Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:46, контрольная работа
Задание1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество:
1.1 Формирование АТЭС;
1.2 Отличие АТЭС от других группировок стран;
1.3 Россия и АТЭС;
1.4 АТЭС и мировая экономика.
Задание 2. Характеристика экономического развития стран Восточной Европы.
Задание 3. Вхождение России в мировой рынок.
Задание 4. Протекционизм как барьер в развитии международных торговых отношений. Проблема торговых войн.
На деле имеющиеся противоречия между странами ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ и ЕС в области сельскохозяйственной политики, таможенно-тарифного регулирования и т.д. свидетельствуют о том, что процесс интеграции стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ и ЕС будет довольно длительным и будет проходить индивидуально по мере разрешения противоречий и достижения определенных экономических результатов каждой страной, претендующей на вступление в ЕС.
В настоящее время основные торговые партнеры стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ - страны ЕС, на них приходится 65% импорта и примерно 70% экспорта стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. Важным направлением сотрудничества стран ЕС с государствами ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ является разработка мер по оказанию западной помощи в преобразованиях этого региона. Страны ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ технологически отстают от западных на 2-3 десятилетия, а в некоторых областях--на 50 лет. Им недостает правовых и институциональных структур рыночной экономики. Населению стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ предстоит научиться правилам жизни и поведения в рыночной системе. Они нуждаются в средствах коммуникации, техники и технологиях, навыках управления.
Страны ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ стремятся к развитию отношений со странами ЕС на недискриминационной основе. Политические и экономические условия предоставления западной помощи должны быть ясными. Цели и пределы ее предоставления целесообразно регулировать в рамках международной координированной программы. Страны Западной Европы списали половину внешнего долга Польше и Болгарии. Усилился приток частного капитала в Венгрию, Польшу и Чехию. Шаг на пути расширения экономических связей ЕС со странами ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ - положение 1993 г. «О создании в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров». Поскольку промышленность стран Центральной и Восточной Европы переживает сложный период, предусмотрена асимметричность обязательств: в первые 5 лет ЕС снижает пошлины, а в последующие 5 - страны ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.
В период существования Совета экономической взаимопомощи (1949-1991 гг.) основными торговыми партнерами стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ были СССР и другие социалистические государства. После распада СССР
и переориентации стран
ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ на Западную Европу
внешнеэкономические связи
Несмотря на падение товарооборота, некоторые страны Центральной и Восточной Европы продолжают оставаться довольно крупными торговыми партнерами России. Они обеспечивают российский рынок более дешевыми по сравнению с развитыми странами продукцией машиностроения, товарами народного потребления, медикаментами, продовольствием.
Интересам России отвечает расширение инвестиционного сотрудничества, которое является одним из важных способов продвижения машинно-технических изделий на рынки восточноевропейских стран. Российские организации на конкурсной основе могли бы принимать более активное участие в строительстве народнохозяйственных предприятий, модернизации и реконструкции действующих объектов промышленного комплекса стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. В этом плане можно использовать в качестве благоприятствующего фактора наличие на террито-. риях этих стран большого количества предприятий, сооруженных при содействии бывшего СССР, большинство из которых нуждается в коренной реконструкции и модернизации.
Страны ВОСТОЧНОЙ
ЕВРОПЫ, в свою очередь, могут активно
приглашаться к строительству в
России элементов инфраструктуры, модернизации
и реконструкции мощностей по
выпуску потребительских
Например, улучшению
торгово-экономических
Важный торговый
партнер России - Польша. Географическая
близость и многолетний опыт традиционных
деловых контактов России и Польши:
рыночная основа отношений, Договор
о торговом и экономическом
Расширяется структура российского экспорта в Польшу: кроме нефти и газа это товары химической промышленности, автомобили. вагоны метрополитена. Польский экспорт составляют это продовольствие и сельскохозяйственные товары, фармацевтические товары и косметика, машины и оборудование. Большое развитие получила региональная торговля. Активно развивается сотрудничество Калининградской области, Санкт-Петербурга, Архангельской, Ленинградской, Калужской, Самарской, Смоленской областей с регионами Польши. Через Польшу будет проходить газопровод «Ямал - Западная Европа». Протяженность газопровода по территории Польши составляет 665 км (через 9 польских воеводств).
На современном этапе, несмотря на подготовку к вступлению в ЕС, страны ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ стремятся развивать отношения со своими бывшими партнерами.
3. Вхождение России в мировой рынок.
Внешняя торговля предполагает вывоз и ввоз товаров и услуг в отношениях между странами. Это главная форма внешнеэкономических связей, осуществляемая самостоятельно или в качестве опосредования других форм. Внешнеторговые связи осуществляются за наличные, по клирингу, в кредит и на условиях бартера.
Бартер представляет собой эффективную при определенных условиях форму международного экономического сотрудничества. При бартерной сделке предполагается безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами.
Рассмотрим теперь роль инвестиций в Российскую экономику. Что бы торговать на международном рынке, нужно иметь достаточно большой капитал. По данным Всемирного банка, чтобы быть сравнимой с показателями стран, выходящих сегодня на мировой рынок, капитализация российского рынка ценных бумаг должна в ближайшие 20 лет достичь 1000 млрд. долларов, то есть увеличиться в 35 раз.
В сегодняшней обстановке, России ничего не остается, как только привлекать инвестиции. В этом нет ни чего страшного, так как многие страны Восточной Европы, по привлечения иностранного капитала, оставили далеко позади Россию (объем прямых иностранных инвестиций, направленных в российскую экономику в 1989-1996гг., был равен 6 миллиардам долларов – в семь раз меньше, чем в Китае только за 1996г.)
Один из аспектов опыта зарубежных стран с переходной экономикой связан с привлечением и использованием иностранных инвестиций, в первую очередь "прямых". Иностранный капитал, вложенный в модернизацию существующего производственного потенциала и создания новых предприятий, способен внести существенный вклад в преодолении кризиса. Содействовать оживления экономической активности, расширению предложений товаров и услуг на внутреннем рынке и развитию экспортного производства. Стабилизация валютно-финансового сектора экономики.
В России было положительное, до 20 миллиардов долларов в год сальдо внешней торговли. Продаем больше, чем покупаем. Вроде бы блюдем свой интерес.
Но положительного сальдо само по себе еще ни о чем не говорит. Япония или Германия продают изделия обрабатывающей промышленности – свой труд. И за счет этого расширяют производство, создают новые рабочие места, приумножают богатство государства. В экспорте России 80% занимает сырье. Такая структура внешней торговли типична для экономики слабой, колониально зависимой страны. Мы вывозим большую часть производимой сырьевой продукции и обмениваем на продукты труда и интеллекта, что тормозит развитие производительных сил России. Проедая свои природные богатства, мы допустили деградацию наукоемкой промышленности – основы современного экономического роста. Хотя в 1993 году были установлены тарифы на экспорт сырья(что приносило в казну определенный % с экспорта), но в 1996г. и они были отменены. Но поскольку поступления от внешней торговли были заложены в бюджет, то глава правительства одновременно повысил акцизы на нефть и газ. Это вызвало значительное повышение внутренних цен на энергоносители. Получается, что население России теперь субсидируют продажу сырья в развитые страны. Такая экономическая политика обусловила снижение конкурентоспособности отечественной промышленности. Государство лишается принадлежащей ей части природной ренты, а она составляет огромную сумму – около 10 миллиардов долларов в год.
По платежному балансу страны видно, что львиная доля выручки остается за рубежом на личных счетах. Происходит бегство капитала.
Еще
одной дестабилизирующем
- Но была ли альтернатива такому курсу?
Безусловно. Россия обладала большими заделами конкурентоспособной продукции. Мы держали внутренние цены на энергоносители ниже мировых. Поддерживали конкурентоспособность обрабатывающей промышленности и низкий курс рубля, государство поощряло машиностроительный экспорт. Его рост достигал 14%. Но с середины 1993г. правительство Черномырдина начало увеличивать цены на энергоносители, транспортные тарифы, а вместе с Центробанком резко подняло курс рубля – и все рухнуло.
Прискорбно, что за 5 последующих лет правительство не приняло ни одной серьезной меры для защиты внутреннего рынка и отечественного производителя. Между тем иностранные кампании используют в России приемы недобросовестной конкуренции.
Можно
привести примеры. Если чужой рынок
заполняется
Россия заполнена ширпотребом. Большинство этих товаров нельзя продавать: они не соответствуют российским стандартам качества, но они по цене ниже, чем наши отечественные и поэтому широко распространены. По этому наша промышленность находиться в упадке.
Следующий крах рубля произошел в августе 1997г., не смотря на все отрицательные моменты, есть и положительные. Стало не выгодно импортировать товар, так как цена него, превышала в несколько раз отечественный товар. Промышленность и аграрный комплекс стал медленно ставать на ноги.
4. Протекционизм как барьер в
развитии международных
Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь протекционизма с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «... вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны).
Протекционизм создает
благоприятные условия для
Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (напр. географическое положение и т.п.). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы с более эффективных производств в пользу менее эффективных, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.
Протекционизм, в частности, одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.
Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.
Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные (и не только) товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.
Проблемы в торговле продовольствием были основной частью торговой войны, которая началась между странами в 2006 году, после ставшего рубежом в союзнических отношениях объявления о переходе к рыночным условиям. В ответ на ограничения для российских товаров на белорусском рынке (особенно это касалось пива, сигарет, алкоголя) Россия ограничила поставки белорусского сахара, конфет, выпускаемых под некогда общими советскими брендами. Спустя какое-то время проблемы возникли на мясо-молочном участке. Россия ввела требование обязательного инспектирования предприятий – импортеров продукции Россельхознадзором. В результате многие белорусские предприятия такого разрешения не получили. Инспекторы после проверки заявили о несоответствии их продукции стандартам качества, существующим в России. После того как удовлетворить требования российских ветинспекторов не удалось, белорусские производители, а вслед за ними и некоторые чиновники стали говорить то о рейдерстве в отношении некоторых белорусских предприятий, то о намерении российских производителей руками чиновников и вовсе убрать конкурентов с поля.
Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"