Кредитно-денежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упо­рядоченных элементов экономики.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно во­зобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономи­ческие закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………... 3
1. История экономических систем……………………………………………………………. 4
1.1. Доиндустриальное общество…………………………………………………………... 4
1.2 Индустриальное общество……………………………………………………………… 4
1.3 Постиндустриальное общество………………………………………………………… 5
2. Экономические системы и их сущность…………………………………………………... 6
2.1. Типы и модели экономических систем………………………………………………….. 6
2.2 Рыночная экономика……………………………………………………………………. 10
2.2.1 Характеристика рыночной системы……………………………………………... 10
2.2.2 Оценка роли рыночной системы…………………………………………………. 10
2.3 Смешанная экономика………………………………………………………………….. 11
2.3.1 Модели смешанной экономики…………………………………………………... 12
2.3.2. Характеристика смешанной системы хозяйства……………………………….. 13
2.4 Административно-командная система………………………………………………… 14
2.4.1 Механизм принятия экономических планов……………………………………. 14
2.4.2 Факторные доходы………………………………………………………………... 15
2.4.3 Бюджетное ограничение………………………………………………………….. 16
3. Проблема координации в различных экономических системах…………………………. 17
4. Выводы по курсовой работе………………………………………………………………... 19
Заключение……………………………………………………………………………………... 23
Список литературы………………………………………………………………………………………
25

Файлы: 1 файл

System.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

1)      согла­совать между собой решения производителей;

2)      согласовать решения потребителей;

3)      со­гласовать решения о производстве и потреблении в целом. Эта необходимость порождается многими причинами, в том числе специализацией экономических субъектов на определен­ных видах экономической деятельности.

В зависимости от того, как решается проблема размещения благ, а следовательно, и коор­динации экономической деятельности, различают определенные экономические системы. Очевидно, что характеризующие особенности данной экономической системы различия в способах размещения благ и координации экономической деятельности определяются разли­чиями в регулирующих экономическое поведение институтах и институциональных струк­турах, о которых говорилось выше.

В административной системе косность патриархального общества отчасти преодолева­ется разрывом однозначной связи экономического субъекта и норм его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляю­щей) подсистемы, которой является, прежде всего, государство, какие бы различные формы оно ни принимало. Соответствие поведения экономического субъекта управляющим воздей­ствиям обеспечивается в первую очередь внеэкономическими средствами, помимо идеоло­гии включающими аппарат принуждения. Такая координация экономической деятельности обеспечивает возможности значительного развития за счет соответствующего изменения норм экономического поведения, а также концентрации ресурсов под контролем управляю­щей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие внутренних стимулов экономиче­ской активности у подчиняющихся внешним командам и ограниченным ими в своих дейст­виях экономических субъектов. Поэтому периоды бурного, но недолгого развития череду­ются в таких системах с состояниями застоя и упадка.

В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе взаимо­действия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономического развития путем изменения параметров и правил экономической деятельно­сти в ходе сотрудничества и конкуренции, а с другой стороны, возможности обеспечить ин­дивидуальную заинтересованность экономических субъектов в таком развитии при исполь­зовании института частной собственности. При этом все экономические субъекты подчиня­ются единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого обязатель­ными для всех нормами права и границами его владения, но обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической активности. При этом с расширением инди­видуальной свободы действий общая упорядоченность и регламентированность экономиче­ской деятельности существенно возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений могут оказаться весьма суровыми. Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен.

В каждый данный момент времени все системы координации экономической деятельно­сти сосуществуют в конкретных экономических системах, соединяясь в различных соотно­шениях. Как было показано, каждая система имеет свои выгоды и слабые стороны. В усло­виях рыночной системы затраты экономической деятельности, связанные в данном случае с осуществлением рыночных сделок (transactions), приобретают форму трансакционных из­держек (transaction cost). В их состав входят издержки сбора и обработки информации, свя­занные с определением предмета сделки, получением ценовой и иной информации, опреде­лением своей позиции, поиска партнера, распространением информации о желании вступить в сделку; издержки проведения переговоров и принятия решения, в том числе выработки ус­ловий рыночного соглашения и его оформления в соответствующем юридическим нормам виде; издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта, такие как кон­троля за качеством и иными характеристиками предмета сделки, определения и защиты прав собственности (в том числе в судебном порядке), проверки и обеспечения соблюдения усло­вий соглашения.

Затраты экономической деятельности, связанные с функционированием административ­ной системы, принимают вид административных издержек. К ним относятся издержки ин­формационного обеспечения (получения информации о состоянии управляемых объектов и ее переработки); издержки подготовки административных решений (выработки проектов решений, их согласования в различных подразделениях административного аппарата, утвер­ждения имеющими право принятия решения); издержки исполнения (доведения принятых решений до непосредственных исполнителей, обеспечения правовых условий выполнения, включая распределение полномочий, контроля вышестоящих организаций, функционирова­ния системы стимулов и санкций).

Сопоставление уровней трансакционных и административных издержек определяет соот­ношение и границы действия рыночного и административного механизмов в данной кон­кретной экономической системе. Рынок обеспечивает наиболее экономное функционирова­ние процесса координации, сводя одну из частей трансакционных издержек (на сбор инфор­мации) до минимума.

Проблема координации в рыночных условиях анализируется с помощью модели кругооборота и модели спроса и предложения.

Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов — труда, капитала и земли, для покупки товаров и услуг от фирм. Фирмы используют деньги, которые они получают от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств.

 

рис.1 Рыночный механизм

 

Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно — что производить. Эти решения должны послужить основой производственных планов фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию ограниченных ресурсов.

В рыночной системе задачу координации решают два типа рынков: рынок производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество продаваемых товаров. Когда они взаимодействуют по поводу купли-продажи на рынке ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов.

 

4.       Выводы по курсовой работе

 

Непременной принадлежностью экономических систем являются компоненты, части, то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна. Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем. Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в валютной системе или сети коммерческих банков. Хотя проблему и остается дискуссионной, этот признак является решающей при классификации экономических систем.

Второй атрибут - структура системы, совместимость входящих в нее элементов. Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости частей " взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак имеет особое значение для разработки проблем трансформации экономических систем. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней системы, а не основных элементов - к постепенному преобразованию (шоковая терапия или градуализм при проведении реформ).

Третий важнейший признак сложной системы имеет внутреннюю структуру взаимосвязанных элементов ее целенаправленность, ее стремление достичь определенной цели. Вместе со средствами достижения цели – этот признак составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что трансформация экономической системы – не самоцель, а средство решения определенной целевой функции.

Следующий, четвертый, признак связан с тем, что система функционирует во внешней по отношению к ней среде, с которой связана множеством коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого оценивает данную систему посредством определенного набора показателей.

И, наконец, есть управленческий аспект системы, без которого система не может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие этого атрибута.

Характеристика сложных целостных систем может быть намного больше, но мы ограничивались данными атрибутами, которые в достаточной степени показывают возможные направления поисков в экономической теории.

В заключение отметим, что при сознательной трансформации экономической системы главным условием недопущения окончательного ее распада является "плавное" изъятие "лишних" элементов и введение новых; чтобы дать возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости элементов в данной конкретной экономической системе. На основе проведенного исследования составлена табл. 2 в которой сведены основные отличительные черты  командно-административной, рыночной и смешанной экономических систем.

 

1

 



                                                                 Заключение

 

в заключение хотелось бы сказать о нашей стране; что ее ждет в ближайшем будущем, какой путь экономического развития она изберет?

Россия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с некоторыми ограничениями. Она пока не управля­ется рыночным соглашением, то есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения без финансового рынка и плохо установленных и плохо контроли­руемых прав собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с капиталисти­ческим началом, даже монополистическим. Напротив, можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти первичное накопление капитала. 

Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен как раз и свидетельствует об от­сутствии единого рынка. Эта трудность установления рыночного соглашения и служит од­ним из проявлений российской специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет пост­советский "первый мир" от "второго мира" - Центральной Европы.

Основные очаги сопротивления рынку находятся в России за пределами производствен­ной системы, вдали от давления конечного платежеспособного спроса. Напротив, они близки к власти как к центральной, так и региональной.

Чего же не хватает России, чтобы перейти к рынку? Прежде всего - правовой регуляции, ко­торая не выступает в России частью исторического наследства. Право определяет отношения между равными - правила игры, одинаковые для всех и являющиеся предпосылками уста­новления рыночного соглашения. Это именно то, что обычно называют конкуренцией. На­против, российская вертикальная организация способствует тому, чтобы систематически из­бегать этого правила.

Каково возможное будущее российской экономики? Первый путь состоит в следовании тра­диционной схеме, согласно которой модернизация российского общества осуществляется "сверху", государством или правящей верхушкой. Это как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но "завязший" в олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации такого сценария является усиление центральной государственной вла­сти, которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону авторитарности.

Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе финансовой оли­гархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно вмешательство армии для обеспечения социаль­ного мира. Способна ли в таком случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты? Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений, опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов, чтобы выжить, и револю­ционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.

Может быть, Россию спасет третий сценарий, к сожалению маловероятный. Это - демо­кратический вариант, требующий прихода к власти новых людей, способных предложить план развития, который найдет отклик у населения. Основным условием является "освобож­дение" бюджета от финансовой олигархии. Сценарий был бы в данном случае близким к польскому: инициатива мелких предпринимателей постепенно изменила бы соглашения и правила игры, действующие в экономике, которые затем распространяется на крупные при­ватизированные предприятия, враждебно относящиеся к изменениям. Можно поручиться, что при таком сценарии впервые в своей истории российское общество может модернизиро­ваться "снизу".

В следующее тысячелетие Россия войдет с  проблемой  бедности. В числе "новых бед­ных" больше других рискуют оказаться менее квалифицированные и  менее  образованные  работники ВПК, гигантов тяжелой промышленности,  отсталых производств, которые, вероятнее всего, перейдут в разряд нищих.  Нуждающимися  и  необес­печенными  могут стать значительные контингенты квалифицированных,  хорошо  образо­ванных молодых работников ВПК,  гигантов  промышленности,  а также депрессивных ре­гионов. Именно в среде квалифицированных работников ВПК, тяжелой промышленности, прикладной науки локализуется фокус, центральная точка современной российской бедно­сти.  В ближайшие 15 - 20 лет именно они останутся лучшей частью трудового потенциала России.   

Информация о работе Кредитно-денежная политика