с целью поддержания устойчивого развития в Европе.
Из общей суммы
ЕИБ финансирует только те проекты в странах ЕС, которые направлены на:
- укрепление экономического и социального развития и интеграции;
- поощрение экономического развития наименее развитых регионов;
- улучшение инфраструктуры и обслуживания в сферах здравоохранения и образования;
- развитие транспорта, телекоммуникаций и энергетики;
- сохранение природной среды.
ЕИБ осуществляет контроль над целевым использованием кредитных средств.
Европейский инвестиционный фонд был создан в июне 1994 года. Акционерами Фонда являются Европейский инвестиционный банк. Европейский Союз (в лице Европейской комиссии), Северный инвестиционный фонд и группа коммерческих банков и кредитно-финансовых организаций из стран - членов Европейского Союза.
Основное направление деятельности Фонда – предоставление гарантий предприятиям частного сектора и предприятиям, частично принадлежащим государству. ЕИФ осуществляет деятельность в тех же областях промышленности, что и ЕИБ. Годовое общее собрание, состоявшееся 18 июня 1996 г., приняло решение о расширении сферы деятельности Фонда, включив в нее возможность участия Фонда в уставных капиталах предприятий.
Уставный капитал Фонда составляет 2 млрд евро, из них 800 млн внес Европейский инвестиционный банк, 600 млн – Европейские Сообщества, 389 млн – кредитно-финансовые организации, чуть более 10% общего числа акций остаются невыкупленными.
В отличие от ЕИБ, предоставление кредитов не является основной формой деятельности ЕИФ. ЕИФ участвует в финансировании проектов только совместно с другими финансовыми организациями. ЕИФ предоставляет финансовые гарантии кредитов, облигаций, лизинга, выпусков ценных бумаг и т.п. Деятельность ЕИФ является своего рода дополнением к деятельности ЕИБ и других банковских и кредитно-финансовых организаций. ЕИФ осуществляет свою деятельность на коммерческой основе, то есть получение прибыли является одной из основных целей деятельности ЕИФ. В ряде нормативных документов Европейского Союза ЕИФ расценивается в качестве международного банка развития.
Европейский инвестиционный фонд редко приобретает акции предприятий напрямую. Чаще он участвует в инвестиционных фондах, в том числе и с высокой степенью риска (так называемый «венчурный капитал» или «венчурные фонды»). Европейский инвестиционный фонд осуществляет инвестиции в фонды, начальный капитал которых равен или превышает 15 млн. евро. Обычно доля ЕИФ в капитале того или иного фонда не превышает 25%. ЕИФ оказывает поддержку частным компаниям по управлению инвестиционными фондами с целью привлечения дополнительных инвестиций.
В соответствии с решением заседания Европейского совета в Амстердаме (июнь 1997 г.) Европейский Союз начал осуществление так называемой Европейской программы развития технологий (European Technology Facility). Фонд осуществляет общее руководство данным проектом от имени ЕИБ. Саммит ЕС в Лиссабоне (март 2000 г.) призвал органы ЕС усилить поддержку инициатив в сфере среднего и малого бизнеса. Результатом явилось принятие решения о реформировании ЕИФ и превращении этого органа в основной центр управления рисковыми («венчурными») капиталами, который в этом секторе будет оказывать содействие Европейскому инвестиционному банку.
В качестве примеров инвестиционной деятельности фонда можно назвать несколько осуществляемых Фондом проектов:
- Фонд здравоохранения Квантум (Quantum Healthcare Fund) – основной целью являются инвестиции в проекты, направленные на развитие биотехнологий и здравоохранения в Соединенном Королевстве и других странах Европы;
- Нью Тэк Венчэ Кэпитал Фанд (New Tech Venture Capital Fund) – фонд, созданный и действующий в соответствии с законодательством Люксембурга; осуществляет инвестиции в новые проекты, связанные с развитием технологий в Европе;