Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа
Даная работа посвящена тому, как и кто должен контролировать в организации, чтобы она смогла достичь поставленной цели и реализовать выбранную стратегию. Предположим, вы с друзьями-специалистами создали компанию по разработке программного обеспечения для уникальных технологических процессов. Для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут катастрофическими, а также использование для стимулирования успешной деятельности применяется контроль.
ГЛАВА 1. Введение…………………………………………………………2 стр.
ГЛАВА 2. Контроль в процессе управления………...…………………4 стр.
1. Понятия и принципы контроля…………………………………..……….4 стр.
2. Виды управленческого контроля……………………..…………………..7 стр.
3. Функции и роль контроля……………...…………………….……...….13 стр.
4. Контроль как процесс и его этапы………………………………….…..15 стр.
5. Внешний и внутренний контроль………………………………….……19 стр.
Вывод………………………………………………………………………..22 стр.
ГЛАВА 3. Современные системы управленческого контроля……...24 стр.
1. Контроллинг его особенности и принципы………………………….…24 стр.
2. Понятие о современных системах управленческого контроля….……27 стр.
3. Особенности контроля в государственной организации……………...31 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ РАБОТЫ……………………………………………….34 стр.
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..35 стр.
Это встречается далеко не везде, в результате чего на практике используется смешанный вариант: внутренний и внешний контроль применяется в определенном соотношении, зависящем от:
• стиля управления (при авторитарном, когда руководитель держит себя по отношению к подчиненным деспотично, преобладает внешний контроль; при демократическом – самоконтроль);
• возможности получит надежную оценку результатов деятельности работников и спросить с них персонально за порученное дело (если такая возможность имеется, предпочтительнее внешний контроль; в противном случае внутренний);
• характера подчиненных (для недобросовестных и неаккуратных людей больше подходит внешний контроль; для добросовестных и педантичных – внутренний);
• микроклимата в коллективе (при благоприятном – лучше внутренний контроль; при неблагоприятном – внешний, позволяющий волевым путем сглаживать или предотвращать конфликты);
• принятой системы
вознаграждения за результаты деятельности
(в условиях преобладания индивидуальных
форм на первом месте находится внешний
контроль; при коллективном – внутренний).
Вывод.
Процесс контроля – это деятельность менеджера по измерению и регулированию хода выполнения работы, а так же по оценке полученных результатов. Благодаря контролю организация имеет возможность регистрировать и устранять помехи на пути выполнения плановых заданий.
В ГЛАВЕ 2. мы рассмотрели: общее понятие процесса контроля, что входит в его задачу, аспекты, в которых можно его рассматривать (как систематическую деятельность, завершающую стадию цикла и совокупность действий должностных лиц); направленность контроля (не на исправление, а на предотвращение контроля), объективные и субъективные ошибки в процессе контроля, выделили виды контроля:
1.По типу (традиционный, предпринимательский и опережающий контроли).
2.По видам (финансовый, маркетинговый, производственный контроли и контроль качества).
3.По объектам, каковыми являются.
4.По субъектам, которые осуществляют процесс контроля (администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники).
5. По интенсивности (нормальный или усиленный).
6.
По месту осуществлению (
7. По целям (фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного, а корректирующий – исправить положение дел).
8. По методам (фактический, документальный и оценочный контроли).
9. По стадиям осуществления.
Так же рассмотрели: основные виды контроля - предварительный (диагностический и терапевтический), текущий (стратегический и оперативный), стратегический и итоговый; основные функции контроля в системе управления (проверочная, информационная, диагностическая, прогностическая, коммуникационная, защитная, стимулирующая, корректирующая и ориентирующая); процесс контроля и его пять этапов; внешний и внутренний контроли.
Все
вышесказанное составляет базу контроля.
Без этой базы менеджер не сможет осуществить
процесс контроля в организации – самый
важный процесс в организации. Это означает,
что без контроля не может и существовать
и сама организация.
ГЛАВА
3. Современные системы
управленческого контроля.
1.
Контроллинг его
особенности и
принципы.
Внедрение перспективного планирования нереально без системы контроля за реализацией плановых программ. Поэтому все более важной особенностью современного менеджмента является переход от контроля к контроллингу. Понятие контроллинга появилось в 70-е гг. XX в. как система обеспечения выживаемости предприятия, ориентированная на выявление всех шансов и рисков организации внешнего и внутреннего характера, которые связанные с достижением стратегической цели.
Нужно подчеркнуть, что контроль направлен в прошлое – на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. Контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц, стремление управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, так чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
Специфическими особенностями контроллинга по сравнению с традиционными подходами являются:
- новая ориентация
финансово-экономических
- новое содержание таких традиционных функций управления как планирование, контроль, информационное обеспечение, составляющих ядро контроллинга, как концепции управления;
- новое содержание функциональной роли планово-экономических служб (служб контроля на предприятии);
- увязка оперативных
финансово-экономических
Основа контроллинга – стратегическое планирование, предвидение реального положения организации на перспективу. Контроллинг подразделяется на стратегический и тактический (оперативный). Оперативный контроллинг используется для обнаружения узких мест в текущей деятельности фирмы – осуществляется проверка работы каждого подразделения по отношению «прибыль - затраты». Стратегический контроллинг включает формулировку целей, управление ими, их достижение.
Особое значение в контроллинге имеет использование методов бюджетного контроля. В рамках системы бюджетного контроля сопоставляются реальный уровень издержек и результатов с намеченными в плане. Верхний и нижний пределы расходов или других показателей устанавливаются для конкретных видов, например, окладов, расходов на обучение кадров, замены оборудования офисов и так далее. Бюджетный контроль осуществляется по четырем основным ступеням:
1. подготовка
бюджета для каждого
2. фиксация фактических расходов и доходов по бюджетным статьям;
3. сравнение
бюджетных отклонений от
4. принятие мер для проведения текущих результатов в соответствие с бюджетом.
При этом к системе бюджетного контроля предъявляется ряд требований. Она должна:
1.
всецело поддерживаться
2. иметь в качестве основного ориентира цели и стратегии фирмы;
3. быть своевременно подготовлена;
4.
включать работу менеджеров
5. быть гибкой и изменяться в соответствии с трансформирующимися условиями внешней среды;
6.
быть доступной и понятной
для всех, кто ее использует.
Основные принципы контроллинга.
Существует четыре основных принципа контроллинга:
1. Принцип движения и торможения. Обеспечение разработки реализации стратегических решений является потенциал успеха деятельности организации, ее движением вперед, а созданием и сохранением условий для успеха тесно связанно с понятием «инновация». Поэтому необходимо воздействие на процессы, тормозящие развитие, и постоянное обновление всей деятельности организации, особенно в сфере управления.
2. Принцип своевременности. Контроллинг ориентирован на будущее и служит раннему выявлению новых возможностей и рисков для предприятия. Способность организации к своевременному реагированию на рыночные изменения зависит от времени интервала между возникновением нового шанса или риска и конкретным действием, а также от времени, необходимого для выработки изменений плана и их внедрение.
3. Принцип стратегического сознания. Заключается в оценке всех решений и действий в первую очередь с позиции его соответствия стратегическим программам. Стратегическое сознание представляет собой фильтр, который предотвращает реализацию оперативных решений, либо модифицирует их, если они не соответствуют стратегическому плану.
4. Принцип документирования. Позволяет в любой момент установит посылающего и принимающего информацию, дату передачи и ее содержание.
Важность
контроллинга заключается в том,
что это система оценки всех сторон
деятельности предприятия, его подразделений,
руководителей и сотрудников с точки зрения
современного и качественного выполнения
запланированных стратегических показателей,
выявление отклонений и принятие безотлагательных
действий для того, чтобы намеченные планом
результаты были достигнуты при любых
изменениях хозяйственной ситуации.
2. Понятие о современных системах управленческого контроля.
При определении сущности и содержания контроля подчеркивается его процессный характер. Это интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и разработки способ и методов их достижения.
Контроль предполагает соответствие поставленным целям, для обеспечения требуемых результатов. Умение ставит и реализовать цели, определяемое искусство точно знать, что и как предстоит сделать, лежит в основе менеджмента. Подобным искусством должны обладать менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве всего персонала для достижений целей организации. Контроль не редко индетифицируется с менеджерами, а так же органом или аппаратом управления.
Хозяйственные организации представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействует многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Поэтому умение управлять столь сложным механизмом требует серьезной профессиональной подготовки.
Управление и контроль в современном виде не могут быть представлены в виде четко сформулированных правил и рецептов деятельности. В них находит отражение понимание того, что мы живем в очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир живет и развивается. Попытки изложить наши знания о таких сложных системах, как современные организации, в рамках жестких схем и правил неизменно приводят к неоправданному упрощению, искажению истинной картины, а значит, к иллюзиям, заблуждениям и ошибкам.
Современное управление составляет всю совокупность знаний, накопленных за сотни и тысячи лет практики в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на выявление самой природы управленческого труда, выяснением связей между причиной и следствие, факторов и усилий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и продуктивным.
В XX в. процессы заметно ускорились под воздействием революционных изменений в науке и технике, вызывавших бурное развитие производительных сил во всех частях земного шара. Современные организации развиваются в условиях радикального ускорения как внутрифирменных, так и внешних отношений. И современные системы управленческого контроля должны не только позволять своевременно и качественно управлять текущими делами, но и способствовать разработке стратегии и политики организаций.
Наглядным примером эффективного контроля может служить система контроля управления качеством продукции, разработанная в Японии - Continuous Improvement Process (CIP). Повышение качества продукции в Японии – слагаемое усилий менеджеров, конструкторов, технологов, мастеров и рабочих, где менеджеры верхнего уровня управления обеспечивают действенное моральное и материальное поощрение за высокое качество продукции и комфортно-психологический климат. Конструкторы и технологи отвечают за использование лучшего мирового опыта, надежных конструкций, высококачественное и надежное оборудование, автоматизацию при изготовлении продукции. Мастера участвуют в повышении качества продукции за счет применения новых форм организации труда и прав принимать самостоятельные решения, вплоть до остановки конвейера. Рабочие улучшают качество продукции за счет участия в работе «кружков качества». «Кружков качества» - одно из проявлений японского подхода к управлению. В основе деятельности кружков лежат следующие десять принципов: