Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:01, контрольная работа

Краткое описание

Этимологически слово "конкуренция" восходит к латинскому "concurrentia", означающему "столкновение", "состязание". Именно поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке.

Оглавление

Введение

Сущность конкуренции


Функции конкуренции

Критерии (требования), которым должна соответствовать конкуренция


Модели рынка

Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Монополия
Олигополия
Монополистическая конкуренция

Значение конкуренции

Заключение


Список литературы

Файлы: 1 файл

политек конкуренция.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

как материально-правовых, так и процессуальных (процедурных) норм.

И, наконец, в-четвертых, в условиях действительной конкуренции отсутствуют экономические и другие препятствия в доступе к сырью, мате-

риалам, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационному

обеспечению рыночных отношений  и другим производственным ресурсам.

Для входа на рынок  не должно быть барьеров в виде территориальных, правовых, имущественных и других экономических ограничений. Современная

государственная конкурентная политика должна способствовать сокращению таких барьеров.

Однако реализация всех этих требований к добросовестной и эффективной  конкуренции встречает в России существенные препятствия и поэтому

протекает весьма вяло, о  чем свидетельствуют и независимые  международные оценки индекса экономической  свободы в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Модели рынка

 

    1. Совершенная конкуренция

 

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Предположим, что перед нами рынок, на котором царит совершенная конкуренция. Совершенная конкуренция на рынке определяется двумя основными характеристиками:

-Все предлагаемые  продавцами товары примерно одинаковы.

-Покупателей и продавцов  так много, что ни один покупатель или продавец не в силах повлиять на рыночную цену. Поскольку при совершенной конкуренции покупатели и продавцы должны принимать рыночную цену как нечто данное, их называют принимающими цену.

В реальной жизни под  определение совершенной конкуренции  прекрасно подходят такие рынки, как рынок пшеницы, когда тысячи фермеров продают зерно, а миллионы покупателей потребляют пшеницу и продукты из нее. Ни один покупатель или продавец не влияет на цену пшеницы, каждый принимает ее как данность.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

  • отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
  • отсутствие ограничений на количество участников рынка;
  • однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
  • свободные цены;
  • отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Создание идеальной  модели совершенной конкуренции  является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку  совершенной конкуренции, может  служить сельское хозяйство.

 

    1. Несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

На рынках многих товаров  и услуг конкуренция несовершенна. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.

Самым общим показателем  существования на рынке несовершенной  конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной  конкуренции. Исходя из этого, предпосылками  несовершенной конкуренции являются:

  • значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;
  • неоднородность продукта;
  • наличие барьеров для входа в отрасль;
  • несовершенство информации;
  • участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
  • производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;
  • присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка.

Самым общим показателем  существования на рынке несовершенной  конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной  конкуренции. Исходя из этого, предпосылками  несовершенной конкуренции являются:

  • значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;
  • неоднородность продукта;
  • наличие барьеров для входа в отрасль;
  • несовершенство информации;
  • участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
  • производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;
  • присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка.

 

Монополии

На некоторых рынках есть только один продавец, который и устанавливает цену. Такой продавец называется монополистом. Им может быть, например, телевизионная кабельная компания небольшого городка или городского района, ведь ее телезрители не имеют возможности обратиться к другому поставщику.

Монополия (от греч. μονο — один и πωλéω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.

Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее. Это происходит из-за того, что, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, он вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующие.

Например, монополист может продать  по цене 800руб. только одну единицу своей  продукции. Чтобы продать две  единицы, он должен снизить цену на 700 рублей как на первую, так и на вторую единицу продукции. Чтобы продать 3 единицы продукции, цена должна стать ровной 600ру. за каждую из них, четыре единицы-500рублей ит.д. Доход фирмы-монополиста соответственно составит при продаже: 1ед. – 800 руб., 2 ед.-1400руб., 3 ед.-1800руб, 4 ед.-2000руб. Соответственно предельный или дополнительный доход в результате увеличения продаж на 1 единицу продукциисоставит:1 ед.-800руб., 2ед.-600 (1400-800), 3 ед.- 400 (1800-1400), 4 ед.- 200(2000-1800).На рисунке 12,1 кривые спроса и предельного дохода  показаны как несовпадающие линии, причем предельный доход во всех случаях, кроме выпуска 1ед., меньше цены.

Виды монополий 

Разграничение монополий носит  достаточно условный характер, поскольку  некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

  • Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
  • Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
  • Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
  • Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).
  • Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
  • Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Чистая монополия  

Чистая монополия существует, когда  одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых  нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.  

 

Характерные черты чистой монополии:

  • Единственный продавец, абсолютный монополист его фирма единственная в отрасли производящий товар или услугу.
  • Товар монополии уникален в том смысле, что нет близких или хороших заменителей этого товара.
  • Монополия самостоятельно устанавливает (диктует) цену на товар (услугу), а покупатель либо вынужден покупать товар по данной цене, либо обходиться без него.
  • Вхождение в отрасль заблокировано.
  • Отсутствие конкуренции (неценовая конкуренция).

Естественная  монополия

В ряде отраслей народного  хозяйства экономия обусловлена  ростом масштаба производства, а конкуренция  фактически просто неосуществима или  максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление). 

 

Это отличает данную монополию  от чистой монополии. «Единицей» измерения  первой выступает, как правило, отрасль, где фактически действует один экономический субъект, «единицей» измерения второй является часть отраслевого рынка (или рынков), на котором (которых) крупные капиталы оказывают серьезное влияние на продажные и покупные цены. 

 

К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи. 

 

Еще одной особенностью естественных монополий является существование  очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ. 

 

Плюсы и минусы  естественной монополии 

 

Плюсы:

  • возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
  • возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
  • возможность использования достижений научно-технического прогресса;
  • возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
  • возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;
  • внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"