Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:32, курсовая работа
В последние десятилетия возросла роль региональных международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Развитие более тесных региональных связей обусловлено следующими основными факторами:
1) наличием тесных торгово-экономических связей стран регионов;
2) общностью культуры и менталитета;
3) усилением позиций в защите собственных интересов.
Кредитно-финансовые институты Евросоюза выполняют функции по предоставлению международного кредита.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Международные кредитно-финансовые институты…………………………………………...5
1.1 Общая характеристика международных кредитно-финансовых институтов…………...5
1.2 Группа Всемирного банка. Основные организации и аспекты деятельности……………………………………………………………………………………………………8
1.3 Европейский Банк Реконструкции и Развития…………………………………………..13
2. Европейская система центральных банков……………………………………………………20
2.1 Европейский инвестиционный банк и Европейский инвестиционный фонд…………23
2.2 Северный инвестиционный банк. Северный фонд развития…………………………...25
2.3 Черноморский банк торговли и развития………………………………………………...27
2.4 Банк развития Совета Европы…………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………………………31
Список использованной литературы..............................................................................................33
Приложение…………………………………………………………………………………….…..35
Банк помогает вводить в действие проекты экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию, он стремится учитывать разницу в развитии каждой из стран.
Целью ЕБРР является привлечение
частных иностранных
Членами ЕБРР являются 58 государств, ЕС и Европейский инвестиционный банк.
Первым президентом Банка был Жак Аттали (Франция). В связи с его отставкой были назначены новые выборы. 18 августа 1993 г. на этот пост был практически единогласно избран Жак де Ларозьер (Франция). До этого он занимал пост председателя Банка Франции и управляющего директора МВФ. За его избрание проголосовали 58 управляющих при одном воздержавшемся.
Первоначальный уставный капитал ЕБРР составил 10 млрд. ЭКЮ (оплачено 30%)7. В апреле 1996 г. Совет управляющих принял решение увеличить капитал до 20 млрд. ЭКЮ. Кроме средств уставного капитала Банк привлекает заемные средства на мировых финансовых рынках, а также использует другие источники финансирования.
Квота России в капитале ЕБРР первоначально составляла 40 тыс. акций, или 4% (на долю СССР приходилось 6%), что позволило нам иметь собственного директора в Совете директоров Банка.
Банк представляет собой уникальное сочетание коммерческого банка и банка развития, что нашло отражение в его структуре (два операционных департамента с соответствующими названиями). Мандат ЕБРР предусматривает преимущественное (не менее 60%) направление его ресурсов в негосударственный или приватизируемый сектор.
Банк предоставляет средства исходя из принципов надежности проводимых банковских и инвестиционных операций и в пределах времени, необходимого для принятия коммерческих решений.
К концу 2009 г. ЕБРР участвовал более чем в 624 проектах, общей стоимостью 10,8 млрд. евро. Банк на данный момент является крупнейшим инвестором в странах Центральной и Восточной Европы.
Значительным является сотрудничество России и ЕБРР. В 2002-2005 гг. ЕБРР осуществил в России ряд проектов, среди них: финансирование телекоммуникационного проекта компании «Макконнет» и кредит «Совинтел» на создание телекоммуникационной сети в Москве; программа реставрации Санкт-Петербурга; участие в уставном капитале Российского банка проектного финансирования; ряд проектов по кредитованию нефтегазового комплекса России. В августе 2003 г. было подписано соглашение между Советом Министров – Правительством России, Министерством топлива и энергетики России и ЕБРР о предоставлении топливно-энергетическому комплексу России 174,3 млн. долл..
Общий объем осуществляемых Банком инвестиций можно оценить, сравнив некоторые финансовые показатели за последние 5 лет (в 2006-2011 гг. деятельность ЕБРР стала особенно активной) работы Банка.
В 2006 г. общий объем осуществленных проектов (как прямых инвестиций, так и косвенных, например, предоставление банковских гарантий, а также включая предоставление льготных кредитов) Банка в регионе составил 2 млрд 41 млн ЭКЮ (что примерно равно 2 млрд 449 млн долл. США); из них примерно 495 млн ЭКЮ (24 проекта в различных отраслях промышленности) было инвестировано в российские предприятия, т. е. почти 25% всего объема инвестиций.
В 2007 г. общий объем осуществленных проектов Банка в регионе составил 2 млрд 446 млн ЭКЮ; из них примерно 827 млн ЭКЮ (25 проектов) было инвестировано в российские предприятия (около 34% всего объема инвестиций).
Несмотря на финансовый кризис 2008 г., результаты деятельности ЕБРР в России в 2009 и 2010 г. весьма обнадеживают. Следует, однако, признать, что кризис подорвал экономическую жизнеспособность некоторых российских проектов Банка (в частности, серьезные затруднения возникли с проектом ОАО «КамАЗ»). В 2009 г. объем годовых обязательств ЕБРР составил 2,2 млрд евро. Эти результаты достигнуты, несмотря на резкое сокращение объема обязательств в России, который уменьшился с 761 млн евро в 2007 г. и 546 млн евро в 2008 г. до 217 млн евро в 2009 году. Но все же к концу 2009 г. портфель проектов Банка в России включал 85 проектов общей стоимостью 2,7 млрд евро. В течение 2009-2010 гг. ЕБРР оказывал поддержку малым и средним предприятиям России через Фонд поддержки малых предприятий России (ФПМПР), представляющий собой крупнейшую программу Банка по предоставлению микро и мелких кредитов. В 2009 г. ФПМПР выделил почти 7300 микро и мелких кредитов на общую сумму 60 млн. долл. США, тем самым увеличив общие обязательства с момента начала осуществления программы в 2004 г. почти до 31 000 кредитов общим объемом свыше 380 млн долл. США.
Средства ЕБРР направляются на осуществление самых различных проектов, некоторые из них были уже упомянуты выше, кроме них можно также отметить, что крупные суммы были предоставлены в форме льготных кредитов, в частности, российским банкам для осуществления программ кредитования малого и среднего бизнеса. Банком были приобретены доли в уставных капиталах многих предприятий пищевой промышленности (в Краснодарском крае, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве, Новгородской области, а также во многих других регионах), также были осуществлены некоторые проекты в области добычи драгоценных металлов и других полезных ископаемых и др.
ЕБРР на протяжении ряда лет осуществляет программы кредитования крупнейших автомобилестроительных предприятий России, в частности, ОАО «ГАЗ» и ОАО «КамАЗ». Кредитные средства направляются в основном на модернизацию производства. Представители ЕБРР входят в состав советов директоров обоих предприятий. Особенно успешным является сотрудничество с ОАО «ГАЗ». Из недавних проектов можно отметить кредитную линию на сумму 65 млн долл. США, предоставленную ЕБРР ОАО «ГАЗ» в 2008-2009 гг. для пуска окрасочной и сварочной линий при производстве новой модели–«ГАЗ-3111».
Также нужно отметить тот факт, что ЕБРР очень часто (можно сказать, что в большинстве случаев) осуществляет инвестиции, привлекая кроме собственных средств средства крупных европейских и транснациональных корпораций.
Рассмотрение всех уже осуществленных и осуществляемых в настоящее время проектов Банка может стать предметом отдельной обширной работы, но скорее экономической, нежели правовой.
Даже используя лишь эту краткую справку, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация приняла правильное решение, вложив 400 млн. ЭКЮ в уставный капитал ЕБРР, – затраты, по-видимому, окупаются.
Банк осуществляет публикацию нескольких периодических изданий. Основными являются: Alternative sources of finance for small and medium sized projects (Альтернативные источники финансирования проектов в среднем и малом бизнесе), The economics of transition (Экономика переходного периода), The Environments in transition (Окружающая среда в условиях переходного периода), The Law in transition (Право в условиях переходного периода). Также издается (обычно ежегодно) Transition Report (Отчет по переходному периоду). Основополагающие документы, такие как Соглашение о создании, Устав, Регламенты Совета управляющих и Совета директоров, можно заказать, направив письмо в штаб-квартиру Банка в Лондоне. Кроме этого, многие документы опубликованы на официальной странице ЕБРР в информационной компьютерной сети Интернет по адресу: www.ebrd.org. Исчерпывающая информация о всех публикациях Банка, а также о публикациях, связанных с деятельностью Банка или развитием региона, дается в Руководстве по публикациям (Guide to publications), регулярно издаваемом ЕБРР.
Организационная структура ЕБРР.
1. Совет управляющих.
2. Директорат.
3. Президент, вице-президенты.
4. Консультативный совет по вопросам окружающей среды (Environmental Advisory Council).
Организационная структура Банка и принципы управления устанавливаются в гл. VI Соглашения («Организация и управление»).
Организационную структуру можно представить схемой (прилож. №1).
Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен управляющим и его заместителем, является высшим органом Банка. Управляющий и его заместитель могут быть отозваны в любой момент по желанию назначившей их страны-члена. Один раз в год Совет управляющих проводит ежегодные собрания. Совет управляющих или Директорат может созывать и другие собрания. Совет управляющих может полностью или частично передать свои полномочия Директорату, за исключением приема и определения условий приема новых членов, изменения размеров уставного капитала, исключения какого-либо члена, избрания директоров и президента Банка, установления размеров жалованья директоров и их заместителей и др. Совет управляющих сохраняет полное право давать указания по всем задачам, выполнение которых поручено Директорату. О полномочиях Совета управляющих говорит ст. 24 Соглашения:
«1. Все полномочия Банка являются прерогативой Совета управляющих.
2. Совет управляющих может делегировать Совету директоров какие-либо или все свои полномочия, за исключением нижеперечисленных:
(i) принимать новых членов и определять условия их приема;
(ii) увеличивать или уменьшать разрешенный к выпуску акционерный капитал Банка;
(iii) приостанавливать членство;
(iv) принимать решения по апелляциям, связанным с толкованием настоящего Соглашения или с его применением Советом директоров;
(v) давать полномочия на заключение генеральных соглашений о сотрудничестве с другими международными организациями;
(vi) выбирать директоров и президента Банка;
(vii) определять вознаграждение директоров и заместителей директоров, а также заработную плату и другие условия договора с президентом;
(viii) утверждать, после рассмотрения отчета аудиторов, общий баланс и счет прибылей и убытков Банка;
(ix) определять резервы, направлять и распределять чистую прибыль Банка;
(х) вносить изменения в
(xi) принимать решение об окончательном прекращении операций Банка и о распределении его активов; и (xii) осуществлять любые другие полномочия, которые в настоящем Соглашении прямо возлагаются на Совет управляющих».
Приведенный перечень исключительных полномочий Совета управляющих позволяет говорить о том, что в руках именно этого органа лежат все основные рычаги управления Банком.
В ведении Совета управляющих и Совета директоров находится также принятие решений о создании вспомогательных органов.
Количество голосов, которым располагает каждый член ЕБРР, равно количеству его подписных акций в акционерном капитале Банка. Таким образом, осуществляется принцип «взвешенного голосования».
Директорат состоит из 23 членов, 11 из которых избираются управляющими, представляющими Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию, ЕС и ЕИБ, 12 – управляющими, представляющими других членов (четыре от стран Центральной и Восточной Европы, которые могут претендовать на получение помощи ЕБРР, четыре – от других европейских стран и четыре – от неевропейских стран). Каждый директор (имеющий трехлетний мандат с возможностью переизбрания) назначает своего заместителя. Директорат отвечает за общее руководство деятельностью Банка, готовит материалы к заседаниям Совета управляющих, определяет основные принципы политики Банка в соответствии с указаниями Совета управляющих, предлагает на рассмотрение ежегодного собрания Совета управляющих годовой баланс, одобряет бюджет, назначает по рекомендации президента вице-президентов и определяет срок и объем их полномочий. Президент Банка председательствует на заседаниях Директората, в которых могут принимать участие и вице-президенты. В число комитетов Директората входят Комитет финансового контроля, Административно-бюджетный комитет и Комитет по принципам финансирования и коммерческой деятельности.
Как сказано в ст. 26 (п. 2) Соглашения, «директорами являются высококомпетентные в экономических и финансовых вопросах лица...».
Статья 27 следующим образом устанавливает полномочия Совета директоров: «Без ущерба для полномочий Совета управляющих... Совет директоров несет ответственность за руководство общей деятельностью Банка и для этой цели в дополнение к полномочиям, непосредственно предоставленным ему настоящим Соглашением, осуществляет все полномочия, делегированные ему Советом управляющих, и в частности:
(i) готовит работу Совета управляющих;
(ii) в соответствии с общими указаниями Совета управляющих определяет политику и принимает решения в отношении предоставления займов, гарантий, инвестиций в акционерный капитал, получения займов Банком, оказания технической помощи и прочих операций Банка;
(iii) предоставляет проверенную аудиторами отчетность за каждый финансовый год на утверждение Совета управляющих на каждом ежегодном заседании; и
(iv) утверждает бюджет Банка».
Нельзя не сказать несколько слов и о президенте Банка.
Президент избирается Советом управляющих на четырехлетний срок. Невозможно совмещение должности президента с какой-либо другой должностью в Банке. Президент является председателем Совета директоров. Президент возглавляет персонал Банка. Он несет ответственность за организацию работы, назначение или увольнение должностных лиц и сотрудников в соответствии с правилами, устанавливаемыми Советом директоров.
Приведенный выше анализ основных направлений деятельности, уставных документов и организационной структуры Европейского банка реконструкции и развития позволяет сделать вывод о том, что Банк является «классической» региональной международной организацией (присутствие стран из других регионов не меняет дела – большая часть стран-участниц – из европейского региона). Соглашение о создании ЕБРР – типичный международный договор, учреждающий международную организацию. Соглашение определяет все основные параметры деятельности Банка. Единственная существенная отличительная черта – это то, что организация в действительности состоит из двух типов членов – доноров и акцептантов. Несмотря на то, что государства - получатели помощи также внесли вклад в уставный капитал Банка, именно на них нацелена деятельность Банка.
Все три организации, которые будут рассматриваться в настоящем параграфе, являются элементами финансово-банковской системы, созданной в рамках ЕС. В связи с этим, на мой взгляд, представляется необходимым сказать несколько слов об этой системе в целом.