Классификация сфер бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:32, лекция

Краткое описание

Экономика состоит из двух сфер:
1. производственной сферы или сферы материального производства
2. непроизводственной сферы или сферы услуг
Рассмотрим признаки, по которым разграничивают производственную и непроизводственную сферу.

Файлы: 1 файл

Классификация сфер бизнеса.docx

— 32.83 Кб (Скачать)

Экономика состоит из двух сфер:

  1. производственной сферы или сферы материального производства
  2. непроизводственной сферы или сферы услуг

Рассмотрим признаки, по которым  разграничивают производственную и  непроизводственную сферу. Определяющим признаком материального производства является направленность функционирующего в нем труда работников на изменение  вещества для адаптации его к  потребностям человека. Остальные признаки вытекают из этого свойства:

  • овеществление результата труда
  • несовпадение производства и потребления во времени и пространстве

С учетом перечисленных признаков  принята классификация отраслей экономики, в которой к сфере  материального производства относятся  все виды деятельности, создающие  материальные блага в форме продуктов, энергии, хранения, перемещения, сортировки, упаковки и другой деятельности, которая  продолжает процесс производства. 
 
Таким образом к производственной сфере относятся следующие отрасли экономики:

  1. Промышленность
  2. Сельское хозяйство
  3. Лесное хозяйство
  4. Строительство
  5. Грузовой транспорт
  6. Связь (обслуживание предприятий производственной сферы)
  7. Торговля и общественное питание
  8. Материально-техническое обеспечение
  9. Заготовки
  10. Отдельные виды деятельности

Главным отличительным признаком  непроизводственной сферы является направленность труда работников непосредственно  на человека, на социальные условия, в  которых живет человек и на удовлетворение его духовных потребностей. К сфере услуг принято относить:

  1. Жилищно-коммунальное хозяйство
  2. Бытовое обслуживание населения
  3. Пассажирский транспорт
  4. Связь (по обслуживанию организаций непроизводственной сферы и населения)
  5. Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
  6. Образование
  7. Культура и искусство
  8. Наука и научное обслуживание
  9. Кредитование и страхование
  10. Управление
  11. Деятельность политических и общественных организаций

С развитием  коммерции услуг в создаваемой  рыночной экономике России она все более приобретает сервисный характер, постепенно преобразуясь из экономики производителей в экономику наиболее полного удовлетворения специфического спроса потребителей. Появление новых услуг и отраслей, производящих их, ведёт к развитию сервисизации производства.

Сервисизация (от английского service — услуга) — процесс активного инвестирования в инфраструктурные отрасли, который обусловлен ростом доходов, расширением потребности в кредитных ресурсах, ускорением темпов НТП и поиском ресурсосберегающих технологий в сфере производства и реализации продукта.

Сервисная экономика характеризуется следующими основными факторами:

  • понятие полезности товаров отождествляется не только с материальным качеством, но и с развитием сопутствующих услуг и процессов, обеспечивающих эффективность бизнеса
  • понятие качества услуги, которое добавляется способностью предприятия оперативно взаимодействовать с потребителями
  • стиль и методы управления постоянно меняются с учетом тенденций и закономерностей рынка. Появляются гибкость, адаптивность, скорость принятия решений, активизируются маркетинговая и логистическая компоненты управления
  • производственная система, являющаяся более открытой, с динамичными коммерческими связями и с поставщиками услуг, и с потребителями
  • конкуренция, направленная на сотрудничество и взаимодействие для более полного удовлетворения потребностей клиентов
  • качество обслуживания клиентов, нацеленное на более полное удовлетворение потребностей клиентов

Развитие  системы услуг формируется в  рамках сервисной экономики. Услуги являются фундаментом сервисной экономики, способствуют развитию рыночной инфраструктуры, социальной ориентации экономики, повышению качества жизни общества, его гармонизации. Не случайно в передовых странах мира доля услуг в общем объеме ВВП в 2000 года достигла уровня 80%. Так, со второй половины 90-х годов доля ВВП, произведенного в сфере услуг, в США увеличилась с 74 до 81%, в Японии доля услуг выросла с 64 до 71%, в Великобритании — с 62 до 80%. Сегодня в США работает в сфере услуг 75% всех занятых, при этом здесь сконцентрировано более 80% работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации, это касается прежде всего науки, образования, здравоохранения, телекоммуникаций, компьютерных, инжиниринговых услуг, услуг в области паблик рилейшнз.

Эксперты  и аналитики выделяют несколько  причин поступательного развития рынка услуг:

  • потеря многими индустриальными экономическими системами динамизма
  • вложение в сферу материального производства становится малоэффективным как с точки зрения хозяйственной, так и с экологической
  • рост безработицы, которая отвлекает экономические ресурсы и создает социальную напряженность
  • кризис перепроизводства
  • экологические проблемы

Услуга выступает  как одна из важнейших разновидностей бизнеса, так как является товаром (предметом) купли-продажи, от реализации которого общество получает ощутимую пользу.

На производство услуг в сфере малого бизнеса  влияют экономический механизм развития общества, масштабы общественного производства, сложность его отраслевой структуры, процесс углубления специализации и кооперирования в промышленности, количество и качество производимой и потребляемой в обществе продукции. С другой стороны, от формирования рынка услуг сферы малого бизнеса, его структуры и организации во многом зависят объемные и экономические показатели ВВП многих развитых стран.

Развитие  современного профессионального бизнеса  неразрывно связано с сервисизацией  производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг. Сервисный потенциал(СП) — один из важных и активно развивающихся элементов современного цивилизованного рыночного механизма, непосредственно связанного с максимизацией потребительской удовлетворенности и повышением на этой основе эффективности производства и коммерции.

Существует  несколько подходов к классификации  услуг.

В соответствии с научными исследованиями профессора В.Д. Марковой услуговая деятельность включает пять классификационных групп:

  1. производственные услуги — инжиниринг, лизинг, обслуживание, ремонт оборудования и др.
  2. распределительные услуги — торговля, транспорт, связь
  3. профессиональные услуги — банки, страховые, финансовые, консультационные,рекламные и т.п.
  4. потребительские (массовые) услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением
  5. общественные услуги — телевидение, радио, образование, медицина, спорт, культура

Ф. Котлер выделяет четыре классификационных  признака:

  • осязаемость
  • неотделимость от источника
  • непостоянство качества
  • невозможность хранения и транспортирования услуг

 
Л. Крепкий делит услуги на две  группы:

  • материальные
  • нематериальные

Каждая из групп включает в себя по семь подгрупп по выделенному признаку материальности.

В. Кулибанова предлагает четыре группы услуг:

  • услуги,ориентированные на управление государством
  • услуги, ориентированные на управление предприятием
  • услуги, ориентированные на управление обществом
  • услуги, ориентированные на управление потребностями человека

Нельзя не согласиться с этим подходом. Но для сферы малого бизнеса можно  предложить новую классификацию, учитывающую  специфику производства сервисного продукта в рассматриваемой сфере.

Комплексные исследования условий производства и организации реализации продукта услуговой сферы в малом бизнесе позволили выделить основные классификационные признаки, объединяющие многообразие услуг сферы малого бизнеса в единый комплекс. При этом рассматриваемая классификация является гибкой, обеспечивающей возможность добавлять новые признаки с учетом развития сервисной экономики. Ниже представлена классификация услуг сферы малого бизнеса.

Проведенный анализ услуг сферы малого бизнеса  позволяет сгруппировать их по следующим  десяти признакам:

  1. творческому подходу к созданию сервисного продукта
  2. отраслевому признаку
  3. возможности интеграции с крупным бизнесом
  4. государственной поддержке
  5. территориальному охвату
  6. ориентации на воспроизводственный процесс
  7. целевой установке
  8. степени осязаемости
  9. уровню абстракции
  10. назначению

Особую значимость при развитии рыночных механизмов приобретает классификационный признак по творческому подходу к созданию сервисного продукта. С учетом основных маркетинговых элементов разделяют:

  • услуги креативные (парикмахерские услуги, услуги паблик рилейшнз и пр.)
  • некреативные (раскрой, нарезка, фасовка и пр.)

Существенную  значимость этот признак приобретает  при формировании уникального внутреннего продукта (УВП), представляющего собой сервисный продукт организации, созданный с учетом потребительских запросов и латентных предпочтений и характеризующийся корпоративными особенностями, которые и определяют потребительскую ценность этой услуги и репутацию производителя услуг. Усилия всех представителей малого бизнеса должны быть направлены на повышение уровня креативности сервисных продуктов и создание развитой структуры имиджа организации.

Применительно к отраслевой структуре все услуги можно подразделить на типы:

  • транспортные услуги
  • услуги в строительстве
  • услуги в промышленности
  • услуги в агропромышленном комплексе
  • туристско-экскурсионные услуги
  • торговые услуги
  • услуги сферы товарного обращения
  • услуги общественного питания
  • и пр.

Для ритмичной  работы всех субъектов рынка важную роль играет развитие как межотраслевых, так и внутриотраслевых партнерских  союзов через интеграцию структур малого и крупного бизнеса. Отсюда формируется третий классификационный признак — по возможности интеграции услуг малого бизнеса с крупным бизнесом. Здесь выделяют:

  • интегрируемые (в строительстве, производстве, торговле и пр.)
  • неинтегрируемые (бытовые и пр.) услуги

К неинтегрируемым  услугам относятся такие, при  которых экономические, правовые и организационные отношения устанавливаются без учета интересов других производственных объединений, предприятий и фирм-изготовителей.

В настоящих  условиях совершенствования рыночных отношений большое значение приобретает создание интегрируемых услуг. К ним относятся такие услуги, при которых выполнение маркетингового плана и производственного задания возможно за счет интеграции малых и крупных организаций. Малые структуры в данном случае не только организуют коммерческие связи между производством и потреблением, но и выступают в качестве участника в этих связях, в экономических и правовых взаимоотношениях сторон. Они согласовывают между поставщиками и потребителями количество и ассортимент поставляемой продукции, ее технические характеристики, частные сроки поставок, заключают хозяйственные договоры, организуют поставки продукции, участвуют в расчетах с поставщиками и потребителями, несут ответственность за невыполнение договорных обязательств.

В условиях формирования рынка услуг существенную роль наряду с производственными и коммерческими звеньями должны играть органы республиканского и регионального управления.

По мере усложнения отраслевой структуры национального  хозяйства интеграционные связи развиваются и усложняются, и, следовательно, из года в год возрастает их значение. При этом все большую роль играет в их развитии государственная поддержка. Так, определяется следующий классификационный признак — по государственной поддержке в создании маркетингового сервисного продукта выделяют:

Информация о работе Классификация сфер бизнеса