Китай

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Общая характеристика КНР (географическое положение, территория, население, климатические условия).

2. История экономического развития, вклад в мировую цивилизацию.

3. Характеристика современного состояния экономики КНР:

- место в мировой экономике, темпы развития;

- особенности современной модели экономического развития;

- особенности рынка труда;

- внешнеэкономические связи, структура экспорта и импорта.

Файлы: 1 файл

План реферата.docx

— 46.93 Кб (Скачать)

  Одним из основных направлений привлечения  инокапитала стало создание по решению  Госсовета КНР 5 СЭЗ, а также 32 зон  эконом, развития госуровня и более 4 тыс. зон развития различного уровня. В 5 СЭЗ, изолированных от остальной  территории, введен особый пропускной режим въезда и выезда, провоза  товаров через таможенные контрольные  пункты.

  Приоритетными отраслями этих зон являются производство бытовой электроники и электротехники, вычислительной техники, средств связи, новых материалов, комплектующих  для автомобилестроения, приборостроение, точное машиностроение, фармакология, биотехнологии. Администрация СЭЗ  и СП могут самостоятельно принимать  решения об условиях экспорта готовой  продукции (10).

  В экспорте КНР в 1998 г. наиболее «весомыми» товарными группами являлись машины и оборудование — 54,3 млрд.долл. (29,5%), одежда текстильная и трикотажная — 27,1 млрд.долл. (14,8%), обувь -8,4 млрд.долл. (4,6%), игрушки и спортинвентарь - 7,8 млрд.долл. (4,2%), чермет и изделия — 6,6 млрд.долл. (3,6%), кожизделия — 5,3 млрд.долл. (2,9%), мин. топливо, нефть, нефтепродукты — 5,2 млрд.долл. (2,8%), пластмассы — 5,2 млрд.долл. (2,8%), оргхимсоединения - 3,4 млрд.долл. (1,8%), цветмет - 3,1 млрд.долл. (1,7%). Экспорт Китаем продуктов питания составил 9,7 млрд.долл. (5,3%), зерновых культур - 1,5 млрд.долл. (0,8%).

  В импорте КНР доминировали машины и оборудование — 60,5 млрд.долл. (43,1 %), пластмассы и изделия из них — 10,5 млрд.долл. (7,5%), чермет и изделия - 7,7 млрд.долл. (5,5%), мин. топливо, нефть, нефтепродукты - 6,8 млрд.долл. (4,8%), цветмет  и изделия — 4,2 млрд.долл. (3%), бумага, картон и изделия из них — 3,6 млрд.долл. (2,6%), нити, синтетические ткани и  нити — 3,3 млрд.долл. (2,4%), штапельные волокна - 2,8 млрд.долл. (2%), удобрения — 2,5 млрд.долл. (1,8%), кожа, кожсырье (1,6%).

  Перечень  торг, партнеров КНР в 1998 г. включал 229 государств и р-нов мира, однако основная часть внешторг. оборрта  Китая традиционно приходится на достаточно узкий круг контрагентов. Крупнейшими торг, партнерами Китая  были Япония (объем двустороннего  товарооборота в 1998 г. составил 57,9 млрд.долл.), США (54,9 млрд.долл.), Гонконг(45,4 млрд.долл.). Ю.Корея (21,2 млрд.долл.), Тайвань (20,5 млрд.долл.), Германия (14,3 млрд.долл.), Сингапур (8,1 млрд.долл.), Великобритания (6,5 млрд.долл.), Франция (6 млрд.долл.), Нидерланды (6 млрд.долл.), Россия (5,4 млрд.долл.), Австралия (5 млрд.долл.), Индонезия (3,63 млрд.долл.) (10).

  Процесс интеграции КНР в мировую экономику  в конце 70-х годов начался с  быстрого расширения экспорта нефти  и нефтепродуктов, который в 1985 году составил 6,7 млрд. долл. или четвертую  часть общего экспорта КНР. Крупномасштабное увеличение экспорта нефти предполагалось осуществлять, в первую очередь, за счет освоения нефтяных запасов на континентальном шельфе КНР в  районах Восточно-Китайского, Южно-Китайского и Желтого морей. Это, по мнению китайского руководства, дало бы возможность Китаю, с одной стороны, смягчить энергетическую ситуацию в стране, а с другой — путем значительного расширения экспорта нефти на мировом рынке  получать необходимые валютные средства для массовых закупок за рубежом  машин и оборудования (11).

  В этот период времени были проведены  переговоры с крупнейшими американскими  и европейскими нефтяными фирмами  о совместной разведке и разработке нефтяных ресурсов на континентальном  шельфе, которые оценивались как  одни из наиболее крупных в мире. Однако падение цен на нефть на мировом рынке с 39 долл. за баррель  в 1981 г. до 14,8 долл. за баррель в 1986 г. сделало нерентабельным освоение многих месторождений.

  Внешнеторговая  политика КНР осуществлялась в соответствии с внешнеэкономической стратегией страны в целом, нацеленной на активное использование внешних факторов при сохранении принципа "опоры  на собственные силы". Поэтому  при импорте предусматривался преимущественный ввоз техники и материалов, не производящихся в стране и необходимых для  ее развития, а также ограниченный импорт товаров, производящихся в стране, но в недостаточном количестве.

 

  4. Отношения с Россией,  формы сотрудничества, перспективы развития

  Россия  занимает 9-е место среди крупнейших торговых партнеров Китая. Согласно опубликованным в январе 2003 г. данным Главного таможенного управления КНР, в январе - ноябре 2002 г. объем товарооборота  КНР с Россией достиг 10,86 млрд. долл., увеличившись на 17% по сравнению  с тем же периодом 2001 г. (9).

  Для развития сотрудничества между двумя  странами важна стыковка секторов двух экономик, которые в долгосрочном плане будут дополнять друг друга. Торговый представитель РФ в Китае  С. Цыплаков полагает, что в 90-е годы Россия и КНР сформировали правовую систему, обеспечивающую успешное развитие взаимовыгодных торгово-экономических  связей.

  Основу  российских поставок в КНР составляет продукция военно-промышленного  комплекса, черной металлургии, химической промышленности, лесоматериалы, рыба и  морепродукты. В китайском экспорте в Россию основная доля приходится на изделия из кожи, обувь и одежду. Повышается доля машин и оборудования, а также бытовой электротехники.

  Россия  планирует расширение участия в  программе освоения западных районов  Китая и намерена участвовать  в тендерах на поставку энергоагрегатов  для гидро- и тепловых электростанций. Россия готова поставлять в КНР машины и оборудование, технологии для использования  в рамках программы освоения Западного  Китая. Так, накопленный российскими  фирмами опыт строительства инженерных объектов в условиях вечной мерзлоты может быть использован в КНР  при сооружении высокогорной дороги Шанхай - Тибет. В настоящее время  для Китая, выполняющего программу  освоения западных регионов страны, представляют значительный интерес поставки грузовых автомобилей "КамАЗ" и другой техники. Перспективны сотрудничество в инвестиционной сфере и развитие производственной кооперации. Так, реализуются соглашения, предусматривающие сборку телевизоров  и кондиционеров в России из комплектов, поставляемых фирмами КНР. Китай  заинтересован в российских технологиях  энергетической, авиационной, атомной, космической отраслей.

  В свою очередь китайские компании намерены участвовать в освоении нефтегазовых месторождений в Восточной  Сибири и на шельфе о. Сахалин, осуществляя  их разведку и разработку. В октябре 2002 г. в Пекине состоялся форум  по инвестициям и развитию сотрудничества стран - участниц Шанхайской организации (ШОС). В его работе участвовали  представители России, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, а также ведущие китайские  корпорации. Основное внимание на форуме ШОС было уделено стратегии развития энергетического сотрудничества входящих в ШОС стран. Важнейшим из российскоко-китайских  проектов является участие Газпрома в строительстве газопровода  Запад - Восток для транспортировки  природного газа из Та-римского бассейна (Синьцзян-Уй-гурский автономный район  КНР) в район Шанхая, а также  проект нефтепровода "Россия - Китай".

  Приоритетным  наукоемким направлением российско-китайского сотрудничества является энергетическое машиностроение, включая участие  России в строительстве Тяньваньской АЭС. Ижорские заводы, входящие в группу "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ), завершили изготовление корпуса атомного реактора для второго  энергоблока этой АЭС. В соответствии с заключенным в 1999 г. контрактом ОМЗ планируют изготовить и отгрузить  заказчику 95 наименований оборудования общим весом более 9 тыс. т, стоимостью 130 млн. долл. Большая часть контракта  выполнена и заказчику до конца 2002 г. было поставлено 6,2 тыс. тонн оборудования (9).

  По  подавляющему числу показателей  наблюдается отставание России от Китая (12). За последние семь лет (1997-2003 гг.) отмечается устойчивая тенденция возрастания  в структуре Российского экспорта доли товаров сырьевой группы. При  наблюдаемых ежегодных колебаниях от 56,1 до 74,8% в указанные годы она  в среднем достигла 66,7%. Первое место  среди товаров сырьевой группы занимает экспорт черных металлов. Их удельный вес в российском экспорте в Китай  за последние семь лет составлял  ежегодно в среднем 16,6%, на втором месте  — удобрения (12,8%), на третьем —  минеральное топливо, нефть и  нефтепродукты (11,7%). Далее в порядке  убывания следуют: экспорт цветных  металлов (8,05%), древесины и изделий  из нее (7,2%), рыбы, моллюсков, ракообразных (6,27%), бумажной массы и целлюлозы (4,02%).

  Группа  несырьевых товаров представлена машинами и оборудованием. Среднегодовая  доля этой товарной группы в структуре  экспорта в России в рассматриваемом  периоде составила 16,38%. Экспорт машин  и оборудования занимает второе место  в общей структуре экспорта в  Китай (после экспорта черных металлов). Химические товары заняли вторую (последнюю  значимую) позицию в структуре  несырьевых товаров (8,72%) и пятую  в общей структуре российского  экспорта в Китай.

  Анализ  структуры экспорта Китая в Россию демонстрирует абсолютно противоположную картину. Доля его сырьевого экспорта в рассматриваемом периоде неуклонно снижалась, а доля готовых промышленных товаров возросла — с 63,1% в 1997 г. дс 70,5% в 2003 г. Ежегодный прирост составил 1,2%. В среднем доля готовых промышленных товаров в структуре китайского экспорта в Россию достигла 70,87%.

  Первое  место среди товаров, экспортируемых в Россию, занимает текстильная и  трикотажная одежда — среднегодовой  показатель за семь последних лет  равен 22,9%. Далее следуют товарные группы: изделия из кожи (19,72%), прочие товары (18,62%), обувь (11,87%), машины и оборудование (10,22%), химические товары (4,35%), мясе (3,61%) — товарная позиция сырьевого  экспорта, выделяемая таможенными органами Китая отдельно; игрушки и спортивные товары (1,61%).

  Наблюдается дисбаланс в создании филиалов банковских учреждений: в РФ в 1994 г. открыт банк «Элос» (филиал НБК), имеющий лицензию на все виды операций в рублях и  СКВ как с нерезидентами, так  и с резидентами РФ. В КНР  пока нет ни одного российского банковского  учреждения с правом ведения даже ограниченного круга операций. Причиной являются жесткие требования китайского законодательства к критериям, которым должны соответствовать инобанки для получения разрешения на создание своего филиала в КНР.

  Сравнение объемов встречной торговли России и Китая свидетельствует о  том, что они не сбалансированы. Экспорт  России в Китай в среднем в 2,2 раза превышает импорт России из Китая. Из изложенного выше можно  сделать следующие выводы:

  —почти  трехкратный рост товарооборота  России и Китая (запоследние семь лет он вырос с 6 млрд. до 15,7 млрд. долл.) обусловлен в значительной мере увеличением российского экспорта в Китай;

  —высокие  темпы роста российского экспорта в Китай сопровождаются все большим  смещением структуры экспорта в  сторонутоваров сырьевой группы;

  —повышение  объемов экспорта Китая в Россию, наоборот, сопровождается увеличением  доли готовых промышленных товаров  сболее высокой добавленной стоимостью (10).

 

  5. Прогноз экономического  развития Китая  

  По  оценке ряда авторов, в XXI в. соотношение  межгосударственных конкурирующих  сил будет, по-прежнему, одним из важных факторов. Поэтому роль государства  будет иметь тенденцию к усилению. Лишь имея мощную систему оборонной  безопасности, обеспечивающую как национальную независимость, экономический рост, так и равноправные международные  связи, можно сохранить политическую, экономическую и социальную стабильность страны (13).

  В XXI веке Китаю предстоит, осуществив всестороннюю модернизацию, превратить страну в политически самостоятельное, экономически мощное, культурно самодостаточное, демократическое, социалистическое государство и войти в ряды развитых стран. Для достижения этих целей необходимо пройти следующие этапы развития.

  Первый  этап (2000-2010 гг.) будет важным периодом экономического и социального развития страны, в который предусматривается осуществление стратегии преобразования структуры экономики, расширение ее внешней открытости, а также совершенствование социалистического рынка. В соответствии с перспективными целями, выдвинутыми на XV съезде КПК, в качестве главных ориентиров экономического и социального развития 2001-2005 гг. признаны: сохранение довольно высоких темпов народнохозяйственной динамики, достижение ощутимого эффекта совершенствования структуры экономики, заметное повышение качества и эффективности экономического роста. К 2010 г. ВВП должен вырасти вдвое по сравнению с 2000 г. Государственным предприятиям предстоит добиться значительных результатов в области строительства современных институциональных систем. Намечено существенно оздоровить систему социального обеспечения. Продолжится совершенствование экономической системы социалистического рынка, увеличится участие в международном экономическом сотрудничестве. В социальной сфере предстоит расширить каналы трудоустройства, устойчиво повышать доходы жителей города и деревни, достичь существенного улучшения материальной и культурной жизни, добиться увеличения строительства природоохранных сооружений и повышения качества окружающей среды, достичь заметного прогресса в сферах науки, образования, духовной культуры и демократического правопорядка.

  Во второй этап (2011-2030 гг.) намечено удвоение ВВП на душу населения, создание зрелой системы социалистической рыночной экономики, достижение среднего относительного достатка в уровне обеспечения.

  В третий этап (2031-2049 гг.), т.е. к 100-летней годовщине образования КНР, предполагается добиться повторного удвоения ВВП на душу населения на основе модернизации промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, оборонного комплекса и достичь уровня жизни среднеразвитых государств.

  В четвертый этап (2050-2079 гг.), т.е. к 100-летней годовщине с начала политики экономических реформ и усиления открытости внешнему миру, поставлена цель осуществить очередное удвоение ВВП на душу населения, всесторонне преобразовать территорию и окружающую среду, достичь в потреблении уровня всеобщего достатка.

Информация о работе Китай