Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:01, контрольная работа
Этимологически слово "конкуренция" восходит к латинскому "concurrentia", означающему "столкновение", "состязание". Именно поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке.
Введение
Сущность конкуренции
Функции конкуренции
Критерии (требования), которым должна соответствовать конкуренция
Модели рынка
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Монополия
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Значение конкуренции
Заключение
Список литературы
ПЛАН
Список литературы
Одним из главных стремлений каждой организации является получение максимальной прибыли и, следовательно, расширение масштабов хозяйственной деятельности. При этом фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
«Конкуренция представляет собой процесс управления
субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы
или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение
объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства
либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня движущей
силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом,
рыночного хозяйства страны».1
Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в середине XVIII века. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др.2
Этимологически слово "конкуренция" восходит к латинскому "concurrentia", означающему "столкновение", "состязание". Именно поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Вместе с тем, конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства, поскольку благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями. Конкуренция – та самая "невидимая рука", которая координирует деятельность участников рынка.3
Конкуренция – это главный механизм современного рынка.
Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования
рыночной экономики. В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на
построение рыночного
развитие конкуренции. Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, но только при капитализме она приобрела свою силу в рыночной экономике. Однако в течение уже 10 лет Россия
сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в
создании конкурентной среды. Полная государственная монополия,
существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их
социальная значимость – все это существенно осложняет процесс
создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации. В тоже
время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе России в
вопросе построения конкурентной среды.
Поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.
Конкуренция – это 1) соревнование, соперничество на каком-либо поприще; 2) В политической экономике – состояние, борьба на рынке различных участников капиталистического производств или торговли; 3) Тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.
Как и почему возникает конкуренция? Если субъект начинает владеть, пользоваться и распоряжаться своей продукцией, то появляется экономическая самостоятельность. Благодаря экономической самостоятельности, равные субъекты начинают бороться за свое господство на рынке, стремятся доказать свое преимущество, стремятся получить большую прибыль по отношению к другим субъектам и т.д. Это, так называемая, борьба получила название конкуренция. При конкуренции действует одно правило: добиваться поставленных целей за счет уничтожения интересов других людей.
Суть конкуренции проявляется и в том, что она, одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Таким образом, конкуренция – это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара.
Для более точного
понимания понятия конкуренция
выделим положительные и
Положительные стороны
Отрицательные стороны конкуренции:
Конкуренция выполняет в экономике важнейшие функции.
Функция мотивации заключается в том, что у предпринимателя есть стимул предлагать на рынке наилучшие по качеству и цене продукты, снижать издержки производства. Прибыль в значительной степени зарабатывается при соблюдении этих условий. Иначе хозяйствующий субъект несет убытки и вытесняется более удачливым конкурентом. Таким образом, создаются предпосылки для развития экономики в целом. Здесь конкуренция выступает как экономический рычаг стимулирования производства и повышения качества продуктов, постоянного их обновления и расширения ассортимента. При конкуренции происходит формирование механизма отбора наиболее эффективных решений.
Функция регулирования проявляется в следующем: конкуренция способствует тому, что основные производственные ресурсы направляются в те сферы деятельности, где в них есть наибольшая потребность и где они могут использоваться с максимальной отдачей, приносить наибольший эффект. Эта функция обусловливает для предпринимателя необходимость выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель.
Функция контроля действует следующим образом. С помощью конкуренции ограничиваются односторонние действия предпринимателя в достижении им монополизма, и потребителям предоставляется возможность выбора товаров (услуг, работ) на соответствующем рынке. Конкурентный механизм не позволяет какому-либо предприятию достигать безраздельного господства на рынке и диктовать потребителю свои условия. Конкуренция предоставляет возможность свободного выбора для всех участников экономических отношений. Считается, что другого пути обеспечения демократии и прогресса общество не нашло.
Функция приспособления формируется следующим образом. В основе любой конкуренции всегда лежит стремление соперничающих хозяйствующих субъектов удовлетворять одну и ту же потребность покупателя. Отсюда вытекает важная функция — приспособление к потребностям покупателей. Предпринимателю необходимо выпускать те продукты, в которых нуждается потребитель.
Специфическая функция или охранительная: обеспечения безопасности предпринимателей имеет следующую сущность. При наличии большого количества конкурентов всех их нейтрализовать или уничтожить просто невозможно. А реальным следствием монополизма является криминализация экономики, когда борьба за прибыль, за кошелек потребителя ведется любыми, даже недопустимыми и криминальными способами
Распределительная функция. В результате выпуска лучшей на данном
рынке, по соотношению качества и цены, продукции предприниматель
получает прибыль и усиливает свои позиции на рынке. Тем самым доход
перераспределяется в пользу наиболее продуктивных предпринимателей, использующих свои ресурсы с максимальной эффективностью.4
Перечисленные функции
делают конкуренцию важнейшим
реализации в России началось создание специальной системы правил, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, а также ее
качество. Деятельность такого рода должна стать ключевым элементом государственного экономического регулирования рыночных отношений в на-
шей стране. С этой точки зрения, она нуждается в основательном правовом
оформлении, ведь действие конкуренции и использование экономических
свобод требуют правовой системы, специально адаптированной для раз-
вития и охраны конкуренции.5 В настоящее время Российская Федерация
находится лишь в начале
этого долгого и трудного пути,
для облегчения которого потребуется
широкий фронт экономико-
Для того чтобы развивать и стимулировать конкуренцию, необходимо
четко представлять себе, каким критериям (требованиям) она должна соответствовать. Важнейшие из них были сформулированы в Государственной
программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства
РФ от 9 марта 1994 г. № 1912) и сводятся к следующему.
Во-первых, конкуренция предполагает действие на рынке имущественно
и организационно независимых
поставщиков товаров в
поставщики рассматриваемого товара могут быть:
-независимыми производителями этого товара;
-продавцами товара независимых производителей;
-независимыми продавцами товара одного производителя при условии
отсутствия вертикального соглашения между поставщиками и производителями, ограничивающего свободу в установлении цен и объемов поставок.
Количество поставщиков на рынке, достаточное для создания конкурентной среды, зависит от вида товара, характера потребления и уровня спроса. Поэтому задача создания конкурентной среды для каждого товара требует своего особого механизма реализации, что необходимо учесть в государственной конкурентной политике.
Для обеспечения эффективной
экономические размеры хозяйствующих субъектов должны быть сопоставимы. Указанные размеры субъектов конкуренции зависят от:
-затрат производства;
-уровня спроса;
-географических и товарных границ рынка и измеряются годовым оборотом капитала, объемами производства или поставок.
Во-вторых, в условиях конкуренции необходимо существование имущественно и организационно независимых покупателей товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня платежеспособного спроса. Независимые покупатели могут быть конечными потребителями того или иного товара либо посредниками при его реализации.
Количество покупателей на рынке, достаточное для создания конкурентной
среды, зависит от вида товара, характера его потребления и уровня спроса.
В-третьих, конкуренция предполагает, что поставщики и потребите-
ли действуют экономически независимо (без сговоров и горизонтальных
соглашений). Противоправные сговоры необходимо пресекать на основе
эффективного антимонопольного законодательства с учетом особенностей