Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 08:19, контрольная работа
Работа содержит тест и задание с правильными ответами по дисциплине "Микроэкономике".
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. От его продолжительности зависит возможность производителей отреагировать на изменения цены товара. Время необходимо им для соответствующего перераспределения ресурсов, необходимых для производства данного товара, для урегулирования отношений с поставщиками ресурсов, зафиксированных в заключенных между ними договорах. Чем продолжительнее период времени, тем выше возможность для изменения объемов производства, а значит и выше эластичность предложения. На этом основании проводится различие между мгновенным (кратчайшим), краткосрочным и долговременным периодами.
Мгновенный рыночный период настолько мал, что количество каждого из применяемых ресурсов остается неизменным, объем производства сохраняется на прежнем уровне, предложение неэластично.
( – абсолютная неэластичность).
В
краткосрочном периоде
Долговременный – это период достаточной продолжительности для того, чтобы производители приспособились к изменившимся условиям рынка наилучшим образом, в том числе увеличив или сократив производственные мощности. Результатом преобразований может быть значительное изменение объемов производства и предложения. ( – абсолютная эластичность).
Для регулирования естественных монополий могут быть использованы различные инструменты, которые можно условно разбить на три группы.
1. Непосредственное
установление цен на продукцию
естественных монополистов. Фиксация
цен и тарифов на услуги
естественных монополистов на
практике может основываться
на множестве соображений,
2. Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности. Ниже мы сравним два основных метода косвенного регулирования цен: введение пределов повышения цен и фиксацию нормы доходности.
3. Использование
конкурентных механизмов для
передачи прав на производство
продукции (оказание услуг) в условиях
естественной монополии. Как правило,
речь идет о конкурсной продаже лицензий,
которые дают фирме право стать естественным
монополистом в определенной сфере. Наиболее
яркий пример - передача отдельных железных
дорог в концессию в Аргентине, Бразилии
и некоторых других развивающихся странах
с целью повышения эффективности их функционирования.
Аналогичная практика в свое время имела
место и в России.
Прямое установление цен
Задача ценообразования на продукцию естественных монополий - установить цены, которые:
- гарантировали
бы производство и потребление
продукции в экономически
- обеспечивали
бы самофинансирование
С точки зрения взаимосвязи с объемом производства цены можно разделить на линейные (одинаковая цена на все единицы продукции, расходы потребителя можно рассматривать как линейную функцию от цены и объема покупки) и нелинейные (фирма взимает фиксированную плату, не зависящую от объема покупки, плюс единую цену за каждую единицу продукции; потребительские расходы становятся функцией вида F + P · Q).
Линейное ценообразование
Предположим, кривая спроса (D) пересекает линию средних затрат (LAC) в точке минимума последней, т. е. мощности предприятия обеспечивают наличие возрастающей отдачи от масштаба для всего объема продукции, который следовало бы производить для достижения эффективности (т. е. который был бы в условиях совершенной конкуренции) (рис. 7).
Рис. 7. Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия.
Естественная
монополия выбрала бы объем производства
QM и соответствующую ему цену
PM. Экономическая прибыль
Регулирующий орган должен был бы установить цену на уровне предельных затрат (PK), что привело бы к росту объема производства до уровня, который имел бы место в условиях совершенной конкуренции (QK). Поскольку цена установлена на уровне средних затрат, равных при данном объеме выпуска предельным, предприятие получает только нормальную прибыль. Вследствие роста объемов производства до конкурентного уровня исчезает и ущерб от существования монополии.
Рассмотренный случай, когда мощности предприятия точно соответствуют объему спроса, максимально упрощен. Чаще спрос на продукцию естественного монополиста пересекает линию средних затрат слева от точки минимума последней (рис. 8). При эффективном объеме производства (QK) средние затраты оказываются выше предельных и применение принципа ценообразования по предельным затратам приводит к возникновению убытков (L), равных площади прямоугольника PKEGH.
Рис. 8. Ценообразование по предельным и средним затратам.
В рамках
линейного ценообразования цены
можно зафиксировать на уровне средних
затрат (PAC). В этом случае предприятие
не получает ни экономической прибыли,
ни убытков, но объем производства (QAC)
ниже эффективного (QK).
Нелинейное ценообразование.
Наиболее простой случай нелинейного ценообразования - установление двуставочного тарифа. Для того чтобы гарантировать потребление продукции естественной монополии в эффективном объеме, одна часть тарифа фиксируется на уровне предельных затрат, а вторая часть тарифа, призванная покрыть возникающий убыток, может быть определена делением величины убытка на общее число потребителей: MC + L/N.
Приведенная формула представляет пример недискриминационного двуставочного тарифа. Однако с точки зрения достижения максимально возможной эффективности такая структура тарифа имеет недостатки. Спрос потребителей может существенно различаться, и введение единой фиксированной платы за доступ к услуге может привести к тому, что для ряда потребителей она окажется выше получаемого ими излишка, и они вынуждены будут вообще отказаться от пользования данной услугой. Если же часть потребителей, готовых платить цену, равную предельным затратам, уйдет с рынка, эффективность снизится. Выход состоит во взимании разной фиксированной платы с разных потребителей в зависимости от их готовности и способности платить.
Приведем
пример с введением двуставочного
тарифа на услуги телефонной связи. Эффективность
будет максимальной, если одна часть
тарифа будет равна предельным затратам
на предоставление 1 минуты (часа) телефонной
связи, а вторая часть, покрывающая
постоянные затраты телефонной компании,
будет фиксированной для разных групп
потребителей (для пенсионеров, например,
она будет ниже, чем для остальных категорий
пользователей; для индивидуальных абонентов
ниже, чем для организаций). При этом, конечно
же, должно быть исключено перекрестное
субсидирование, не связанное с различиями
между абонентами по их способности платить.
Косвенное регулирование цен
Регулирование нормы доходности. Во многих странах (в частности, в США и Великобритании) распространена процедура косвенного регулирования цен естественных монополий через установление нормы доходности капитала, инвестированного в данное предприятие (rate-based regulation). Исходная предпосылка такова: капитал, инвестированный в фирму - естественную монополию, должен приносить по крайней мере такую же отдачу, как в среднем по экономике. Кроме того, норма доходности должна быть достаточна для привлечения новых инвестиций и развития предприятия. Также она должна соответствовать уровню риска инвестирования средств в компанию. Норма доходности определяется по следующей формуле:
где RR - норма доходности; TR - общая выручка; TC - общие затраты; IC - инвестированный капитал.
Поскольку в конечном счете через установление нормы доходности регулируется цена выпускаемой продукции, перепишем эту формулу следующим образом:
откуда
Ключевую роль при определении цены играет уровень общих затрат. Включение их в формулу сводит ценовую политику предприятия к методу "затраты плюс". Естественно, что фирмы будут стремиться завысить свои затраты. Благодаря государственной защите от конкуренции у естественных монополистов нет стимулов для повышения эффективности функционирования предприятия, включая снижение уровня затрат. Таким образом, предприятие может получить прибыль при любом уровне затрат. Для получения более точной информации о затратах, необходимых для производства товаров или оказания услуг в условиях естественной монополии, органам регулирования нужно либо самим проводить аудит и анализ затрат предприятия, либо, что предпочтительнее, нанимать для этих целей независимые аудиторско-консультационные фирмы. Но даже проведение независимой оценки не даст точной информации о затратах по целому ряду причин.
1. Предприятия - естественные монополисты, как уже указывалось, обычно работают и на смежных рынках. В результате возникает проблема адекватного распределения косвенных затрат, решить которую до конца не представляется возможным - не существует единственного верного и точного способа распределения косвенных затрат.
Если имеется потенциально конкурентный рынок, близкий по технологическим признакам к естественной монополии, предприятие-монополист будет стремиться остаться единственным поставщиком на этом рынке, получая высокие прибыли. Примерами могут быть монопольное положение "Газпрома" в добыче и транспортировке газа и доминирующее положение предприятий МПС на рынке железнодорожных перевозок.6 Но, привлеченные высоким уровнем прибыли, на этот рынок будут стремиться войти новые фирмы. Естественные монополии пытаются противодействовать им, ссылаясь на интегрированность отрасли и технологические взаимосвязи, а также на то, что имеет место определенное перекрестное субсидирование производства продукции на монопольном рынке за счет прибылей потенциально конкурентного рынка. Железные дороги, например, ссылаются на необходимость увеличения тарифов на перевозки, если рынок обслуживания пассажиров и грузов будет открыт для сторонних фирм. Это и один из аргументов за сохранение государственной собственности на высокоприбыльные объекты потенциально конкурентного рынка (например, сохранение вокзалов в структуре МПС и соответственно в государственной собственности). На деле такого рода "забота" о потребителях на монопольном рынке - лишь стремление сохранить свои "империи" и не допустить конкуренции.
2.
Цены на приобретаемые
Подведем
итоги. Регулирование нормы доходности
предполагает, что предприятие увеличит
цены, только если возрастут затраты и
соответственно потребуется более высокая
выручка для получения прежней доходности
на капитал. Даже если опустить очевидные
трудности, связанные с оценкой величины
инвестированного капитала и уровня затрат,
регулирование естественных монополистов
путем фиксации нормы доходности имеет
очевидный недостаток - у компаний отсутствуют
стимулы для повышения эффективности
своей работы, ведь при увеличении затрат
можно просто поднять цену.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ