Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:01, контрольная работа
Этимологически слово "конкуренция" восходит к латинскому "concurrentia", означающему "столкновение", "состязание". Именно поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке.
Введение
Сущность конкуренции
Функции конкуренции
Критерии (требования), которым должна соответствовать конкуренция
Модели рынка
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Монополия
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Значение конкуренции
Заключение
Список литературы
Минусы:
Видно, что у естественной
монополии достоинства
Олигополия
На некоторых рынках —
Олигополия (от др.-греч.— малочисленный, продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «Тойота» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.
Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.
К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:
а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой долей рынка какого-то товара или услуги;
б) предложение стандартизированны
в) сложность входа в отрасль новых предприятие. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности "ветеранов" разными способами препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;
г) наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет получить большую долю рынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву для подобных стремлений.
Монополистическая конкуренция
На некоторых рынках многие продавцы предлагают несколько различающиеся по своим характеристикам товары, а значит, у каждого поставщика есть возможность установить определенную цену. Такой рынок называют рынком монополистической конкуренции. Пример — производство программного обеспечения. Рынок предлагает нам множество конкурирующих текстовых редакторов, но каждая программа отличается от всех остальных по своим свойствам и имеет определенную цену.
Монополистическая конкуренция – тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги).
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.
К основным характеристикам монополистической конкуренции можно отнести:
а) относительно большое
число некрупных
б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;
в) наличие у отдельного
производителя очень
г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению согласованной ценовой политики, являются практически малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;
д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.6
Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений - продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца - добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора - это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование -это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.
В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности.
Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг - заработная плата -в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса - труда.
Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.
Сегодня конкуренция - это национальный приоритет России и конституционная норма. Об этом заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев, представляя доклад «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» на 107-м заседании Комитета по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Презентация доклада - это первый шаг на пути вступления России в эту влиятельную организацию в качестве полноправного члена. О своем вступлении вступить в ОЭСР Россия заявила в июне 1995 г. в рамках встречи лидеров стран «семерки» и России в Галифаксе (Канада). В мае 1996 г. Россия направила в ОЭСР официальную заявку на вступление. По мнению главы ФАС России, проведенная в 2004 году экспертами ОЭСР оценка состояния конкуренции в России позволила выявить те направления, на которые следовало обратить более пристальное внимание в целях обеспечения развития здоровой конкуренции.
Глава ФАС России осветил основные направления деятельности ФАС России, рассказал о модернизации антимонопольного законодательства, которая произошла в последние годы в России.
Главная угроза конкуренции в России - госкорпорации, естественные монополии, картели и избыточное влияние крупных компаний, говорится в докладе ФАС правительству.
Огромное внимание данному вопросу уделяется и Владимиром Путиным. Интересны следующие его высказывания:
«Особое внимание в Программе развития конкуренции в России уделено мерам конкурентной политики, призванным стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства. Сегодня это и важнейшая экономическая, и социальная задача, учитывая роль этого сектора экономики в создании новых рабочих мест».
В.В. Путин
На заседании Совета
по конкурентоспособности и
«Наши планы по развитию конкуренции делятся на два крупных блока. Первый блок - это защита конкуренции с использованием мер антимонопольного характера. В частности, предполагается серьезно активизировать борьбу с картелями, а также повысить ответственность представителей госорганов и хозяйствующих субъектов за нарушение правил конкуренции, предусмотреть даже уголовное наказание за подобные нарушения. Второй блок - это формирование конкурентных рынков. Правительство также предлагает здесь системный план действий. Прежде всего, мы будем ориентироваться на создание максимально благоприятных условий для появления и выхода на рынки новых высокоэффективных хозяйствующих субъектов».
В.В. Путин
На заседании Совета
по конкурентоспособности и
Из вышесказанного становится понятно, что направление контроля над конкуренцией является одной из приоритетных задач современной России.7
Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.
Преимущества:
1. Способствует более
эффективному использованью
2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к
изменяющимся условиям производства;
3. Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических
достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;
4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и
производителей;
5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных
потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.