Классификация стран по уровню соц. экономического развития и анализ основных показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:11, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей контрольной работы закрепление теоретических знаний по теме и работа с дополнительной литературой.
Задачи настоящей контрольной работы раскрыть тему классификации стран по уровню социально-экономического развития, описать в отдельности каждую группу стран, развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.Классификация стран по уровню социально-экономического развития
Показатели уровня социально-экономического развития стран
2.Развитые страны
2.1. Общая характеристика развитых стран
2.2. Научно-технический прогресс и формирование «новой экономики» в развитых странах
3.Развивающиеся страны
4. Страны с переходной экономикой
. Основные черты стран с переходной экономикой
. Рыночные преобразования в странах с переходной экономикой
. Российский вариант перехода к рынку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

    Особенностью  финансовой системы в развитых странах в последние два десятилетия, стало существенное повышение роли и значения расходов на социальные цели (табл.1). Важнейшими статьями являются затраты на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и защиту, жилищное строительство и коммунальные службы.

    Таблица 1

    Доля  расходов на социальные цели в общей  сумме  бюджетных ассигнований

    Страна     2005     2008
    США     48,8     53,5
    Германия     55,8     62,4
    Англия     43,7     51,7
    Франция     64,4     68,1
    Италия     48,8     51,5
    Канада     43,8     54,6

       

    Государству в развитых странах принадлежит 30—40% основных фондов, что позволяет ему активно участвовать в воспроизводственных процессах. В последние десятилетия государство стало крупнейшим заемщиком ссудного капитала для покрытия огромных бюджетных расходов.

    Таким образом,  вступление индустриально  развитых стран в XXI век с «новой экономикой» накладывает отпечаток  на все черты рыночной экономики и требует расширения функций государства. В основном это касается формирования новой среды для конкуренции в отраслях высоких технологий, а также на мировом рынке товаров, реализуемых через электронную торговлю. Встает также проблема поиска адекватных статистических показателей и методов учета для обеспечения полноты и точности статистического учета в «новой экономике», определения ее воздействия на социально-экономическое развитие страны.

    3. Развивающиеся страны.

В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства  с рыночной экономикой и низким уровнем  экономического развития. Из 182 стран — членов Международного валютного фонда к развивающимся относят 121. Несмотря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится около 40% мирового ВВП, доля в мировом экспорте 26%.

        Представляют собой периферию  мировой экономической системы.  Сюда относятся страны Африки, страны Азиатско- Тихоокеанского  региона - АТР (кроме Японии, Австралии,  Новой Зеландии, стран-«драконов»  Юго-Восточной Азии и азиатских  государств СНГ), страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Выделяются и подгруппы развивающихся государств, в частности, подгруппа стран АТР (Западная Азия плюс Иран, Китай, страны Восточной и Южной Азии - все прочие страны региона), подгруппа стран Африки (Африка южнее Сахары за вычетом Нигерии и ЮАР - все прочие африканские страны за исключением Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Нигерии, Туниса).

        Вся группировка развивающихся  стран весьма неоднородна, и,  скорее, правильно было бы называть  ее странами третьего мира. К развивающимся относятся, в частности, такие государства, которые по многим показателям уровня и качества жизни выше любой развитой страны (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт либо Багамские о-ва). ВВП на душу населения, объем социальных расходов правительства здесь соответствует или даже превышает аналогичные показатели стран Большой семерки. Есть в группе развивающихся государства средние, с неплохим уровнем развития экономической и социальной инфраструктуры, есть и значительное число стран с крайне отсталым национальным хозяйством, большинство населения которых находится за чертой нищеты, соответствующей по методике ООН одному доллару расходов в день на каждого жителя. Так же нельзя утверждать, что все они - экономики аграрного или аграрно-индустриального типа.

        Название группы - развивающиеся  страны - отражает, скорее, модель их  национального хозяйства, в которой  крайне невелика роль рыночных  механизмов и частного предпринимательства,  а преимущественное значение  для развития имеют натуральное или полунатуральное хозяйство, преобладание аграрного и индустриального секторов в отраслевой структуре экономики, высокая степень государственного вмешательства в экономику и низкий уровень социальной защиты. Из-за общего характера вышеназванных особенностей к развивающимся государствам вполне правомерно причислять и большинство из переходных экономик, уровень жизни в которых значительно снизился из-за неэффективности управления экономическими преобразованиями. Ввиду подобных сложностей в классификации и разноплановостью развивающихся стран, проще всего классифицировать их методом исключений. Соответственно, развивающимися следует считать те государства, которые не вошли в группы стран с развитой рыночной экономикой и не являются бывшими социалистическими странами Центральной и Восточной Европы или бывшими республиками бывшего СССР.

         Для целей конкретного экономического  анализа развивающиеся страны  делятся на:

  • страны - чистые кредиторы: Бруней, Катар, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия;
  • страны - чистые должники: все прочие РС;
  • страны-экспортеры энергоресурсов: Алжир, Ангола, Бахрейн, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Египет, Индонезия, Ирак, Иран, Камерун, Катар, Колумбия, Конго, Кувейт, Ливия, Мексика, Нигерия, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Тринидад и Тобаго, Эквадор;
  • страны-импортеры энергоресурсов: все прочие РС;

        наименее развитые страны: Афганистан, Ангола, Бангладеш, Бур-кина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Гаити, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Демократическая Республика Конго (бывший Заир), Замбия, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Кирибати, Коморские о-ва, Лаос, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Руанда, Западное Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы о-ва, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Тувалу, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия.

4.Страны с переходной экономикой.

    4.1.Основные  черты стран с  переходной экономикой.

    К странам с переходной экономикой относят 28 посткоммунистических государств. В их составе выделяют две региональные подгруппы. Первая включает страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию. Вторая подгруппа включает страны СНГ и Монголию. Китай, несмотря на его активное реформирование и промышленное развитие, пока относят к группе развивающихся стран. Страны с переходной экономикой заняты структурной перестройкой, необходимой для перехода к рыночному хозяйству, которое приходится обустраивать на обломках плановой социалистической системы. Эти страны производят около 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет по разным оценкам от 6 до 10% от мирового уровня.

    Из  четырех групп стран, выделяемых Всемирным банком в зависимости  от уровня ВВП на душу населения (страны с низким доходом, с уровнем дохода ниже среднего, с уровнем дохода выше среднего, с высоким доходом), страны Восточной Европы преимущественно относятся к группе стран с уровнем дохода выше среднего. Китай и многие страны СНГ входят в группу стран с доходом ниже среднего. Россия вступила в XXI век со среднедушевым доходом и относилась к группе стран с доходом ниже среднего уровня.

    Специфика стран с переходной экономикой, связанна с однотипностью хозяйственных проблем и механизмов, свойственных посткоммунистическим государствам. Именно эти государства вошли в группу стран с переходной экономикой по классификации ООН. Однотипность экономических задач данной группы стран определяет характер трансформации экономики от директивно-плановой к рыночной.

    В странах с переходной экономикой первые шаги рыночных реформ были связаны с формированием материальных предпосылок рыночного хозяйства: рыночной инфраструктуры и новых межотраслевых пропорций. Рыночная инфраструктура создавалась заново (коммерческие банки, биржи, посреднические конторы, страховые компании и т.д.). Менялись межотраслевые и межсекторальные пропорции. Переход к рынку предполагал переориентацию в сторону отраслей конечного спроса, так как прежде наблюдалась гипертрофия производства средств производства.

    4.2. Рыночные преобразования  в странах с  переходной экономикой.

    Сформировалось два варианта рыночных преобразований — радикальный («шоковый») и эволюционный. Выбор радиального («шокового») варианта большинством стран с переходной экономикой был обусловлен ситуацией экономической катастрофы в условиях распада хозяйственных связей. Предотвратить этот разрушительный процесс не удалось из-за запаздывания с проведением рыночных преобразований. Жесткость радикального варианта реформирования была обусловлена и приверженностью политической элиты монетарным доктринам, которые насаждались МВФ.

    Эволюционный  вариант характерен для Китая  и в известной мере для Венгрии. Эволюционный путь предполагал рост альтернативного государству частного производства, малого и среднего бизнеса, постепенную либерализацию цен. Этот путь развития не допускал прямого разрушения хозяйственных производственных структур, он максимально сохранял экономический потенциал страны и делал упор на развитие реального сектора экономики. Финансовый сектор реформировался по мере роста реального сектора, а не наоборот, как это было в России.

    4.3. Российский вариант  перехода к рынку.

    России  пришлось использовать «шоковый» вариант  реформирования, поскольку она упустила время и возможности постепенных преобразований. Реформирование проходило в условиях угрозы коммунистического реванша. Поэтому рыночные реформы чрезмерно форсировались, проводились непоследовательно и не комплексно, что привело к неоправданно высокой их цене. Запаздывание с проведением реформ привело к лавинообразному распаду старой системы, к распаду мировой системы социализма, а затем и СССР. Предприятия потеряли традиционные рынки, а выйти на новые рынки оказалось невозможно из-за низкой конкурентоспособности их продукции. Массовое банкротство предприятий, не выдержавших конкуренции, оказалось неизбежным. Неоправданным стал уход государства из экономики.

    Начальный период перехода к рынку с переходной экономикой происходил в условиях спада  и высокой инфляции. Поэтому в  краткосрочном периоде рыночные реформы в таких условиях не могли привести в действие рыночный механизм и с его помощью придать экономике устойчивый рост. Рыночные реформы по «шоковому» варианту создавали основы рынка только для отдаленного будущего. Нестабильность экономики сохранялась, что приводило к неоправданным потерям экономического потенциала, приостановке инвестиционного процесса.

    В России вплоть до 1998г. антиинфляционная политика была доминирующей. Она заслонила  собой все остальные макроэкономические проблемы. Проводить демонополизацию в условиях спада было сложно. Неразумно было ограничивать деятельность монополистов, когда во многих отраслях простаивало производство.

    Стабилизирующего  эффекта ждали от приватизации, которая  должна была сформировать в стране частный сектор. Приватизация привела к появлению новых собственников, которые на разных основаниях приобрели права собственности на активы предприятий. Приватизация не дала предприятиям желаемых инвестиций и не смогла внедрить в производство управленческие технологии, адекватные рынку. Новые хозяева предприятий не располагали инвестиционным потенциалом, не владели искусством рыночного менеджмента и не умели строить долговременные стратегии. Последующее развитие было связано со сменой неэффективных собственников на эффективных. Начался процесс передела собственности. Неясность в правах и перспектив собственности вызвала паузу в инвестиционном процессе.

    Опыт  России и европейских посткоммунистических стран показал, что прямая связь между интенсивностью формирования частного сектора и экономическим ростом отсутствует. Подлинные рыночные субъекты не те, кто юридически оформил статус частного собственника, а те, кто освоил рыночные навыки управления своими активами. Следует отметить, что приватизация в России должна была постепенно продвигаться к формированию нового типа корпоративного управления. Поскольку эту проблему решить сразу невозможно, необходимо было, на какое-то время сохранить часть государственных предприятий.

    После финансового кризиса 1998г. российский капитал больше не мог обогащаться исключительно за счет перекачки ресурсов реального сектора в спекулятивную сферу. Возможности обогащения за счет приватизации также были ограничены, так как этот процесс стал завершаться. Денежный капитал устремился в реальный сектор. На первых порах было необходимо сохранить основные фонды предприятий, которые в отличие от финансовых активов стареют и могут прийти в негодность. Угроза аварий из-за старения основных фондов обусловила необходимость инвестиций. Именно это обстоятельство обеспечило материальную основу для экономического роста.

Информация о работе Классификация стран по уровню соц. экономического развития и анализ основных показателей