Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений - системы поддержки принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

Современные предприятия требуют все большей оперативности. В период быстрых изменений на рынке, более короткого цикла обращения продукции и услуг, изменчивости потребительского спроса важна фундаментальность базы для принятия стратегических решений и контроль за их выполнением. Традиционные бумажные носители информации служат явным барьером на пути внедрения передовых технологий управления. В этой связи использование современных методов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации для управленческих решений является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.

Оглавление

Введение 3
Актуальность темы: 5
Цель исследования: 5
Объект исследования: 5
Предмет исследования: 5
Задачи, решаемые в исследовании для достижения цели: 5
Исследованность темы 6
Глава 1. Интеллектуальная поддержка принятия решений 7
1.1. Понятие «интеллектуальные системы» 7
1.2. Поддержка принятия решений в организационном управлении 11
1.3. Алгоритмы для выбора управленческих решений 14
Глава 2. Средства workflow в рамках общей концепции управления предприятием 21
2.1. Модель автоматизации управленческих процессов 21
2.2. Системы workflow – понятия и определения 24
2.3. Поддержка основных функций управления средствами workflow 25
2.4. Математические модели. 28
Глава 3. Применение компьютерных технологий в поддержке управленческих решений на примере Администрации МО «Котлас» 34
Заключение 35
Список используемой литературы: 37

Файлы: 1 файл

Компьютерные технологии поддержки.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

«Компьютерные технологии поддержки 

 

управленческих решений»

Выполнил:

Проверил:

Котлас

 

2009

Содержание

 

Содержание 2

 

Введение 3

 

 Актуальность темы: 5

 

 Цель исследования: 5

 

 Объект исследования: 5

 

 Предмет исследования: 5

 

 Задачи, решаемые в исследовании для достижения цели: 5

 

 Исследованность темы 6

 

Глава 1. Интеллектуальная поддержка  принятия решений 7

 

1.1. Понятие «интеллектуальные системы» 7

 

1.2. Поддержка принятия решений  в организационном управлении 11

 

1.3. Алгоритмы для выбора управленческих решений 14

 

Глава 2. Средства workflow в рамках общей  концепции управления предприятием 21

 

2.1. Модель автоматизации управленческих  процессов 21

 

2.2. Системы workflow – понятия и  определения 24

 

2.3. Поддержка основных функций  управления средствами workflow 25

 

2.4. Математические модели. 28

 

Глава 3. Применение компьютерных технологий в поддержке управленческих решений  на примере Администрации МО «Котлас» 34

 

Заключение 35

 

Список используемой литературы: 37

 

 

Введение

 

 Современные предприятия требуют все большей оперативности. В период быстрых изменений на рынке, более короткого цикла обращения продукции и услуг, изменчивости потребительского спроса важна фундаментальность базы для принятия стратегических решений и контроль за их выполнением. Традиционные бумажные носители информации служат явным барьером на пути внедрения передовых технологий управления. В этой связи использование современных методов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации для управленческих решений является одним из важнейших рычагов развития бизнеса. С информационной точки зрения стержнем систем управления предприятием является система подготовки принятия решений, хотя архитектурно – это надстройка над оперативными информационными системами, используемыми на предприятии.

 

 Принятие правильного решения  – это область управленческого  искусства. Способность и умение  делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на  протяжении всей жизни. Совокупность  первого и второго знания и  умения составляют компетентность любого руководителя. В зависимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффективности работы менеджера.

 

 Принятие решений предполагает  выбор первоочередных задач и  дел, а это значит, что для  менеджера очень важно умение  расставлять приоритеты. Практически невозможно одному человеку выполнять сразу большой объем работы и совершать несколько дел одновременно, часть которых составляют несущественные проблемы.

 

 По мнению специалистов, для  того, чтобы принимать эффективные  управленческие решения в области производства, сбыта, финансов, инвестиций, нововведений – руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации [1].

 

 Процесс получения новой  информации, ее обработка и подготовка  эффективных решений, обладает  цикличностью. Т.е. это постоянное, непрерывное и цикличное движение.

 

 Возрастание объемов информации, используемой для анализа при  поддержке принятия решений,  и необходимость долговременного хранения этой информации требуют применения в системах поддержки принятия решения специализированных баз данных.

 

 Выбор альтернативы является  своего рода вершиной в процессе  принятия решения. На этом этапе  менеджер вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Хороший предыдущий анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки предстоящего выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: прошлый опыт; проведение эксперимента; исследование и анализ.

 

 Привлечение прошлого опыта  является наиболее используемым  подходом в выборе альтернативы. Опытные руководители не просто  используют данный подход, но  и испытывают сильную веру  в него. Это лежит в основе  утверждения о том, что чем  выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт дает руководителю выработать умения и навыки принятия правильных решений. Сам факт, что руководитель профессионально растет, свидетельствует о ценности и полезности накопления опыта.

 

 В последнее время, в связи  с развитием компьютерных технологий, активно развивается информационная  поддержка принятия управленческих  решений. Системы поддержки принятия  управленческих решений базируются  на некой базе знаний, содержащей  информацию о возможных вариантах, и алгоритмах выбора правильного решения [4].

Актуальность темы:

 

 Управленческий труд отличается  сложностью и многообразием, наличием  большого числа форм и видов,  многосторонними связями с различными  явлениями и процессами. Это, прежде всего, труд творческий и интеллектуальный. На первый взгляд, большая его часть вообще не поддается какой-либо формализации. Поэтому автоматизация управленческой деятельности изначально связывалась только с автоматизацией некоторых вспомогательных, рутинных операций. Но бурное развитие информационных компьютерных технологий, совершенствование технической платформы и появление принципиально новых классов программных продуктов привело в наши дни к изменению подходов к автоматизации управления производством. Именно поэтому на сегодня тема компьютерных технологий в поддержке управленческих решений действительна актуальна.

Цель исследования:

 

 Анализ и оценка возможностей  современных компьютерных технологий  поддержки принятия управленческих  решений.

Объект исследования:

 

 Существующие компьютерные  технологии поддержки принятия  управленческих решений.

Предмет исследования:

 

 Методы анализа иерархий  и конечной дискретизации элементов.

Задачи, решаемые в исследовании для  достижения цели:

 

- систематизация теоретических основ принятия решений в организационном управлении;

 

- раскрытие понятия «интеллектуальные  системы»;

 

- проведение анализа и оценки  алгоритмов для выбора управленческих  решений;

 

- изучение направлений компьютерных  технологий в поддержке принятия управленческих решений;

 

- оценка существующих компьютерных  технологий в поддержке принятия  управленческих решений на примере  администрации МО «Котлас».

Исследованность темы

 

 Большое количество источников  материала, как в учебных материалах, так и в электронных источниках даёт право говорить о хорошей исследованности данной темы в теоретическом плане, а наличие уже готового программного обеспечения на рынке программного обеспечения говорит и о практической разработанности данного направления в соответствии с его актуальностью.

Глава 1. Интеллектуальная поддержка  принятия решений

1.1. Понятие «интеллектуальные системы»

 

В последнее время при обсуждении задач информатизации и разных подходов к их выполнению все больше слышатся термины «поддержка принятия решений», «интеллектуальные системы», «интеллектуализация ЭВМ» и т.п. Объективная причина этого не только в том, что созрела техническая и инструментальная база для применения новых технологий, но, главным образом, в том, что в стране назревает переход от частичной автоматизации рутинной деятельности, использования простых бухгалтерских, расчетных и информационно-справочных систем к комплексной автоматизированной поддержке профессиональных и других задач в разных предметных областях.

 

 К сожалению, часто приходится слышать употребление этих мощных сложных понятий не более как модных терминов. С одной стороны, не секрет, что некоторые потенциальные разработчики программных систем пытаются таким образом повысить собственный авторитет и завоевать заказчика. С другой стороны, и заказчик, наслышанный и начитанный о новых течениях в информатике, довольно легко попадается в ловушку из модных слов. Поскольку специалистов не так- много, а эйфорических ожиданий хоть отбавляй, то смысл этих специальных понятий часто искажается. Поэтому, прежде чем обсуждать суть вопроса, уточним, о чем идет речь, остановившись вначале на понятии интеллектуальной системы.

 

 Понятие интеллектуальной системы  относится к области искусственного  интеллекта. Интеллектуальную систему  в первом приближении определяют как компьютерную систему, которая на уровне, близком к уровню человеческого интеллекта, решает задачи, которые до недавнего времени мог решать только человек.

 

Следует особо подчеркнуть, что  интеллектуальная система не копирует структуру и мыслительные функции человеческого интеллекта, а всего лишь по мере возможности не хуже него решает «человеческие» задачи. Только такая отправная позиция позволяет уйти от философских споров на тему «Может ли машина мыслить?» и «Возможно ли искусственное воспроизводство человеческого интеллекта?». Речь идет не о создании искусственного интеллекта как такового, а о компьютерных технологиях для решения разнообразных, нетрадиционных с точки зрения математического подхода, задач. Понятие «интеллектуальные системы» многогранно. С одной стороны, интеллектуальность предполагает, что общение с системой должно происходить на уровне и по принципам человеческого интеллекта. Этот первичный смысл и породил применение термина «интеллектуальный» к современным программным системам. Интеллектуальные системы возникли как раз благодаря тому, что лавинообразное распространение вычислительной техники и стремительное внедрение ее в сферу деятельности непрофессионалов востребовало как бы повышение уровня способностей компьютерных систем подстраиваться под широкого и специально неподготовленного пользователя.

 

 Интеллектуальность как человеческое  качество предполагает способность  общаться, понимать, мыслить, применять  опыт для формирования решений.  В интеллектуальных системах эти функции реализуются соответственно посредством интерфейса системы с пользователем на языке, близком к естественному; интерпретации получаемых данных путем сопоставления с известной информацией о предметной области; логическом выводе решений; применении особого рода конструктивной информации - знаний о способах и стратегиях решения задач в предметной области. Кроме того, интеллектуальные системы, как и человек, имеют способность обучаться; обобщать получаемую информацию и накапливать опыт, а также объяснять получаемые решения, хотя в разных технологиях эти возможности реализованы по-разному и на разном уровне.

 

 Для решения задач информатизации  практической деятельности необходимо  иметь в виду специальный, более  точный смысл понятия интеллектуальной  системы.

 

 В специальном смысле под  интеллектуальной понимается программная  система, построенная по особой  технологии. Технология определяет  как структуры данных для представления  информации в машине, так и  методы ее обработки. Регламентируются  также основные функции системы, структура, стратегии функционирования, а отсюда и круг задач, к которым такие системы могут применяться.

 

Таким образом, для специалиста  применение термина «интеллектуальная  система» означает определенную технологическую  базу, на которой он должен основываться как разработчик. Вообще говоря, существует не одна, а множество технологий разработки интеллектуальных систем. Исторически первая из них - технология нейронных сетей, толчком для ее возникновения послужила идея в качестве отправной точки взять модель физиологической основы человеческого интеллекта - высшей нервной системы. Другая наиболее широко и настоящее время распространенная технология экспертных систем, или иначе ее называют инженерия знаний, базируется на применении особого рода конструктивной информации - знаний. Знания - это информация о способах решения разнообразных человеческих задач, профессиональных и непрофессиональных. Знания позволяют интеллектуальной системе формировать рекомендации пользователю для принятия решений относительно конкретных возникающих перед ним задач, например - врачу помочь поставить диагноз, инженеру - определить неисправность технической системы, геологу - обнаружить месторождение полезных ископаемых и т.п.

 

 Под интеллектуальными понимают  также гибридные системы, использующие элементы технологий искусственного интеллекта наряду с другими компьютерными технологиями.

 

 Под  поддержкой принятия решений  в широком смысле понимают  всевозможную помощь пользователю  в процессе его работы. В узкоспециальном  смысле этот термин предполагает подход к решению задачи пользователя как к управленческой и в конечном итоге означает выбор вариантов решения задач пользователя.

 

 Автоматизированная  поддержка принятия решений в  широком смысле означает выполнение  хотя бы одной из следующих функций:

 

 Предоставление  справочной информации без автоматического  формирования запросов к базам  данных;

 

 Предоставление  справочной информации с автоматическим  формированием запросов к базам  данных и привязкой к условиям  решаемой задачи;

 

 Графическая визуализация получаемой  справочной информации и информации  о способах принятия решений;

 

 Предоставление рекомендаций  по формированию решений; 

 

 Сужение пространства поиска  решения пользователем.

 

 Выбор и рекомендации наиболее  приемлемых решений с учетом рангов;

 

 Моделирование последствий  принятия решений.

 

Следует отметить, что в настоящее  время большинство программных  систем, называемых системами поддержки  принятия решений, носят всего лишь информационно-справочный характер, то есть выполняют лишь первую из перечисленных функций. Другие информационно-справочные системы позволяют выполнить несколько первых функций [2].

Информация о работе Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений - системы поддержки принятия решений