Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:39, лекция
Калькулирование – это совокупность приемов и способов аналитического учета затрат и расчетных процедур, обеспечивающих исчисление себестоимости.
Себестоимость туристского продукта представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и продажи туристского продукта материальных и иных ресурсов, а также других затрат на его производство и продажу.
Туризм - путешествие физических лиц продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года либо меньше двадцати четырех часов, но с ночевкой в целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Под туристской деятельностью понимается деятельность туристских организаций по формированию (производству), продвижению и продаже туристского продукта, оказание услуг туристскому обслуживанию, а также иная деятельность в сфере туризма.
Туристский продукт - право на тур, как комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия, являющееся объектом купли-продажи и подлежащее продаже либо туристу, либо другой туристской организации. Туристский продукт может формироваться туристской организацией либо из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций, либо из услуг, оказываемых собственными силами, либо как из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций, так и из услуг, оказываемых собственными силами.
Туризм сегодня - это
сфера народнохозяйственного
Наиболее распространенной формой бизнеса в туризме является турагентство, осуществляющее деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, в т.ч. оформленного турпутевкой. При этом турагент самостоятельно выбирает, с каким из туроператоров, формирующих тот или иной туристский продукт, ему выгоднее сотрудничать.
Одной из самых актуальных проблем методологии и практики отечественного бухгалтерского учета в настоящее время является проблема учета состава текущих издержек производства и обращения, учета и калькулирования себестоимости, а, следовательно, и порядка формирования финансовых результатов деятельности туристской организации.
К числу особенностей
деятельности в области туризма
относится калькулирование
Калькулирование – это совокупность приемов и способов аналитического учета затрат и расчетных процедур, обеспечивающих исчисление себестоимости.
Себестоимость туристского продукта представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и продажи туристского продукта материальных и иных ресурсов, а также других затрат на его производство и продажу.
Все расходы, включаемые
в себестоимость продукции (
1. по отношению к производственному процессу:
2. в зависимости от способа включения в себестоимость:
Туристские агентства могут использовать любой из методов калькулирования себестоимости (попередельный, позаказный, попроцессный, нормативный, «директ-костинг», «стандарт-кост»). Практика показывает, что туристские компании при калькулировании индивидуального тура применяют позаказный метод калькулирования себестоимости. Данный метод предполагает, что на каждый открытый заказ открывается карточка по учету затрат, заказу присваивается номер, который указывают в первичных документах по учету прямых затрат. Позаказный метод применяется как для формирования стоимости групповых, так и индивидуальных туров.
Туристские организации производят группировку затрат, которые включаются в себестоимость туристского продукта по статьям затрат.
К прямым затратам относятся затраты по:
Страховая защита (когда страхуются медицинские и прочие риски) необходима туристам, так как в большинстве туристских регионов оказывается платная медицинская помощь. Учет операций по страхованию туристов зависит от порядка оформления отношений туристской организации со страховой компанией. Существуют два варианта взаимодействия туристской организации со страховой компанией: туристская организация выступает в роли страхового агента или брокера и туристская организация заключает договор страхования в пользу третьих лиц, включая стоимость страховки в цену путевки.
Необходимо выделить затраты, связанные с деятельностью работников, которые непосредственно заняты производством туристского продукта. Такие работники могут состоять в штате организации, а могут выполнять работы по договорам гражданско-правового характера.
К затратам на продвижение и продажу туристского продукта (или к коммерческим расходам), относятся:
Необходимо отметить,
что в фактической
Учет затрат на производство,
продвижение и продажу
Калькуляцию рекомендуется оформлять в виде представленного ниже документа:
Калькуляция
на группу ________ человек
по маршруту_______________
Наименование калькуляционных статей |
Показатели | |
в % |
в стоимостном выражении | |
|
||
Итого прямых затрат |
||
Косвенные расходы туроператора |
||
Затраты по сбыту и реализации |
||
Полная себестоимость |
||
Налоги |
||
Прибыль |
||
Стоимость обслуживания группы |
||
Стоимость (цена) одной туристской путевки |
Учет затрат на производство туристского продукта осуществляется на счете 8410 «Основное производство». При этом могут открываться субсчета по направлениям туристской деятельности, осуществляемой туристской организацией (организация выездного туризма, организация приема туристов и т.д.), или видам туризма (водный, горный и т.п.).
Аналитический учет затрат на производство туристского продукта ведется в разрезе отдельных заказов на производство туристского продукта или совокупностей таких заказов, являющихся объектами учета затрат.
При наличии у организации обособленных подразделений, выполняющих отдельные работы, услуги, и которые используются при производстве туристского продукта (гостиничные комплексы, дома отдыха, транспорт и т.п.), то их затраты учитываются на счете 8310 «Вспомогательное производство».
Косвенные (накладные) расходы учитываются по туристской организации в целом на счете 8410 «Общехозяйственные расходы».
Учтенные косвенные расходы распределяются между объектами учета затрат на основе одного из специальных методов (расчетов), который выбирается туристской организацией исходя из цели выявления наиболее точной себестоимости объекта учета затрат пропорционально:
К незавершенному производству туристского продукта относится сумма затрат на производство туристского продукта, не проданного в данном отчетном периоде. Остатки по счетам 8410 «Основное производство» и 8310 «Вспомогательное производство» на конец отчетного периода показывают стоимость незавершенного производства.
Незавершенное производство туристского продукта оценивается по всем статьям калькуляции либо по прямым производственным затратам.
Если с продвижением и продажей туристского продукта собственного производства туристская организация осуществляет продвижение и продажу туристского продукта других организаций и оказание прочих коммерческих услуг (в том числе агентских услуг по продаже авиабилетов), туристская организация выступает как организация, занятая в торговой, сбытовой или иной посреднической деятельности. Расходы, связанные с оказанием посреднических услуг, отражается по счету 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг».
Нередко встречаются ситуации, когда затраты, производимые туристской фирмой в данном отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются предварительно на счете 1620 «Расходы будущих периодов».
В соответствии со спецификой деятельности, осуществляемой туристскими фирмами, на данном счете могут учитываться затраты на приобретение прав сторонних организаций, которые предполагается использовать для производства туристского продукта как в текущем, так и в последующих отчетных периодах. Указанные права должны приобретаться комплексно на длительный срок. Затраты на приобретение прав на услуги сторонних организаций, учтенные на счете 1620 «Расходы будущих периодов», после заключения договора на производство туристского продукта списываются в дебет счета 8110 «Основное производство».
Специфика вида деятельности
предполагает, что в стоимость
туров включаются так называемые
затраты по невостребованным услугам,
к которым относятся расходы,
приобретаемые блоками и