Контрольная работа по "Мировой экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

Задание1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество:
1.1 Формирование АТЭС;
1.2 Отличие АТЭС от других группировок стран;
1.3 Россия и АТЭС;
1.4 АТЭС и мировая экономика.
Задание 2. Характеристика экономического развития стран Восточной Европы.
Задание 3. Вхождение России в мировой рынок.
Задание 4. Протекционизм как барьер в развитии международных торговых отношений. Проблема торговых войн.

Файлы: 1 файл

Мирокая экономика.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

- реформа банковской  системы.

3.         Развитие частного сектора, приватизация, реформа производственной структуры:


- упрощение  открытия и закрытия предприятий,  оформления права частной собственности;

- отраслевая  и производственная реформа, ликвидация  монополий.

4.         Пересмотр роли государства:

-  законодательная реформа (конституционная, имущественная, контрактная, банковская, конкурентная и т. д.);

-  реформа  информационной структуры (учет, контроль);

- институциональная  система косвенного управления  экономикой (налоговая система, контроль  над формированием бюджета);

- социальная  сфера (страхование от безработицы, пенсионное обеспечение, нетрудоспособность, социальные услуги: здравоохранение, образование и пр.).

Оживление экономики  в странах ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ происходит главным образом на основе расширения экспорта и коренной перестройки  экономики. Ключевую роль сыграло оживление в промышленности.

В странах  ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ сформировалось два  основных подхода к реформированию экономики. Первый - поэтапное формирование инфраструктуры рынка в целях  создания смешанной экономики и  социального рыночного хозяйства (Венгрия). Второй - это радикальные меры, проводимые в сжатые сроки и ориентированные на создание экономики либерального типа. Ставится задача - приватизировать подавляющую часть предприятий в короткие сроки, не считаясь с социальными издержками и последствиями (Польша, Чехия, Словакия. Болгария, Румыния).

Венгрия довольно последовательно придерживается своего пути, начиная с 1968 г. Уже к концу 1980-х годов здесь удалось создать  рынок товаров, рынок труда и  заложить основы рынка капиталов. С  точки зрения внутренней политики такой подход обосновывается следующими факторами: необходимостью поддерживать гражданский мир и экономическую стабильность; долгосрочным характером трансформации экономики (структурная модернизация, приватизация и т.д.)-Это позволило Венгрии не только обеспечить консенсус в обществе, но и привлечь большую часть иностранных инвестиций (примерно 50%), направленных в страны ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.

Страны второй группы сделали выбор «шокового» варианта радикальных экономических  преобразований, который включает: децеентрализацию хозяйственной деятельности, либерализацию цен и внешнеэкономических связей, жесткую денежную и фискальную Политику, относительное «замораживание» заработной платы. Благодаря усилению регулирующих начал государства в Польше, Чехии и Словакии удалось несколько смягчить отрицательные стороны «шоковой терапии».

Способность страны осуществлять преобразования на основе шоковой терапии» или «постепенных реформ» зависит от характера  и эффективности ее экономических, политических и правовых институтов, от социального единства общества. Главные различия между странами с переходной экономикой заключаются не столько в курсе  реформ, сколько в стартовых условиях, с которых они начали свои  реформы. Например, в конце 1989 г. польская экономика характеризовалась как экономика повального дефицита, стоявшая на грани гиперинфляции. Главной макроэкономической задачей правительства  являлось обеспечение инфляционной стабильности посредством либерализации цен и ограничения роста номинальной заработной платы. Процессы приватизации и структурной перестройки здесь были  постепенными. В Венгрии не было необходимости в «шоковой терапии» на макроуровне, поскольку инфляция была относительно низкой, а структурные изменения реализовывались на протяжении многих предыдущих лет.

В странах  ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ возрастает вклад  частного сектора в совокупный Е  экономический потенциал. Ассоциированные  члены Европейского  Союза - Венгрия, Польша, Чехия и Словакия - к 2000 г. вдвое сократили государственную собственность.

По мнению западных экспертов, в авангарде  преобразований идет  Польша. Реализация «шоковой терапии» началась 1 января 1990 г.  Правительство отменило контроль над ценами, прекратило государственные субсидии, стало проводить приватизацию и реформу банковской и валютной систем (план Бальцеровича). Реформа в Польше проходила поэтапно.

1-й этап-1990-1991 гг. Продажа государством акций  пяти крупных преуспевающих компаний  и четырех мелких. Особых успехов  "-Польша достигла в сфере  малой приватизации. К концу 1990 г. в руках частников находилось примерно 40% предприятий розничной торговли, около 60% предприятий общественного питания и 50% коммерческих банков. Продукция, выпускаемая мелкими предприятиями возросла на 25%.

2-й этап - 1991-1992 гг. Приватизировано путем акционирования 13 предприятий. Около ] тыс. предприятий были внесены в «списки на ликвидацию». Широко применялась аренда предприятий трудовыми коллективами, а также их продажа отечественным и зарубежным фирмам. Объемы произведенной продукции в частном секторе промышленности возросли на 8%. Количество частных предприятий в промышленности составило 2,2 тыс., торговле - 7,7 тыс.. в строительстве - 3,5 тыс. Среди промышленных предприятий преобладали мелкие с числом занятых до 5 человек, на долю которых приходилось примерно 60% продукции всего частного сектора. Деятельность малых предприятий была связана с дерево- и металлообработкой, пищевой и швейной промышленностью. В 1992 г. на частный сектор приходилось 24,1% реализованной промышленной продукции, 55,2% строительно-монтажных работ, 23,7% стоимости услуг. В частном секторе было занято 50,6% всех работающих. Зоной наибольшей экспансии в 1991 г. стала торговля. Так, в розничной торговле удельный вес частных магазинов составил 75%, оборот превысил 80%.

3-й этап - 1993-1996 гг. Характеризуется активизацией  инвестиционной деятельности. Частные  предприятия увеличили инвестиции  быстрее, чем государственные.  Оживилась инвестиционная деятельность, что было связано с улучшением  финансового положения предприятий. Рост производства был отмечен практически во всех отраслях промышленности. Значительно увеличился выпуск продукции химической и нефтехимической отраслей. В 1993-1996 гг. прирост промышленной продукции достигнут в основном за счет частного сектора, где он составил 38,6%. В Польше на долю частного сектора приходится примерно 50% сельскохозяйственной, 37.4 - промышленной, 85,8 - строительной продукции, 87,8% розничного товарооборота.

К положительным  результатам в экономике Польши нужно отнести стабилизацию финансовых показателей, прежде всего, сокращение дефицита госбюджета с 6% ВВП в 1992 г. до 2,8% в 1996 г.

Во второй половине 1990-х годов в польской промышленности происходит быстрый  рост производства (11-12%) Доля экспорта машин составляет 25%. Структурной перестройке польской промышленности способствовали использование западных технологий, приток иностранных инвестиций в производственную сферу (из 5,3 млрд.дол. в 1995 г. 3,2 млрд дол. направлено в промышленность, из них 1 млрд дол. - в машиностроение). Это послужило основой развития кооперации с западными странами. Ряд предприятий Польши перешли на сборку изделий из узлов и комплектующих, поставляемых западными фирмами. В 1997 г. экономический рост Польши составил 6,7%, промышленный рост - 11,2, выпуск товаров инвестиционного назначения превысил 15%. Прямые иностранные инвестиции возросли на 10% и достигли 6,6 млрд дол. Общий объем накопленных иностранных инвестиций превысил в 1997 г. 20,6 млрд дол.

Издержками  высоких темпов экономического роста  был государственный долг. Внутренняя задолженность превысила 60% ВВП. Обслуживание долга в ближайшие годы потребует таких темпов реального прироста экспорта и положительного внешнеторгового сальдо, которые соответствуют предельным возможностям страны (платежи Парижскому и Лондонскому клубам достигнут 8 млрд дол. к 2008 г.). Торговый дефицит Польши носит структурный характер и вызван низкой конкурентоспособностью отечественной продукции. Основные производственные фонды и их технико-технологические характеристики соответствуют уровню начала 1980-х годов. Высокий удельный вес во внешнеторговом обороте принадлежит регистрируемой торговле, которая носит четко выраженный вывозной характер (более 7 млрд дол. в год).  

 В Венгрии за годы структурной перестройки проявились признаки оживления экономики. В 1995-1998 гг. темпы прироста ВВП составили в среднем 2,9-3,5%, промышленного производства - 5-7, строительно-монтажных работ - 7, сельскохозяйственного производства - 3%. Однако горнодобывающая и пищевая промышленности находятся в тяжелом состоянии. Безработица составляет примерно 11 % активного населения. Инфляция в Венгрии- 15-18% в год.

Приватизация  привела к тому, что в частной  собственности оказалось более 50% бывших государственных предприятий. Активное участие в этом процессе принимал иностранный капитал. По данным правительства, свыше половины инвестиций из-за рубежа направляется приватизированным предприятиям. Приватизация дала казне примерно 5 млрд дол. Приватизация и зарождение новых частных предприятий привели к тому; что доля частного сектора в ВВП повысилась до 60%. Большую роль в развитии национального хозяйства Венгрии играют внешнеэкономические факторы.

Доля иностранного капитала в частном секторе превышает 11%, По сумме прямых зарубежных инвестиций Венгрия значительно превосходит другие страны ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. В Венгрии сумели создать эффектна, ные механизмы валютного обмена и лицензирования предпринимательской деятельности. По оценкам западных специалистов, Венгрия вошла группу 25 самых привлекательных для инвесторов государств. Только в 1999 г. она получила около 2 млрд дол. в виде прямых иностранных инвестиций. Капитальные вложения идут в промышленность, а не только в торговлю, банковский сектор и сферу услуг. Причем многие зарубежные промышленные корпорации, такие как «Сони» и «Джэнерал электрик», используют свои предприятия в Венгрии для производства товаров, имеющих спрос во всей Центральной и Восточной Европе, России и других странах СНГ.

Происходящее  оживление экономики Венгрии  сопровождается крупным ростом производительности труда на фоне относительно умеренного роста производства. Это свидетельствует о развитии глубинных проиессов, происходящих на рынке труда и связанных со структурной перестройкой хозяйства.

Экономическая обстановка в Чехии признается наиболее благоприятной среди стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. Здесь сбалансирован государственный бюджет, низки уровни инфляции и безработицы.

Несмотря на сложности, связанные с проведением  реформы, уровень жизни населения  Чехии повышается. Заработная плата  возросла на 25%, а в реальном выражении-на 3,5%. В 1994-1995 гг. рост реальных доходов составил 7%, реальная заработная плата увеличилась на 5%, улучшились финансовые показатели. Бездефицитным является государственный бюджет. Валютные резервы увеличились до 8 млрд дол. (с 6 млрд дол. в 1993 г.). Активное сальдо платежного баланса достигло 600 млн долл. и сформировалось в основном в торговле услугами.

По притоку  иностранных инвестиций Чехия занимает 3-е место в ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ после Венгрии и Польши (уровень  иностранных инвестиций на душу населения составляет более 700 дол.) Объем прямых иностранных инвестиций превышает 7 млрд дол., направления инвестиций - транспорт и связь, производство транспортного оборудования и автомобильная промышленность, отрасли широкого потребления, главным образом производство табачных изделий, торговля и услуги.

В соответствии с прогнозом Министерства финансов Чехии темпы прироста ВВП в  ближайшие годы составят 2,2-2,5%, безработица - 5,5, инфляция - 9, прирост номинальной  заработной платы --7%.Чехия ставит целью обеспечение макроэкономической стабильности на основе структурной перестройки производства, развития рыночных отношений.

Таким образом, оживление в странах ВОСТОЧНОЙ  ЕВРОПЫ отражает воздействие позитивных изменений как в области предложения, так и в области спроса. Ключевым фактором стало повышение внешнего спроса, в частности в западноевропейских странах. В ряде стран (Польше, Румынии, Словакии, Словении и Чехии) значительно возрос внутренний спрос в области инвестиция и сфере частного потребления. В большинстве стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ «локомотивом» оживления выступала промышленность.     

 В целом страны ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ продолжают пробивать дорогу к выходу из  спада переходного периода: объем производства все еще остается ; ниже уровня, достигнутого до начала экономических преобразований, примерно на 15%. 

Вступление в Европейский  союз - стратегическая цель стран ВОСТОЧНОЙ  ЕВРОПЫ. Для ее реализации необходимо достигнуть такого уровня экономического развития, чтобы затраты, связанные  с их вхождением в ЕС, не были высокими. В отношении вступления стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ в ЕС имеются различные подходы.      

 Первый из них - отложить членство до достижения этими странами соответствующих экономических и политических параметров.

Предлагается определенный переходный период, на первом этапе которого произошло бы объединение стран, претендующих на членство в ЕС, в сфере свободной торговли промышленными товарами. Этот этап должен включать также образование институциональных структур, обеспечивающих усиление политического и экономического участия ЕС в процессе интеграции со странами ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. На втором  этапе должен произойти полный доступ стран ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ к единому рынку ЕС без формального членства. И только к 2020 г. страны ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ могут стать полноправными членами ЕС.   

 Второй вариант - полное и быстрое членство в ЕС. По мнению сторонников этого подхода, расширение ЕС может стать новым импульсом для экономического и политического усиления влияния этого интеграционного образования. Экономические выгоды для ЕС от интеграции со станами ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ связаны со следующими факторами: 106 млн населения и тысячи предприятий в странах ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ создадут мощный рынок для производителей из Западной Европы. Возможность для западноевропейских предпринимателей размешать предприятия в странах с низкими производственными издержками. Усиление конкуренции на рынках ЕС будет способствовать росту производительности труда и укреплению европейской экономики.

Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"