Конкурентоспособность розничного торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

     Пpоблема кoнкуpентoспосoбности нoсит унивеpсальный, всемиpный хаpактеp. Ныне oнa затpагивает пpактически все стpаны миpа, всех тoваpoпpoизвoдителей.

     B pынoчных услoвиях oсoбoе знaчение пpиoбpетaет упрaвление кoнкуpентoспoсoбнoстью пpедпpиятия. Пpoблемы дoстижения кoнкуpентoспoсoбнoсти хoзяйствующих субъектoв не мoгут быть oптимaльнo решены без учетa oсoбеннoстей рaзвития кoнкpетнoй oтрaсли нaрoднoгo хoзяйствa. B рoзничнoй тoргoвле пoтpебительскими тoвaрaми зa пoследние гoды усилилaсь кoнкуpенция, чтo вызванo, кaк внутpенними фaктopaми paзвития тopгoвли, тaк и aктивностью прoникнoвения нa рoссийский рынoк заpубежных кoмпаний.

     B этих услoвиях успех хoзяйствующегo субъектa нaпрямую зависит oт дoстижения конкуpентоспoсoбнoсти и реализaции кoнкуpентных пoдходoв, oбеспечивающих егo устoйчивoе рынoчное пoлoжение.

     Pешение проблемы повышения конкурентоспособности розничных торговых предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке потребительских товаров.

     B последние годы, как в теории, так и на практике все больше уделяется внимания необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции и повышения конкурентоспособности торговых предприятий.

     Цель  курсовой работы – изучение теоретических  и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.

     B соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:

  1. изучить теоретические положения, характеризующие сущность,  конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке;
  2. раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
  3. провести оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия ООО «Лазурит мебель»;
  4. определить основные направления повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия.

     Предметом исследования является конкурентоспособность  розничного торгового предприятия ООО «Лазурит мебель».

     Объектом  исследования определена деятельность ООО «Лазурит мебель».

 

     

     1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

     1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности факторы ее определяющие.

     Под «конкурентоспособностью предприятия» понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения. Понятно, что «рыночная сила» предприятия зависит от ряда факторов эффективности ведения бизнеса компании, которые являются преимуществами («сильными сторонами») по сравнению с конкурентами:

  • эффективность системы продаж (маркетинговой и сбытовой инфраструктуры);
  • уровень цен на реализуемую продукцию, зависящий от себестоимости производства и реализации продукции предприятия;
  • качественные характеристики производимой продукции и ряд других.

     За  счет своих рыночных преимуществ, предприятие  получает возможность потеснить конкурентов на рынке, повысить собственные объемы продаж, в определенной мере воздействовать на среднерыночный уровень цен за счет манипулирования объемом продаж и, в конечном итоге, повысить свои конечные финансовые результаты (величину чистой прибыли).[1]

     Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

     -       качество продукции и услуг; 

     -       наличие эффективной стратегии  маркетинга и сбыта; 

     -       уровень квалификации персонала  и менеджмента; 

     -       технологический уровень производства;

     -       налоговая среда, в которой  действует предприятие; 

     -       доступность источников финансирования.[2]

     Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим  наличие конкурентных преимуществ.

     Пирамида  конкурентных преимуществ и конкурентоспособности представлена на рис. 1.

      

     Рис.1.Пирамида конкурентных преимуществ и конкурентоспособности[3]

     Параметры, определяющие конкурентоспособность  предприятия:

     1.   производственный или торгово-сбытовой  потенциал (объем продукции, производимой  за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени);

     2.   финансово-кредитный потенциал (кредиторская  задолженность, скорость оборота  капитала);

     3.   имидж предприятия – моральный  капитал предприятия;

     4.   товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);

     5.   научно-технический прогресс (проводились  ли научные исследования, разработки);

     6.   инвестиционный потенциал;

     7.   трудовые ресурсы;

     8.   управленческий и информационно-аналитический  потенциал;

     9. бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) – установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.

     Различаются следующие виды конкурентных преимуществ:

  1. Конкурентное преимущество высокого порядка;
  2. Конкурентное преимущество низкого порядка.

     1. Конкурентное преимущество высокого порядка – более надежно, требует значительных затрат на его обеспечение, его действие носит более продолжительный характер. Для того чтобы достигнуть конкурентного преимущества высокого порядка, необходимо больше новизны и способности от руководства предприятия, требуются долговременные и интенсивные вложения капитала в производственные мощности, специальное обучение персонала.

     2. Конкурентное преимущество низкого порядка – менее устойчиво, т.к. легко достижимо, оно действует не продолжительное время и его легко перенять (дешевая рабочая сила, низкие издержки производства, методы и приемы, позаимствованные у конкурентов).[4]

     Конкурентные  преимущества имеют различные формы  проявления, которые можно представить  в виде следующей классификационной структуры:

     -  конкурентное преимущество, основанное на экономических факторах- оно определяет лучшим общеэкономическим состоянием рынков, объективными факторами, стимулирующими спрос (большая и растущая емкость рынка);

     - конкурентное преимущество, основанное на нормативно-правовых актах (льготы, иные привилегии, которые предоставляются региону или отдельному предприятию, органов власти и управления, исключительные права на интеллектуальную собственность);

     - конкурентное преимущество структурного характера определяется высоким уровнем производства и реализации на предприятиях, возможностью быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка;

     - конкурентное преимущество, связанное с административными мерами, определяется ограничениями со стороны органов власти (выдачи лицензий, патентов);

     - конкурентное преимущество, определенное уровнем развития инфраструктуры предприятия. Они возникают в разной степени развития необходимых средств коммуникации, организованности и открытости рынков труда и капитала;

     -  конкурентное преимущество технические (технологические) определяются уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли;

     - конкурентное преимущество, определяемые хорошей информированностью, базируются на наличии обширного банка данных (о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка);

     -       конкурентное преимущество, основанное  на географических факторах –  выгодное географическое положение,  недоступность транспортных средств, для перемещения товаров;

     -       конкурентное преимущество, основанное на демографических факторах;

     -   конкурентное преимущество не правового порядка, достигаемые в результате недобросовестной конкуренции, недобросовестного выполнения представителями органов власти своих обязанностей.

     К «ключевым факторам рыночного успеха» относят: финансовое положение предприятия:

  • развитость базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них, наличие передовой технологии,
  • обеспеченность высококвалифицированными кадрами,
  • способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию,
  • наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков,
  • состояние технического обслуживания,
  • возможности по кредитованию своего экспорта (в том числе, с помощью государственных организаций),
  • действенность рекламы и системы связей с общественностью, обеспеченность информацией, кредитоспособность основных покупателей.

     Главным элементом конкуренции на любом  рынке является продукция, с помощью  которой потребитель удовлетворяет  имеющиеся у него потребности, а  производитель получает требуемую ему прибыль, следовательно, конкурентоспособность продукции, как и предприятия, является базовым понятием конкуренции. [5]

     Из  вышесказанного следует вывод что, конкурентоспособность предприятия  является одним из важнейших факторов деятельности предприятия на рынке. Предприятие должно знать и постоянно совершенствовать свои «сильные стороны» перед конкурентами, чтобы затраты вложенные в него были рентабельными, продукция удовлетворяла потребности покупателя, а предприятие получала требуемую прибыль.

     1.2 Оценка деятельности розничного торгового предприятия с точки зрения конкурентоспособности.

     К определению конкурентоспособности  фирмы существует несколько подходов:

     1.изучение конкурентоспособности с позиции сравнительных преимуществ (при оценке предприятия на международных рынках) – овладение преимуществами, обеспечивающими относительно более низкие издержки производства, в какой-либо отрасли является предпосылкой для завоевания данной отраслью сильной рыночной позиции;

     2.методы, базирующиеся на теории равновесия предприятия и отрасли. Под равновесием понимается такое состояние, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние. Критерием конкурентоспособности в рамках данной модели служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у конкурентов производительностью. В использовании данного метода имеются существенные ограничения в своем применении;

     3.оценка конкурентоспособности по рыночным позициям фирмы: структурный, функциональный.

     Структурный – оценка положения фирмы может  быть сделана, исходя из уровня монополизации  отрасли, т.е. конкуренции производства и капитала и барьеры входа  и выхода в отрасль.

     Функциональный  – главную роль играют соотношение  издержек производства, цены, загрузки производственных мощностей, объема выпуска продукции, т.е. экономические показатели деятельности. Подход позволяет оценить конкурентоспособность отдельных предприятий. Является составными частями отрасли.[9]

     4.метод оценки конкурентоспособности производителя по качеству продукции, который осуществляется методом профилей. Данный метод базируется на положениях теории маркетинга, т.е. на выявлении критериев удовлетворения потребностей применительно к данной продукции, установление иерархии потребностей, их сравнительные важности в пределах того спектра, которые может оценить потребитель. Затем производится сравнение технико-экономических показателей данного продукта с другими конкурирующими продуктами. Эта процедура проводится в 3 этапа: установление рынка, на котором может присутствовать данная продукция, требований к нему по сравнению с идеальным продуктом для потребителя; решение вопросов, каким должен быть созданный продукт, чтобы его можно было сбывать с обеспечение максимальной рентабельности; анализ работы, сбыта.

Информация о работе Конкурентоспособность розничного торгового предприятия