Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа
Даная работа посвящена тому, как и кто должен контролировать в организации, чтобы она смогла достичь поставленной цели и реализовать выбранную стратегию. Предположим, вы с друзьями-специалистами создали компанию по разработке программного обеспечения для уникальных технологических процессов. Для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут катастрофическими, а также использование для стимулирования успешной деятельности применяется контроль.
ГЛАВА 1. Введение…………………………………………………………2 стр.
ГЛАВА 2. Контроль в процессе управления………...…………………4 стр.
1. Понятия и принципы контроля…………………………………..……….4 стр.
2. Виды управленческого контроля……………………..…………………..7 стр.
3. Функции и роль контроля……………...…………………….……...….13 стр.
4. Контроль как процесс и его этапы………………………………….…..15 стр.
5. Внешний и внутренний контроль………………………………….……19 стр.
Вывод………………………………………………………………………..22 стр.
ГЛАВА 3. Современные системы управленческого контроля……...24 стр.
1. Контроллинг его особенности и принципы………………………….…24 стр.
2. Понятие о современных системах управленческого контроля….……27 стр.
3. Особенности контроля в государственной организации……………...31 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ РАБОТЫ……………………………………………….34 стр.
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..35 стр.
В целом на систему управленческого контроля влияют характер деятельности организации, степень ее обособленности, факторы внешней среды, позиции менеджеров.
В процессе контроля могут иметь место объективные и субъективные ошибки. К ним можно отнести:
• контроль по случаю, не упреждающий отклонения, а осуществляемый им вдогонку;
• контроль из предубежденности, недоверия, излишне детализированный, тотальный, порождающий несамостоятельность и иждивенчество;
• контроль для проформы, например присутствия на рабочих местах, и проч.;
• ориентация на прошлый опыт, традиции, стереотипы;
• игнорирование личных особенностей людей;
• смешение факторов и выводов;
•
отсутствие информирования контролируемых
о результатах.
2. Виды управленческого контроля.
Выделяют следующие основные виды контроля:
• традиционный контроль фиксирует отклонения от планов заданий и стандартов;
• опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок;
• предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.
Финансовый контроль – это: 1. контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; 2. контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществление финансовых операций, сделок, юридическим и физическим лицам.
Маркетинговый контроль – процесс измерения и оценки результатов реализации стратегий и планов маркетинга, эффективности корректирующих действий, обеспечивающих достижение маркетинговых целей. Существуют три вида маркетингового контроля: контроль годовых планов, контроль прибыльности и стратегический контроль. Независимо от вида маркетингового контроля, он основывается на широком применении различных показателей эффективности.
контроль качества – порядок, предполагающий улучшения качества является предотвращение производства бракованной продукции или изделия, с помощью различных методов. Для выявления бракованных материалов и продуктов могут применяться выборочные испытания.
производственный контроль включает в себя шесть функций:
1. маршрутизация (последовательность операций);
2. загрузка (распределение работ);
3. производственные
графики (время выполнений
4. предварительная оценка стоимости выполнения работ;
5. диспетчирование (процесс текущего распределения работы);
6. отправка – завершающая деятельность, в ходе которой идет проверка выполнения планов.
Решение
финансовых, маркетинговых проблем
или проблем в области
3.По объектам, каковыми являются:
• состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем финансовых ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования;
• эффективность производственной деятельности;
• промежуточные и конечные результаты;
• затраты, потери и их виновники;
• достоверность, качество, доступность, полнота информации;
• сроки исполнения принимаемых решений;
• имидж организации;
• сохранение коммерческой тайны и т.д.
4.По субъектам, которые осуществляют процесс контроля (администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники).
5. По интенсивности (нормальный или усиленный).
6. По месту осуществлению (летучий и стационарный контроли).
Летучий контроль подразумевает, что его субъект и объект пространственно разделены и необходимо их специальное соединение (например, выездная проверка).
Стационарный контроль предполагает, что субъект и объект едины (исполнитель сам следит за своей работой).
7. По целям (фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного, а корректирующий – исправить положение дел).
8. По методам:
• фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта;
• документальный происходит на основе сверок и проверок документов;
• оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлением с эталоном.
9. По стадиям осуществления.
В соответствии с указанным признаком выделяют три основных виды контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный, как это явствует из самого названия, предшествует активной деятельности, а тем более конкретным результатам. Его задача в основном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и др. к работе. Он осуществляется путем анализа наличия и состояния ресурсов, их сопоставления со стоящими задачами.
В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсах. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, в области материальных – контроль за качеством сырья, что бы сделать отличный товар. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет в том смысле, что он дает на вопрос, когда и каких средств (наличных, безналичных) потребуется организации.
В процессе предварительного контроля возможно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет две разновидности: диагностический и терапевтический.
Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке.
Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.
Текущий контроль оценивает реализацию внутренних и внешних возможностей организации. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники, а сам он – прерогатива их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.
Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют отклонения для достижения этих целей.
Различают две разновидности текущего контроля – стратегический и оперативный контроль.
Стратегический имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей. Он ведется по таким показателям, как уровень производительности труда, внедрение и использование достижений НТР, новых методов работы, технологий и проч. Такой контроль предназначен для предотвращения ошибок, а не для их исправления и поиска виновных.
Оперативный (административный) контроль (на практике он сливается с оперативным управлением) проводится одновременно с выполнением основной работы.
Его разновидностью является контроль производственный, осуществляемый диспетчером или начальником производственного отдела.
Объектами здесь являются: оперативная подготовка производства, движение изделий в рамках технологического процесса (соблюдение последовательности и сроков выполнения операций, загрузка оборудования, наличие запасов и заделов на межцеховых складах, выполнение плана по номенклатуре и отгрузка продукции), уровень текущих затрат, дисциплина и т.д.
На уровне отдельных операций осуществляется операционный контроль (качества, тонности их выполнения).
Сам контроль может быть сплошным (предполагает проверку всех без исключения объектов) и выборочным (если число объектов слишком велико или для проверки требуется разрушать изделие).
Выборочный контроль требует меньше затрат, но связан с риском случайных ошибок, число которых можно снизить путем увеличения размера выборки (при соответствующем росте расходов).
В настоящее время в ряде стран, и в первую очередь в Японии, основное внимание уделяется не выявлению и исправлению отклонений от стандартов качества, а предупреждению их появления. Для этого широко внедряются методы самоконтроля, стимулирует работа кружков качества и т.п.
Третьим
видом контроля является итоговый.
Обычно он связан с оценкой выполнения
организацией своих решений и результатов
практических действий, а так же сильных
и слабых сторон организации. Данные итогового
контроля используются для составления
очередных планов.
3.Функции и роль контроля.
Некоторые
организации создали целые
В
функцию управленческого
Важной функцией управленческого контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ, как по результатам хозяйственной деятельности организации в целом, так и ее каждого подразделения. Поэтому осуществление контроля опираются на организацию системы учета и отчетности, включающие финансовую и производственные показатели деятельности проведение их анализа.
Важную роль в повышение эффективности контроля технологического процесса может сыграть его карта. Она представляет собой схему, где нанесены допустимые границы параметров качества и результаты изменений, что позволяет наглядно обнаружить отклонение от стандартов.
В общем говоря, в системе управления контроль выполняет следующие основные функции:
• проверочную (установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдение технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений);
• информационную (сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта);
• диагностическую (изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов);
• прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров;
• коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи;
• ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание;
• стимулирующую (по итогам контроля осуществляются оценка персонала, поощрение или наказание);
• корректирующую (на основе полученных результатов состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, что бы обеспечивались необходимые значения его характеристик или его устойчивость функционирования при отклонениях от них);